Рабочая программа по экологии "Времена года"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Рабочая программа доп.образования по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii.docx | 61.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа (естественно научная направленность, базовый уровень)
«Времена года»
Старше-подготовительная группа
Г.Городец
2022 г
Оглавление
Титульный лист | 1 |
Оглавление | 2 |
Пояснительная записка | 3 |
Содержание | 6 |
Учебный план | 8 |
Рабочая программа (учебно-тематический план) | 9 |
Методические материалы | 13 |
Оценочные материалы | 17 |
Материально-техническое обеспечение | 19 |
Список литературы | 20 |
Список рекомендуемой литературы для педагогов | 21 |
Список рекомендуемой литературы для педагогов | 22 |
Пояснительная записка
Наблюдение за живой природой – неотъемлемая часть экологического воспитания детей. Тематика наблюдения за природой разнообразна. Можно наблюдать за ростом растений, повадками животных, поведением птиц, за воздействием человека на живую природу. Для того, чтоб наблюдать, нужно знать для чего это делать. Дети, конечно, смотрят на происходящее вокруг, чтоб постигать мир вокруг себя, изучать жизнь и набираться опыта.
Знания дети приобретают с раннего детства, читая книги вместе с родителями, просматривая развивающие телепередачи и конечно важны наблюдения во время прогулок. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательностью. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом учитель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Времена года» разработана с целью реализации на создаваемых новых местах дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Уcпex каждого ребенка» национального проекта «Образование», разработана в соответствии с нормативно- правовыми требованиями развития дополнительного образования детей и в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция);
- Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298 и «Об утверждение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-p;
- Паспортом национального проекта «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16);
- Паспортом федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16);
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 ноября 2021 года № АБ-1898/06 «О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;
- Методическими рекомендациями по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы ГБОУДПОНИРО;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил CП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 октября 2018 года № 1135-p «О реализации мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»;
- Уставом и нормативно-локальными актами МБОУ ДО ЦВР «Радуга».
Один из принципов организации наблюдений детей за природой – систематичность. Только в этом случае, в результате повторяющихся и регулярных встреч с природой у них формируются более полные и глубокие представления о природе, развивается умственная и речевая активность, стимулируемая разнообразными приемами. Это постановка конкретной и доступной задачи наблюдения; использование действий обследования как основного способа наблюдения; привлечение жизненного познавательного опыта ребенка; проговаривание результатов наблюдения; сравнение одного природного объекта с другим; предъявление вопросов разного уровня сложности и направленности.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Времена года» имеет естественнонаучную направленность.
Новизна программы, в том, что она расширяет знания детей об окружающем мире, помогает сопоставить их с наблюдениями за живой природой и позволит использовать теоретический опыт на практике. Опытным путём учащиеся научатся сеять семена и выращивать растения.
Актуальность программы. Программа направлена на развитие у детей исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой природы, на экологическое воспитание и на формирование практических навыков в области растениеводства и охраны природы. Большая часть программы состоит из практических занятий, побуждающих думать, наблюдать, рассуждать, высказывать свою точку зрения, обосновывать её, делать выводы. Это дает ребенку возможность почувствовать себя активным участником в окружающих его природных процессах.
Педагогическая целесообразность.
Программа «Времена года» создаёт благоприятную атмосферу в решении ряда задач нравственного, интеллектуального и эстетического формирования личности ребёнка.
В программе определены несколько условных содержательных линий.
Первая линия – природа. (Наблюдение за растениями и животными в разные времена года).
Вторая линия – знакомство с жизнью человека. (Деятельность человека, календарь народных праздников).
Третья линия – природа в произведениях русских писателей и поэтов.
Занятия в объединении дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственное представление, воображение, сообразительность, фантазия, творчество, расширяются знания по зоологии, биологии и экологии.
