Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "На лесной полянке"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Материал будет полезен воспитателям старших групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_lesnoy_polyanke_starshaya_gruppa.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
Тема:
«На лесной полянке»
(Грибы)
Старшая группа
Левчук Анна Михайловна
воспитатель МБДОУ детский сад №97
г.Тверь, 2021г.
Задачи:
Образовательные:
-Дать представления об изменениях, происходящих в жизни леса летом, о грибах, их частях, назначении, местах их произрастания, научить различать съедобные и ядовитые грибы.
-Активизировать и актуализировать словарь по теме “Грибы”.
-Развивать умение отгадывать загадки.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развивать внимание при решении игровых заданий;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
- развивать координацию слов и движений;
- развивать мелкую и общую моторику;
- обогащать зрительные впечатления
Воспитательные задачи:
Воспитывать взаимопонимание, активность, инициативность, самостоятельность, любовь и бережное отношение к природе, экологическую культуру.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе работы, участие в эксперименте, просмотр слайдов
Оборудование и средства: картинки и муляжи грибов, плакат «Съедобные и ядовитые грибы», лукошко, картинка- схема гриба, зеленые листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Пение птиц», фильм-презентация «Лесная поляна», проектор, экран, магнитола, веер, семена укропа, шапочки грибов и ветра.
Словарная работа: грибница, споры, грибники.
Методические приёмы: создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, сюрпризный момент, динамическая пауза.
Предварительная работа: чтение стихов о природе, отгадывание загадок о грибах, чтение сказок и рассказов ( В. Сутеев «Под грибом» и В.Даль «Война грибов с ягодами» и др.), беседы о дарах леса, о приметах лета, о ветре, рассматривание иллюстраций, чтение и рассматривание энциклопедий о грибах, дидактические игры по теме «Грибы».
Ход занятия:
Детей встречает воспитатель в костюме Мухомора
I. Организационный момент:
Мухомор: Здравствуйте ребята! Давно на моей полянке столько гостей не было! А я –Мухомор, здешний житель. А чего это вы так рано в лес пришли, я пока всего один, но скоро наступит лето и у меня здесь будет много моих друзей. А хотите я вам про них расскажу?
Дети: Да, хотим!
Мухомор:
Я загадаю вам загадку. Когда вы её отгадаете, сразу узнаете, кто мои самые лучшие друзья в лесу:
-Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встали шляпки из травы –
Нет под ними головы? (грибы)
Дети: Это - грибы.
Мухомор: Молодцы! Правильно это мои друзья – грибы. Проходите на стульчики Приготовьтесь внимательно слушать, смотреть и выполнять задания. (Дети садятся)
-Готовы?
Дети: Да!
II. Основная часть.
Сообщение темы:
Мухомор: Мы Грибы – необычные растения, у нас нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов.(картинка). Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.
Беседа: «Гриб и его дом».
(рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением, слайд).
Мухомор: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб, боровик мой большой друг, –растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Люди белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб растет под осиной?
Дети: Под осиной растет подосиновик.
Мухомор: Правильно, а под берёзой?
Дети: Подберёзовик.
Мухомор: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие листья, в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Людям их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
Мухомор: А вот на полянке растет очень красивый гриб: белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?
Дети: Это мухомор!
Мухомор: Да это мой родственник. Когда мухоморы старятся, края их шляпки загибаются кверху и превращаются в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Вода это не простая, а ядовитая. Напьётся этой воды какая-нибудь муха и погибнет. Поэтому и называют меня Мухомор. Но зато я полезен для лесных животных.
А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У неё длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. Давайте найдем моих друзей (оглядывается) Ой, совсем забыл, лето еще же не наступило, грибы спят. Что же нам может помочь грибы разбудить, что бы они быстрее из-под земли выскочили? Вспомнил нам дождик нужен, но не простой, а какой ребята?
Дети: Грибной дождик (шум дождя)
Мухомор:
-Говорят, что дождь грибной,
Разве так бывает?
Вместо капелек грибы,
Что ли выпадают?
- Вот и нет, совсем не так!
Это дождь обычный,
Но зато после него
Рост грибов отличный!
-А как зовут людей, которые идут в лес за грибами?
Дети: Грибники.
Мухомор:
Вот знайте ребята, что настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, (показ экологического знака),так можно повредить грибницу и не вырастут тогда на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом под самый корень. А еще они не топчут мухоморы и другие несъедобные для людей грибы, не шумят, не мусорят и ветки не ломают. ( показ экологического знака).
