проект "Волшебница -вода" младшая гркппа
проект по окружающему миру (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnitsa-voda_1.docx | 957.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Тополек» МО Ясненский городской округ.
Проект по теме:
«Волшебница-вода»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
(познавательное развитие)
Выполнили:
Павлова Наталья Александровна,
Курмамбаева Майра Максатовна.
2022 г.
Название проекта: «Волшебница -вода»
Тема проекта: Формирование у детей знаний о значении воды в жизни всего живого на земле.
Проблемное поле проекта: В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Игры с водой благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Проблема нашего проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр с водой у детей младшего дошкольного возраста. Мы предполагаем, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность
Если ты посмотришь на карту, или на глобус, то увидишь: в основном они голубого цвета. Потому, что воды на земном шаре гораздо больше, чем суши. Может, и назвать надо было нашу планету – планета Вода? Откуда же на земле берется вода? Она падает с неба, когда идет дождь или снег. Падает и пополняет родники, ручейки, речки, озера, моря и океаны. Солнце нагревает поверхность воды, и от нее поднимается в небо пар-невидимка. Остывая, он превращается в облако, из облака снова идет дождь или снег… и все начинается сначала. Вода – волшебница: она может обернуться облаком, туманом, снегом, льдом, дождем, градом, инеем, росой! Вот это да! Ай, да вода! А еще вода очень сильная. Говорят, капля камень точит. Это правда. Вода может разрушить самые прочные скалы, каждый день, подтачивая их и превращая в песок. Да-да, песок – это то, что осталось от огромных гор.
Выбирая тему для нашего проекта, мы опирались на интересы и потребности своих воспитанников, возникающие на данный момент. Одними из первых природных материалов, с которыми ребёнок встречается в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми ребёнка с водой во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ, о влиянии воды на здоровье людей
Проектная карта Сентябрь
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | неделя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 | Образовательная деятельность | 4 | «Необычные кораблики» | |||||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | 2 3 | Наблюдение за туманом. Наблюдение за дождем | |||||
3 | Рассказывание | 4 | «Где встречается вода?». | |||||
4 | Чтение художественной литературы | 2 4 | К.Чуковский «Мойдодыр» Разучивание потешки « Водичка, водичка умой моё личико…» | |||||
5 | Экспериментирование, моделирование | 3 | Эксперимент с водой (впитывание воды в губку) | |||||
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | 3 | Д. ИГРА «В чём спрятались капельки воды» | |||||
7 | Художественно-творческая деятельность: | 2 4 | ||||||
рисование | 2 | «Дождик за окном» | ||||||
лепка | 4 | «Капельки воды» |
Октябрь
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | неделя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 | Образовательная деятельность | 1 | «Игра в прятки» | |||||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | 2 3 | Наблюдение за туманом. Наблюдение за облаками | |||||
3 | Рассказывание | 1 4 | «Познакомьтесь: дождь и снег». «Как сделать воду разноцветной». | |||||
4 | Чтение художественной литературы | 2 4 | С. Прокофьев «Про серую тучку» С. Прокофьев «Волшебная корзинка». | |||||
5 | Экспериментирование, моделирование | 1 | Эксперимент (вода – лед – вода)
| |||||
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | 3 | «Что изменилось?» | |||||
7 | Художественно-творческая деятельность: | |||||||
Аппликация | 4 | «Осеннее небо» |
Ноябрь
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | неделя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 | Образовательная деятельность | 1 | Играем с красками. | |||||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | 2 3 | Наблюдение за образованием первого тонкого льда на лужах во время первых осенних заморозков. Наблюдение за инеем. | |||||
3 | Рассказывание | 1 4 | «Вода – наш друг». «Какую воду может пить человек» | |||||
4 | Чтение художественной литературы | 2 | А. Барто «Девочка чумазая» | |||||
5 | Экспериментирование, моделирование | 4 | Эксперимент «В воде не тонет» в воде. | |||||
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | 3 | «Четвёртый лишний» | |||||
7 | Художественно-творческая деятельность: | |||||||
рисование | 2 | «Первые снежинки» |
Декабрь
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | неделя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 | Образовательная деятельность | 1 | Друзья. | |||||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | 2 3 | Наблюдение за изменением снежного покрова, его структуры, свойств, цвета при повышении, понижении температуры воздуха. | |||||
3 | Рассказывание | 1 4 | «Для чего нужна вода живым организмам» «Аквариумные обитатели» | |||||
4 | Чтение художественной литературы | 2 4 | К. Чуковский «Федорино горе» Чингис Шагдуров «Белый снег» | |||||
5 | Экспериментирование, моделирование | 1 | «Вода жидкая, может течь и замерзать». | |||||
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | 3 | Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли» | |||||
7 | Художественно-творческая деятельность: | |||||||
рисование | 3 | «Деревья в снежном уборе» | ||||||
аппликация | 4 | «Снеговики на прогулке» |
Январь
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | неделя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 | Образовательная деятельность | 1 | Секрет сосновой шишки. | |||||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | 2 3 | Снегопад при различной температуре воздуха (в морозную погоду, в оттепель). Рассматривание снежинок. | |||||
3 | Рассказывание | 1 4 | «Как сделать воду разноцветной». «Что растворяется в воде». | |||||
4 | Чтение художественной литературы | 2 4 | Загадки про воду.