Для освоения учебного материала предполагаются практические занятия на следующее оборудование: беспроводной датчик рН, беспроводной датчик температуры, чашки Петри, микроскопы, наборы препаратов для изучения под микроскопом зоология, датчик мутности воды, беспроводной датчик содержания кислорода, датчик влажности почвы, беспроводной датчик света и тепла, датчик электрической проводимости, внешний аккумулятор, гербарии, беспроводной мультидатчик погоды, беспроводной мультидатчик света и цвета, беспроводной датчик электрической проводимости, стекла для микроскопа с образцами, устройство измерения и обработки данных, а также биологическая лаборатория переносная, в состав данной лаборатории входит лупа ручная, спиртовка лабораторная малая, банка – капельница с крышкой, стакан лабораторный, воронка лабораторная, пробирка Флоринская, стекло предметное и покровное, флакон ФО, зажим пробирочный, крышка-капельница, ёрш пробирочный, пинцет, ножницы, штатив лабораторный, палочка стеклянная, препарировальная игла, гербарии.
Программа рассчитана на 1 год обучения воспитанников дошкольных образовательных учреждений по 144 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут с перерывом 10 минут, а также предусмотрен дистанционный вариант обучения (ZOOM- конференций, сервисов Google, организация обучения в группе ВКонтакте МБОУ ДО ЦВР «Радуга»)).
Содержание
Цель программы:
Формирование у учащихся экологического сознания и способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
Обучающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- формирование основ безопасности жизни у детей;
- расширение области знаний воспитанников по экологии;
Воспитательные:
- воспитание личности, неспособной причинять вред ни себе, ни людям, ни природе;
- воспитание экологической культуры через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Развивающие:
- содействие развитию всесторонне развитой личности;
- развитие познавательных процессов детей;
- развитие настойчивости, самостоятельность.
Психолого-педагогические особенности детей 5-6 лет. Участники программы- дети 5-6 лет – воспитанники дошкольных образовательных учреждений. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Младших детей привлекает само собой, без усилий, все новое, яркое и неожиданное. Но произвольное внимание пока развито слабо. Детям сложно сосредоточиться на однообразной, сложной или непривлекательной деятельности. Поэтому в плане программы большая часть отводится практическим занятиям.
В этом возрасте у детей преобладает потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; младших школьников, как и дошкольников, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности. Поэтому в программе предусмотрены выходы на природу для наблюдения за жизнью животных, птиц и растений; практические дела по подготовке, посеву семян цветов и овощных культур, высадке рассады; изучение народных праздников; чтение и инсценировка литературных произведений.
Занятия проводятся педагогом дополнительного образования естественнонаучной направленности, с привлечением педагогов туристско-краеведческой и художественной направленности.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (продолжительность академического часа 30 минут). Всего программа рассчитана на 144 часа в год.
Формы организации занятий. Обучение по программе предполагает различные формы организации занятий: беседа, практическое занятие, игра, экскурсия. По необходимости, возможно обучение по программе в дистанционном формате.
Особенности организации образовательного процесса. В учебном плане предусмотрены экскурсии, выходы на природу, игры на свежем воздухе, что положительно влияет на здоровье и развитие учащихся.
Ожидаемые результаты.
По окончании обучения по программе, учащиеся узнают:
- о жизни домашних и диких животных, птиц и развитии растений в разные времена года;
- о многообразии природы и животного мира родного края;
- что такое гербарий;
- примут участие в природоохранных акциях, конкурсах;
- смогут посеять семена и вырастить из них растение;
- научатся ухаживать за комнатными цветами;
- узнают о календарных традиционных народных праздниках.
Данная программа реализуется по сетевому взаимодействию с образовательными организациями Городецкого муниципального района, в целях установления сотрудничества в области совершенствования и повышения качества образовательной деятельности, расширения возможностей для обеспечения естественнонаучного направления в воспитании учащихся, выявления и поддержки талантливых учащихся.
