Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет "Юные экологи"
рабочая программа по окружающему миру
Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет "Юные экологи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii.docx | 773.35 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | Стр. | ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 | |
1.2 | Цели и задачи реализации Программы | 4 | |
1.3 | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 | |
1.4 | Методы и приемы реализации Программы | 5 | |
1.5 | Характеристика возрастных особенностей развития детей 4-7 лет | 6 | |
1.6 | Планируемые результаты освоения Программы | 7 | |
1.7 | Оценивание качества образовательной деятельности | 9 | |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |||
2.1 | Особенности организации непосредственно образовательной деятельности | 17 | |
2.2 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 19 | |
2.3 | Объем образовательной нагрузки | 21 | |
2.4 | Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 4-5 лет | 22 | |
2.5 | Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 5-6 лет | 25 | |
2.6 | Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 6-7 лет | 27 | |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |||
3.1 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 31 | |
3.2 | Материально-техническое обеспечение Программы | 32 | |
3.3 | Методическое обеспечение | 32 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как одно из приоритетных направлений дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Рабочая программа «Экология в детском саду», разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
- Основная общеобразовательная программа МАДОУ № 10 «Радуга».
- Устав ДОО.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО к условиям, содержанию и результатам дошкольного образования и на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» / под редакцией. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А.Васильевой.
Для организации работы по выполнению задач в каждом виде деятельности используем парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.
Основная цель подпрограммы: ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам.
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Цель: формирование у детей экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умения жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
- Формировать основы экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром через практическую деятельность с живыми объектами, через наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом.
-Формировать представления о взаимосвязях в системе «Человек - природа» и в окружающей природе.
- Развивать интерес к живой и неживой природе.
- Формировать навык к наблюдениям, способность замечать изменения, анализировать их, делать выводы.
- Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
-Повышать компетентность родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.
- Уточнение, систематизирование и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды родного города и области.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с учетом принципов развивающего обучения, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, ориентации на зону ближайшего развития.
- Индивидуальный подход - ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
- Научность - обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
- Доступность - содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
- Наглядность - чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
- Конкретность - объем знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями.
- Воспитательная - формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
- Систематичность и последовательность - необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.
- Согласованность - продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
- Целостность - установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.
- Регионализм - необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).
- Гуманность - данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
- Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка.
1.4 Методы и приемы реализации Программы
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- театрализация сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Направления реализации программы:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
1.5 Характеристика возрастных особенностей развития детей 4-7 лет
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует, освоение знаний способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен активизировать объекты одновременно по 2-3признакам: цвету и форме, форме и материалу и т.п. он может анализировать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходства.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте возрастают, возможности памяти возникает, намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала; более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов.
Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов,
систематизируются представления детей. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и
семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое
другое. Под руководством педагога дети включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и
результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие
открытия».
Возрастные особенности детей 6-7 лет
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется
готовности к предстоящему школьному обучению.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, педагог стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательнсть событий или действий, наглядно-образные средства.
- Планируемые результаты освоения Программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Дети средней группы к концу года могут:
· Уметь рассказывать о своем родном городе, крае, знать название главной реки города (Обь).
· Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами и в посильном труде по уходу за ними.
· Знать и называть диких животных, которые встречаются на территории Новосибирской области.
· Знать и называть птиц, которых они наблюдали во время прогулок.
· Делиться своими познаниями о живом и неживом.
· Не рвать и не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
· Знать о значении овощей и фруктов для здоровья людей.
Дети старшей группы к концу года могут:
· Знать название родного города, области, страны, знать, как называется главный город области и страны.
· Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
· Знать 2-3 вида травянистых растений, 4–5 видов зимующих птиц.
· Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
· Знать о растениях и способах их вегетативного размножения.
· Знать о повадках диких и домашних животных.
· Знать о помощи человека природе.
· Иметь представления о значении сна в жизни человека.
· Знать некоторые виды лекарственных и ядовитых растений.
· Иметь представления о влиянии спортивных игр и упражнений на здоровье детей.
Дети подготовительной группы к концу года могут:
· Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада, его название, эмблему, гимн.
