"Войди в природу другом"
статья по окружающему миру (старшая группа)
Проблема загрязнения окружающей среды сейчас очень актуальна. Экономический рост идёт необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы. Страна в погоне за экономическим процветанием приносит в жертву окружающую среду. Пришла пора осознать, что человек не властелин природы, а её часть и выходец. Человек, наделённый разумом, нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Учёные доказали, что ныне до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды. Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающему нас миру. От нас, взрослых, зависит, какими вырастут наши дети! Мы, воспитатели, а также и родители должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства.
Данная статья посвящена тому, как правильно сформировать у дошкольников представление о растениях, животных, человеке как живых существах. Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т. е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям. Привить детям осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе). Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Войти в природу другом»
Татьяна Александровна Румянцева,
воспитатель МБДОУ № 24
г. Новороссийск.
Аннотация:
Проблема загрязнения окружающей среды сейчас очень актуальна. Экономический рост идёт необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы. Страна в погоне за экономическим процветанием приносит в жертву окружающую среду. Пришла пора осознать, что человек не властелин природы, а её часть и выходец. Человек, наделённый разумом, нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Учёные доказали, что ныне до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды. Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающему нас миру. От нас, взрослых, зависит, какими вырастут наши дети! Мы, воспитатели, а также и родители должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства.
Данная статья посвящена тому, как правильно сформировать у дошкольников представление о растениях, животных, человеке как живых существах. Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т. е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям. Привить детям осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе). Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.
Ключевые слова:
Дети дошкольного возраста, окружающая среда, среда обитания, экология, экологическая культура.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. И вся нравственная направленность ребёнка ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.
Ожидаемые результаты:
• повышение экологической грамотности, развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
• формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
• приходит понимание в необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.
1) Комнатные растения.
В дошкольном возрасте много внимания уделяется знакомству детей с комнатными растениями. Наблюдая за растениями, дети знакомятся с особенностями внешнего вида, строением, учатся выполнять трудовые действия по уходу за ними в правильной последовательности.
Комнатные растения в детском саду — это не только предмет интерьера, но и средство очищения воздуха, средство знакомства и общения малышей с природой. Была организована и проведена совместная деятельность с детьми в уголке природы. Дети любят ухаживать, поливать растения в группе детского сада, протирать крупные растения влажной тряпочкой, рыхлить почву и опрыскивать листья. Такие элементарные трудовые поручения воспитывают интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
По итогам проделанной работы, дети пришли к выводу о том, что растения не только живые, не только похожи своими потребностями на человека и животных, но и каждое из них обладает своим характером, а значит, может радоваться, когда ему хорошо и грустить – когда плохо.
2) Покорми птиц зимой.
С детьми были выделены несколько правил подкормки птиц зимой:
1. Если вы не уверены, что сможете ежедневно наполнять кормушку, не вешайте ее. Одноразовая подкормка — это не подкормка. Так же как посаженное дерево нужно поливать, повешенную кормушку надо все время держать с кормом.
2. Не вешайте много кормушек, особенно далеко от дома. Лучше повесить одну на балконе или за окном, чтобы она была легко доступна. Птицы ее быстро найдут, и будут навещать. Если вы развесили кормушки в лесу, не забудьте их убрать с наступлением весны. Иначе они превратятся в картонный и пластиковый мусор.
3. Конструкция кормушки не имеет значения. Важно только, чтобы корм не заносило снегом.
4. Не сыпьте в кормушки крупу: пшено, перловку и тому подобное. Птицы, кроме голубей, их вообще не едят. Не стоит также класть куски хлеба — их трудно клевать, особенно на морозе.
5. Самый доступный и универсальный корм для всех зимующих птиц — семена подсолнечника, обязательно сырые. Также можно развесить на проволоке или веревочке кусочки несоленого сала — для тех птиц, которым необходима животная пища.
6. Кормушки лучше устанавливать на высоте полутора метров от земли в отдалении от дорожек и тропинок — чтобы птицы не пугались прохожих
7. Корм необходимо обновлять примерно каждые два дня, при этом очищая кормушку от остатков старого.
3) Посадка лука и чеснока в группе и выращивание его детьми.
Целью посадки лука и чеснока детьми я выделил – это формирование знания детей о том, как сажать рассаду, как за ней ухаживать в комнатных условиях. Формировать у детей осознанно правильное отношение к природным явлениям. Воспитывать бережное отношение к растениям. Ведь огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных и комнатных условиях.
4) Работа с родителями.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
1. Педагог-родитель;
2. Педагог-ребенок-родитель.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
1. Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
2. Использование и рекомендация научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
3. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Вывод.
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края. Из всего многообразия мира природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, желание узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Список литературы:
Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995
Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010
Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008
Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002
Предварительный просмотр:
«Войти в природу другом»
Татьяна Александровна Румянцева,
воспитатель МБДОУ № 24
г. Новороссийск.