Петр Синявский «Кто не умывается» | |||||
5 | Экспериментирование, моделирование | 1 | Превращения снега в воду | |||||
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | 3 | Игра в снежки | |||||
7 | Художественно-творческая деятельность: | |||||||
рисование | 4 | «Тётушка-вьюга» | ||||||
лепка | 2 | Морозные узоры на окне |
Февраль
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | неделя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 | Образовательная деятельность | 1 | Прятки. | |||||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | 2 3 | Наблюдение в уголке природы за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице. | |||||
3 | Рассказывание | 1 4 | «Как вода попадает к нам в дом». «В воде живут микробы | « | ||||
4 | Чтение художественной литературы | 2 4 | К.Бальмонт Снежинка Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | |||||
5 | Экспериментирование, моделирование | 1 | «Имеет ли вода запах». | |||||
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | 3 | Дидактическая игра «Составь предмет» | |||||
7 | Художественно-творческая деятельность: | |||||||
аппликация | 2 | Пузырьки воздуха в воде. | ||||||
Рисование | 4 | «Портрет воды» |
Март
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | неделя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 | Образовательная деятельность | 1 | Мыло – фокусник. | |||||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | 2 4 | Наблюдение за таянием сосулек, изменением сугробов. Зависимость от времени года, изменения температуры. Наблюдение за испарением воды. | |||||
3 | Рассказывание | 1 4 | «Для чего нужна вода живым организмам» «Речные и морские обитатели» | |||||
4 | Чтение художественной литературы | 2 4 | Детская энциклопедия. Кто живет в воде? | |||||
5 | Экспериментирование, моделирование | 1 | Эксперимент «Воздух под водой» | |||||
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | 3 | Постираем платье кукле Кате- | |||||
7 | Художественно-творческая деятельность: | |||||||
рисование | 4 | Рыбки в аквариуме |
Апрель
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | неделя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 | Образовательная деятельность | 1 | В какую бутылку быстрее нальётся вода? | |||||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | 2 3 | Экскурсия к водоёму Наблюдать ледоход . Определить причинно- следственные связи этого явления. Наблюдение за таянием снега, образованием проталин, появление первой травы на участке | |||||
3 | Рассказывание | 1 4 | «Как использует воду человек». «Как относиться к воде бережно» | |||||
4 | Чтение художественной литературы | 2 4 | Разучивание потешки «Радуга-дуга» Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»; | |||||
5 | Экспериментирование, моделирование | 1 | Как очистить воду? | |||||
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | 3 | Игра «Пускаем кораблики» | |||||
7 | Художественно-творческая деятельность: | |||||||
рисование | 1 | Весёлые ручейки | ||||||
аппликация | 4 | Кораблики на реке. |
Май
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | неделя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 | Образовательная деятельность | 1 | Когда льётся, когда капает. | |||||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | 2 3 | Наблюдение за испарением воды с поверхности асфальта, испарением росы с растений. Наблюдение за радугой. | |||||
3 | Рассказывание | 1 4 | «Как вести себя во время грозы». «Закаляйся!» | |||||
4 | Чтение художественной литературы | 2 4 | Солнце вешнее с дождем строят радугу вдвоем. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» | |||||
5 | Экспериментирование, моделирование | 1 | «Как сделать воду сладкой». | |||||
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | 3 | Лото «Вода в природе» | |||||
7 | Художественно-творческая деятельность: | |||||||
рисование | 3 | «Радуга над рекой» | ||||||
аппликация | 4 | «Первая гроза» |
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
Наблюдение. исследование, экспериментирование, эвристические беседы, занятия, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, , дидактические, подвижные и пальчиковые игры, консультации для родителей.
