Паспорт центра экспериментирования в первой младшей группе
материал по окружающему миру (младшая группа)

Николаева Светлана Ивановна
Цель создания центра экспериментирования в группе — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации. В центре экспериментальной деятельности дети формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 218»

660005, Россия, Красноярский край, город Красноярск,  ул. Краснодарская, д. 3А, тел. 224-75-30,

e-mail: mdou218@list.ru ОКПО 41069145, ОГРН 1022402484092, ИНН 2465041229, КПП 246501001

_____________________________________________________________________________________________

Паспорт

центр экспериментирования

«Малышарики»

I младшая группа «Солнышко»

(дети 2х – 3х лет)

                                        Воспитатели: И. П. Пятибратова,

                                                              С. И. Николаева.

Красноярск, 2019г.


«Усваивается все крепко и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам»

                                                                                Ральф Эмерсон

Актуальность

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-видовыми, родовидовыми, пространственными и временными отношениями,  позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий, экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе.

Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе.

В центре экспериментальной деятельности дети формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций.

Цель, задачи центра экспериментирования «Малышарики»

Цель создания центра экспериментирования в группе — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Задачи, решаемые в уголке экспериментирования:

Обучающая:

  • формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира и их свойствах.

Развивающая:

  • развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств;

Воспитательная:

  • воспитывать умение выслушивать и выполнять задания воспитателя, аккуратность при выполнении работы, чувство радости от коллективной деятельности.


Место расположения центра экспериментирования «Малышарики»

Наш центр экспериментирования находится в тихой зоне в помещении группы. Он размещен рядом с центрами книги и продуктивного творчества, на отдалении от уголков двигательной активности и шумных игр.

В центре достаточно естественного освещения.

Центр «Песок и вода» расположен рядом с умывальной комнатой.

Адресная направленность

Центр экспериментирования «Малышарики» создан для детей 2-3х летнего возраста.

Максимальное количество детей, одновременно занимающихся в центре – 6 человек (опыты, эксперименты, НОД проводятся подгруппами).

Перечень оборудования и материалов

Объект исследований

Дидактический компонент

Материалы

Инструменты и емкости

Приборы

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

ВОДА

  • Энциклопедия для самых маленьких «Хочу все знать», раздел «Голубая планета»;
  • Энциклопедия «Байкал. Симфония природы»;
  • Тематический альбом: «Явления природы»;
  • Картотека «Опыты и с водой»;
  • Схемы, алгоритмы выполнения опытов с водой;
  • Картотека – фотоотчет «Как мы проводили опыты»;
  • Картотека НОД.

  • стол с ёмкостями для воды;
  • наборы резиновых и пластмассовых игрушек;
  • пластмассовые тазы разной конфигурации и объема;
  • ёмкости одинакового и разного объема, разной формы;
  • лейки;
  • воронки;
  • водяные мельницы;
  • пластмассовые стаканчики, мерные стаканчики;
  • сачки;
  • магниты;
  • различные металлические предметы (болты, гайки, гвозди);
  • различные камни;
  • книжка – пищалка для купания;
  • предметы – орудия для переливания, выливания, черпачки;
  • предметы из разных материалов (тонет, не тонет);
  • трубочки различного диаметра;
  • жидкое мыло;
  • губки различного формата, размера;
  • медицинские шприцы без иголок;
  • резиновые груши;
  • фартуки, нарукавники;
  • клеёнки;
  • скатерти клеёнчатые.

Твердые формы воды

СНЕГ И ЛЕД

  • Энциклопедия «Байкал. Симфония природы»;
  • Серии иллюстраций по теме «Зима»;
  • Картотека «Опыты и со снегом и льдом»;
  • Схемы выполнения опытов;
  • Картотека – фотоотчет «Как мы проводили опыты»;
  • Картотека НОД.
  • формочки для льда;
  • ёмкости одинакового и разного объема, разной формы;
  • лейки;
  • предметы – орудия (совки, лопатки)
  • пластмассовые стаканчики и миски,
  • лупы;
  • красители пищевые;
  • гуашь;
  • фартуки, нарукавники;
  • клеёнки;
  • скатерти клеёнчатые.

ПЕСОК

  • Энциклопедия для самых маленьких «Хочу все знать», раздел «Мир вокруг нас»;
  • Схемы выполнения опытов с песком;
  • Картотека «Опыты с песком»;
  • Картотека НОД

  • стол с ёмкостями для песка;
  • формочки разной конфигурации;
  • ёмкости разного размера, формы;
  • предметы – орудия (совки, лопатки, грабельки)
  • воронки;
  • сито;
  • лупы;
  • палочки деревянные;
  • резиновые игрушки для обыгрывания;
  • различные камни;
  • фартуки, нарукавники;
  • клеёнки;
  • скатерти клеёнчатые.