· Знать герб, флаг, гимн России, герб и флаг родного города. · Знать о людях разных национальностей, населяющих нашу область, об их обычаях, традициях, фольклоре и труде.
· Объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
· Иметь представления о различных объектах природы: о растительности леса, луга, сада, поля.
· Знать о домашних и диких животных и птицах, в том числе о птицах и животных области, Красной книге России и Новосибирской области.
· Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
· Знать о простейших способах использования лекарственных растений.
· Знать строение своего организма в целом, а также иметь представление о назначении отдельных его органах и частей.
· Знать о способах укрепления и оздоровления своего организма.
· Знать о различных видах спорта, о положительном влиянии спортивных упражнений на организм человека.
Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.
Воспитанник должен:
ЗНАТЬ
- Правила поведения в природе.
- Растения и их характерные признаки.
- Основные признаки диких и домашних животных.
- Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
- О перелётных птицах.
- О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
- Об охране природы.
- О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
- О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
- Выполнять правила поведения на природе.
- Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.
- Обеспечивать уход за растениями цветников.
- Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
- Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
1.7 Оценивание качества образовательной деятельности
Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности МАДОУ определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.
Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация; беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей.
Для оценки результатов экологического воспитания дошкольников взята методика О. А. Соломенниковой.
Диагностика по экологическому воспитанию детей (средняя группа)
Блок «Живая природа»
Задание «Растительный мир»
Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.
Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.
1. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем
они отличаются.
2. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?
3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4. Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.
5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
6. Почему нужно беречь природу?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок.
Критерии оценки одинаковы ко всем заданиям:
С - сформированность понятий и представлений: ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего,
Н – несформированность понятий и представлений: ребёнок не может ответить на поставленный вопрос,
Ф – идет формирование понятий и представлений: ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов.
Задание «Животный мир»
Цель: выяснить знания детей о животном мире.
Материал: Картинки с животными домашними и дикими, птицами, рыбами, насекомыми. Иллюстрации: зимний лес, медведь в берлоге, заяц на снегу, деревенский двор.
1. Относятся ли животные к живой природе? Как ты это определил?
2. Каких домашних животных ты знаешь? Почему их так называют?
3. Каких диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
4. Какие сезонные изменения происходят с животными? Почему медведь
засыпает зимой? Куда улетают птицы?
5. Каких животных, живущих в воде, ты знаешь?
6. Почему нужно охранять исчезающих животных?
Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.
Блок «Характерные особенности времён года»
Задание «Осень»
Цель: выяснить знания детей о приметах осени.
Материал: панно «Осень», картинки осенней природы, людей, работающих в поле, на огороде.
1. Посмотри на картинку и назови приметы осени.
2. Что происходит с погодой осенью?
3. Какие овощи и фрукты убирают с полей, огородов?
4. Куда осенью улетают птицы?
5. Как животные готовятся к зиме?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Задание «Зима»
Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях, происходящих в природе.
Материал: панно «Зима», картинки зимней природы.
1.Посмотри на картинку и расскажи, что происходит с растениями зимой?
2.Расскажи, как животные проводят зиму?
3.Какая погода зимой?
4.Что ты любишь делать зимой на улице?
5.Какой праздник мы отмечаем зимой?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Задание «Весна»
Цель: выяснить знания детей о весне, об изменениях, происходящих в природе.
Материал: Панно «Весна», картинки весенней природы.
1. Посмотри на картинку и назови приметы весны.
2. Как изменилась погода с приходом весны?
3. Почему стали возвращаться птицы?
4. Какие изменения происходят с растениями?
5. Чем занимаются люди весной на своих участках?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Задание «Лето»
Цель: выяснить узнают ли дети времена года, знают их характерные особенности, приметы, сезонные изменения, происходящие с растениями и животными.
Материал: панно «Лето», картинки летней природы, людей в поле, на огороде.
1. Посмотри на картинку и назови приметы лета.
2. Что делают животные летом?
3. Чем занимаются птицы?
4. Какая погода летом?
5. Назови все времена года и покажи их на картинке.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Диагностика по экологическому воспитанию детей (старшая группа)
Блок «Характерные особенности времён года»
Задание «Осень»
Цель: выяснить знания детей о времени года – осени, о ее характерных признаках.
Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.
1. Какие приметы осени тебе известны?
2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?
3. Почему осенью становится меньше насекомых?
4. Как животные готовятся к зиме?
5. Куда улетают птицы осенью?
6. Что происходит с растениями осенью?
Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.
Задание «Зима»
Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.
Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки: медведь в берлоге, заяц на снегу.
1.Какая погода зимой?
2.Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков?
3.Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?
4.Почему стало меньше птиц?
5.Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на прогулке?
6.Какой праздник отмечают зимой?
Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.
Задание «Весна»
Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.
Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.
1. Какие приметы весны тебе известны?
2. Как изменяется погода весной?
3. Почему стали возвращаться птицы?
4. Какие изменения происходят с растениями весной?
5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?
6. Что делают животные с приходом весны?
Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.
Задание «Лето»
Цель: выяснить: различают ли дети времена года, знают ли приметы лета, узнают ли его на картинке.
Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.
1. Опиши, какое время года ты видишь на картинке?
2. По каким приметам ты узнал, что это лето?
3. Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?
4. Что делают животные летом?
5. Чем занимаются птицы?
6. Что ты любишь делать летом?
Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.
Блок «Живая природа»
Задание «Растительный мир»
Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать растения, знают органы растения и их функции.
Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.
1.Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
2.Чем дерево отличается от кустарника?
3.Названия каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
4.Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
5.Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
6. Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.
7.Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.
8.Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
9.Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?
10.Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.
Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.
Задание «Животный мир»
Цель: выяснить знания детей о животном мире.
Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.
1.Назови каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
2.Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
3.Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4.Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
5.Какие животные живут в почве?
6.Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.
7.Относятся ли животные к живым организмам?
8.Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.
9.Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «Красная книга»?
10.Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.
Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.
Диагностика по экологическому воспитанию детей (подготовительная группа)
Блок «Характерные особенности времён года»
Задание: «Лето»
Цель: выяснить, что детям известно об этом времени года, какие сезонные изменения происходят в природе, у растений и животных.
Материал: картинки с изображением летней природы, показывающие труд взрослых. Картинки с растениями и животными, календарь.
1. Какое время года показано на картинке?
2. Какие приметы лета тебе известны?
3. Какая погода летом?
4. Как изменяется жизнь животных летом?
5. Что происходит с растениями летом?
6. Каким трудом заняты взрослые летом на приусадебном участке?
7. Что ты любишь делать летом?
8. Назови летние месяцы.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
Задание: «Осень»
Цель: систематизировать знания детей об осени как о времени года, выяснить, что им известно о сезонных изменениях.
Материал: картинки с осенней природой, животных, растений, людей, работающих в поле, саду, огороде.
1. Назови приметы осени.
2. Почему осень называют «золотой порой»?
3. Что происходит с растениями осенью?
4. Что собирают с полей, огородов?
5. Почему осенью становится меньше насекомых?
6. Куда улетают птицы?
7. Как животные готовятся к зиме? Что они делают?
8. Назови осенние месяцы.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
Задание: «Зима»
Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе и жизни животных.
Материал: картинки: медведь в берлоге, заяц на снегу, зимняя природа.
1.Как ты узнаешь, что наступила зима?
2.Что происходит с природой зимой?
3.Почему уснул медведь?
4.Почему на деревьях зимой нет листьев?
5.Куда зимой пропали насекомые?
6.Почему стало меньше птиц?
7.Какие праздники мы отмечаем зимой?
8.Чем ты любишь заниматься зимой на улице?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
Задание: «Весна»
Цель: выяснить, знают ли дети приметы весны, характерные особенности, сезонные изменения в природе и жизни животных.
Материал: картины весенней природы, животных, растений.
1. Как изменяется природа весной?
2. Что происходит с растениями весной?
3. Почему возвращаются птицы?
4. Как изменяется погода весной?
5. Что весной делают животные?
6. Чем занимается человек весной на своём участке?
7. Почему у зайца поменялся цвет шкурки?
8. Назови весенние месяцы.
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.
Блок «Живая природа»
Задание: «Растительный мир»
Цель: выяснить представление о разнообразии растительного мира, производят ли группировку: травы, кустарники, деревья, растения, живое, неживое.
Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, комнатные растения. Стадии роста и развития гороха, картинки с деревьями, кустарниками, овощами, фруктами.
1.Расскажи, чем деревья, отличаются от кустарников? Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
2.Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.
3.Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4.Где можно встретить растения? Как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
5. Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны?
6.Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы.
7.Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил?
8.Назови органы растения и их функции.
9.Назови стадии развития и роста растения.
10.Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их.
11.Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
12.Для чего растениям нужна вода?
13.Почему нужно рыхлить и удобрять почву?
14.Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
Инструкция к проведению: беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.
Задание: «Животный мир»
Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли основные классы животных, особенности строения и образа жизни.
Материал: картинки с изображением животных разных классов, домашних и диких животных. Стадии роста и развитии кошки (рыбы, цыплёнка).
1.Назови, каких домашних животных, ты знаешь, почему они так называются?
2.Какие звери живут в лесу? Почему их называют дикими? Как они кормятся?
3.Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
4.Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой?
5.Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц ты знаешь?
6.Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются?
7.Какие живые организмы можно увидеть под микроскопом?
8.Покажи насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые отличаются других животных?
9.Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
10.Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые.
11.Разложи картинки с изображением стадий развития и роста. Что сначала, что потом?
12.Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил?
13.Сравни живую рыбку с игрушечной.
14.Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «Красная книга»?
Инструкция к проведению: беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности организации непосредственно образовательной деятельности
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
-творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
- экскурсии;
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
- прогулки в природу в разные сезоны (на различные объекты);
- развлечения;
- проектирование решения проблемы;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
Принципы организации образовательного процесса:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и др.;
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;
- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
- опора на игру при формировании учебной деятельности;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.
Педагогические технологии:
- технология индивидуализации и группового обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология развивающего обучения и проблемного обучения:
- технологии исследовательской, проектной и игровой деятельности;
- коммуникативная технология обучения;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровьесберегающие технологии.
Интеграция с другими областями:
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Развитие устной речи.
2. Практическое овладение детьми нормами речи.
3. Обогащение словарного запаса
Образовательная область «Художественно-эстетическое»
1. Развитие детского творчества.
2. Формирование эстетического чувства, эмоции, эстетического вкуса через объекты природы.
3. Развитие интереса к живописи, литературе, народному искусству, музыке по средствам наблюдения за природными объектами и явлениями.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Выявление признаков того или иного времени года.
2. Установление причинно - следственной связи.
3. Экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
Образовательная область «Социально коммуникативное развитие»
1. Формирование представления об экологической культуре.
2. Участие в экологически ориентированной деятельности.
3. Соблюдение правил поведения в окружающей среде.
4. Расширение представления о типичных экологических системах (лес, луг, водоем).
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Соблюдение правил безопасности во время прогулок – экскурсий и походов.
2. Формирование экологической культуры посредством спортивно – экологических праздников и развлечений.
3. Организация и проведение походов, прогулок – экскурсий на природу.
2.2 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка.
Главная задача родителей:
-поддерживать интерес детей к природе;
-поощрять их экологически грамотные поступки;
-проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду, и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции: «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени на участке», также родители оказывают помощь в создании различных коллекций, в выращивании растений для участка.
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с Рабочей программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Формы взаимодействия с семьей:
- анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;
- привлечение родителей к поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
- консультации на экологические темы;
- индивидуальные консультации по осуществлению акций;
- оформление наглядной информации в родительском уголке.
Перспективный план взаимодействия с родителями на 2020-2021 уч. г
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | Анкетирования родителей «На сколько Вы компетентны в вопросах экологии?» Выставка поделок «Дары осени» |
Октябрь | Консультация «Роль родителей в экологическом воспитании в ДОУ» |
Ноябрь | Поделки из бросового материала «Подари вещи вторую жизнь» |
Декабрь | Консультация «Зимние игры детей с участием родителей» Фотовыставка «Зимние пейзажи Новосибирска» |
Январь | Конкурс «Лучший домик для птиц» Экологическая акция «Поможем нашим друзьям» |
Февраль | Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» |
Март | Правила поведения в природе |
Апрель | Огород на подоконнике
|
Май | Ландшафт и озеленение участка группы |
Перспективный план взаимодействия с родителями на 2021-2022 уч. г.