Учебный план
Раздел | Количество часов | Форма аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Раздел 1 года обучения | 61 | 83 | 144 часа | Итоговое занятие. Викторина. |
Рабочая программа
№ | Раздел I года обучения | Дата проведе ния | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |||
| |||||
1 | Введение в программу, игры на знакомство. Ведение дневника погоды | 06.09 | 1 | 1 | 2 |
2 | Экскурсия «Что рядом с нами?» (Международный день чистого воздуха для голубого неба 07.09). Ведение дневника погоды | 08.09 | 1 | 1 | 2 |
3 | «Мир вокруг нас», о многообразии природы и животного мира родного края. Ведение дневника погоды | 13.09 | - | 2 | 2 |
4 | Природа осенью. Конкурс рисунков «Я рисую осень» «Осенины»: традиции народного праздника Ведение дневника погоды | 15.09 | - | 2 | 2 |
5 | Экскурсия на природу. Как вести себя на улице. Ведение дневника погоды | 20.09 | - | 2 | 2 |
6 | «Лес, точно терем расписной….» Участие в Неделе Всемирной акции «Мы чистим мир» («Очистим планету от мусора» 21.09) Ведение дневника погоды | 22.09 | - | 2 | 2 |
7 | Лесные жители осенью (ёж, заяц, белка, енот) Ведение дневника погоды | 27.09 | 2 | - | 2 |
8 | Лесные жители осенью (лиса, медведь, волк, барсук) Ведение дневника погоды | 29.09 | 2 | - | 2 |
9 | Лесные жители осенью (сказки и рассказы о лесных жителях) Всемирный день животных Ведение дневника погоды | 04.10 | 1 | 1 | 2 |
10 | Лесные птицы осенью (выпь, вьюрок, глухарь, вяхирь) Ведение дневника погоды | 06.10 | - | 2 | 2 |
11 | Птицы рядом с нами. Ведение дневника погоды | 11.10 | 1 | 1 | 2 |
12 | Просмотр документального фильма о жизни животных осенью. Ведение дневника погоды | 18.10 | - | 2 | 2 |
13 | «Провожаем за моря». Перелётные птицы. Ведение дневника погоды | 13.10 | 1 | 1 | 2 |
14 | Почему желтеют листья? Ведение дневника погоды | 20.10 | 1 | 1 | 2 |
15 | Что такое гербарий? Ведение дневника погоды | 15.10 | 1 | 1 | 2 |
16 | Изготовление гербария. Ведение дневника погоды | 27.10 | - | 2 | 2 |
17 | Изготовление гербария. Ведение дневника погоды | 01.11 | 1 | 1 | 2 |
18 | «Собираем урожай». Что растёт на грядке Ведение дневника погоды | 03.11 | 1 | 1 | 2 |
19 | Синичкин день (12.11) Поделки из пластилина «Наш огород». Ведение дневника погоды | 08.11 | - | 2 | 2 |
20 | «Наполняем закрома». Урожай с полей . Ведение дневника погоды | 10.11 | 1 | 1 | 2 |
21 | «Я садовником родился». Садовые цветы осенью Ведение дневника погоды | 15.11 | - | 2 | 2 |
22 | Лесные дары. Ведение дневника погоды | 17.11 | - | 2 | |
23 | Экскурсия на природу. Ведение дневника погоды | 22.11 | 2 | - | 2 |
24 | «Земля – наш общий дом» (экология родного края). Ведение дневника погоды | 24.11 | 2 | - | 2 |
25 | «Осенний праздник». Ведение дневника погоды | 29.11 | - | 2 | 2 |
| |||||
26 | Природа в зимнее время года. Ведение дневника погоды | 01.12 | 2 | - | 2 |
27 | Как зимой деревья спят? Ведение дневника погоды | 06.12 | 2 | - | 2 |
28 | 08.12 | 2 | - | 2 | |
29 | Всё о Новогоднем дереве. «Защитим ель!» | 13.12 | 1 | 1 | 2 |
30 | Мороз и солнце, день чудесный! Стихи и рассказы о зимней природе. Ведение дневника погоды | 15.12 | - | 2 | 2 |
31 | Лесные животные зимой. Ведение дневника погоды | 20.12 | 1 | 1 | 2 |
32 | Кто под снегом мягким спит? Ведение дневника погоды | 22.12 | 1 | 1 | 2 |
33 | Следы на снегу. Ведение дневника погоды | 27.12 | 1 | 1 | 2 |
34 | Новогодний хоровод. Праздничное занятие. Ведение дневника погоды | 29.12 | - | 2 | 2 |