Цель: Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.
Методические задачи проекта:
- Создать представлений о свойствах воды и ее роли в жизни человека и окружающем мире.
- Познакомить детей с состоянием воды (имеет газообразную форму-пар; твёрдую форму-лёд, снег имеет жидкую форму).
- Развивать познавательные способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
- Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
- Поддерживать стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение.
- Воспитывать бережное отношения к воде.
Планируемые результаты: 1. Разовьют предпосылки поисково-исследовательской деятельности.
2.Расширят знания о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
3. Познакомятся с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.
4. Будут воспитывать бережное отношение к воде, экономно использовать водные ресурсы.
5.Будут стремиться активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
6. Уточнят представления об использовании воды для укрепления здоровья.
7. Разовьют эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, вид росы на растениях, радуга, сверкающий снег и т.д.)
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
1 этап: Постановка познавательной проблемы, создание мотивации, принятие задачи детьми.
Содержание: Разработка системы познавательных задач, создание проблемных ситуаций и разнообразной деятельности в природе – уход за растениями, наблюдения, дидактические игры.
Условия: Достаточная сложность поставленной задачи для ребёнка, требующая мыслительной деятельности для сопоставления известных фактов, выдвижения предварительных выводов.
Поисковый характер самостоятельной работы ребёнка.
Жизненная значимость и интерес ребёнка к поставленным задачам.
Последовательное усложнение задач.
2 этап: Первичный анализ задачи, выдвижение предположений о возможном явлении природы, причинах явления. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых ребёнком, проверка этих предположений.
Содержание: Анализ познавательной задачи под моим руководством; выявление известного и неизвестного. Выдвижение ребёнком предположений о возможном изучаемом явлении природы, его причинах. Совместный отбор детей и взрослого способов проверки предположений.
Условия: Необходимость совместного рассмотрения каждого из предположений (особое внимание уделялось противоречивым предположениям детей).
При особой сложности поставленной задачи и отсутствие ее решения у ребёнка предположение выдвигаю сама.
3 этап: Анализ полученных в ходе проверки предположений результатов и формулирование выводов.
Условия: Побуждение ребёнка к самостоятельному формулированию выводов.
При сложности задачи или высказывании неправильных выводов организую дополнительные опыты, наблюдения.
КЛЮ ЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ПРОЕКТА:
- Модуль. «Вода в природе».
- «Где встречается вода?».
- «Что такое родник и как его беречь».
- «Познакомьтесь: дождь и снег».
- «Вот так радуга-дуга».
- «Летом – дождь, зимою – снег».
- Модуль. «Основные свойства воды» - опытно-экспериментальная деятельность детей.
- «Прозрачная, без вкуса, без запаха».
- «Вода жидкая, может течь и замерзать».
- «Как сделать воду сладкой».
- «Имеет ли вода запах».
- «Как сделать воду разноцветной».
- «Что растворяется в воде».
- «Что плывет, а что тонет».
- Модуль. «Кто и как живет в воде»
- «Вода – наш друг».
- «Какую воду можно пить человек»
- «Для чего нужна вода живым организмам»
- «Аквариумные обитатели».
- «Речные обитатели».
- «Морские обитатели»
4.Модуль. «Вода в вашем доме».
- «Как вода попадает к нам в дом».
- «В воде живут микробы».
- «Как использует воду человек».
- «Как относиться к воде бережно».
5.Модуль. «Вода и здоровье человека».
- «Не зная броду, не суйся в воду».
- «Пейте воду кипяченой».
- «Как вести себя во время грозы».
- «Закаляйся!»
- «Да здравствует вода!»
Содержание деятельности
Деятельность детей |
1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию. 2. Осознают и личностно воспринимают проблему. |
1. Развивают наблюдательность. 2. Принимают задачу - совершить путешествие и найти капельки воды 3. Включаются в опытно-экспериментальную деятельность. |
1. Читают стихи. 2. Исполняют танец «капелек воды»; 3. Опыты со снегом; 4. Игра со снежками; 5. Опыты со льдом; 6. Рисуют «портрет» воды. |
7.Рассказывают и показывают на коллаже состояния воды: капли, дождик, река, вода в аквариуме, снежинки, облака |
Деятельность педагогов |
1. Учит и анализирует психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста. 2. Подбирает дидактический материал для проведения экспериментальной работы. 3. Вводит в игровую ситуацию: помочь Волшебнице Воде найти потерявшиеся капельки. |
1. Подводит к решению задач. 2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования) 3. Организует деятельность. |
1. Организует работу над проектом, 2. Направляет поиск решений; экспериментирование, речевую, изобразительную деятельность; 3. Во время танца детей рассказывает сказку о движении капель воды; 4. Активизирует инициативу детей в игровых действиях; 5. Обращает внимание детей на их рисунки, подчеркивая. Что на них изображена вода в разных ее состояниях. |
1. Организует конкурс рисунков «Превращение Капельки». 2.Организует конкурс плакатов «Сбережём голубую планету». |
Итоговое мероприятие: Благотворительная акция «Подарим воду растениям»
( Совместный субботник детей и родителей по посадке и поливу растений группового участка)
Описание продукта, полученного в результате проекта
Экологический стенд «Путешествие Капельки» (круговорот воды в природе).
