«Да будет свет!» исследовательский проект
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»
«Да будет свет!»
исследовательский проект
Номинация: «Мое первое открытие»
Авторы проекта: Пахомов Павел
Белов Богдан
воспитанники
подготовительной к школе группы
«Солнышко»
Руководители проекта: Глебова Яна Владимировна
воспитатель
Шуликова Татьяна Сергеевна
воспитатель
2020г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение (мотив выбора темы, цель, задачи, гипотеза)………........3
II.Основное содержание
2.1. История появления электрической лампочки…………………….4
2.2. Виды электрических лампочек и их применение…………………5
2.3. Знакомство с профессией - электрик………………………………6
III. Практическая часть
3.1. Эксперимент с картофелем и лампочкой……………….………….7
3.2. Изготовление осветительного прибора………………………….....8
IV. Заключение……………………………………………………………9
V. Список литературы…………………………………………………...10
Приложение 1
I. Введение
Зима – самое тёмное время года. Как только на улице стемнело, мы включаем свет в домах, смотрим телевизор, слушаем музыку и всё благодаря электричеству, без которого нам никак не обойтись! А если не будет электричества, тогда не будет и света? Трудно представить даже такое.... Как-то раз, зимним утром, в детском саду мы делали новогодние украшения для группы. В творческой работе мы использовали цветную бумагу, клей, ножницы. Каждый из нас решил, что будет мастерить и только мы принялись за дело… Погас свет, стало темно, ничего не было видно. Яна Владимировна сказала, что отключилось электричество, как скоро его починять электрики, неизвестно. У нас в группе не было фонарика, нет и свечей, нам пришлось отложить работу, потому что вырезать ножницами в темноте опасно, можно пораниться. Мы сидели и просто разговаривали…
Паша: интересно, а кто придумал лампочку и из чего она состоит, почему светится?
Богдан: если она электрическая, значит, может быть опасной?
Паша: а можем ли мы сами, сделать такой прибор, который можно применять при отключении света? Чтобы всегда было светло!
Яна Владимировна: нужно попробовать самим найти ответы на эти вопросы, а мы с Татьяной Сергеевной вам обязательно в этом поможем.
Через некоторое время лампы в нашей группе опять ярко засияли, мы приступили к изготовлению новогодних украшений. Электрическая лампочка нас очень заинтересовала, возникло много вопросов, на которые мы должны найти ответ.
Так возникла тема нашего проекта «Да будет свет!».
Поставили перед собой цель – изготовление осветительного прибора своими руками.
Объект исследования – осветительный прибор
Предмет исследования – электрическая лампочка
Для достижения цели, нам необходимо решить следующие задачи:
- Узнать историю появления электрической лампочки;
- Выяснить, какие бывают лампочки и где их используют;
- Познакомиться с профессией - электрик;
- Выяснить, от чего загорается лампочка;
- Провести эксперимент;
- Сделать осветительный прибор своими руками.
Методы исследования: анализ, наблюдение, эксперимент.
Гипотеза исследования: мы предположили, что можно смастерить осветительный прибор для нашей группы, который будет безопасный, и работать даже когда отключат электричество.
II. Основное содержание
2.1 История появления электрической лампочки
Узнать историю появления первой лампочки нам помогла Татьяна Сергеевна. В сети интернет мы нашли информацию о том, что в древнюю эпоху для освещения жилищ люди использовали огонь. Сначала это был костер в пещере, затем появились первые лампы. Из ткани делали фитиль и клали его в емкость, потом заливали жир. Такие лампы были небезопасны, свет был тусклым. Позже люди научились делать керосин и изобрели керосиновую лампу. Прошло ещё не мало времени, прежде чем русский ученый А.Н. Лодыгин изобрел первую в мире электрическую лампу накаливания, которую мы до сих пор используем в своём обиходе. Лампа накаливания состоит из вакуумного стеклянного баллона, цоколя, на котором располагаются контакты, предохранитель, и нити накаливания, излучающей свет.
