Методическая разработка интегрированного занятия по ранней профориентации «Как молоко приходит в магазин»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бессонова Наталья Николаевна

Данная разработка создана для ознакомления детей с несколькими видами профессий: фермер, доярка, пастух; дает представление о значение трудовой деятельности в жизни человека;  обобщает и расширяет знания детей об особенностях профессии фермера, лаборанта, работе молокозавода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bessonova_nn_ood_puteshestvie_moloka.docx38.13 КБ
Файл na_molokozavode.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

“Центр развития ребенка - детский сад №8 “Золотая рыбка”

города Валуйки Белгородской области

Методическая разработка интегрированного  занятия по ранней профориентации  «Как молоко приходит в магазин» 

 в подготовительной группе детей 5-6 лет

Автор:

Бессонова Наталья Николаевна,

 воспитатель,

стаж работы 20 лет.

Название: «Как молоко приходит в магазин»

Автор- составитель: Бессонова Наталья Николаевна

Место проведения : подготовительная группа детского сада

Аннотация.

Данная методическая разработка представляет систему практической работы для реализации задач и содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе детского сада. Методическая разработка согласована с принципами ФГОС ДО и направлена на выявление, поддержку и развитие индивидуальности каждого ребенка средствами разных видов деятельности. Представленная работа может быть полезна воспитателям групп старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, использована для реализации в малокомплектном детском саду.

Цель: обобщить и активизировать знания детей о знакомых профессиях, результатах труда, о продуктах труда .

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с несколькими видами профессий-фермер, доярка, пастух; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии фермера, лаборанта, работе молокозавода.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные: создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в коллективе, учитывать мнение партнёра.

Взаимодействие образовательных областей: социально-коммуникативная , речевая, познавательная , художественно – эстетическая , физическая области.

Культурные практики: организационно-коммуникативные, социально-ориентированные, исследовательские, практические, художественные способы действий, ситуации выбора .

Методы, формы, приемы: игровой, показ, словесный, практический, использование ИКТ, познавательная деятельность, игровая,  двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность, музыка, сюрпризный момент (В гости приходит кот Мурзик), беседа, просмотр презентаций, дидактические игры,  опытно-экспериментальная деятельность, беседа, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей, игровые упражнения, наглядность, использование ИКТ.

Материалы и оборудование: Игрушки- котик, коровы, машина «Молоковоз»; развивающая среда группы: магазин «Пятерочка», макет «Коровник», касса, кассовый аппарат, оборудование центра экспериментирования- стаканчики, колбы, ложки, йод, крахмал, пробирки,пипетки, центра творчества- цветная бумага, ножницы, клей, ½ ватмана, «Мастерская»-каски, инструменты, «Строитель»- мягкие модули, форма лаборанта- белые халаты и чепчики; стенд «Профессии наших родителей», оформленный совместно с детьми и участием родителей, карточки «Транспорт»; икт, картотека презентации: «На ферме», «На молокозаводе», мини-колонка, запись на информационном носителе: голоса животных, диспетчера, музыка для поездки на автобусе; монеты, билеты, картинки с изображением людей разных профессий- доярка, пастух, рабочие фермы, молокозавода, продуктов  их труда- молоко, молочные продукты.

Ход организованной деятельности

1. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

- Улыбнитесь друг другу.

- Ребята, здравствуйте! Я рада Вас всех видеть! А какое настроение у Вас? (ответы детей)
2. Сюрпризный момент.

Слышится :- «Мяу…, мяу…»

Педагог: - Ребятки, я сегодня по пути на работу, встретила котика, он мне сказал, что зовут его Мурзик и он заблудился.

- А еще он хочет кушать. Что любят кушать киски?

Дети называют продукты, которыми можно накормить котика.

Педагог: -Мурзик мне шепнул, что очень любит молоко.

 - Где мы можем взять молоко?

Предполагаемые ответы детей: В магазине, в столовой.

Педагог: -Магазин от нас близко. Предлагаю отправиться в магазин. Мурзик подождет нас здесь.

Педагог:- Чьи мамы у нас трудятся в магазине?

Дети: -Мама Насти и мама Алисы.

      Педагог:- В магазин пойдем по дорожке. Дорожка не простая, нужно идти друг за другом и внимательно слушать команду.

Идут по дорожке, педагог идет последним и сообщает куда идти: прямо, направо, по кругу, налево, налево, кругом, направо, направо, прямо.

Педагог: -Мы пришли.

На входе табличка: «Закрыто»

Педагог: -Магазин закрыт. Почему он может быть закрыт?

