"Кейс технологии в экологическом воспитании младших дошкольников"
консультация по окружающему миру (младшая группа)
Одной из эффективных педагогических технологий, нацеленных на результативность обучения воспитанников, является кейс - технология.
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Главное её предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_tehnologiya_v_ekologicheskom_vospitanii.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Исходя из того, что в свете внедрения ФГОС необходимо сформировать совокупность «универсальных учебных действий» перед нами, как педагогами, стоит важная задача не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, а заинтересовать их, мотивировать на получение определённого объёма знаний. Мы не даём дошкольникам знания в завершённом виде, не зачитываем им лекций, нотаций, а мотивируем детей к определённым выводам, к открытиям, которые ребёнок должен сделать сам.
Одной из эффективных педагогических технологий, нацеленных на результативность обучения воспитанников, является кейс - технология.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Главное её предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейс-метод - это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.
Кейс - технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.
Почти все способы реализации кейс-технологии связаны с проблемным обучением. Можно использовать кейс для проведения эвристической беседы с воспитанниками, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации.
В своей работе с младшими дошкольниками я использую три вида кейсов:
- кейс – текстовая информация, представленная в устном изложении (это могут быть различные отрывки литературных произведений, например, очень хорошо подходят короткие рассказы о природе М. Пришвина, Г.Скребицкого, В. Бианки, К. Паустовского, стихи о природе и т.д.);
- кейс – иллюстрация (специально подобранные картинки, имеющие многоплановый сюжет или драматическую неоднозначную ситуацию).
Примеры тем «Кейс - иллюстрации»: «В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно», «Не торопись забрать птенца. Обдумай действия до конца», «Мир украшают деревья, цветы. Помни - беречь их всегда должен ты», «Правильно ли ведет себя ребёнок в природе?»
Экологическая кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации в природе, экологии.
Целью работы с ней является разбор сути экологической проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Рассматривая иллюстрации, ребята обсуждают полученную информацию, рассуждают, учатся предполагать и строить на основе этого прогноз.
Такие кейс – иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают нравственные чувства и экологическую культуру. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей к экологическим проблемам;
- кейс – аудио- или видео – материал (это могут быть отрывки из мультфильмов или даже детских песенок). Дети очень любят мультфильмы, и это отличный повод рассказать им о сортировке мусора, экономии воды и других важных темах. Полина Гарцева в блоге «Чистых игр» собрала подборку советских мультфильмов о живой природе и экологических проблемах. Также для младших дошкольников доступна подборка серий экологического содержания из мультфильма «Смешарики».
Кейс как педагогическая технология предполагает использование различных средств:
- социальные и естественно - научные проблемные ситуации;
- словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;
- фантазийные ситуации и нелепицы;
- фото- и видеоролики;
- объекты и явления окружающей действительности.
Диалог с детьми должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже самый фантастический. Важно научить дошкольников аргументировать своё мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные.
Использовать кейсы возможно в следующих формах:
1) Как составную часть ОД экологического цикла,
2) Как форму работы, реализуемую в рамках совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах. В таком случае использование кейсов может быть рассмотрено как культурная практика, как способ включения детей в творческий процесс по познанию культурной реальности. В этом случае знакомство с кейсами организуется во второй половине дня, планируется в подходящее время.
3) Как часть проекта по формированию экологического сознания
Кейс - технология помогает формировать у детей:
• устойчивые знания о природе и существующих в ней взаимосвязей;
• бережного отношения к природе;
• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
• эмоциональной отзывчивости к живой природе;
• положительных эстетических ощущений от любования природой;
• умений познавать особенности окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в экологическом воспитании младших дошкольников
выступление на педсовете...
Кейс-технологии по экологическому воспитанию дошкольников
Кейс-технологии по экологическому воспитанию дошкольников...
"Использование кейс-технологии в экологическом воспитании младших дошкольников".
Что такое «кейс»?«Кейс» –это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию: для принятия решения; разрешения конфликта или проблемы, которая может быт...
Опыт работы по кейс-технологии в экологическом воспитании дошкольников «Что будет если вырубить лес?»
Современное общество ставит перед педагогами ДОУ задачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В связи с этим необходима такая организация учебно...
Презентация "Использование кейс-технологий в экологическом воспитании дошкольников"
Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников. Использование кейс-технологий в экологическом воспитании дошкольников....
" Использование Кейс-технологии в экологическом воспитании дошкольников"
laquo;Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»...
Кейс- технологии в экологическом воспитании детей с ОВЗ
laquo;Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»...