Долгосрочный педагогический проект в старшей группе «Мой Башкортостан»
проект (старшая группа)
Долгосрочный педагогический проект
в старшей группе
«Мой Башкортостан»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_starshey_gruppy_moy_bashkortostan.docx | 58.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Калтасинский детский сад №3 «Сказка»
муниципального района Калтасинский район
Республики Башкортостан
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
Калтасинский детский сад №3 «Сказка»
МР Калтасинский район РБ
__________ Н.С. Ильгузина
«____» ____________ 2019г.
Долгосрочный педагогический проект
в старшей группе
«Мой Башкортостан»
Выполнила воспитатель
Вахитова Л.Г.
Калтасы 2019 г.
Введение.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Актуальность проекта.
Актуальность рассматриваемой темы связана в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам, происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Чувство Родины…
Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Проблема.
На сегодняшний день решение проблемы воспитания у детей дошкольного возраста любви к Родине является трудной задачей. В силу возраста дети не до конца понимают значение таких слов как «Родина», «патриотизм». Но хочется отметить, что именно с дошкольного возраста необходимо прививать любовь к Родине, знакомить их со своей республикой. Детские впечатления – самые яркие, поэтому все зависит от того, что и как мы вложим в детей, то у них и будет отложено в памяти. Поэтому понятие о чувстве гражданства, о патриотизме, о чувстве гордости за свою Родину лучше всего закладывать с детства.
В нашей республике проживают люди разных национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои традиции. Данный проект разработан в соответствии с ФГОС с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, коллектива детского сада к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Башкортостан.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Башкортостан, их духовным, материальным ценностям;
- создать условия для ознакомления детей нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Башкортостан;
- формировать у ребенка чувства любви и привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;
- знакомить детей с ближайшим окружением и достопримечательностями села Калтасы;
- развивать любознательность и интерес к познанию родного края;
- расширять представления о России, как о родной стране, знакомить с символами государства, республики (герб, флаг, гимн);
- воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину»; гуманное, экологически целесообразное отношение к природе; уважение к традициям своего края.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: групповой; долгосрочный.
Срок реализации проекта: сентябрь – май.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -6 лет, родители воспитанников.
Этапы проектной деятельности.
1 этап – подготовительный.
Задачи.
1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.
3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
4. Разработать план работы.
2 этап – практический. Планирование деятельности.
Сентябрь
-Беседы: «Калтасы» - мое родное село», «Где ты живешь (адрес, улица, что рядом расположено)?».
-Д/игра «Достопримечательности села Калтасы».
-Чтение колыбельных песен.
-Лепка из соленого теста «Баурсак».
-Презентация «Моя малая Родина».
-Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по селу», «Машины на нашей улице».
-Закрепить дома последовательность выращивания зерновых культур, названия орудий труда хлеборобов.
Октябрь
-Беседа «История возникновения родного села», «По дороге в детский сад».
-Рисование «Улицы родного села»
-ООД по ФЦКМ тема: «Национальные головные уборы».
-Чтение стихотворения М.Карима «Не русский я, но Россиянин».
-Изготовление блинов из бросового материала.
-Башкирская народная игра «Медведи и пчелы».
-Советы родителям «Расскажите о своей профессии». Предложить родителям побеседовать с детьми о родном селе, рассмотреть фотографии, иллюстрации о родном крае. Дать задание - по дороге домой отметить названия улиц, предприятий, магазинов.
Ноябрь
-Беседы «Работники нашего детского сада», «Мои братья и сестры».
-Рассматривание фотографий «Калтасы»
- Марийская народная игра «Удочка»
-Лепка из соленого теста «Кыстыбый».
-Создание стенгазеты «Моя малая родина».
-Дидактическая игра «Сложи народные узоры».
-Башкирская подвижная игра: «Айгуль и цыплята».
Декабрь
-Беседы: «Татарская, русская, марийская, удмуртская, башкирская одежда», «Флора и фауна родного края».
-Игра «Придумай названия будущим улицам села».
-Ситуативный разговор «Сделаем наше село чище».
-Презентация «Государственные символы Республики Башкортостан».