Предполагаемые ответы детей.

Педагог: - Где мы можем взять молока? Кто дает молоко?

-Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (корова)

Дети:- Корова.

Педагог:- Где нам найти корову?

Предполагаемые ответы детей: - В деревне, у бабушки, на ферме.

 Педагог:- Ферма далеко  и нам понадобится транспорт. Какой транспорт мы можем использовать?(Показывает карточки «Транспорт», дети выбирают)

Дети:- Пассажирский- автобус, потому, что нас много.

Педагог:- А кто делает нам автобусы?

Дети:- Машиностроители на заводе.

Педагог: - А вы хотите стать машиностроителями и собрать свой автобус?

Дети:-Да

На столе разложены каски, инструменты, руль, колеса(мягкие модули), облицовка из картона желтого цвета(крепится с помощью подвесок), фары.

Дети одевают каски и собирают автобус из стульчиков, прикрепляют фары, внешнюю облицовку желтого цвета, вставляют колеса.

Педагог: -Автобус готов, можно ехать?

Голос объявляет(Аудиозапись): «Уважаемые пассажиры, билеты на маршрут  приобретайте в кассе автовокзала»

Педагог:-Для чего нам билеты?

Предполагаемые ответы детей: -Чтобы сесть на указанное место, чтобы не оштрафовали, чтобы пустили в автобус, чтобы было свое место.

Педагог:-Вы все правы. Идем за билетами? Вот вам денежка для купли билета (раздает пластиковые монетки).

Подходят к кассе и по очереди меняют монету на билет. (Кассиром, по ходу игры, педагог назначает ребенка, например Софию, она становится за стойку-кассу  и меняет монеты на билеты) Рассматривают билет с номером, по очереди называют цифру.

Педагог:- Водитель Ваня сядет за руль. У Вани папа шофер, Ваня наверняка помогал папе , доверим ему руль?

Слышится голос диспетчера(Аудиозапись): -Уважаемые пассажиры займите места в автобусе в соответствии с купленным билетом.

Проходят в автобус, занимают места , номер на билете и на сидении должен совпадать.

Диспетчер( Аудиозапись):Осторожно, двери закрываются; пристегните ремни, мы отправляемся; сообщает остановки)

Диспетчер:- Следующая остановка – «Луговая»

Педагог:- Приехали. Прежде чем отправиться дальше, немного разомнемся.

Физкультминутка «Профессии»

Ну-ка, дайте нам продукты (кладут ладошка на ладошку) (загибают пальчики)

Мясо, яйца, сухофрукты

И получится тогда

Очень вкусная еда. (гладят по животику)

На педаль нажали смело (имитируют нажим на педаль)

Посмотрели вправо, влево (имитируют нажим на педаль)

И поехали вперед (едут на автобусе, держа в руках воображаемый руль)

К тем, кто нас, конечно, ждет.

Слышится мычание коров(Аудиозапись)

Педагог:-Слышите, чьи это голоса?

Дети: -Коровы мычат.

Педагог:-Значит мы на правильном пути.

Отодвигает ширму. На столе макет коровника, ноутбук.

Педагог:-Посмотрите, сколько здесь коров! Хотите посмотреть, как живут коровы на ферме, кто здесь трудится?

Подходят к ноутбуку. Показ презентации «На ферме». (Приложение №1)

Педагог:-На время путешествия по ферме я буду вашим гидом, вместе с мамой Максима и буду рассказывать  о происходящем вокруг.

Дети вместе с педагогом просматривают презентацию «На ферме». Педагог комментирует слайды, в конце проводит гимнастику для глаз «На пастбище». С помощью сюжетных картинок закрепляют «Кто и как трудится на ферме» .

Педагог:-Что нужно коровам для еды, чтобы они давали нам больше ароматного, полезного продукта- молока?

Дети: - Много травы, сена.

Педагог:- Вы обратили внимание, что осенью травы мало и она утратила свою сочность. Поможем фермеру?

На столе ½ ватмана, клей, ножницы, двусторонняя бумага зеленого цвета.

Педагог:-А давайте сделаем луг с сочной, ароматной травой!?

Коллективная аппликация «Зеленый луг»

Дети разрезают бумагу на полоски(лист на 4 полосы по высоте), складывают каждую полоску по длине 2 раза и делают надрезы (кайму) по всей длине полосы. Затем разворачивают и приклеивают на лист. Расставляют на луг коров.(Слышится мычание – коровы благодарят)

Педагог:- Что за машина выехала с фермы и куда она направляется? (Выкатывает молоковоз)

Дети: Молоковоз, везет молоко на молокозавод.