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | Выставка поделок из природного материала «Золотая осень» Выставка семейных фотографий «Отдыхаем, не навредя!» |
Октябрь | Памятка «Прогулка в природу» |
Ноябрь | Консультация «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» |
Декабрь | Папка-передвижка «Ребенок и природа» |
Январь | Конкурс рисунков «Красота зимней природы» |
Февраль | Изготовление альбомов, макетов на тему: «Животные холодных и жарких широт» совместно с родителями |
Март | Экологическая акция по сбору пластиковых крышек для вторичной переработки |
Апрель | Огород на подоконнике
|
Май | Оформление огорода на участке группы. |
Перспективный план взаимодействия с родителями на 2022-2023 уч. г.
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | Выставка семейных фотографий «Наедине с природой» |
Октябрь | Консультация «Использование лекарственных растений при лечении частоболеющих детей» |
Ноябрь | Консультация «Как провести выходной день с детьми?» |
Декабрь | Создание фотоальбома «Город зимой». (Фотографии любимых мест в родном городе). Проведение конкурса «Необычная ёлочка» Природоохранная акция «Сохраним ёлочку-красавицу!» |
Январь | Консультация «Занимательная прогулка с ребенком» |
Февраль | Родительское собрание «Мы природе не враги, ты природу береги!» |
Март | Консультация «Экологическое воспитание средствами живой природы» |
Апрель | Выставка работ «Весна – красна». Подготовка семян и высадка рассады. «Веселый огород на подоконнике» |
Май | Культурно-досуговая деятельность «Знатоки природы» (родители и дети) |
2.3 Объем образовательной нагрузки
Сроки реализации программы – 3 года
Форма обучения – подгрупповая, групповая, индивидуальная.
Количество детей в группе – 36 человек.
Основные занятия начинаются с сентября.
Продолжительность занятий:
Возраст | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Длительность | |
Средний возраст (от 4 до 5 лет) | 2 | 8 | 72 | 20 мин | |
Старший возраст (от 5 до 6 лет) | 2 | 8 | 72 | 25 мин | |
Старший возраст (от 6 до 7 лет) | 2 | 8 | 72 | 30 мин |
2.4 Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 4-5 лет
п/п | Тема | Содержание |
1 | «Составление описательного | Рассматривание картинок с овощами и |
2 | «У кого какие детки?» | Научить детей выделять общее в строении семян фруктов (наличие ядрышка, оболочка). |
3 | «У кого какие детки?» | Научить детей выделять общее в строении семян овощей (наличие ядрышка, оболочка). |
4 | «Беседа о насекомых» | Рассматривание иллюстраций с |
5 | «Сравнение комнатных | Беседа о комнатных растениях, уход за |
6 | «Знакомство с аквариумными рыбами» | Беседа о водных животных, |
7 | «Знакомьтесь: черепаха и ящерица» | Знакомство с пресмыкающимися: внешним видом, особенностями передвижения, средой обитания. |
8 | «Беседа о подготовке | Беседа о жизнедеятельности животных |
9 | «Как живут растения зимой?» | Беседа о растениях, рассматривание иллюстраций зимних пейзажей. |
10 | «Рассматривание и | Экологическая игра «Птичья столовая», |
11 | «Вода-водичка» | Беседа о значении воды в жизни человека, животного мира и растительности, знакомство со свойствами воды. Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно охранять. |
12 | «Как узнать растение | Рассматривание картинок с деревьями, |
13 | «Беседа о домашних | Беседа о домашних |
14 | «Грибы съедобные и несъедобные» | Формирование представлений о съедобных и несъедобных грибах, о простейших связях между природными явлениями (некоторые грибы являются пищей и лекарством для животных). |
15 | «Птицы перелетные и зимующие» | Рассматривание иллюстраций с |
16 | «Свойства снега» | Экспериментальная деятельность по изучению свойств снега. |
17 | «Свойства льда» | Экспериментальная деятельность по изучению свойств льда. |
18 | «Составление | Беседа о комнатных растениях, уход за |
19 | «Пришла весна» | Выделение первых признаков весны, наблюдения за весенним дождем, птицами, одеждой прохожих, цветами и деревьями. |
20 | «Жизнь диких зверей | Беседа о признаках весны, |
21 | «Путешествие в весенний | Беседа о признаках весны, |