ВОЗДУХ

  • Схемы выполнения опытов с воздухом;
  • Картотека «Опыты с воздухом»;
  • Картотека НОД
  • вертушки для игр с ветром;
  • султанчики;
  • контейнеры из под «киндер - сюрпризов» ароматизированые, внутрь помещены:
  • кусочки лимона;
  • кусочки чеснока;
  • травы:
  • листья смородины;
  • листья и цветы мяты;
  • стебли и цветы чабреца;
  • трубочки различного диаметра
  • воздушные шарики.

БУМАГА

  • Энциклопедия для самых маленьких «Хочу все знать», раздел «Изобретения»;
  • Коллекция «Бумага»;
  • Картотека «Опыты с бумагой»;
  • Картотека НОД.
  • бумага различного цвета, качества;
  • лупы;
  • карандаши, гуашь.

СВЕТ

и

ЦВЕТ

  • Энциклопедия для самых маленьких «Хочу все знать», раздел «Изобретения», «Космос»;
  • Картотека НОД.
  • фонарики;
  • калейдоскопы;
  • безопасные зеркальца;
  • цветные пластиковые стеклышки.

ЗВУК

  • Энциклопедия для самых маленьких «Хочу все знать», раздел «Изобретения».
  • контейнеры из под «киндер – сюрпризов макси», наполненные:
  • крупами,
  • спичками,
  • монетами.

ТКАНЬ

  • Энциклопедия для самых маленьких «Хочу все знать», раздел «Изобретения»;
  • Коллекция «Ткани»;
  • Картотека «Опыты с тканью»;
  • Картотека НОД
  • ткань различного качества, цвета;
  • лупы.

ЖИВАЯ ПРИРОДА

РАСТЕНИЯ

  • Серия иллюстраций «Цветы», «Деревья и кусты»;
  • Паспорт комнатных растений в соответствии с возрастом детей;
  • Проект «Веселый огород» (огород на подоконнике);
  • Тематический альбом «Как мы выращивали лук»;
  • Тематический альбом «Как растет цветок»;
  • Журнал для фиксации результатов опытов: наблюдения  за ростом корневой системы лука в воде;
  • Журнал для фиксации результатов опытов: опыт с ветками берёзы;
  • Журнал наблюдений за ростом лукового пера, у лука, посаженного в землю.
  • комнатные растения в соответствии с возрастом детей;
  • «Веселый огород» (огород на подоконнике);
  • оборудование для ухода за растениями:
  • лейки;
  • опрыскиватели;
  • тряпочки;
  • палочки деревянные;
  • лупы;
  • фартуки, нарукавники.


СЕМЕНА, КРУПА

  • Тематический альбом «Проращивание семян гороха»;
  • Тематический альбом «Проращивание семян овса»;
  • Коллекция «Семена»;
  • Журнал для фиксации результатов опытов: опыт с семенами фасоли и семенами гороха;
  • Журнал для фиксации результатов опытов: опыт с семенами овса.

а). семена:

  • тыква,
  • дыня,
  • арбуз,
  • овес;
  • пшеница;
  • финики;

б). крупы:

  • манка;
  • перловка,
  • горох,
  • бобы,
  • фасоль,
  • рис, цветной рис.

НАСЕКОМЫЕ

  • Энциклопедия для самых маленьких «Хочу все знать», раздел «Животные»;
  • Серия иллюстраций «Насекомые»;
  • Конспекты НОД.
  • муляжи насекомых;
  • бабочки на палочке с движущимися крылышками.

Перечень оборудования и материалов

Наименование

Перечень

Природный материал

  • ракушки;
  • кора деревьев;
  • мох;
  • уголь;
  • скорлупа фисташек;
  • грецкие орехи целые, скорлупа грецкого ореха;
  • скорлупа ореха макадамия;
  • шишки разных пород ели.

Сыпучие продукты

  • сахар;
  • соль;
  • мука.

Наглядно – дидактическое пособие

  • времена года;
  • части суток;
  • дикие животные;
  • домашние животные и их детёныши;
  • овощи;
  • фрукты;
  • птицы;
  • грибы и ягоды.

Дидактические игры

  • «Времена года. Признаки»;
  • «Времена года. Одежда»;
  • «Когда это бывает»;
  • «Птичья столовая»;
  • «Что любит зайчик»;
  • «Сложи овощи, фрукты в банку»;
  • «Сложи овощи, фрукты в корзинку»;
  • Плоскостной театр для фланелеграфа «Репка»;
  • «Во саду ли, в огороде»;
  • Разрезные картинки «Овощи, фрукты»;
  • «Что нужно цветочку»;
  • «Рыбалка»;
  • Разрезные картинки «Птицы»;
  • Разрезные картинки «Птицы» сложи по образцу;
  • «На ферме»;
  • «Накорми животных»;
  • «Чей малыш»;
  • «Прятки»;
  • «Накорми Смешариков»;
  • «Найди лишний предмет»;
  • «Четвертый лишний».

Многофункциональные дидактические игры

  • «Веселый огород»;
  • «Гусеница»;
  • «Паровозик из Ромашкова»;
  • «Тактильные дощечки».