Выставка рисунков «Превращение Капельки».
Выпуск плакатов «Сбережём голубую планету».
Презентация. Благотворительная акция «Подарим воду растениям»
( Совместный субботник детей и родителей по посадке и поливу растений группового участка)
Вид проекта – творческий, исследовательский, информационный, долгосрочный, групповой.
Состав участников. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Воспитатель - организует совместную опытно – экспериментальную деятельность, консультирование родителей и оформление фотовыставки по итогам проекта. Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
Дети (воспитанники второй младшей группы «Звёздочка») - участвуют в познавательной опытно – экспериментальной деятельности, фиксируют результаты опытов. У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о свойствах воды и ее составе. Развивается речь.
Родители совместно с детьми - проводят опыты и эксперименты в домашних условиях, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению, создают игрушки-капельки.
Интеграция образовательных областей,
№№ пп | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство) | Зарисовка опытов. Рисование природных явлений связанных с водой | Формировать элементарные представлений о видах искусства. Способствовать; реализации самостоятельной творческой деятельности детей, становление эстетического отношения к окружающему миру. |
2 | Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство) | Заучивание стихов и потешек, чтение художественной литера туры | Обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать звуковую и интонационную культуры речи, фонематический слух; знакомить с книжной культурой, детской литературой, учить понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; формировать звуковую, аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
3 | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное искусство) | Слушание музыки дождя, моря. Разучивание танца капелек | Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства. |
4 | Познавательное развитие | Проведение экспериментов, наблюдений, опытов. | Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивации; формировать познавательные действия; развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. |
5 | Социально-коммуникативное развитие | Эвристические беседы | Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживания, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества; формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Литературный ряд:
малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,
сказки С.Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А.Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях» и т.д.
Музыкальный ряд:
аудиозаписи «Звуки воды в природе»,
видеозапись - мультфильм «Капитошка»;
Демонстрационный ряд:
Дидактическая кукла «Капелька», альбомы, открытки,
Иллюстрации на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»;
Оборудование Центра воды и песка;
Игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Время года, продолжительность проекта и каждого этапа
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Какую информацию собираем – Родители - какие опыты с водой можно провести дома с детьми. Педагоги- консультирование родителей, освоение метода проектирования, как метода организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство. | Август |
2 | Аналитический | Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта | 1-2 неделя сентября |
3 | Практический | Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта | 3-4 неделя сентября - апрель |
4 | Презентационный | Обоснование презентационной формы | 1-2 неделя мая |
5 | Контрольный | Рефлексия | 3-4 неделя мая |
Организационные формы работы над проектом
№№ пп | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | Занятия | Необычные кораблики. Цель. Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. Игра в прятки. Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость. Играем с красками. Цель. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. Друзья. Цель. Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. Секрет сосновой шишки. Цель. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. Прятки. Цель. Углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знания правил безопасности при обращении со стеклянными предметами. Мыло – фокусник. Цель. Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом. В какую бутылку быстрее нальётся вода? Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, любознательность, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами. Когда льётся, когда капает. Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
2 | Организованное наблюдение | 1.Наблюдение за дождем в разное время года, за состоянием неба во время дождя и выявление причины силы дождя. 2.Наблюдение за испарением воды с поверхности асфальта, испарением росы с растений. 3.Наблюдение за радугой, за туманом. 4.Наблюдение за образованием первого тонкого льда на лужах во время первых осенних заморозков, появлением инея. Выводы о связи с температурой воздуха. 5. Наблюдение за изменением снежного покрова, его структуры, свойств, цвета при повышении, понижении температуры воздуха. 6. Снегопад при различной температуре воздуха (в морозную погоду, в оттепель). Рассматривание снежинок. 7.Наблюдение за таянием сосулек, изменением сугробов. Зависимость от времени года, изменения температуры. 8. Наблюдение за таянием снега, образованием проталин, появление первой травы на участке | август Май-август Август- сентябрь Октябрь Октябрь-ноябрь Декабрь-февраль Март Март-апрель |
3 | Экспериментирование, моделирование | 1.Эксперимент с водой (впитывание воды в губку) Дать представление о том, что необходимо купаться, умываться, и для этого необходима вода. 2.Эксперимент (вода – лед – вода) Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот. 3. Эксперимент «В воде не тонет» Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде. 4.Эксперимент превращения снега в воду. Продолжать развивать знания детей о свойствах воды 5. Эксперимент «Воздух под водой» | Октябрь Декабрь Январь Февраль Май |
4 | Экскурсии | Прогулка целевая на огород. Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огороде овощи; познакомить детей со свойствами воды. Экскурсия к водоёму Наблюдать ледоход . Определить причинно- следственные связи этого явления. | Сентябрь Апрель |
Оформление списка литературы
В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС , 2002.-216 с.
Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работником дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003
Превращение снега в воду.
Снежинки тают в руках.
Экспериментирование. Что растворяется в воде?
Приложение:
Необычные кораблики.
Цель. Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.
Материал. Две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Воспитатель: Ты плыви, кораблик, по речке, по ручейку.
Ты вези, кораблик, песенку мою.
Перед вами бутылочки из стекла. Посмотрите, в них что-нибудь есть? (Можно предложить подуть в них – получится «песенка»).
Дети. Они пустые.
Воспитатель. Хотите, чтобы бутылочки стали корабликами?
Дети. Да.
Первый эксперимент. Дети опускают одну бутылочку на воду. Что с ней происходит? (Она постепенно наполнится водой, станет тяжелой – тяжелее воды – и утонет).
Второй эксперимент. Другую бутылочку дети плотно закрывают пробкой, опускают на воду. Почему она не тонет? Погружают ее в воду. Почему она всплывает?
Дети высказывают свои предположения, зарисовывают результаты, подводят итоги: первая бутылка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелее воды – такие предметы тонут; в бутылочку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылка может плавать.
Игра в прятки.
Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.
Материал. Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем капельку искать.
Из пипетки появилась,
На стекле растворились.
Первый эксперимент. Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (Мешает сухая поверхность пластины).
Второй эксперимент. Дети наклоняют пластину. Что происходит? (Капля медленно течет).
Третий эксперимент. Смочить поверхность пластины, капнуть на нее из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (Она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной).
Четвертый эксперимент. На влажную поверхность пластины аккуратно из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдет? (Цветная вода потихоньку растворится в прозрачной воде).
Дети делают зарисовки и подводят итоги: При попадании прозрачной капли в прозрачную воду она «исчезает» незаметно; каплю цветной воды на влажном стекле видно; капля цветной воды медленно окрашивает влажную поверхность стекла.
Играем с красками.
Цель. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Материал. Две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Воспитатель. Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют.
Оранжевые, желтые, красные,
Синие, зеленые – разные.
Первый эксперимент. В баночку с водой добавить немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется).
Второй эксперимент. В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно).
Третий эксперимент. Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).
Дети делают зарисовки и подводят итоги: капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.
Друзья.
Цель. Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
Материал. Стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Первый эксперимент. Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? На стенках стакана образуются пузырьки – это кислород.
Второй эксперимент. Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? Образовалось большое количество пузырьков.
Дети делают зарисовки и подводят итоги. В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.
Секрет сосновой шишки.
Цель. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.
Материал. Две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель.
Белка шишку сорвала –
А орешки не нашла.
Лежит шишка под сосной,
Очень скучно ей одной.
Возьми её и поиграй.
А во что? Сам угадай!
Потрогайте шишку. Какая она, с какого дерева? (Ответы детей).
Воспитатель. Почему шишка стала такой?
Дети. Созрела – чешуйки раскрылись, и семена вылетели.
Воспитатель. Хотите увидеть, какая она была раньше?
Дети. Да!
Первый этап. Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешуйки. Почему они не сгибаются? Они высохли и стали твёрдыми.
Второй этап. Опустить шишку в тёплую воду. Что происходит? Она плавает на поверхности, потому что лёгкая. Оставить шишку в воде на сутки.
Третий этап ( проводится на следующий день). Дети смотрят на шишку. Она изменила форму. Почему? Пропиталась водой, пластинки приняли прежний вид. А ещё она опустилась на дно. Почему? Стала тяжёлой, воды в ванночке стало меньше.
