Паспорт центра экспериментирования в первой младшей группе
материал по окружающему миру (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт Центра экспериментирования "Малышарики" | 562.99 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 218»
660005, Россия, Красноярский край, город Красноярск, ул. Краснодарская, д. 3А, тел. 224-75-30,
e-mail: mdou218@list.ru ОКПО 41069145, ОГРН 1022402484092, ИНН 2465041229, КПП 246501001
_____________________________________________________________________________________________
Паспорт
центр экспериментирования
«Малышарики»
I младшая группа «Солнышко»
(дети 2х – 3х лет)
Воспитатели: И. П. Пятибратова,
С. И. Николаева.
Красноярск, 2019г.
«Усваивается все крепко и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам»
Ральф Эмерсон
Актуальность
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-видовыми, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий, экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе.
Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе.
В центре экспериментальной деятельности дети формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций.
Цель, задачи центра экспериментирования «Малышарики»
Цель создания центра экспериментирования в группе — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
Задачи, решаемые в уголке экспериментирования:
Обучающая:
- формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира и их свойствах.
Развивающая:
- развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств;
Воспитательная:
- воспитывать умение выслушивать и выполнять задания воспитателя, аккуратность при выполнении работы, чувство радости от коллективной деятельности.
Место расположения центра экспериментирования «Малышарики»
Наш центр экспериментирования находится в тихой зоне в помещении группы. Он размещен рядом с центрами книги и продуктивного творчества, на отдалении от уголков двигательной активности и шумных игр.
В центре достаточно естественного освещения.
Центр «Песок и вода» расположен рядом с умывальной комнатой.
Адресная направленность
Центр экспериментирования «Малышарики» создан для детей 2-3х летнего возраста.
Максимальное количество детей, одновременно занимающихся в центре – 6 человек (опыты, эксперименты, НОД проводятся подгруппами).
Перечень оборудования и материалов
Объект исследований | Дидактический компонент | Материалы Инструменты и емкости Приборы |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | ||
ВОДА |
|
|
Твердые формы воды СНЕГ И ЛЕД |
|
|
ПЕСОК |
|
|
ВОЗДУХ |
|
|
БУМАГА |
|
|
СВЕТ и ЦВЕТ |
|
|
ЗВУК |
|
|
ТКАНЬ |
|
|
ЖИВАЯ ПРИРОДА | ||
РАСТЕНИЯ |
|
|
СЕМЕНА, КРУПА |
| а). семена:
б). крупы:
|
НАСЕКОМЫЕ |
|
|
Перечень оборудования и материалов
Наименование | Перечень |
Природный материал |
|
Сыпучие продукты |
|
Наглядно – дидактическое пособие |
|
Дидактические игры |
|
Многофункциональные дидактические игры |
|
Дидактические игры с прищепками |
|
Дидактические игры со шнуровкой |
|
Дидактические игры с цветными пробками от бутылок |
|
Муляжи |
|
Сюрпризный момент:
- «Ящик ощущений»;
- «Волшебный мешочек».
Стенд напольный: здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, названия будущих тем.
Рабочая зона: демонстрационный стол, столы и стулья для проведения опытов.
Место для организации временных выставок, размещения макетов и моделей: стол с полками.
Виды детской деятельности и соответствующие им формы работы
№ п/п | Вид деятельности | Форма работы |
1 | Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками |
|
2 | Экспериментирование с материалами и веществами |
|
3 | Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого |
|
4 | Двигательная активность | Игровые упражнения (пальчиковая гимнастика) |
5 | Самообслуживание и действия с бытовыми предметами орудиями |
|
6 | Восприятие смысла музыки |
|
7 | Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок |
|
Дополнительная информация
Проведение НОД, опытов, проблемных ситуаций моделируется от лица сказочного героя Ёжика, из мультфильма «Малышарики».
Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию. От его лица создаются проблемные ситуации в начале занятия, задаются вопросы. Он же помогает детям в экспериментировании: подготавливает нужные материалы к занятию, оставляет подсказки, присылает описания интересных опытов.
Эстетичность
- Все материалы и оборудование имеют привлекательный вид, и заменяются на новые, т.к. в процессе познавательно – исследовательской деятельности могут потерять свой внешний вид и первоначальные свойства.
- Все материалы оформлены в прозрачные контейнеры с крышкой, и дети легко смогут увидеть, что там лежит.
- Все контейнеры промаркированы специальными значками, чтобы дети понимали, что можно делать с содержимым контейнера или ёмкости.
Научность
- В центре экспериментальной деятельности дети формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций
- В процессе экспериментальной деятельности не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
Доступность
- Материалы и приборы размещены в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали.
Безопасность
- Все стеллажи, полки, шкафы закреплены креплениями к стенам.
- В центре опытно-экспериментальной деятельности размещены правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований. Воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с центром.
- Все игрушки, мебель соответствуют нормам СанПиН (изготовлены из безопасных материалов).
- Столы, стулья регулируются под детей группы.
- Электрические розетки и приборы (музыкальный центр) находятся вне зоны доступа детей.
- Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка, предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.
- Все материалы находятся в закрытых контейнерах. У детей 2-3х лет открывание контейнеров вызывает сложности, поэтому ребенок сможет исследовать содержимое в присутствии и под контролем взрослого.
- Контейнеры с материалами стоят в закрытых шкафах, и достаются для проведения НОД, опытов, экспериментов, самостоятельной деятельности под чутким присмотром взрослого.
- С детьми проводятся беседы – инструктажи по правилам поведения в центре экспериментирования, по правилам использования материалов центра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебница водичка" паспорт исследовательского проекта в первой младшей группе
Исследовательская работа в первой младшей группе...
Особенности оформления центра экспериментирования во 2 младшей группе
Современные дети живут в эпоху информатизации, когда жизнь от современных людей требуется не только владения знаниями, но и умения оперировать этими знаниями, думать креативно. В дошкольной...
Паспорт центра экспериментирования в I младшей группе
Цель создания центра экспериментирования в группе — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации. В центре...
Паспорт центра экспериментирования во 2 младшей группе
Паспорт центра экспериментирования "Лаборатория непосед" во 2 младшей группе...
Паспорт проекта для детей первой младшей группы «Б» «Веселые пешеходы»
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Зачастую ...
Паспорт центра театрализации во второй младшей группе
laquo;Театр – особый художественный мир, в который каждый ребенок входит полноправным творцом, живет в нем, самовыражается, развивается как личность»...