Конспект занятия по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Это занятие позволяет детям закрепить знания детей о зимующих животных, особенностях их выживания и питания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_zimoy_v_lesu.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Экологии»
в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Зимой в лесу».
Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид деятельности детей: игровой
Цель: закрепить знания детей о зимующих животных.
Программное содержание: Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных. Воспитывать познавательный интерес детей к жизни природы.
Материалы и оборудование: «Зайцы в зимнем лесу», «Белки», «Волчья стая зимой», «Медвежья берлога», «Лиса. Зима», лист ватмана со следами различных зверей.
Планируемые результаты: закрепить знания детей о зимующих животных.
Структура занятия
1 | Вводная часть | Конверт со следами животных | 2 мин. |
2 | Основная часть | 20 мин. | |
1.Беседа о животных | 4 мин | ||
2.Физкультминутка | 2 мин | ||
3.Рассматривание картины «Зайцы в зимнем лесу» | 5 мин | ||
4.Рассматривание картины «Волчья стая зимой» | 5 мин | ||
5.Рассматривание картины «Лисы зимой» | 4 мин. | ||
3 | Заключительная часть | 3 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
I Вводная часть
Воспитатель выносит конверт. Открывает его вместе с детьми и находят там картинки со следами животных.
Игра «Отгадай чей след?»
Зимний лес тих и спокоен. Но вот тянется длинная цепочка маленьких следов на снегу
Дети определяют, кому принадлежат следы: у зайца – два широких кружочка и два маленьких один над другим, белки, волка, лисы.
2.Основная часть
1.Беседа о животных.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят в жизни животных в течении лета и осени, которые помогают животным пережить зиму? (накопление жировых отложений, смена кожных покровов – линька (у белки серебристо-серая шубка, у зайца – белая).
Воспитатель:- Зачем звери меняют свои шубки? (новые шубки густые, теплые, зайца не видно на белом снегу – защищает его от врагов).
В- ль. предлагает детям отгадать загадку
Кто в берлогу спать ложится
Волк, медведь или лисица?
Воспитатель: - а как вы догадались?
Дети рассматривают картину «Медвежья берлога»
Воспитатель: - Как называется жилище медведя?
- Как медведь зимует? - Питается ли зимой медведь?
- Что случится, если медведь не накопит за осень жировые отложения?
- Когда у медведицы появляются медвежата? (поздней зимой)
- Когда просыпаются медведи? (весной).
В- ль. загадывает следующую загадку:
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки? (еж)
Воспитатель: Какие слова помогли вам найти отгадку?
Дети рассказывают о еже по вопросам
- Как называется жилище ежа? (нора)
- Чем утепляет еж свою нору?
- Где чаще всего еж устраивает свою нору? (под елью)
- Делает ли еж запасы на зиму? (нет)
- Что делает еж зимой? (крепко спит до весны)
- Как еж спасается от врагов? (с помощью колючек)
В- ль. Молодцы! А теперь следующая загадка
Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (белка)
Воспитатель: как вы догадались?
Выставляется картина «Белки»
Вопросы: - как выглядит белка (пушистый хвост, острые когти, серебристый мех, острые зубки)
- Как называется жилище белки? (дупло)
- Чем питаются белки на деревьях? (орехи, семена хвойных деревьев, грибы, почки, ягоды, плоды деревьев и кустарников, может поймать мышь-полевку)
- Где белка устраивает свое гнездо? (чаще в хвойных деревьях, делает 2-3 гнезда)
- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям (цепкие коготки на лапках)
- Что защищает белку от холода? (запасы еды, теплый, густой мех)
- Какие враги есть у белки? (куницы, лисы, ястребы, филины, совы)
- Как белка спасается от врагов? (прячется среди густых ветвей и в дупле)
- Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост? (кисточки спасают от обморожения, хвост – своеобразный руль и парашют)
В- ль. следующая загадка.
Живет в лесу, путает следы
Боится волка и лисы (заяц).
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться?
2.Физминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
3.Выставляется картина «Зайцы в зимнем лесу»
Вопросы: - Почему заяц меняет окраску на зиму? (более теплая, маскировочная окраска)
- Зайцы утепляют свои норы? (у него нет домика, он спит под кустом в пушистом снегу)
- Чем питается заяц зимой? (сеном, корой деревьев)
- Что ему в этом помогает? (острые зубы)
- Зачем заяц скачет за лосями? (подбирает молодые побеги осин)
- Как он спасается от врагов? (бегством, может затаиваться, петлять)
- Что ему в этом помогает? (длинные задние ноги) скорость 80км/ч
- Почему говорят «заяц не трус, себя бережет?» (им присущи выдержка и осторожность, находчивость, стремительность)
В- ль. Молодцы! Обо всех животных вы знаете!
Но следующие загадки посложнее
Есть у нас такой обычай
Ходим стаей за добычей
Прячемся у темной елки,
Кто мы лисы, или волки? (волки)
- Как вы догадались?
4.Картина «Волчья стая зимой»
Вопросы: - Как выглядит волк? (крупный, большая голова, хвост большой, пушистый, хорошее зрение, чуткие уши)
- Почему волка называют хищником? (он охотится на других животных)
- Что помогает ему в добывании пищи? (хорошее острое зрение, чуткие уши, хороший нюх, выносливость (могут не есть 2-3 дня, долго выслеживать добычу)
- Почему волка называют «санитар леса»? (забивают прежде всего слабых и больных животных)
- На кого охотятся волки зимой? (оленей, лосей, кабанов, зайцев)
- Почему волк может быстро и долго бегать? (сильные, длинные ноги)
- Что означает выражение «волка ноги кормят» (не ждет добычу в засаде, а бегает за ней)
- Почему волк на зиму окраску не меняет, остается серым? (волк сливается с тенями, самый удачный цвет для зимы)
В- ль. Послушайте загадку еще про одного зверя,
Всех зверей она хитрей.
Шубка рыжая на ней. (лиса)
- По каким признакам вы догадались?
5.Картина «Лисы зимой»
- Почему говорят, лиса – всему лесу краса? (очень красивая шубка, густой блестящий хвост, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие).
- Как меняется лисий наряд зимой? (становится пышней и теплей)
- Как называется жилище лисы? (нора)
-Чей дом может занять лиса? (барсука)
- Чем питается лиса зимой? (мышами, зайцами, курами)
- Как ведут себя волк и лиса во время охоты? (лисы незаметно подкрадываются, заметают следы, а волк может долго гнаться за добычей, лиса – в одиночку, а волк – стаей)
- Кто быстрее бегает, волк или лиса? Почему? (волк, у него ноги длинные)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, как звери подготовились к зиме.
6.Игра «Четвертый лишний» (правило: выбери лишнее слово и объясни, почему)
Медведь, заяц, лиса, волк (меняет окраску)
Лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму)
3.Заключительная часть
Чем занимались на занятие?
Что нового интересного узнали?
Что понравилось на занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии
Конспект занятия "Беседа о волшебнице воде"...
Конспект занятия по экологии
Программное содержание: Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, заботу о братьях мень...
конспект занятия по экологии в старшей группе
это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...
Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе
Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....
Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...
Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)
Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...