Дети рисуют шишки, сухую и влажную, сравнивают их, подводят итоги. Сухая шишка лёгкая, жёсткая – не тонет в воде; шишка, погружённая в воду, поглощает её, становится тяжёлой и мягкой – опускается на дно; объём влажной шишки уменьшается наполовину, а вес увеличивается за счёт влаги.
Прятки.
Цель. Углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знания правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал. Две баночки с водой ( первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной), камешки, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель. Что вы видите в баночках? (Ответы.) Какого цвета вода? (Ответы.) Хотите поиграть с камешками в прятки?
Дети. Да!
Первый эксперимент. В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. Он тяжёлый, опустился на дно. Почему камешек видно? Вода прозрачная.
Второй эксперимент. Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? Камешка не видно. Вода подкрашена, непрозрачная.
Дети делают зарисовки и подводят итоги. В прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.
Мыло – фокусник.
Цель. Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.
Материал. Ванночка, кусочек мыла (туалетного или хозяйственного), губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель. Хотите поиграть с мылом?
Дети. Да!
Первый эксперимент. Дети трогают и нюхают сухое мыло. Оно гладкое, душистое. Обследуют воду. Тёплая, прозрачная. Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? В воде появляются пузырьки воздуха.
Второй эксперимент. Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? Скользким. Натирают мокрую губку мылом, погружают её в воду, отжимают. Что происходит? Вода изменяет цвет, в ней появляется пена. Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. Что происходит? В ней появляются большие пузыри.
Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в неё дуют. Что происходит? Из трубочки появляется мыльный пузырь, он лёгкий, переливается на свету. Погружают конец трубочки в воду и дуют в неё. Что появляется на поверхности воды? Много мыльных пузырей.
Дети делают зарисовки и подводят итоги. Сухое мыло гладкое; мыло, смоченное в воде, тоже гладкое, но скользкое; если намылить влажную поролоновую губку, появится пена; при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они лёгкие и могут летать; мыльная пена вызывает жжение – глаза надо беречь.
В какую бутылку быстрее нальётся вода?
Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, любознательность, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал. Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани, песочные часы, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель. Какую песенку поёт вода?
Дети. Буль-буль-буль…
Воспитатель. Послушаем сразу две песенки. Какая их них лучше?
Первый эксперимент. Дети сравнивают бутылки по величине, рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком; глядя на песочные часы, отмечают, за какое время она заполнится водой и какую песенку будет исполнять; погружают в воду бутылку с узким горлышком; отмечают, за сколько минут она заполнится водой, какую песенку будет петь.
Второй эксперимент. С помощью песочных часов определить, из какой бутылки быстрее выльется вода – из большой или маленькой? Почему? Какую песенку поют бутылки, когда вытекает вода?
Третий эксперимент. Дети погружают в воду сразу обе бутылки. Что происходит? Вода в бутылки набирается неравномерно и песенки они поют разные.
Дети играют в игру «Пролезь в трубу». Проползают в широкую и узкую трубу. Из какой они появятся быстрее? Почему? Широкая труба просторнее, чем узкая.
Дети делают зарисовки и подводят итоги. В бутылку с широким горлышком вода поступает быстро и издаёт громкий звук; в бутылку с узким горлышком поступает медленно и издаёт мелодичный звук; вода из бутылки с широким горлышком вытекает быстро – звука почти не слышно; из бутылки с узким горлышком вода выходит медленно и издаёт громкие звуки.
Когда льётся, когда капает.
Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
Материал. Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакетик, губка из поролона, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия.
Воспитатель. Давайте поиграем с водой!
Первый эксперимент. Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? Вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки. Накапать несколько капель из пипетки. Какая вода быстрее капает: из пакетика или из пипетки? Почему?
Второй эксперимент. Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают: когда вода быстрее наливается – когда капает или когда льётся?
Третий эксперимент. Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её, что происходит? Вода сначала вытекает, затем капает.
Дети делают зарисовки и подводят итоги. Вода льётся при переливании из одного сосуда в другой, из крана, в водопаде; вода капает их пипетки, с крыши домов, с листьев после и во время дождя; звуки льющейся воды положительно влияют на психологическое самочувствие человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "зимние игры и забавы" 2 младшая гркппа
Материал будет интересен воспитателям детских садов планирующих игровую деятельность детей в холодный период ...
памятка для родителей .( средняя гркппа)
В помощь родителям...