2.2. Виды электрических лампочек и их применение
Без яркого электрического света представить современную жизнь невозможно. Мы решили выяснить, какие бывают лампочки и где их можно использовать. В этом нам помогла Яна Владимировна, она показала презентацию «Виды электрических ламп», рассказала об их применении. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Мы узнали, что лампы могут быть большими и маленькими, цветными, прозрачными, плоскими, удлинёнными. Используются человеком в быту, на производстве, под землей, под водой и даже в космосе для освещения. Электрическую лампочку мы можем увидеть в светильнике, в холодильнике, в швейной машинке, в утюге, в люстрах, фонарике, ёлочной гирлянде. Нам стало интересно, а какие лампочки продаются в наших магазинах? Для этого, мы с родителями посетили магазин «Электросити». Выяснили, что в магазине можно купить:
- лампы накаливания (применяются в бытовом и декоративном освещении); - галогенные лампы ( применяют в автомобильных фарах, настольных лампах); - люминесцентные лампы (используют при освещении офисов, витрин магазинов); - энергосберегающие лампы (как и лампы накаливания применяют в бытовом освещении); - светодиодные лампы (применяют для подсветки домашнего интерьера, в аквариумах, бассейнах).
Продавец в магазине рассказал, что жители нашего города покупают разные лампочки, но в основном энергосберегающие, так как они имеют низкое энергопотребление, у них долгий срок службы, хотя и стоят дорого. Паша: а у меня дома в люстре тоже энергосберегающие лампочки горят, вот оказывается, почему родители их покупают!
Богдан: теперь мы знаем, какие бывают лампочки, но почему они светятся? Татьяна Сергеевна: ответить на этот вопрос нам поможет – электрик, он всё знает про электрические лампочки.
2.3. Знакомство с профессией - электрик
Татьяна Сергеевна рассказала нам, что электрики - это специально обученные люди, они как волшебники, соединяют провода в большую паутину, устанавливают переключатели, розетки. Электричество человек использует везде, с его помощью работают все современные предметы. Поэтому эта профессия всегда в почёте и востребована.
С вопросом, от чего загорается лампочка, мы обратились к электрику Мовшеву В.В., который работает у нас в детском саду. Валерий Васильевич рассказал нам, что лампочка загорается при помощи электричества. Электричество – это одна из форм энергии. Оно зарождается на электростанциях. В качестве топлива используют уголь или нефть, которые сжигаются, при этом образуется тепловая энергия, которая раскручивая генератор, преобразуется в электричество. Электричество идёт в наши дома по толстым проводам. Попробуйте представить себе, как течет вода в реке. Точно так же отправляется по проводам электрический ток. Поступая в лампу, ток заставляет ее давать свет. Электричество имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Его нельзя увидеть или учуять по запаху. Наличие или отсутствие тока можно определить, используя специальные приборы.
Богдан: а лампочка может быть опасной?
Валерий Васильевич: может, нужно обязательно знать правила безопасности! Нельзя трогать лампочку руками, когда она светится, то нагревается и можно обжечься. Осторожно держать лампочку в руках, не ударять, не ронять, так как она стеклянная и может разбиться. Нельзя подносить к горящей лампочке бумагу и пластмассовые предметы, может возникнуть пожар.
III. Практическая часть
3.1. Эксперимент с лимоном и лампочкой
Богдан: а без электрического тока, который у нас в проводах, розетках может лампочка гореть?
Паша: давай проведем эксперимент, который я видел по телевизору в детской передаче «Маленькие исследователи», и узнаем!
Для эксперимента нам понадобятся: 6 проводов с оголенными концами; медная проволока; 4 металлических болта; 2 лимона; лампочка (мы использовали светодиод от новогодней гирлянды).
Мы взяли лимоны, немного помяли их руками, затем разрезали пополам. Кусочек медной проволоки вставили с одной стороны лимона, а металлический болт, с другой стороны. Тоже самое сделали с другими половинками лимона. Затем взяли 2 провода с оголенными концами, один подсоединяем к проволоке, второй к болту. Остальными проводами последовательно соединили между собой все половинки лимона. Свободные концы проводов соединили с лампочкой, и она зажглась.
Вывод: мы добыли для лампочки электричество из лимона, и это не волшебство, всему есть научное объяснение. В нашем эксперименте лимонная кислота при контакте с металлами (медью и цинком) дает химическую реакцию, проводами мы создали замкнутую цепь, в которой образовался электрический ток.