35 | Рождество. Праздничное занятие | 10.01 | - | 2 | 2 |
36 | Птицы рядом с человеком. Поможем пернатым. Ведение дневника погоды | 12.01 | 1 | 1 | 2 |
37 | Что мы знаем о зиме? Конкурс загадок. Ведение дневника погоды | 17.01 | - | 2 | 2 |
38 | Конкурс рисунков «Зима за окном». Ведение дневника погоды | 19.01 | - | 2 | 2 |
39 | Игры на свежем воздухе. Всемирный день снега (последнее воскресенье января). Ведение дневника погоды | 24.01 | - | 2 | 2 |
40 | Дикорастущие и культурные растения. Ведение дневника погоды | 26.01 | 1 | 1 | 2 |
41 | Лук семь недуг лечит. Посадка лука на зелень. Ведение дневника погоды | 31.01 | - | 2 | 2 |
42 | Условия содержания, уход за комнатными растениями. Ведение дневника погоды | 02.02 | 1 | 1 | 2 |
43 | «Из маленького семечка…» Как прорастают семена. Ведение дневника погоды | 07.02 | 1 | 1 | 2 |
44 | Посев семян цветов. Ведение дневника погоды | 09.02 | - | 2 | 2 |
45 | Посев семян цветов. Ведение дневника погоды | 14.02 | - | 2 | 2 |
46 | Посев семян овощей. Ведение дневника погоды | 16.02 | - | 2 | 2 |
47 | Посев семян овощей. Ведение дневника погоды | 21.02 | - | 2 | 2 |
48 | Лесные жители в зимнее время (Всемирный день дикой природы 03.03) | 28.02 | 2 | - | 2 |
| |||||
49 | Мои домашние любимцы. (Всемирный день кошек 01.03) Ведение дневника погоды | 02.03 | 1 | 1 | 2 |
50 | Подарок для мамы, поделка «Аленький цветочек». Ведение дневника погоды | 07.03 | - | 2 | 2 |
51 | Растения весной. Ведение дневника погоды | 09.03 | 2 | - | 2 |
52 | Экскурсия на природу. Ведение дневника погоды | 14.03 | - | 2 | 2 |
53 | «Земля наш общий дом». (День земли 20.03) Ведение дневника погоды | 16.03 | - | 2 | 2 |
54 | «Земля наш общий дом». (Международный день защиты лесов 21.03). Ведение дневника погоды | 21.03 | 2 | - | 2 |
55 | Энергосбережение. (Час земли 27.03) Наблюдаем за рассадой. Ведение дневника погоды | 23.03 | 1 | 1 | 2 |
56 | Первые вестники весны – перелётные птицы. Ведение дневника погоды | 28.03 | 2 | - | 2 |
57 | Международный день птиц 01.04. Ведение дневника погоды. | 30.03 | 2 | - | 2 |
58 | Всё о насекомых. Ведение дневника погоды | 04.04. | 2 | - | 2 |
59 | Обитатели деревьев и кустарников. Ведение дневника погоды | 06.04 | 2 | - | 2 |
60 | Польза и вред насекомых. Ведение дневника погоды | 11.04 | 2 | - | 2 |
61 | Насекомые нашего края. Ведение дневника погоды | 13.04 | 2 | - | 2 |
62 | Растения Красной книги. (День подснежника19.04). Ведение дневника погоды | 18.04 | 2 | - | 2 |
63 | Сделаем мир чище. (Марш парков 22.04) Ведение дневника погоды | 20.04 | - | 2 | 2 |
64 | Красная Горка - Праздник весны (22 апреля - 10 мая). Наблюдаем и ухаживаем за рассадой. Ведение дневника погоды | 25.04 | - | 2 | 2 |
65 | Наблюдаем и ухаживаем за рассадой. Ведение дневника погоды | 27.04 | - | 2 | 2 |
| |||||
66 | Экскурсия на природу. Наблюдаем за птицами. 01-10 мая – Всемирная декада наблюдений птиц. Ведение дневника погоды | 04.05 | - | 2 | 2 |
67 | День экологического образования в России 12.05. Высадка рассады в грунт. Ведение дневника погоды | 11.05 | - | 2 | 2 |
68 | Как сохранить природу. Всероссийские дни посадки леса 15.05. Ведение дневника погоды | 16.05 | 2 | - | 2 |
69 | День Волги 20.05. Обитатели волжских берегов. Ведение дневника погоды | 18.05 | 2 | - | 2 |
70 | Птицы и животные летом. | 23.05 | 2 | - | 2 |