Педагог:- В нашем городе есть молокозавод. Проследуем за молоковозом на Молокозавод, где работает мама Максима и посмотрим, как и кто там трудится.

Диспетчер: -Автобус отправляется, займите места! Следующая остановка «Молокозавод»

Педагог:-Веселей в дороге с песней! Какую песню споем?

Педагог запевает песню  «Мы едем, едем, едем» на стихи Сергея Михалкова, дети подпевают

Нам весело живется,
Мы песенку поем,
И в песенке поется
О том, как мы живем.

Педагог:-Приехали.

Подходят к столу с ноутбуком, просматривают презентацию «На молокозаводе»(Приложение №2)

Педагог:-Посмотрите, нас встречает мама Максима. Вместе с ней мы отправимся на экскурсию по цехам молокозавода.

Просмотр презентации «На молокозаводе»- экскурсия по цехам молокозавода, знакомство с профессиями, просмотр продукции.

Дидактическая игра «Отгадай по описанию» (Молочная продукция)

Педагог дает описание продукта, например: Этот продукт белого цвета, жидкий, с нежным запахом, очень полезный. (Молоко). По этой схеме остальные продукты( Сгущенное молоко, творог, сметана, сыр, йогурт, кефир)

Педагог:- Вы молодцы, отлично справились!

Педагог:- Фермер угостил нас молоком (Показывает молоко в бутылке)

-Куда сначала отправляется молоко? В лабораторию. Предлагаю отправиться  в лабораторию. Сейчас мы с вами станем настоящими лаборантами.

Педагог:- Прежде чем, мы приступим к работе, что нам нужно сделать?

Дети: Вымыть руки, одеть форму.

 Педагог:- Чтобы  подготовить свои руки проведем физкультминутку.

Физкультминутка «Вот помощники мои».

Вот помощники мои ( Руки вперёд, пальцы выпрямить и развести)

Их как хочешь поверни (Руки вперёд, круговые движения кистями)

И вот эдак, и вот так (Потираем рука руку)

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять. (Руки вперед, вверх, вперёд, в стороны, к плечам)

Не сидится им опять. (Круговые движения в плечевом суставе)

Постучали, повертели (Три хлопка в ладони, круговые движения кистью рук)

И работать захотели. (Потираем руками)

Поработают немножко (Сжимание и разжимание пальцев рук)

Мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)

Постучали повертели (Три хлопка в ладони, круговые движения кистью рук)

И работать захотели. (Сжимание и разжимание пальцев рук)

Педагог:- Ребята, сейчас я предлагаю вам со мной провести самые настоящие опыты. Вы согласны?

Подходят к столу. На столе 2 стакана с молоком, 1 стакан с водой, чайная ложка, колба с крахмалом, флакон с йодом, салфетка, карточка фиксации, карандаш.

Опыты с молоком.

ОПЫТ 1 «Молоко имеет цвет»

Налить в один стакан воду, в другой молоко.

Поместить в стаканы ложки.

Вывод: молоко не прозрачное, вода прозрачная.

ОПЫТ 2 «Молоко имеет вкус»

Предложить детям попробовать воду.

Есть ли у нее вкус? Нет. А теперь попробуйте молоко. Есть ли вкус у молока? Какое оно на вкус?

Вывод: у молока есть вкус, а вода – без вкуса.

ОПЫТ 3«Изменение цвета с добавлениями».

Налить в стакан молока воду, во второй стакан молока положить ложку крахмала.

Как изменилось молоко? Стало ли оно гуще?

Узнать в котором стакане чистое молоко, а в котором есть какие-то добавления, нам поможет йод.

Капнуть йод в 1 колбу (молоко с водой остается такого же цвета, немного темнеет, капнуть йод во 2 колбу (молоко с крахмалом – становится синего цвета).

Вывод: молоко может изменять цвет, если в нем есть какие-то добавки.

И так, ребята, на этом наши лабораторные исследования с молоком подошли к концу. Давайте сделаем вывод – какое молоко .

Педагог:-Вам понравилось? Ребята, вы очень хорошо потрудились .

Какой опыт с молоком вам понравился больше всего?

Педагог:- Пора домой, нас заждался кот Мурзик. У нас есть для него угощение. Закройте глаза, вытяните руки вперед:

_ Повернитесь влево, вправо, кругом, а потом бегом, бегом!(Бег на месте)

А теперь, остановились и все дома очутились!

-«Мяу, мяу!»

