Проект "Волшебная соль"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Тема проекта | «Волшебная соль» | |||||
Вид проекта | Исследовательская, поисковая деятельность ,краткосрочный ,познавательно-творческий. | |||||
Возраст детей | Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | |||||
Актуальность проекта | Почему соль? Чем могла заинтересовать детей обыкновенная соль, что в ней необычного. Почему не сахар или другой продукт. А все очень просто. Тема исследовательской деятельности возникла после чтения сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Мы стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Ася сказала, что у неё дома есть цветная соль. Это очень нас заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое. Ася стала задавать много вопросов: почему вода соленая? и.т.д. Тогда и возникла идея создать этот проект. | |||||
Цель проекта | 1)Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. определить свойства соли, а так же уточнить как она используется в творчестве, путем наблюдений и экспериментирования. 2)Формировать представление о соли как о необходимом для человека продукте. 3)Стимулировать познавательный интерес ребёнка: исследовать свойства и качества ,разновидности соли опытным путём. 4)Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки. | |||||
Проблемный вопрос | Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в раннем дошкольном возрасте говорит: «Я не умею, я не могу» Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня»,то другой как бы говорит «не хочу и отстань ». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том, где и как ее можно использовать в творческой деятельности. | |||||
Задачи проекта | Задачи для детей: 1) Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого соли, её свойств и качеств, характер использования человеком. 2)Узнать о значении соли в жизни человека; 3)Выяснить какие виды соли существуют и способы их добычи; 4)Приобщить к экспериментированию; способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания 5)Узнать, как используется соль в быту; 6)Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий прогнозировать результат, радоваться процессу и результату. 7)Использование соли в творчестве. Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки. | |||||
Задачи для родителей: 1)Посетить консультацию « Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольника. 2)Родители и педагог приняли совместное решение о проведении исследовательской, поисковой деятельности проекта, обсудили способы взаимодействия, распределили обязанности. 3)Вместе с детьми участвовали в окрашивании соли. 4)Принесли баночки для мастер-класса и цветную соль. 5)Оказали помощь в подборе иллюстраций по теме проекта. Задачи воспитателя: 1)Воспитывать интерес к окружающему миру. 2)Развивать мышление ,любознательность, наблюдательность, познавательные способности детей. 3)Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. 4)Обогащать устанавливать причинно-следственные зависимости ,умение делать выводы. 5)Формировать эмоционально-ценостное отношение к окружающему миру. 6)Доказать, что соль –не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества. | ||||||
Продукт проекта | 1)Мастер-класс «Разноцветная соль в баночке» для украшения интерьера, использование в качестве подарка. 3)Картотека опытов на тему: «Волшебная соль». | |||||
Сроки реализации | 14.02.2022-17.03.22 (1 месяц) | |||||
Практическая значимость проекта | Проект является эффективным. Опыты и исследования , которые мы провели, могут быть использован для дальнейшей работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром, они интересны и познавательны.
| |||||
Подготовительный Этап: | ||||||
Дата | Мероприятия , инициированные воспитателем | Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты | ||
14.02.22 | Подготовка паспорта проекта; постановка цели и задач проекта. Подбор дидактической и методической литературы; поиск информации по теме: «Волшебная соль».Выдвижение гипотез; определение рисков. | Дидактическая и методическая литература, ноутбук, интернет-ресурсы. | Поставленные задачи могут измениться в ходе проектной деятельности, гипотеза может быть выдвинута неверно. | Паспорт проекта подготовлен; цели и задачи проекта поставлены; дидактическая и методическая литература подобрана; Информация по теме найдена; гипотезы выдвинуты; риски определены. | ||
15.02.22 | Устный опрос детей : Знаешь ли ты , что соль ничем нельзя заменить? Из чего она состоит, откуда ее берут? | Блокнот ручка | Дети могут не знать ответ на поставленный вопрос | Устный опрос проведен. |
Основной этап:
Дорожная карта основного проекта:
Дата | Место в режиме дня | Мероприятия | Участники образовательного процесса. Участвующие в мероприятии | Промежуточные результаты |