71 | Экскурсия на природу. Международный день биологического разнообразия 22.05. Ведение дневника погоды | 25.05 | - | 2 | 2 |
72 | Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Кроссворд «Знатоки природы». Викторина «Времена года». Ведение дневника погоды | 30.05 | - | 2 | 2 |
Всего часов: | 60 | 84 | 144 |
Методические материалы
Раздел | Форма проведения занятий | Приёмы и методы организации | Дидактический материал | Техническое оснащение |
Осень | Беседа, праздник, экскурсия | Словесный, практический, наглядный | Разработки проведения занятий, сценарии проведения праздников; карточки с изображением птиц, животных и растений; видео и аудио записи | Столы, стулья, компьютер; кисти, краски, альбомы для рисования, пластилин, клей, цветная бумага, беспроводной датчик рН, беспроводной датчик температуры, чашки Петри, микроскопы, наборы препаратов для изучения под микроскопом зоология, датчик мутности воды, беспроводной датчик содержания кислорода, датчик влажности почвы, беспроводной датчик света и тепла, датчик электрической проводимости |
Зима | Беседа, праздник, экскурсия, практическое занятие | Словесный, практический, наглядный | Разработки проведения занятий, сценарии проведения праздников; карточки с изображением птиц, животных и растений; видео и аудио записи | Столы, стулья, компьютер; кисти, краски, альбомы для рисования, пластилин, клей, цветная бумага, беспроводной датчик рН, беспроводной датчик температуры, чашки Петри, микроскопы, наборы препаратов для изучения под микроскопом зоология, датчик мутности воды, беспроводной датчик содержания кислорода, датчик влажности почвы, беспроводной датчик света и тепла, датчик электрической проводимости, внешний аккумулятор, гербарии, беспроводной мультидатчик погоды, беспроводной мультидатчик света и цвета, беспроводной датчик электрической проводимости, стекла для микроскопа с образцами, устройство измерения и обработки данных |
Весна | Беседа, праздник, экскурсия, практическое занятие | Словесный, практический, наглядный | Разработки проведения занятий, карточки с изображением птиц, животных и растений; видео и аудио записи; посадочный материал | Столы, стулья, компьютер; кисти, краски, альбомы для рисования, пластилин, клей, цветная бумага, гербарии, беспроводной мультидатчик погоды, беспроводной мультидатчик света и цвета, беспроводной датчик электрической проводимости, стекла для микроскопа с образцами, устройство измерения и обработки данных, а также биологическая лаборатория переносная, в состав данной лаборатории входит лупа ручная, спиртовка лабораторная малая, банка – капельница с крышкой, стакан лабораторный, воронка лабораторная, пробирка Флоринская, стекло предметное и покровное, флакон ФО, зажим пробирочный, крышка-капельница, ёрш пробирочный, пинцет, ножницы, штатив лабораторный, палочка стеклянная, препарировальная игла. |
Лето | Беседа, праздник, экскурсия практическое занятие | Словесный, практический, наглядный | Разработки проведения занятий, карточки с изображением птиц, животных и растений; видео и аудио записи, лупа ручная. | Столы, стулья, компьютер; кисти, краски, альбомы для рисования, пластилин, клей, цветная бумага. |
Оценочные материалы
Подведение итогов обучения по программе «Времена года» – промежуточная аттестация, проходит на заключительном занятии, которое включает в себя ряд вопросов викторины, охватывающих темы всех разделов программы и заполнение кроссворда «Знатоки природы».