22 | «Цветущие деревья» (яблоня, груша, вишня) | Наблюдения за цветущими деревьями, их значением в жизни человека, насекомых. Польза овощей и фруктов для здоровья человека. |
23 | «Деревья. Кому нужны деревья в лесу?» | Знакомство с лиственными и хвойными деревьями, их отличиями, беседа о роли деревьев в природе и жизни человека. |
24 | «Живая и неживая природа» | Рассматривание иллюстраций живой и неживой природы, их отличительные способности, приведение примеров. |
25 | «Волшебный материал. Впитываемость песка и глины» | Свойства песка и глины при смачивании. Песок и глина по-разному впитывают воду. Экспериментальная деятельность. |
26 | «Почему птицы могут летать?» | Знакомство с особенностям строения крыла птицы. |
27 | «Поиск воздуха» | Экспериментальная деятельность по обнаружению воздуха. Свойства воздуха и его роль для жизни на земле. |
28 | «Животные и их детеныши» | Знакомить с детенышами животных, учить правильно их называть, познакомить с простейшими способами ухода за детенышами домашних животных. |
29 | «Где кто живет?» | Беседа об особенностях обитания животных в природе (звери живут на земле, птицы – в воздухе, рыбы – в воде, насекомые – в земле, в воде, в воздухе). |
30 | «Что сажают в огороде?» | Формировать представления об огородных культурах, участие детей в высадке рассады на огороде участка. |
2.5 Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 5-6 лет
№ | Тема | Содержание |
1 | «Осень золотая. Народные приметы. Природные явления – туман и роса» | Беседа об осени, ее |
2 | «Могут ли овощи принести вред нашему организму?» | Беседа об овощных культурах, об их пользе. Д/и «Вершки и корешки», «Съедобное-несъедобное», «Угадай, что в мешочке» |
3 | «Лекарственные растения. Ядовитые растения» | Рассматривание альбома с |
4 | «Работа дежурных в уголке | Знакомство детей с приемами ухода за |
5 | «Леса и их виды» | Знакомство с видами лесов: лиственным, хвойным и смешанным; продуктивным (где заготавливают древесину) и рекреационным (где отдыхают, собирают грибы и ягоды). |
6 | «Домашние животные» | Беседа о жизнедеятельности домашних |
7 | «Зимние явления природы» | Знакомство со снегом, метелью, гололедицей, ледоставом, морозом, сосульками. |
8 | «Зимовье зверей» | Беседа о жизнедеятельности животных |
9 | «Зима полна серебра» | Беседа о признаках зимы,
|
10 | «Зимующие птицы» | Расширение знаний об особенностях внешнего вида, жизни, повадках снегиря и воробья. |
11 | «Водоёмы родного края» | Рассматривание географической карты |
12 | «Лошадь и верблюд - наши | Рассматривание иллюстраций с |
13 | «Красная книга Новосибирской области» | Рассматривание географической карты региона, природно-климатических зон, |
14 | «Зачем нам воздух?» | Экспериментальная деятельность по изучению свойств воздуха. |
15 | «Человек часть природы» | Беседа о взаимосвязи человека с |
16 | «Береги деревянные предметы» | Знакомство детей с предметами |
17 | «Как люди помогают лесным обитателям?» | Рассматривание картины «Лоси в зимнем лесу», рассказ о лесниках и их |
18 | «Посадка лука» | Формирование практических навыков |
19 | «Весна красна» | Беседа о признаках весны, рассматривание весенних пейзажей, наблюдение за набуханием и распусканием почек у деревьев, а у травянистых растений - за всходами, образованием листьев, боковых побегов, стеблеванием, появлением бутонов и цветением. |
20 | «Весенние явления в природе» | Знакомство с весенними явлениями в природе – весенним ледоходом, таянием снега, проталинами, ливневыми дождями, грозой. |
21 | «О чем поют птицы весной?» | Рассматривание картин «Перелетные птицы», зимующих птиц. Аудиозапись «Голоса птиц». |
22 | «Весна в жизни лесных зверей» | Уточнять и расширять представления о жизни животных в весеннее время: обустройство нор, выводят потомство, весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи) |
23 | «Размножение комнатных растений: черенками, листьями, усами» | Знакомство со способами вегетативного размножения комнатных растений. |
24 | «Виды почв: песчаная, глинистая, чернозем» | Экспериментальная деятельность по изучению свойств почвы и глины. |
25 | «Полезные ископаемые» | Опыты с песком, глиной, камнями. Беседа о том, для чего их добывают и как используют. |