Педагог:-Мурзик чует молоко, налейте ему в мисочку. (Дети угощают котика молоком). Слышится: «Мурчание».

Педагог:- Мурзик вас благодарит.

Котик прикасается к детям и уходит.

Итог занятия.

Педагог:- Вам понравилось наше путешествие?

-Где мы были, что видели, кому помогли?

- Что понравилось больше?

- Кем бы вы хотели в стать будущем?

Список используемой литературы:

1. Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с.

3. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.

4. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко //

5. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.

6. Дошкольное воспитание.- 1998.-№10.- С. 64-69.

2022


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На молокозаводе Автор: Бессонова Н.Н. воспитатель

Слайд 2

Где делают масло, сметану, творог? Ну, конечно же, ты уже догадался, дружок – такие продукты делают на молочных заводах или как их называют по-другому – на молокозаводах.

Слайд 3

На экскурсию мы отправимся с мамой Максима, Татьяна, которая трудится на Валуйском молокозаводе о ператором пастеризационных установок. Проще говоря, кипятит молоко при определённой температуре. Подает в танк, там вакуумщик забирает это молоко и варит сгущёнку. После сгущёнка подаётся на сушку и там уже делают сухое молоко.

Слайд 4

П режде , чем перегнать молоко в танки, приходят лаборанты и берут немножко молока на анализы и с помощью микроскопов, центробежных и других приборов определяют жирность, качество молока и следят, чтобы в нём не было опасных для человека микробов

Слайд 5

Поддерживать нужную температуру в цехах помогают операторы котельных и компрессорных установок. Операторы котельных установок отвечают за тепло, а операторы компрессорных установок отвечают за холод.

Слайд 6

Проверенное молоко стерилизуют при определённой температуре, за которой следят умные приборы с датчиками и самописцами.

Слайд 7

Стерилизованное молоко попадает в следующий цех, где из него делают сливки с помощью специальных устройств - сепараторов.

Слайд 8

Молоко пропускают через сепаратор, и сливки по трубам перетекают в следующий цех, а обезжиренное молоко, которое называют обрат (им поят животных) переливают в другие ёмкости .

Слайд 9

Из сливок в следующем цехе делают масло, для этого есть специальные приспособления, похожие на центрифугу, которая вращается с огромной скоростью и взбивает масло.

Слайд 10

Для приготовления кисломолочных продуктов, необходима заквасочная, это такое небольшое помещение , где стоят термостаты и в них выращивают специальные грибки для кефиров, сметаны , творога и йогуртов.

Слайд 11

Часть молока и сливок перегоняют в танки- термосы,в фасовочный цех, где молоко с помощью специальных фасовочных аппаратов взвешивается и разливается по пакетам и тетрапакам , упаковщица раскладывает молоко по ящикам, и по транспортеру ящики с молочной продукцией попадают на склад готовой продукции – в царство вечной зимы.

Слайд 12

Часть молока перегоняют по трубам в творожный цех, где в термостатах делают сметану, а в огромных ваннах делают творог и сыворотку.

Слайд 13

Для производства мороженого нужны специальные морозильные аппараты, компрессорные и фасовочные установки.

Слайд 14

В се молочные продукты со складов готовой продукции грузчики грузят в машины , а экспедиторы развозят их по магазинам.

Слайд 15

Папа Анастасии отвезет молочные продукты в самые дальние уголки России

Слайд 16

Теперь ты точно знаешь – откуда молоко в магазине, где трудятся родители Алисы и мама Анастасии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей раннего возраста 2-3 года на тему «Кукла Катя приходит в гости к нам».

Методическая разработка для детей раннего возраста на тему "Кукла Катя приходит в гости к нам"....

Методическая разработка: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и п...

Методическая разработка: Педагогический совет «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ - ПРОВОДИТЬ НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ».

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наш сегодняшний педсовет посвящён очень актуальной и серьёзной теме «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ - ПРОВОДИТЬ  НЕЛЬЗЯ  ИГНОРИРОВАТЬ». Как вы можете заме...

Методическая разработка по теме: «Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста как средство успешной социализации»

Согласно ФГОС ДО, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, так как в настоящее время ...

методическая разработка Проект по ранней профориентации "Профессии в мире спорта"

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставля...

Методическая разработка занятия по ранней профориентации с использованием технологии «Гость группы»: «Знакомство со строительными профессиями»

Цель: активизировать интерес детей к строительным профессиям Задачи: Образовательные: дать первоначальное представление о различных специальностях строительных профессий; познакомить с профессией шт...