16.02.22 | После ужина | Посетить консультацию для родителей: « Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольника. | Родители ,педагог | Проведен.1)Консультация для родителей на тему: « Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольника. Родители и педагог приняли совместное решение о проведении экологического проекта, обсудили способы взаимодействия ,распределили обязанности. 3)Родители оказали помощь в окрашивании соли. 4)Родители принесли баночки для Мастер-класса «Баночка с цветной солью» 5)Родители принесли цветную соль для рисования «Радуги» цветной солью. |
17.02.22 | После прогулки | Беседа на тему: «Что мы знаем о соли? | Педагог и дети | Проведен Цель: Формировать у детей представление о соли и её свойствах. |
18.02.22 | После полдника | Познакомить детей с художественными произведениями, где речь идет о соли(Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки) | Педагог и дети | Проведен. Детям понравились пословицы ,поговорки и загадки о соли. |
21.02.22 | После полдника | Просмотр видеофильма о добыче соли. | Педагог и дети | Проведен. Дать детям представления о добыче соли. |
22.02.22 | После занятий | Беседа на тему: «Виды соли»,применение соли в домашних условиях. Рассматривание иллюстраций о разных видах соли. | Педагог и дети | Проведен. Дети узнали какие виды соли бывают (Каменная, поваренная, морская) |
24.02.22 | После полдника | Просмотр мультфильма «Незнайка на луне» «Пончик находит соль» | Педагог и дети | Проведен. Цель: Пробудить интерес к естественнонаучным экспериментам по изучению соли. |
25.02.22 | После прогулки | Опыт№1 «Виды соли» | Педагог и дети | Проведен. Вывод: Соль белая не имеет запаха, солёная, сыпучая, соль похожа на кристаллики. |
28.02.22 | После полдника | Опыт№2 «Соль хрустит» | Педагог и дети | Проведен. Вывод: Слышен скрипящий или хрустящий звук(ломаются кристаллики соли) снегу в морозный день. |
01.03.22 | После полдника | Опыт№3 «Соль растворяется в воде». | Педагог и дети | Проведен. Вывод: Соль в воде растворяется |
02.03.22 | После занятий | Опыт№4 «Соль в холодной и горячей воде» | Педагог и дети | Проведен. Вывод : В горячей воде соль быстрее растворяется чем в холодной воде. |
03.03.22 | После полдника | Опыт№5Украшение акварельного рисунка «Радуга» Цветной солью. | Педагог и дети | Проведен. Вывод: Подтвердили возможность рисовать цветной солью. |
04.0 3.22 | После занятий | Опыт№6 «Снежная веточка» | Педагог и дети | Проведен. Вывод: Выращен маленький кристаллик соли, веточка покрылась снегом. |
05.03.22 | После прогулки | Опыт№7 «Снег и соль». | Педагог и дети | Проведен.Снег посыпанный солью тает быстрее. |
09.03.22 | После полдника | Опыт№8 «Эффект мертвого моря» | Педагог и дети | Проведен. Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть. |
10.03.22 | На прогулке | Опыт№9 «Вода и соль на улице» | Педагог и дети | Проведен. Вывод: Вот почему при одной и той же температуре речка или пресное озеро замерзает, а соленое море нет |
11.03.22 | После полдника | Опыт № 10 «Выращивание кристаллов соли» | Педагог и дети | Проведен. Вывод :В бытовых условиях можно вырастить кристаллы соли, развивая умения действовать по алгоритму |
14.03.22 | После занятий | Дидактическая игра «Соленый -несоленый» | Педагог и дети | Проведен. Цель:Закреплять знания о том ,какие продукты можно солить |
15.03.22 | После полдника | Мастер-класс «Баночка с цветной солью» | Педагог и дети | Проведен. Цель: Дать представление о технике насыпания цветной соли . |
Заключительный этап
Дата | Итоговые мероприятия | Оценка эффективности реализации проекта | Степень достижения поставленных целей | Обобщение педагогического опыта. |
16.03.22 | Представление продукта: Мастер-класс «Баночка с цветной солью» | Дети представили детям старшей группы декорированные «Баночки с цветной солью». Родителям представлена памятка «Проведите простые опыты с детьми дома». «Картотека опытов с солью» | Продукт проекта представлен | Представление продукта проекта является одной из самых важных частей заключительной части. Ведь именно на этом этапе , все участники проекта могут увидеть свои результаты |
17.03.22 | Устный опрос детей : Знаешь ли ты , что соль ничем нельзя заменить? Из чего она состоит, откуда ее берут? | Результаты повторного опроса показали высокий уровень знаний детей по теме проекта «Волшебная соль»Дети узнали много нового об особенности соли, её свойствах разновидностях. Самостоятельно провели интересные опыты с солью. Вырастили кристаллы. У детей повысился познавательный интерес, развиты коммуникативные навыки. Дети умеют работать в сотрудничестве со сверстниками и педагогом. | Повторный устный опрос проведён | Наша гипотеза подтвердилась: Соль- не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений, применения для творчества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."
Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...
Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).
С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"
Конспект занятия по познавательному развитию...
НОД "Волшебная соль,свойства соли"
НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...
проект "Соль-друг, соль-враг"
Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...
«Соль и его свойства. Рисуем солью»
laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...