Аннотация:
Проблема загрязнения окружающей среды сейчас очень актуальна. Экономический рост идёт необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы. Страна в погоне за экономическим процветанием приносит в жертву окружающую среду. Пришла пора осознать, что человек не властелин природы, а её часть и выходец. Человек, наделённый разумом, нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Учёные доказали, что ныне до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды. Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающему нас миру. От нас, взрослых, зависит, какими вырастут наши дети! Мы, воспитатели, а также и родители должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства.
Данная статья посвящена тому, как правильно сформировать у дошкольников представление о растениях, животных, человеке как живых существах. Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т. е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям. Привить детям осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе). Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.
Ключевые слова:
Дети дошкольного возраста, окружающая среда, среда обитания, экология, экологическая культура.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. И вся нравственная направленность ребёнка ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.
Ожидаемые результаты:
• повышение экологической грамотности, развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
• формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
• приходит понимание в необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.
1) Комнатные растения.
В дошкольном возрасте много внимания уделяется знакомству детей с комнатными растениями. Наблюдая за растениями, дети знакомятся с особенностями внешнего вида, строением, учатся выполнять трудовые действия по уходу за ними в правильной последовательности.
Комнатные растения в детском саду — это не только предмет интерьера, но и средство очищения воздуха, средство знакомства и общения малышей с природой. Была организована и проведена совместная деятельность с детьми в уголке природы. Дети любят ухаживать, поливать растения в группе детского сада, протирать крупные растения влажной тряпочкой, рыхлить почву и опрыскивать листья. Такие элементарные трудовые поручения воспитывают интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
По итогам проделанной работы, дети пришли к выводу о том, что растения не только живые, не только похожи своими потребностями на человека и животных, но и каждое из них обладает своим характером, а значит, может радоваться, когда ему хорошо и грустить – когда плохо.
2) Покорми птиц зимой.
С детьми были выделены несколько правил подкормки птиц зимой:
1. Если вы не уверены, что сможете ежедневно наполнять кормушку, не вешайте ее. Одноразовая подкормка — это не подкормка. Так же как посаженное дерево нужно поливать, повешенную кормушку надо все время держать с кормом.
2. Не вешайте много кормушек, особенно далеко от дома. Лучше повесить одну на балконе или за окном, чтобы она была легко доступна. Птицы ее быстро найдут, и будут навещать. Если вы развесили кормушки в лесу, не забудьте их убрать с наступлением весны. Иначе они превратятся в картонный и пластиковый мусор.
3. Конструкция кормушки не имеет значения. Важно только, чтобы корм не заносило снегом.
4. Не сыпьте в кормушки крупу: пшено, перловку и тому подобное. Птицы, кроме голубей, их вообще не едят. Не стоит также класть куски хлеба — их трудно клевать, особенно на морозе.
5. Самый доступный и универсальный корм для всех зимующих птиц — семена подсолнечника, обязательно сырые. Также можно развесить на проволоке или веревочке кусочки несоленого сала — для тех птиц, которым необходима животная пища.
6. Кормушки лучше устанавливать на высоте полутора метров от земли в отдалении от дорожек и тропинок — чтобы птицы не пугались прохожих
7. Корм необходимо обновлять примерно каждые два дня, при этом очищая кормушку от остатков старого.
3) Посадка лука и чеснока в группе и выращивание его детьми.
Целью посадки лука и чеснока детьми я выделил – это формирование знания детей о том, как сажать рассаду, как за ней ухаживать в комнатных условиях. Формировать у детей осознанно правильное отношение к природным явлениям. Воспитывать бережное отношение к растениям. Ведь огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных и комнатных условиях.
4) Работа с родителями.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
1. Педагог-родитель;
2. Педагог-ребенок-родитель.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
1. Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
2. Использование и рекомендация научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
3. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Вывод.
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края. Из всего многообразия мира природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, желание узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Список литературы:
Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995
Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010
Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008
Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Войди в природу другом
Экологическое воспитание детей с разрешением проблемных ситуаций...
"Войди в природу другом". Аукцион педагогических знаний и идей.
"Войди в природу другом" Аукцион педагогических знаний и идей Аукцион педагогических знаний и идей "Войди в природу другом" нацелен на умение представлять и снабжать собеседников творческой информац...
Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".
Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру. Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...
"Войди в природу другом" (по проекту "Жалобная книга природы")
Интегрированное НОД по экологии в подготовительной группе....
Собрание для родителей "Войди в природу другом"
Создать условия для сотрудничества детей и родителей....
Конспект занятия в старшей группе «Войди в природу другом» (познание).
Цель: формировать умение детей жить в гармонии с природой, не вредить ей....
Войди в природу другом
Родительское собрание...