Конспект интегрированного занятия "Почему бывает ночь и день, лето и зима?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сайкова Марина Анатольевна

Формируется у детей временное представление,расширяется словарный запас,развивается творческая фантазия у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

«Почему бывает день и ночь, Лето и зима?»

Подготовила: воспитатель Сайкова М.А.

Цели:

— подвести детей к пониманию таких явлений как смена дня и ночи;

— формировать временные представления;

— словарная работа: ось, вращение, полюса, экватор, сутки,

полушария;

— развивать творческую фантазию детей и умение воплощать свой

замысел в рисунке, используя различные изобразительные средства.

Материалы и оборудование:

— глобус;

— настольная лампа без абажура;

Предварительная работа:

— чтение книги В. Танасийчука «Удивительная прогулка» (экология в

картинках);

— рассматривание репродукций.

Воспитатель. Все знают, что днем светло, а ночью темно. Ребята,

задумывались ли вы над тем, почему день сменяется ночью, а потом

снова приходит день?

Предположения детей.

Вы знаете, что планета Земля имеет форму шара. Она постоянно

вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. Ось

вращения — это воображаемая линия, проходящая от Северного полюса

через центр Земли к Южному полюсу.

Свой рассказ воспитатель сопровождает показом на глобусе.

Вращаясь, наша планета подставляет солнечным лучам то одну, то

другую сторону. День бывает на той части земного шара, которая

повернута к Солнцу и освещается его лучами. А другая половина земного

шара в это время повернута от Солнца и находится в тени. Там ночь. Пока

наша планета повернется один раз вокруг своей оси, пройдут целые сутки,

а в сутках 24 часа! А в каждом часе 60 минут.

Земной шар все время вращается и, поэтому, день и ночь сменяют

друг друга.

Рассказ воспитателя подтверждается опытом с лампой и глобусом.

Проведение опыта

Воспитатель. Ребята, наша Земля вращается не только вокруг своей оси,

она движется и вокруг Солнца. За год Земля успевает сделать вокруг него

только один оборот. Уж очень это большой путь!

Рассказ воспитателя сопровождается наглядным показом вра-щения

Земли вокруг Солнца.

Наша планета имеет два полюса: Северный и Южный. Это две крайние

точки оси вращения. Северный полюс находится на северном конце оси, а

Южный полюс — на южном конце оси. Солнце дарит нам не только свет,

но и тепло. Солнечные лучи скользят вдаль полюсов, поэтому там всегда

очень холодно. А экватор — воображаемая линия вокруг центра Земли. В

районе экватора очень жаркая погода, потому что лучи Солнца

направлены всегда прямо на него.

Рассказ воспитателя сопровождается обязательным показом. Детям

предлагается рассмотреть и потрогать глобус на экваторе и на полюсах.

Экватор делит Землю на два полушария: Северное и Южное. Когда

Земля располагается так (показывает на глобусе). Северное полушарие

Земли, в котором мы живем, лучше освещается Солнцем, и у нас в это

время лето. В Южном полушарии в это время зима. Через полгода, когда

Земля передвинется так, что окажется по другую сторону от Солнца,

Северное полушарие будет плохо освещаться Солнцем, и там будет зима.

А в Южном полушарии в это время наступит лето. Поэтому и происходит

смена времен года.

КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСТУШКИ

Вы сейчас услышите

Вовсе не комические,

Мы с ребятами споем

Частушечки космические.

Я, как все наши мальчишки,

Космонавтом быть хочу,

Вырасту и непременно

К дальним звездам полечу.

Самым первым космонавтом

Стал Гагарин Юра.

Чтобы стать таким же сильным,

Нужна физкультура.

Все ребята с детства знают:

Юра - парень не простой.

Он сказал: «Поехали!»

Он махнул рукой.

И взметнулась прямо ввысь

Огромная ракета,

Оставляя за собой

След, словно комета.

Вчера Танька испытала

В невесомости полет,

Когда мальчики столкнули

Ее с горочки в сугроб.

Я ракету снаряжаю

Собираюсь на Луну.

Может, в космосе далеком

Новых я друзей найду.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЧАСТЯМИ СУТОК

(смена, длительность)

Цели:

— закрепить умение более четко различать части суток;

— формировать умение различать части суток, опираясь на явления

неживой природы (восход, заход Солнца; рассвет, закат, сумерки и т. д.);

— расширять словарный запас детей: сумерки, полдень, закат, восход.

Эксперимент с глобусом и лампой.

На столе устанавливается настольная лампа без абажура. Ря-дом с ней

глобус. Лампа — это Солнце. Глобус — это Земля. На глобусе дети

находят город Москву и отмечают это место (можно прикрепить

звездочку из самоклеющейся бумаги).

Воспитатель. Эта звездочка на глобусе показывает место, где мы живем

на Земле. Оно сейчас освещено? Значит, в нашем городе сейчас день.

При вращении глобуса дети определяют, какое время суток в городе в

данный момент.

Затем воспитатель называет детям любой континент. Дети

определяют, какое время суток в этом месте в данный момент

относительно города Чебоксары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изодеятельности (лепка) "День рождения зайки"

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Социально-личностное развитие....

Конспект интегрированного занятия в летний период «Подарки лета»

Цель: уточнение знаний детей о лете, его признаках....

Конспект интегрированного занятия в средней группе «День Защитника Отечества»

Тема «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»Цели: уточнить знания детей о празднике «День защитника Отечества»; дать представление о военных профессиях; совершенствовать навыки нанесения клея на всю пове...

Конспект интегрированного познавательного занятия на тему " День Победы"

Сформировать первоначальные знания о празднике " День Победы". Сформировать у детей первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за сво...

Конспект интегрированного НОД для старшего возраста "День рождения Незнайкиной маме"

Программное содержание 1. Задачи на развитие познавательных способностей: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных пр...