26 | «Вот труба, над ней дымок» | Рассматривание фото заводов, ТЭЦ, автомобилей. Польза и вред данных объектов для природы. |
27 | «Бабочки-красавицы» | Знакомство с крапивницей, лимонницей, адмиралом. |
28 | «Земноводные» | Знакомство с лягушкой, ящерицей, черепахой: внешним видом, повадками, чем питается, ролью в природе. |
29 | «Кто такие насекомые?» | Рассматривание иллюстраций насекомых, беседа о жизни насекомых знакомство с насекомыми-предсказателями погоды, д/игра «Зоологическое лото». |
30 | «Растения луга, поля, сада» | Рассматривание иллюстрации с насекомыми и цветами. Беседа о жизнедеятельности насекомых. Иллюстрации растений луга, поля, сада. Отличия культурных растений от сорняков. |
2.6 Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 6 -7 лет
№п/п | Тема | Содержание |
1 | «Наш дом - природа» | Рассматривание картинок природных |
2 | «Экскурсия в лес» | Рисунки с изображением |
3 | «Зеленая аптека» | Иллюстрации с изображением |
4 | «Ягодные культуры» | Расширение представлений о ягодных культурах: смородина, малина, крыжовник. Уход за культурами, польза для человека. |
5 | «В мире насекомых» | Летающие (бабочки, стрекозы, пчелы, мухи, жуки) и ползающие насекомые (муравьи), их характерные особенности, польза и вред для человека. |
6 | «В мире насекомых: пауки» | Строение пауков, выделение характерных особенностей. Народные приметы определения погоды по паутине пауков. |
7 | «Городские зимующие и перелетные птицы» | Расширение знаний о городских птицах (воробьи: домовый и полевой, синица, голубь, серая ворона, ворон, сорока, свиристель) и перелетных (журавль, грач, скворец). |
8 | «Природные зоны России» | Рассматривание географической карты |
9 | «Растительный и животный мир северных широт» | Рассматривание географической карты |
10 | «Животные жарких широт» | Расширять представления о животных Африки, познакомить с животными Австралии. |
11 | «Животные пустыни» | Дать представления о животном мире пустыни, их приспособленности к данному климату. |
12 | «Редкие животные Новосибирской области» | Рассматривание географической карты Новосибирской области, |
13 | «Красная книга - сигнал опасности» | Беседа о Красной книге, о значении охраны природы, показ видеоролика с растениями и |
14 | «Путешествие по родному Новосибирску» | План - карта г. Новосибирска, открытки с видами городских достопримечательностей. Фото городских улиц, клумб, парка. |
15 | «Пищевые цепочки» | Дать представления о простейших пищевых цепочках, учить детей составлять пищевые цепочки. |
16 | «Злаковые хлебные культуры» | Знакомство с яровыми и озимыми культурами (пшеница, рожь, ячмень). Различия и сходство культур, продукты, которые из них производят. |
17 | «Климатические условия Европы, Америки, Азии, Антарктиды» | Познакомить с климатическими условиями данных материков, с их растительным и животным миром. |
18 | «Деревья и кустарники» | Расширение представлений о хвойных, лиственных (липа, тополь) деревьях и кустарниках (сирень, желтая акация). |
19 | «Полезные ископаемые» | Элементарные понятия о песке, глине, камнях, каменном угле, нефти, газе; где и как человек может их использовать. |
20 | «Беседа о весне»
| Беседа о первых признаках весны: сокодвижение, появление почек. Расширять представление о клене, иве, черемухе, сирени, березе, ели в весенний период. |
21 | «Комнатные растения» | Закреплять представления о составляющих, необходимых для роста растения, знакомить с особенностями внешнего строения растений и способами их размножения, учить замечать изменения, происходящими с растениями, связанными с временем суток, погодными изменениями, сменой времен года. |
22
| «Растения цветника» | Дать представления о летних изменениях в природе, о растениях цветника: лилия, календула (ноготки лекарственные), космея, пион, настурция, анютины глазки. |
23 | «День и ночь» | Рассматривание макета солнечной системы, картинки с изображением дня и ночи, |
24 | «Космос, звезды, вселенная» | Рассматривание макета солнечной системы, знакомство с Полярной звездой из созвездия Малой Медведицы, с Млечным путем.