- Вот и дождик кончился. Идемте, поищем моих друзей
Динамическая пауза: физкультминутка «За грибами»
Я лукошко в лес беру, (сложить ладошки лодочкой)
Там грибы я соберу. (наклоны)
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!» (разводят руки в стороны)
Подосиновик, масленок, (поочередно сгибают пальчики на обеих
Подберезовик, опенок, руках, начиная с мизинца правой руки)
Боровик, лисичка, груздь -
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой, (шагаем)
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу (машут руками)
Пусть останется в лесу!
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Мухомор: А теперь отгадайте ребята, что за грибы мы нашли.
Загадка 1.
На толстой белой ножке
Коричневая шляпка
Наверняка любой грибник
Найти мечтает … (Боровик).
Мухомор: Ребята, возьмёте этот гриб? Он съедобный ? (Дети отвечают.)
Загадка 2.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я - …(Подосиновик)
Загадка 3.
Притаился незаметно
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
Загадка 4.
Жёлто-рыжие сестрички,
Величают нас … (Лисички)
Загадка 5.
Возле пней и на лужайке
Мы всегда гуляем стайкой.
Очень дружные ребята,
Называют нас… (опята)
Загадка 6.
Крепкий маленький грибок,
Маслянистый, как блинок. (масленок)
- Это какие грибы? (съедобные)
Загадка 7.
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный... (мухомор)
Загадка 8.
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная... (поганка)
- А эти грибы будете с собой брать? Почему? (ответы детей) Ядовитые грибы ядовиты только для человека, а для животных они служат лекарством и пищей. Например, лоси лечатся мухомором. А ещё всякий гриб – это дом для маленьких обитателей леса.
Мухомор: Что-то мало грибочков наросло, что же делать? Дождиком поливали, не очень помогло, а может еще их побольше посадить, как вы думаете? (ответы детей) Как же нам побыстрее это сделать? Сами же грибы не могут семена-споры разбрасывать? А что им помогает? (ответы детей)Правильно, нам нужен ветер! (приглашаются дети для участия в опыте)
Опыт «Как быстрее?»
Цель: выявить взаимосвязь ветра с распространением семян растений.
Оборудование: семена укропа,вентилятор,фен или веер.
Ход опыта: Дети выясняют, почему грибы растут во многих местах. Рассматривают гриб и его споры, наблюдают за полетом семян-заменителей, за их падением, делают вывод (семена очень мелкие, ветер помогает им улететь далеко. Споры похожи на семена растений. Грибы производят споры.Споры, которые падают на землю, переносятся ветром на хранение в другую область. Эти споры производят новые грибы, так же как семена растений производят новые растения).
Мухомор: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились! Всех друзей моих повидали со всеми познакомились!
III. Заключение.
Мухомор: Знаете ребята, Вы мне очень понравились. А вам понравилось у меня на полянке(ответы детей)
- Хочу у вас узнать, хорошо ли вы запомнили моих друзей и правила поведения в лесу
Вопросы:
1. Только ли осенью растут грибы? А когда еще?
2.Что помогает грибам расти?
3. Почему съедобные грибы так назвали? А ядовитые?
4. Почему нельзя рвать грибы с корнем?
5. Почему нельзя в лесу уничтожать ядовитые грибы?
Мухомор: Спасибо вам ребята за хорошее со мной обращение, а у меня для вас есть небольшой сюрприз - раскраска из сказки «Под грибом» В.Сутеева.
-Жду вас летом! До новых встреч!До свидания!
Наша планета. (Я. Аким)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "На лесной полянке"
Конспект занятия с применением ИКТ по ознакомлению с окружающим в 1 младшей группе "На лесной полянке" на тему насекомые....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В первой младшей группе. Тема: «К Зайке на полянку» Воспитатель: Мышанская Н.В.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромВ первой младшей группе.Тема: «К Зайке на полянку» Цель:Расширять представления детей об окружающем мире. Познакомить детей с дикими...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Кто живет на полянке"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Кто живет на полянке"...
конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром "Лесные жители"
НОД по ознакомлению детей с окружающим миром "Лесные жители" способствует формированию и обобщению представлений детей о диких животных....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет на тему "Путешествие на разноцветную полянку"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет на тему: «Путешествие на разноцветную полянку»Цель занятия: Обогащение сенсорного опыта...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В первой младшей группе. Тема: «К Зайке на полянку»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В первой младшей группе. Тема: «К Зайке на полянку»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в ясельной группе. Тема занятия: «Встреча на полянке ».
Цель занятия: Расширять представления детей об окружающем мире. Познакомить детей с дикими животными, учить детей различать и называть части тела животного (хвостик, лапки, ушки, голова, туловище)...