Дидактические игры с прищепками

  • «Петушки»;
  • «Ёжики»;
  • «Ёлочки»;
  • «Солнышко и облака»;
  • «Овощи»;
  • «Насекомые»;

Дидактические игры со шнуровкой

  • Ёжики»;
  • «Грибы»;
  • «Фрукты».

Дидактические игры с цветными пробками от бутылок

  • Собери по образцу «Насекомые», «Цветы», «Бусы»;
  • Подбери по цвету «Овощи, фрукты», «Игрушки».

Муляжи

  • муляжи овощей и фруктов;
  • наборы фигурок животных, птиц, насекомых.

Сюрпризный момент:

  • «Ящик ощущений»;
  • «Волшебный мешочек».

Стенд напольный: здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, названия будущих тем.

Рабочая зона: демонстрационный стол, столы и стулья для проведения опытов.

Место для организации временных выставок, размещения макетов и моделей: стол с полками.


Виды детской деятельности и соответствующие им формы работы

№ п/п

Вид деятельности

Форма работы

1

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

  • Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др.;
  • Дидактические игры:
  • с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные;
  • Проектная деятельность.

2

Экспериментирование с материалами и веществами

  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (лепка, рисование);
  • Наблюдение;
  • Экскурсия;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Экспериментирование;
  • Коллекционирование;
  • Реализация проекта;
  • Игры с правилами;
  • Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях;
  • Оформление тематических выставок;
  • Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега);
  • Художественный труд (поделки  из бумаги, картона, поролона, ткани; природного, бросового материала и др.).

3

Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

  • Беседы;
  • Ситуативный разговор;
  • Свободное общение на разные темы;
  • Составление и отгадывание загадок;
  • Коммуникативные игры (создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.);
  • Дидактические словесные игры.

4

Двигательная активность

Игровые упражнения (пальчиковая гимнастика)

5

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами орудиями

  • Культурно-гигиенические навыки;
  • Совместные действия;
  • Поручения;
  • Реализация проекта;
  • Наблюдения.

6

Восприятие смысла музыки

  • Слушание
  • Исполнение
  • Импровизация
  • Шумовой оркестр
  • Экспериментирование со звуками.

7

Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

  • Чтение;
  • Обсуждение;
  • Беседа;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Просмотр презентаций и мультфильмов; Слушание;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Дидактические игры по литературному произведению

Дополнительная информация

Проведение НОД, опытов, проблемных ситуаций моделируется от лица сказочного героя Ёжика, из мультфильма «Малышарики».

Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию. От его лица создаются проблемные ситуации в начале занятия, задаются вопросы. Он же помогает детям в экспериментировании: подготавливает нужные материалы к занятию, оставляет подсказки, присылает описания интересных опытов.


Эстетичность

  • Все материалы и оборудование имеют привлекательный вид, и заменяются на новые, т.к. в процессе познавательно – исследовательской деятельности могут потерять свой внешний вид и первоначальные свойства.
  • Все материалы оформлены в прозрачные контейнеры с крышкой, и дети легко смогут увидеть, что там лежит.
  • Все контейнеры промаркированы специальными значками, чтобы дети понимали, что можно делать с содержимым контейнера или ёмкости.

Научность

  • В центре экспериментальной деятельности дети формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций
  • В процессе экспериментальной деятельности не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

Доступность

  • Материалы и приборы размещены в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали.

Безопасность

  • Все стеллажи, полки, шкафы закреплены креплениями к стенам.
  • В центре опытно-экспериментальной деятельности размещены правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований. Воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с центром.
  • Все игрушки, мебель соответствуют нормам СанПиН (изготовлены из безопасных материалов).
  • Столы, стулья регулируются под детей группы.
  • Электрические розетки и приборы (музыкальный центр) находятся вне зоны доступа детей.
  • Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка, предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.
  • Все материалы находятся в закрытых контейнерах. У детей 2-3х лет открывание контейнеров вызывает сложности, поэтому ребенок сможет исследовать содержимое в присутствии и под контролем взрослого.
  • Контейнеры с материалами стоят в закрытых шкафах, и достаются для проведения НОД, опытов, экспериментов, самостоятельной деятельности под чутким присмотром взрослого.
  • С детьми проводятся беседы – инструктажи по правилам поведения в центре экспериментирования, по правилам использования материалов центра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности оформления центра экспериментирования во 2 младшей группе

Современные дети живут в эпоху информатизации, когда  жизнь от современных людей требуется не только владения знаниями, но и умения оперировать этими знаниями, думать креативно. В дошкольной...

Паспорт центра экспериментирования в I младшей группе

Цель создания центра экспериментирования в группе — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации. В центре...

Паспорт центра экспериментирования во 2 младшей группе

Паспорт центра экспериментирования "Лаборатория непосед" во 2 младшей группе...

Паспорт проекта для детей первой младшей группы «Б» «Веселые пешеходы»

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Зачастую ...

Паспорт центра театрализации во второй младшей группе

laquo;Театр – особый художественный мир, в который каждый ребенок входит полноправным творцом, живет в нем, самовыражается, развивается как личность»...