Конспект интегрированного занятия "Почему бывает ночь и день, лето и зима?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формируется у детей временное представление,расширяется словарный запас,развивается творческая фантазия у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie.docx | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие
«Почему бывает день и ночь, Лето и зима?»
Подготовила: воспитатель Сайкова М.А.
Цели:
— подвести детей к пониманию таких явлений как смена дня и ночи;
— формировать временные представления;
— словарная работа: ось, вращение, полюса, экватор, сутки,
полушария;
— развивать творческую фантазию детей и умение воплощать свой
замысел в рисунке, используя различные изобразительные средства.
Материалы и оборудование:
— глобус;
— настольная лампа без абажура;
Предварительная работа:
— чтение книги В. Танасийчука «Удивительная прогулка» (экология в
картинках);
— рассматривание репродукций.
Воспитатель. Все знают, что днем светло, а ночью темно. Ребята,
задумывались ли вы над тем, почему день сменяется ночью, а потом
снова приходит день?
Предположения детей.
Вы знаете, что планета Земля имеет форму шара. Она постоянно
вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. Ось
вращения — это воображаемая линия, проходящая от Северного полюса
через центр Земли к Южному полюсу.
Свой рассказ воспитатель сопровождает показом на глобусе.
Вращаясь, наша планета подставляет солнечным лучам то одну, то
другую сторону. День бывает на той части земного шара, которая
повернута к Солнцу и освещается его лучами. А другая половина земного
шара в это время повернута от Солнца и находится в тени. Там ночь. Пока
наша планета повернется один раз вокруг своей оси, пройдут целые сутки,
а в сутках 24 часа! А в каждом часе 60 минут.
Земной шар все время вращается и, поэтому, день и ночь сменяют
друг друга.
Рассказ воспитателя подтверждается опытом с лампой и глобусом.
Проведение опыта
Воспитатель. Ребята, наша Земля вращается не только вокруг своей оси,
она движется и вокруг Солнца. За год Земля успевает сделать вокруг него
только один оборот. Уж очень это большой путь!
Рассказ воспитателя сопровождается наглядным показом вра-щения
Земли вокруг Солнца.
Наша планета имеет два полюса: Северный и Южный. Это две крайние
точки оси вращения. Северный полюс находится на северном конце оси, а
Южный полюс — на южном конце оси. Солнце дарит нам не только свет,
но и тепло. Солнечные лучи скользят вдаль полюсов, поэтому там всегда
очень холодно. А экватор — воображаемая линия вокруг центра Земли. В
районе экватора очень жаркая погода, потому что лучи Солнца
направлены всегда прямо на него.
Рассказ воспитателя сопровождается обязательным показом. Детям
предлагается рассмотреть и потрогать глобус на экваторе и на полюсах.
Экватор делит Землю на два полушария: Северное и Южное. Когда
Земля располагается так (показывает на глобусе). Северное полушарие
Земли, в котором мы живем, лучше освещается Солнцем, и у нас в это
время лето. В Южном полушарии в это время зима. Через полгода, когда
Земля передвинется так, что окажется по другую сторону от Солнца,
Северное полушарие будет плохо освещаться Солнцем, и там будет зима.
А в Южном полушарии в это время наступит лето. Поэтому и происходит
смена времен года.
КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСТУШКИ
Вы сейчас услышите
Вовсе не комические,
Мы с ребятами споем
Частушечки космические.
Я, как все наши мальчишки,
Космонавтом быть хочу,
Вырасту и непременно
К дальним звездам полечу.
Самым первым космонавтом
Стал Гагарин Юра.
Чтобы стать таким же сильным,
Нужна физкультура.
Все ребята с детства знают:
Юра - парень не простой.
Он сказал: «Поехали!»
Он махнул рукой.
И взметнулась прямо ввысь
Огромная ракета,
Оставляя за собой
След, словно комета.
Вчера Танька испытала
В невесомости полет,
Когда мальчики столкнули
Ее с горочки в сугроб.
Я ракету снаряжаю
Собираюсь на Луну.
Может, в космосе далеком
Новых я друзей найду.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЧАСТЯМИ СУТОК
(смена, длительность)
Цели:
— закрепить умение более четко различать части суток;
— формировать умение различать части суток, опираясь на явления
неживой природы (восход, заход Солнца; рассвет, закат, сумерки и т. д.);
— расширять словарный запас детей: сумерки, полдень, закат, восход.
Эксперимент с глобусом и лампой.
На столе устанавливается настольная лампа без абажура. Ря-дом с ней
глобус. Лампа — это Солнце. Глобус — это Земля. На глобусе дети
находят город Москву и отмечают это место (можно прикрепить
звездочку из самоклеющейся бумаги).
Воспитатель. Эта звездочка на глобусе показывает место, где мы живем
на Земле. Оно сейчас освещено? Значит, в нашем городе сейчас день.
При вращении глобуса дети определяют, какое время суток в городе в
данный момент.
Затем воспитатель называет детям любой континент. Дети
определяют, какое время суток в этом месте в данный момент
относительно города Чебоксары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по изодеятельности (лепка) "День рождения зайки"
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Социально-личностное развитие....
Конспект интегрированного занятия в летний период «Подарки лета»
Цель: уточнение знаний детей о лете, его признаках....
Конспект интегрированного занятия в средней группе «День Защитника Отечества»
Тема «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»Цели: уточнить знания детей о празднике «День защитника Отечества»; дать представление о военных профессиях; совершенствовать навыки нанесения клея на всю пове...
Конспект интегрированного познавательного занятия на тему " День Победы"
Сформировать первоначальные знания о празднике " День Победы". Сформировать у детей первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за сво...
Конспект интегрированного НОД для старшего возраста "День рождения Незнайкиной маме"
Программное содержание 1. Задачи на развитие познавательных способностей: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных пр...