Экскурсия как средство воспитания экологической культуры
статья (средняя, старшая группа) на тему
Выступление на XI научно-практической конференции "Организация экологической работы с детьми дошкольного возраста в аспекте решения задач коэволюционного взаимодействия с миром природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_kak_sredstvo_vospitaniya_ekologicheskoy_kultury.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Б. Куваева, воспитатель
МАДОУ центра развития
ребенка «Сказка»,
р.п. Красные Баки
Нижегородская область
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры.
«Мир, окружающий ребенка –
это прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума».
В.Сухомлинский
В современном бешеном ритме жизни ближайшее к нам, взрослым, природное окружение стало привычным, само собой разумеющимся. Мы редко останавливаемся, просто, чтобы посмотреть на плывущие, куда - то облака, послушать шелест листвы. И даже во время отдыха на природе многие из нас предпочитают вкусно поесть под громкую музыку. Окружающая нас природа стала просто привычным фоном. Вечно занятым родителям просто некогда погулять с ребенком в парке, сходить в лес. Зачастую вся прогулка это дорога из машины в детский сад и обратно. И в результате мы получаем ребенка, который равнодушно смотрит на все, что его окружает, он просто не умеет видеть окружающий мир, замечать его красоту, неповторимость, необычность.
В нашем Центре развития ребенка «Сказка» работают творческие, увлеченные педагоги. Наша цель это не совокупность знаний, а сформированное осознанное отношение к природе. Самым эффективным средством воспитания экологической культуры мы считаем экскурсии, где можно получить и закрепить уже имеющиеся знания, укрепить здоровье, прививать интерес и любовь к природе.
Экскурсии мы организуем с детьми, начиная со средней группы, но уже с малышами совершаем целевые прогулки по территории нашего детского сада. Здесь у нас организована экологическая тропа, куда входят цветники, огород, метеоплощадка, участок хвойного леса, фруктовый сад, фитоогород, участок поля.
В ближайшем расположении от детского сада есть лесополоса, пруд, овраг, луг, река, что позволяет нам регулярно проводить экскурсии в природу. Успех экскурсии зависит от тщательно продуманной постановки цели, выбора маршрута, беседы с детьми, подготовки снаряжения. Каждый раз, беседуя с детьми перед началом экскурсии, подчеркиваем необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы («Мы идем с вами в гости к природе, поэтому будем вести себя, как в гостях: будем соблюдать тишину, подмечать все интересное вокруг»), для подготовки детей к наблюдению и создания мотивации используем проблемные вопросы ( « Как сейчас выглядит лес, что мы можем там увидеть?»)
Главный компонент любой природоведческой экскурсии - это коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Наблюдая, дети подмечают характерные признаки предметов и явлений, устанавливают связи между ними. Обязательно на каждой экскурсии выделяем время для самостоятельной деятельности детей. Ведь именно здесь у ребенка есть возможность проявить себя исследователем, открывателем тайн природы. Дети должны не получать готовые знания, а находить их самостоятельно. Например, наблюдения за муравейником убеждают, что насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом, дети делают заключение о том, что муравьи являются санитарами леса.
Обязательно в ходе экскурсии планируем игровую деятельность детей. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях природных объектов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Используем такие игры, как: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три - к ясеню (липе) беги!» и др.
Ценно то, что ближайшее природное окружение позволяет нам побывать на одних и тех же объектах в разные времена года и проследить с дошкольниками сезонные изменения.
Дети очень любят бывать в лесу . Особенно неизгладимое впечатление оставляет экскурсия в осенний лес, которая дарит множество ярких красок и ощущений. Это и красивые разноцветные листья на деревьях и кустарниках, листопад во время ветра. Детям очень нравится собирать букеты из осенних листьев, играть в игру на распознавание деревьев и кустарников. На таких экскурсиях знакомим детей с жизнью леса, деревьями, кустарниками, насекомыми, слушаем голоса птиц. Во время прогулки собираем интересные находки: сосновые и еловые шишки, небольшие коряжки, птичьи перья. Все это потом послужит материалом для изготовления разных поделок.
Наш поселок располагается на берегу реки Ветлуги, куда мы тоже часто ходим с детьми. Наблюдаем ледоход, весенний разлив, полынью среди сковавших льдов. Здесь не только любуемся живописным пейзажем, но и знакомим детей с водно-прибрежной экосистемой, рассматриваем водных обитателей и их приспособленность к жизни в водной среде.
Летняя пора наиболее благоприятна для организации природоведческих экскурсий. В этот период очень интересен и привлекателен луг. Такие экскурсии помогают уточнить знания о насекомых луга; сформировать у дошкольников представление о взаимосвязях насекомых и растений; научить узнавать и различать луговые травы: клевер, мышиный горошек, тысячелистник, василек; закрепить правила поведения в природе: не уничтожать насекомых, не рвать без необходимости цветы.
Интересны детям и экскурсии к небольшому искусственному пруду, где они могут понаблюдать за его обитателями (рыбками-ротанами, улиткой-прудовиком, стрекозами, клопами-водомерками), за домашними гусями.
В нашем поселке есть памятник природы – дендрологический сад. Сюда мы организуем экскурсии с ребятами подготовительной группы, так как он находится в значительной удаленности от детского сада. В дендросаде представлен большой ассортимент деревьев разных пород, в том числе и экзотических. Даже в зимнее время там можно увидеть различных птиц : дятлов, поползней, синичек-гаичек. Здесь можно не только любоваться красотой зимнего леса, но и покормить зимующих птиц.
Кроме плановых экскурсий с детьми подготовительного возраста регулярно организуются прогулки-походы. Дети берут с собой небольшие рюкзачки, куда складывают все необходимое: небольшой сухой паек и подстилку в полиэтиленовом пакете, чтобы отдохнуть на привале. Большое значение имеет то, что после отдыха на природе дети не оставляют после себя мусора.
Полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы стараемся использовать на последующих занятиях и в играх.
Таким образом, посредством экскурсий у детей формируется осознанно-правильное отношение к природе, которое проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение, ,самостоятельно используют знания о потребностях живых существ.
Мы надеемся, что наши воспитанники вырастут чуткими, любознательными, восприимчивыми к красоте окружающей природы людьми, и будем прилагать к этому все усилия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
План - конспект «Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Цель: выявить уровень сформированости экологической культуры у детей старшего дошколь...
Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
Статья "Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"...
ЭКСКУРСИИ как средство воспитания экологической культуры
Экскурсия проект Старшая группа...
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей. Формирование основ экологичес...
Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Материал для педагогов из личного опыта....
презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры у дошкольников.
В статье показана роль экскурсий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....