|
25 | «Будем экономными» | Дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, бумаги и т.д.), формировать экологически грамотное поведение в быту и на природе. |
26 | «Бытовые отходы» | Беседа о происхождении бытовых отходов, раздельном сборе мусора (продукты, бумага, пластик). Формирование желания соблюдать чистоту. |
27 | «Охрана окружающей среды» | Беседа о природоохранной деятельности. Знакомство с профессиями эколога, лесничего, зоолога, орнитолога. |
28 | «Экология родного города» | Развитие интереса к родному краю, формировать представление об экологических проблемах Новосибирска. |
29 | «Летние явления в природе» | Расширять представления о летних природных явлениях: молния, гром, град, радуга, кучево-дождевые облака, роса, ливневый дождь, кратковременный дождь, грибной дождь. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе. |
30 | «Я - человек» | Беседа о взаимосвязи человека с природой, подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чем чище воздух, вода, лес, почва, тем благоприятнее это сказывается на здоровье и жизни людей. Человек в свою очередь должен заботиться об охране окружающей среды и правильно использовать природные ресурсы.
|
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды.
Исследователь Н. А. Рыжова выделяет следующие такие элементы и их функциональную роль:
Элементы эколого-развивающей среды | Функциональная роль |
Мини-лаборатории | Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие. |
Столовая для птиц | Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам. |
Книжный уголок | Познавательная, формирование интереса к чтению. |
Экологическая тропа | Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой. |
Огород на окне, мини-огород на участке | Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения. |
Территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты) | Познавательная, эстетическая, развитие эмоциональной сферы. |
Музыкальный, физкультурный залы | Эколого-эстетическая, оздоровление, физическое развитие. |
Уголок в ДОУ «Мир экологии» | Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие детей. |
Коридоры, холлы | Познавательная, развивающая, эстетическая |
Уголки в группах (природные, выставочные) | Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы. |
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Технические средства обучения | Расширить применение современных средств техники в процессе воспитания и развития дошкольников. | Телевизор, видеопроектор, ноутбук, музыкальный центр, интерактивная доска, печатно-множительная техника. |
3.3 Методическое обеспечение
Все методические материалы используются в контексте комплексно-тематического планирования и для обеспечения тематики непосредственно образовательной деятельности, совместной, самостоятельной деятельности и в ходе режимных моментов.
Нормативная база:
1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
5. Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.
6. Рабочая программа ДОУ.
Методические пособия:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016.
- Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002.
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Учитель, 2002.
- «Мы» Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева. – СПб: «Детство-пресс», 2000.
- Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова. - СПб.: Акцидент, 1998.
- Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007
- Грехова И. «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ Ставрополь, 2002 г.
- Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей средней группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
- Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
- Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
- Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования. Учебно-методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.- 112с.
- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.- 112с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Путешествие в мир экологии"
старшая группа...
Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Юный эколог" от 3 до 7 лет
Цель: Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста...
Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Юный эколог" от 3-7 лет
Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Юный эколог" от 3-7 лет...
Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Юный эколог» от 5 до 7 лет
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологиче...
Рабочая программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет "ЭКОЛОГИЯ В ДЕТСКОМ САДУ"
Даная программа по Экологическому развитию разработана с учётом требований ФГОС ДО для детей от 3 до 7 лет. Цель программы:Формирование человека нового типа с новым экологически...
Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Юный эколог» от 3 до 7 лет
Цель программы: Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста. Задачи программы: Формирование у детей представлений о гео...
Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Юный эколог» от 5 до 7 лет
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экол...