Вопросы викторины «Времена года»:
- Четыре периода, на которые поделён годовой цикл? (Времена года)
2. В это время года спят все растения, некоторые животные меняют шубку, а птицы греются на юге? (зима)
3. Самый цветной процесс в природе осенью? (листопад)
4. Основной признак теплой зимы? (гололёд)
5. В какое время года заяц меняет шубу? (перед зимой и после зимы)
6. В какое время года всё оживает и просыпается? (весна)
7. Самое богатое время года на овощи и фрукты? (осень)
8. В какое время года можно собирать малину? (летом)
9. В какое время года спеет рябина? (осенью)
10. Самое жаркое время года? (лето)
11. Прилетели снегири, красная грудка, далеко видно как на ветки сидят и клюют оставшиеся ягоды. О каком времени года говориться? (зима)
12. В какое время года можно увидеть косяки журавлей, лебедей и гусей? (осенью)
13. В какое время года ёжик ложиться в спячку? (осень)
14. Когда можно собирать ромашки на лугу? (летом)
15. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг прошуршал,
Вмиг развеял этот шар (одуванчик)
16. В какое время года пойдём вывешивать кормушки для птиц? (осенью)
17. В какое время года вода превращается в снежинки? (зимой)
18. В какое время года ребята катаются на лыжах? (зимой)
19. В какое время года наш край наполняется птичьим пением? (весной)
20. В какое время года ребята идут в школу? (осень)
Игра" Бывает – не бывает"
(если утверждение верное – дети хлопают в ладоши, если не верное – топают ногами)
1. Выпал снег и зацвели подснежники.
2. Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.
3. Выпал снег, и дети строят ледяную горку.
4. На деревьях появились первые листья, а в школе начинается учебный год.
5. На поле тает снег, а на реке начался ледоход.
6. Зацвели подснежники, а птицы улетают в тёплые края.
7. На дворе звенит капель, а медведь залёг в спячку.
Кроссворд «Знатоки природы»
1 | Л | И | П | А | |||
2 | В | О | Р | О | Н | А | |
3 | З | И | М | А | |||
4 | Б | Е | Р | Ё | З | А | |
5 | В | О | Л | Г | А | ||
6 | В | О | Д | А | |||
7 | Л | И | С | А |
Вопросы для кроссворда (ответы записываются по горизонтали, ключевое слово – по вертикали):
- Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,
Цвет свой целебный дарит нам... (Липа)
- Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? … (Ворона) - Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)
- Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
- Самая большая российская река.
Не Енисей, не Кама и даже не Ока.
Зовут ее все матушкой скромно.
А имя реки той – (Волга) - Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды — Жить нельзя нам без... (Воды)
- Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Материально-техническое обеспечение
Занятия по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Времена года» проходят в специально оборудованном классе. Оборудование и материалы:
Столы, стулья;
Шкафы для работ учащихся и методической литературы;
Компьютер;
Канцелярские товары: ручки, карандаши, тетради, ножницы;
Материалы для творчества: цветная бумага, пластилин, кисти, краски.
Для освоения учебного материала предполагаются практические занятия на следующее оборудование: беспроводной датчик рН, беспроводной датчик температуры, чашки Петри, микроскопы, наборы препаратов для изучения под микроскопом зоология, датчик мутности воды, беспроводной датчик содержания кислорода, датчик влажности почвы, беспроводной датчик света и тепла, датчик электрической проводимости внешний аккумулятор, гербарии, беспроводной мультидатчик погоды, беспроводной мультидатчик света и цвета, беспроводной датчик электрической проводимости, стекла для микроскопа с образцами, устройство измерения и обработки данных, а также биологическая лаборатория переносная, в состав данной лаборатории входит лупа ручная, спиртовка лабораторная малая, банка – капельница с крышкой, стакан лабораторный, воронка лабораторная, пробирка Флоринская, стекло предметное и покровное, флакон ФО, зажим пробирочный, крышка-капельница, ёрш пробирочный, пинцет, ножницы, штатив лабораторный, палочка стеклянная, препарировальная игла, гербарии.
