Нод "Волшебная соль"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД "Волшебная соль" с элементами экспериментирования расчитан на старшую разновозрастную группу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_volshebnaya_sol.docx | 658.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия «Волшебная соль» для детей старшей разновозрастной группы
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Возраст воспитанников: старшая разновозрастная группа
Форма проведения: игровая и исследовательская деятельность.
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Образовательные задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль»; румынская народная сказка: “Соль в кушанье»
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Материалы и оборудование:
• Увеличительные стекла, трубочки по количеству детей.
• Соль (крупного и мелкого помола).
• Стаканы с водой и чайные ложечки (по количеству детей).
• Картинки по теме «Где и как добывают соль»
• Бакал, губка, тазик, 2 яйца для экспериментирования.
• Разноцветная соль, баночки для декорирования.
• Чудесный мешочек
• Краска, соль для рисования, салфетки, простые карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: -К нам на занятие пришли гости.
- Давайте с ними поздороваемся
- Ребята у меня сегодня хорошее настроение
- Я хочу с вами им поделиться
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
И друг другу улыбнемся
- Вот я и поделилась с вами своим хорошим настроением.
- А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие
1. Разминка:Игра «Наоборот»
Высокий – низкий, толстый – тонкий, широкий – узкий, длинный – короткий, белый – черный, зима – лето, грязный – чистый, веселый – грустный, голодный – сытый, старый – молодой, кислый – сладкий, горячий – холодный, выходить – заходить, убегать – прибегать, давать – брать.
- Поудобнее садитесь,не вертитесь, не крутитесь. (Дети садятся на стульчики)
- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в моем чудесном мешочке.
Загадка:
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна. (соль)
2. Беседа о соли:
Воспитатель высыпает из мешочка соль в тарелочку и задает вопросы:
- Для чего нужна соль (Соль необходима для жизни и здоровья человека;недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани; минеральное вещество – ЙОД)
- Где люди используют соль? (для приготовления пищи; для консервирования овощей; в медицине - ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла; солью посыпают дорожки; в составе косметического средства, в быту -она может помочь вам при стирке)
- Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)
- Где и как добывают соль? (из морской воды, а помогают им могущие насосы; соль добывают в соляных шахтах; еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.)
- А сейчас я предлагаю немного отдохнуть
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к заданию готов!
- Ребята, сегодня мы продолжим своё знакомство с солью и узнаем о ней еще много интересного. Я предлагаю вам на время стать исследователями, мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое.
- А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию, а встречает нас там научный сотрудник
Н С -Надевайте фартуки и проходите за столы.
- Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
1. Соблюдайте тишину в лаборатории!
2. Не толкайте соседа во время работы!
3. Сначала посмотри, а потом повтори!
4. Выполнил, на место положи!
5. Будь осторожен!
- Важно помнить!
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
не трогать руками глаза;
если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим
-Что вы можете сказать о её внешнем виде? (белая, крупная, мелкая; с виду соль похожа на порошок)
- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей).
- Подуйте тихонько на соль через трубочку.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Воспитатель: Какой вывод делаем?
Вывод: соль белая,крупная,мелкая; рассыпается,она сыпучая;состоит из маленьких кристаллов.
- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»
- Имеет ли соль запах?
- Какая соль на вкус?
- У вас на столах стоят стаканы с водой и два вида соли.
Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.
Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль не имеет запаха,растворяется в воде; мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная.
- Молодцы.
- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.
Игра: «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Опыт № 3: «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да).
- В стаканчиках вода, в одном-солёная, а в другом-пресная.
- Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?
(оно тонет)
А теперь кладу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом?
(оно всплывает)
-Какой вывод можно сделать? (в солёной воде яйцо (предметы) не тонут). А значит, в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.
Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня бокал,на котором налет от чая Я насыпаю на губку немного соли и чищу бокал, ополаскиваю, он стал чистым, даже блестит на свету. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Вывод:Соль выступает как чистящее средство
- Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью
- Но это еще не всё, оказывается солью можно еще и рисовать
- И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с помощью волшебной соли выполнить рисунок, который будет называться
«НАША ПЛАНЕТА»
- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовим наши пальчики к работе
Пальчиковая игра:
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
Объяснение:
Воспитатель:
1. У вас на столах лежат листочки. В середине нарисуйте большой круг простым карандашом.
2. На рисунок нанесите кисточкой клей.
3. Посыпьте тонким слоем солью рисунок с нанесенным на него клеем (Протрите руки салфеткой)
4. Раскрасьте соль,прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски
(Вспомните,ребята, когда мы рассматривали глобус, каким цветом на нём обозначены вода, земля, лес?.Представьте, что у вас на листочках наша планета, какой её видят космонавты. Подумайте, что вы будете раскрашивать сначала, а что потом)
- Что делает краска с солью? (окрашивает)
- Не забывайте хорошо промывать кисточки и сушить их о салфетку, осанка
5. Дождитесь полного высыхания
(Самостоятельная работа детей под музыку)
Пока, рисунок подсыхает:
Релаксация: «Солнечный зайчик»
- Стряхните лишнюю соль. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль на газету,положили рисунки на коврик СТОЛ?
- Посмотрите и скажите, каким стал ваш рисунок?
(рисунок стал красивым, волшебным, необычным, разноцветным, сказочным.)
- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?
(рисование солью).
Предложить детям встать в круг
- Что вы нового узнали о соли? (состоит из кристаллов, растворяется в воде, не имеет запаха, рассыпается, в соленой воде предметы не тонут, (соль имеет свойства держать предмет, соль можно использовать как чистящее средство, солью можно рисовать.
- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Мы вручаем вам медали за ваше активность на занятии и принимаем вас в ряды исследователей (вручение медалей).
(На полу расстилается коврик, на него ставится разнос с тарелочками, в которые насыпана цветная соль)
- Ребята, я предлагаю вам сесть на пол вокруг этого красивого коврика.
- Спасибо ребята. Нам было приятно с вами работать. Вы сегодня радовали нас своими ответами, активностью, прекрасными рисунками, которые вы нарисовали. И мы хотим вам подарить разноцветную радугу. У нас есть емкость, сейчас каждый по очереди высыпитев эту емкость горсть разноцветной соли, которую мы приготовили заранее.
-Пусть эта разноцветная радуга всегда находится в нашей группе и дарит вам хорошее настроение.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."
Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...
Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).
С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"
Конспект занятия по познавательному развитию...
НОД "Волшебная соль,свойства соли"
НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...
проект "Соль-друг, соль-враг"
Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...
«Соль и его свойства. Рисуем солью»
laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...