Богдан: Паша, мы с тобой настоящие физики! Теперь мы можем приступить к изготовлению нашего прибора?
Паша: конечно, но мы ещё многого не знаем, поэтому давай обратимся за помощью к Валерию Васильевичу.
3.2. Изготовление осветительного прибора
Валерий Васильевич: чтобы осветительный прибор работал необходимо собрать электрическую цепь. Для этого нам понадобятся: монтажная плата, батарейка, 3 провода, лампа, выключатель.
Паша: а разве в батарейках есть электрический ток?
Валерий Васильевич: конечно, электрический ток бывает постоянным и переменным. Источником постоянного тока является батарейка или аккумулятор. Здесь электрический ток движется от плюса к минусу, не меняя направление движения. А переменный ток используется в промышленности и электроснабжении, его получают на станциях и отправляют к потребителям по проводам.
Приготовив все необходимое, мы приступили к сборке нашего прибора. На монтажной плате разместили выключатель и прикрутили его. Батарейку закрепили с помощью провода. Лампочку подсоединили к патрону и зафиксировали шурупами на плате. Белый провод от выключателя подсоединили к батарейке где нарисован «+». А где «-» подсоединили другой провод, его конец соединили с лампочкой. Красный провод от выключателя соединили с патроном где «+».
Замкнули выключатель – лампа загорелась. Разомкнули выключатель, лампа погасла. Ура! У нас всё получилось!
Показали осветительный прибор ребятам, они были в восторге.
IV. Заключение
В ходе проведенного исследования мы узнали историю появления электрической лампочки, выяснили, что существуют разные виды ламп, по форме, цвету, назначению. Познакомились с электриком, который работает у нас в детском саду. Узнали, от чего загорается лампочка, и что такое электричество.
С помощью Валерия Васильевича, практическая работа прошла интересно и познавательно. Выяснили, что электрический ток может быть переменным и постоянным. Источником постоянного тока является батарейка, которая помогла зажечь нашу лампочку, без применения основного переменного тока.
Изготовление осветительного прибора – это увлекательное занятие, в результате получили полезную вещь, сделанную своими руками. О своем исследовании рассказали ребятам в группе, показали им эксперимент с лимоном и лампочкой. Продемонстрировали наш прибор, как он работает, объяснили, почему это происходит. Порекомендовали использовать для освещения комнат в доме энергосберегающие лампочки.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, мы смогли сделать осветительный прибор для нашей группы, он безопасный, и может работать, даже когда отключат электричество. Конечно, можно купить в магазине фонарик или другое какое-нибудь устройство, работающее от батарейки, но сделать что-то своими руками, гораздо лучше! Если снова вдруг в группе станет темно, мы включим свой чудо-прибор и скажем «Да будет свет!».
Паша: планируем продолжить исследовать электричество, думаю ещё много полезных приборов можно сделать своими руками.
Богдан: а может быть в будущем станем настоящими электриками!
V. Список литературы
- Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников».
- Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000.
- Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- https://www.maam.ru/detskijsad/nauchno-isledovatelskii-proekt-ego-velichestvo-yelektrichestvmlo.ht
- https://svet-depo.ru/uznayte-bolshe/vidy-lomapochek.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свет, да будет свет!
Конспект позновательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста....
Исследовательский проект – «Пейте дети молоко, будете здоровы»
Исследовательский проект – «Пейте дети молоко, будете здоровы» Продолжительность проекта – 3 недели. Тип проекта - иссл...
Исследовательский проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА
Исследовательский проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА Основной этап проекта 1 неделяСовместная деятельность педагогов с детьм...
Публикация статьи "Познавательно-исследовательский проект "Пейте дети молоко будете здоровы!" в сборнике "Развитие интеллектуальных способностей дошкольника" (Сборник материалов №3 межмуниципального конкурса исследовательских и проектных работ)
Цель проекта: понять пользу молока и молочных продуктов....
Презентация "Свет, да будет свет" Познавательная деятельность .Подготовительная группа. Подготовил воспитатель: Федотова Ольга Павловна.
Презентаия "Свет, да бдет свет"...
9 мая -День Победы! Мы не забудем грозных лет-пусть будет мир, пусть будет свет.Цель: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников.!
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25645669","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Описание проекта «Да будет свет!»
проект...