Возможна демонстрация опытов, наличие крахмала в молокосодержащих продуктах питания, а также содержания кислорода в помещении, освещенности, запыленности, тепла и изучение под микроскопом флоры и фауны.
Список литературы
Список рекомендуемой литературы для педагога
- Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д. , Николаева Н. Д. (авт.- сост.) «Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации» - Волгоград: Учитель, 2018 – 331 с.
- Асланиди К. Б., Малярова Г. В. Экологическая азбука для детей и подростков. – М., МНЭПУ, 2017.
- Балбышев И. Н. «Лесные встречи: Заметки натуралиста» . – Л.: Лениздат, 2019. – 168 с., ил.
- Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2016.
- Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., Просвещение, 2018.
- Дмитриев Ю. А. Большая книга леса. – М., Детская литература, 2019.
- Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. «Экологические экскурсии в школе». - М.: ИКЦ « МарТ», Ростов-на-Дону: Издат. центр «МарТ», 2016. - 256с. (Серия «Школьный корабль»).
- Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: Просвещение, 2018 – 146 с.
- Маневцева Л. М. Мир природы и ребенок. - С.-Петербург, Детство-пресс, 2019.
- Маханева М. Д. Экологическое развитие детей. – М., изд. «Аркти», 2016.
- Потапова Л. М. «Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет». Популярное издание для родителей и педагогов / Худ. М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К0», 2018. – 224с., ил (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
- Фадеева Г. А. Экологические сказки. – Волгоград, изд. «Учитель», 2018.
- Филипченко М.П. «В мире природы, истории и литературы: сборник загадок» / Сост. Филипченко М. П. – Волгоград: Учитель,2018. – 472с.
Литература для учащихся и родителей
- Гальперштейн Л.Я. «Растения» Москва «РОСМЕН» 2016 – 31 с.;
- Головкин Б. Н. «1000 поразительных фактов из жизни растений» / Б. Н. Головкин ; Худ. О. А. Герасина. – М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2020. – 224с., ил.
- Дэвид Этенборо «Живая планета». – М., Мир, 2016.
- Молодова Л. П. «Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов»./ Сост. Л. П. Молодова. – Мн.: «Асар», 2017. 160с., ил.
- Плешаков А. А. Природа. – изд. «Вентана-Граф», 2016.
- Пришвин М. М. Рассказы. Для начальной школы. Рисунки Е. Рачева . М.:Издательство «Детская литература», 2018. -94с., ил.
- Стив Паркер «Планета животных» Москва «Махоон» 2016 – 47 с.;
- Чаплина В. В. « Случайные встречи». Рассказы. Для младшего школьного возраста. Худ. Н. Мищенко. М.: «Детская литература». 2017. 111с., ил., фото.
- «О друзьях наших меньших от А до Я». – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2018. – 352с. – ( Энциклопедия домашнего хозяйства).
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 2-3 года
Это не я разработала, но работа очень нужная, надеюсь она станет кому-то хорошим помощником в работе...
Рабочая программа 2 -3 года
Рабочая программа (младшая группа)...
Рабочая программа 3-4 года
Рабочая программа по развитию детей...
Рабочая программа 3-4 года
За периуд 2018-2019 год...
Рабочие программы 2-3 года
Рабочие программы 2-3 года ;3-4 года...
Рабочая программа 2-3 года
Аннотация к рабочей программе группы раннего возраста (1.5 – 3 года)Рабочая программа по развитию детей раннего возраста группы разработана в соответствии с ООП МКДОУ Детский са...