Занятие по окружающему миру "Капелька"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по окружающему миру в старшей группе «Капелька».
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
- Образовательные:
– Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
–Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами - Развивающие:
– Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
– Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать. - Воспитательные:
– Воспитывать бережное отношение к воде;
– Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
– Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.
Используемые виды деятельности: экспериментирование.
Предварительная работа: Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?
Ответы детей: Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой.
Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:
(Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
(Дождь.)
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)
Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро.)
Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать? (Воду)
Практическое экспериментирование.
Воспитатель: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.
Правила поведения в лаборатории.
Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпаем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?
Ответы детей: Сыпется.
Воспитатель: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?
Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.
Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Воспитатель: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)
Опыт 2.
Воспитатель: У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?
Ответы детей: Сок сладкий, вода без вкуса.
Вывод: Вода – безвкусная жидкость.
Опыт 3.
Воспитатель: А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)
Ответы детей: Чистая вода не пахнет.
Вывод: Чистая вода не имеет запаха.
Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.
Опыт 4.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показываю стакан с молоком.)
Ответы детей: Молоко.
Воспитатель: Оно льется?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?
Дети: Да.
Воспитатель: А вы любите молоко?
Дети: Да – нет.
Воспитатель: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?
Дети: нет.
Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)
Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?
Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.
Вывод: Чистая вода прозрачна.
Опыт 5.
Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).
Воспитатель: У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?
Ответы детей: конуса, цилиндра.
Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)
(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)
Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?
При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.
Пальчиковая игра
Закапали капли, Стучим двумя пальцами каждой руки по столу.
Идет дождь Стучим четырьмя пальцами
Он льёт, как из ведра! Стучим сильнее.
Пошёл град. Косточками пальцев отбиваем дробь
Сверкает молния, Шипящий звук, рисуем линию в воздухе.
Гремит гром Барабаним кулаками или хлопаем в ладоши.
Все быстро убегают домой. Прячем руки за спину.
А утром снова ярко светит солнце! Описываем руками большой круг.
Воспитатель: Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?
Ответы детей:
Вода – это жидкость.
Вода не имеет вкуса.
Чистая вода не имеет запаха.
Чистая вода прозрачна.
Вода не имеет собственной формы.
Подвижная игра «Капельки»
Под легкую музыку, напоминающую звуки дождя, дети прыгают, бегают.
Мама-Тучка подсказывает, что им делать.
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли.
Скучно им стало поодиночке прыгать.
Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми
ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и
попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и
двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и
Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись
вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).
Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
ФОКУСЫ.
Воспитатель. Фокус – это чудо, это сказка, это превращение.
-А где можно увидеть фокусы?
Дети: В цирке.
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами научится различным фокусам!
А вы умеете показывать фокусы? (ответы детей) Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?
Воспитатель: А что у меня в руках? (волшебная палочка) А для чего нужна фокуснику волшебная палочка? (водить вокруг предметов, помочь во время заклинаний и т. д.) Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет.
Фокус 1. Разноцветная вода.
На подносе в ряд стоят баночки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова («Была водичка простой, стань водичка цветной») и взмаха волшебной палочки начинает активно взбалтывать воду в бутылках. Вода окрашивается в яркий цвет.
Ребята, как вы думаете, в чем же секрет этого фокуса?
Почему вода окрасилась в разные цвета? (Дети высказывают свои предположения).
Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Фокус 2. Живые цветы.
Воспитатель показывает детям цветок, сами сделанные из бумаги:
- Ребята, как называется этот цветок? (кувшинка) Где он растет? (на озере, в пруду).
Воспитатель ставит на стол таз с водой. Дети встают вокруг стола. Детям по очереди предлагается взять по одному бумажному цветку кувшинки и бережно положить на поверхность воды. После произнесения волшебных слов («Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь ») и взмаха волшебной палочки дети наблюдают за раскрытием лепестков.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса? Почему лепестки цветов стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения).
Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитала в себя воду, и лепестки под тяжестью воды распрямились и легли на поверхность воды.
Фокус 3. «Вулкан»
Воспитатель: Ребята посмотрите перед вами бутылки: внизу вода, с пищевым красителем, потом подсолнечное масло, вам теперь нужно добавить шипучие таблетки. («Вода и масло в вулкан превратись»)
- Опускаем в емкость шипучую таблетку.
Наблюдаем за результатом.
Вода и масло – это жидкости с разной плотностью. Плотность масла ниже плотности воды, поэтому не смешивается с ней и располагается поверх воды.
Когда вы бросаете шипучую таблетку в жидкость, она начинает взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделяется углекислый газ, который, подхватывает частицы воды с красителем и устремляется вверх. Далее газ покидает емкость, а частицы подкрашенной воды возвращаются обратно вниз. Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект.
Давайте с вами пройдём на стульчики.
Воспитатель: Ребята, понравились вам фокусы? Вы сможете показать их самостоятельно? (утвердительные ответы детей).
Давайте вспомним все фокусы и их секреты. (обсуждение сопровождается презентацией).
1 фокус «Разноцветная вода» (вспомнить как делать, обговорить вывод: вода может окрашиваться).
2 фокус «Живые цветы» (вспомнить как делать, обговорить вывод: бумага впитывает воду).
3 фокус «Вулкан»
Мне было приятно с вами работать! Я всем вам желаю хорошего настроения!
Теперь поиграем игру «Умная капелька»
Я даю вам капельку и задаю вопрос, вы должны подумать и ответить, вернуть каплю!
1. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая? (вода)
2. Если посмотреть на глобус, какого цвета на нём больше всего? (сине-голубого)
3. Чему соответствует этот цвет? (это цвет океанов, морей, рек, озёр, водохранилищ, прудов)
4. Какие свойства воды вы знаете? (вода без цвета, без запаха, не имеет формы)
5. Можно ли пить воду океанов, морей? (нет, потому что она соленая)
6. Какая вода пригодна для питья? (пресная)
7. Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны?
(ограничены)
8. Если запасы воды ограничены, то какой можно сделать вывод? (воду надо беречь)
9. В чём заключается бережное отношение к воде?( не расходовать её бездумно, не засорять водоёмы, следить за тем, чтобы кран был полностью закрыт, когда не идёт использование воды)
10. Может ли человек прожить без воды? (нет, не может)
11. Могут ли растения и животные прожить без воды? (нет, не могут)
12. Что мы делаем с помощью воды? (пьём, варим еду, стираем, плаваем, купаемся, моемся, создаём материальные блага (создание производств возможно только с использованием воды), поливаем растения, поим животных)
13. Какие агрегатные состояния воды вы знаете? (твёрдое (лёд, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).)
Воспитатель: Вода – это основа жизни. Берегите воду! Это жизненно необходимо. Расходуйте воду экономно. Не засоряйте водоёмы.
Человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?
Воспитатель: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»
Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...
Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»
Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»
В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...