-Рассматривание альбомов: «Башкирская одежда», «Татарская одежда», «Русская одежда», «Марийская одежда», «Удмуртская одежда»
-Индивидуальная работа по аппликации «Украшение платочка народным узором».
-Предложить родителям участвовать в сборе информации для энциклопедии «Птицы нашего края».
Январь
-Беседы: « Спортивные сооружения нашего села .
-Рассматривание портретов башкирских поэтов.
-Башкирская народная игра «Курай»
-Дидактическая игра «Укрась фартук»
-ООД по конструктивной деятельности на тему «Микрорайон села».
-Чтение марийской народной сказки «Лиса и Медведь»
-Попросить родителей принести энциклопедии о диких животных наших лесов, для изучения их детьми.
Февраль
-Беседы «Башкирская народная кухня», «Народные праздники нашего края».
-Рассматривание фотографий «Уфа», альбомов о природе родного края.
-ООД по развитию речи на тему: «Пересказ удмуртской народной сказки «Мышь и Воробей».
-Башкирская игра «Юрта».
-Дидактическая игра «Узнай и назови музыкальный инструмент», «Узнай и назови блюда».
-ООД. Изо деятельность«Девочка в марийской одежде».
-Беседа с родителями «Основы нравственных отношений в семье».
Март
-Беседы «Моя республика - Башкортостан»,«Уфа - столица нашей Республики», «Символы Башкортостана: государственный флаг, герб, гимн».
-Рисование флага Башкортостана.
-Рассматривание иллюстраций с национальными блюдами, напитками.
-Прослушивание гимна Башкортостана.
-Татарская народная игра «Продаем горшки».
-Знакомство с легендами: «Шульган-Таш», «Сказка про Аслыкуль».
- Консультация для родителей «Роль родного языка в развитии личности дошкольника».
Апрель
-Беседа с детьми «Люди, каких национальностей проживают в нашей республике».
-Дидактическая игра «Узнай и назови блюдо»
-Башкирская народная игра «Юрта».
-Опрос «Назови достопримечательности нашего села».
-Чтение марийской народной сказки «Ловкий еж"
-ООД по аппликации «Расписываем башкирский ковёр».
-Консультация для родителей «Приобщение детей к традициям башкирского народа».
Май
-Беседа о труде пчеловода, об истории праздника «Сабантуй», «Главный праздник страны – День Победы».
-Рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Урожайный год. Пасека».
-Чтение стихотворения Г. Рамазанова «Майские цветы».
-Рассказ о героях Великой Отечественной войны с. Калтасы, их подвигах.
-Просмотр сказки «Шурале».
-Рисование «Соты».
-Разучивание башкирских народных игр «Пчёлка», «Липкие пеньки»
-Экскурсия в Парк Победы.
3-й этап – заключительный
Ожидаемые результаты:
- пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю, формирование чувства национального достоинства, ответственности.
- расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Методическая ценность
Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной компетентности.
Список литературы:
1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.
2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.
3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.-79.
4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.
5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.
6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.
7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.
8. ∙ Осипова Л.Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва: Скрипторий 2003. 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект в старшей группе на тему: "Огород на окне" - "Зерновые"
Проект: долгосрочный.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: 1 год.Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.Цель: формирование у детей интереса к опытниче...
Долгосрочный проект в старшей группе "Маленькие садоводы".
Долгосрочный проект в старшей группе "Маленькие садоводы"....
Долгосрочный проект в старшей группе «Этот удивительный космос»
Долгосрочный проект « Этот удивительный космос»Направление работы:Деятельность по познавательному развитию детей. Участники:Дети старшей группы, воспитатель, приглаш...
Долгосрочный проект в старшей группе на тему: «Хлеб-всему голова»
Тема: «Хлеб-всему голова».Вид проекта: познавательно-исследовательский.Состав участников: групповой и родители, воспитатели.Срок реализации: долгосрочный (с 2 февраля по 2 марта ).Актуальн...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: «Башкортостан – мой край родной»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: "Башкортостан - мой край родной"...
Конспект занятия в старшей группе «Мой Башкортостан»
Цель: Расширить знания детей о Республике Башкортостан....