Долгосрочный педагогический проект в старшей группе «Мой Башкортостан»
проект (старшая группа)

Вахитова Лилия Григорьевна

Долгосрочный педагогический проект

в старшей группе

«Мой Башкортостан»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_starshey_gruppy_moy_bashkortostan.docx58.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

муниципального района Калтасинский район

Республики Башкортостан

         «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

МР Калтасинский район РБ

__________ Н.С. Ильгузина

«____» ____________ 2019г.

Долгосрочный педагогический проект

в старшей группе

«Мой Башкортостан»

Выполнила воспитатель

Вахитова Л.Г.

Калтасы 2019 г.

Введение.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Актуальность проекта.

Актуальность рассматриваемой темы связана в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. 

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам, происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.

Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.  Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Чувство Родины…

Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.

Проблема.

На сегодняшний день решение проблемы воспитания у детей дошкольного возраста любви к Родине является трудной задачей. В силу возраста дети не до конца понимают значение таких слов как «Родина», «патриотизм». Но хочется отметить, что именно с дошкольного возраста необходимо прививать любовь к Родине, знакомить их со своей республикой. Детские впечатления – самые яркие, поэтому все зависит от того, что и как мы вложим в детей, то у них и будет отложено в памяти. Поэтому понятие о чувстве гражданства, о патриотизме, о чувстве гордости за свою Родину лучше всего закладывать с детства.

В нашей республике проживают люди разных национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои традиции. Данный проект разработан в соответствии с ФГОС с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, коллектива детского сада к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Башкортостан.

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

- способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Башкортостан, их духовным, материальным ценностям;
  - создать условия для ознакомления детей нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Башкортостан;    

- формировать у ребенка чувства любви и привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;

- знакомить детей с ближайшим окружением и достопримечательностями села Калтасы;

- развивать любознательность и интерес к познанию родного края;

- расширять представления о России, как о родной стране, знакомить с символами государства, республики (герб, флаг, гимн);

- воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину»; гуманное, экологически целесообразное отношение к природе; уважение к традициям своего края.

Тип проекта: познавательно – творческий. 

Вид проекта: групповой; долгосрочный.

Срок реализации проекта: сентябрь – май. 

Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -6 лет, родители воспитанников.

Этапы проектной деятельности.

1 этап – подготовительный.

Задачи.

1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.

3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

4. Разработать план работы. 

2 этап – практический. Планирование деятельности.

Сентябрь

-Беседы: «Калтасы» - мое родное село», «Где ты живешь (адрес, улица, что рядом расположено)?».

-Д/игра «Достопримечательности села Калтасы». 

-Чтение колыбельных песен. 

-Лепка из соленого теста «Баурсак».

-Презентация «Моя малая Родина».

-Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по селу», «Машины на нашей улице».

-Закрепить дома последовательность выращивания зерновых культур, названия орудий труда хлеборобов.

Октябрь

-Беседа «История возникновения родного села», «По дороге в детский сад».

-Рисование «Улицы родного села»

-ООД по ФЦКМ тема: «Национальные головные уборы».

-Чтение стихотворения М.Карима «Не русский я, но Россиянин».

-Изготовление блинов из бросового материала.

-Башкирская народная игра «Медведи и пчелы».

-Советы родителям «Расскажите о своей профессии». Предложить родителям побеседовать с детьми о родном селе, рассмотреть фотографии, иллюстрации о родном крае. Дать задание - по дороге домой отметить названия улиц, предприятий, магазинов.

Ноябрь

-Беседы «Работники нашего детского сада», «Мои братья и сестры».

-Рассматривание фотографий «Калтасы»

- Марийская народная игра «Удочка»

-Лепка из соленого теста «Кыстыбый».

-Создание стенгазеты «Моя малая родина».

-Дидактическая игра «Сложи народные узоры».

-Башкирская подвижная игра: «Айгуль и цыплята».

Декабрь

-Беседы: «Татарская, русская, марийская, удмуртская, башкирская одежда», «Флора и фауна родного края».

-Игра «Придумай названия будущим улицам села».

-Ситуативный разговор «Сделаем наше село чище».

-Презентация «Государственные символы Республики Башкортостан».

-Рассматривание альбомов: «Башкирская одежда», «Татарская одежда», «Русская одежда», «Марийская одежда», «Удмуртская одежда»

-Индивидуальная работа по аппликации «Украшение платочка народным узором».

-Предложить родителям участвовать в сборе информации для энциклопедии «Птицы нашего края».

Январь

-Беседы: « Спортивные сооружения нашего села .

-Рассматривание портретов башкирских поэтов.

-Башкирская народная игра «Курай»

-Дидактическая игра «Укрась фартук»

-ООД по конструктивной деятельности на тему «Микрорайон села».

-Чтение марийской народной сказки «Лиса и Медведь»

-Попросить родителей принести энциклопедии о диких животных наших лесов, для изучения их детьми.

Февраль

-Беседы «Башкирская народная кухня», «Народные праздники нашего края».

-Рассматривание фотографий «Уфа», альбомов о природе родного края.

-ООД по развитию речи на тему: «Пересказ удмуртской народной сказки «Мышь и Воробей».

-Башкирская игра «Юрта».

-Дидактическая игра «Узнай и назови музыкальный инструмент», «Узнай и назови блюда».

-ООД. Изо деятельность«Девочка в марийской одежде».

-Беседа с родителями «Основы нравственных отношений в семье».

Март

-Беседы «Моя республика - Башкортостан»,«Уфа - столица нашей Республики», «Символы Башкортостана: государственный флаг, герб, гимн».

-Рисование флага Башкортостана.

-Рассматривание иллюстраций с национальными блюдами, напитками.

-Прослушивание гимна Башкортостана.

-Татарская народная игра «Продаем горшки».

-Знакомство с легендами: «Шульган-Таш», «Сказка про Аслыкуль».

- Консультация для родителей  «Роль родного языка в развитии личности дошкольника».

Апрель

-Беседа с детьми «Люди, каких национальностей проживают в нашей республике».

-Дидактическая игра «Узнай и назови блюдо»

-Башкирская народная игра «Юрта».

-Опрос «Назови достопримечательности нашего села».

-Чтение марийской народной сказки «Ловкий еж"

-ООД по аппликации «Расписываем башкирский ковёр».

-Консультация для родителей «Приобщение детей к традициям башкирского народа».

Май

-Беседа о труде пчеловода, об истории праздника «Сабантуй», «Главный праздник страны – День Победы».

-Рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Урожайный год. Пасека».

-Чтение стихотворения Г. Рамазанова «Майские цветы».

-Рассказ о героях Великой Отечественной войны с. Калтасы, их подвигах.

-Просмотр сказки «Шурале».

-Рисование «Соты».

-Разучивание башкирских народных игр «Пчёлка», «Липкие пеньки»

-Экскурсия в Парк Победы.

3-й этап – заключительный

Ожидаемые результаты:

- пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю, формирование чувства национального достоинства, ответственности.

 - расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Методическая ценность

Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной компетентности.

Список литературы:

1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.

2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.

3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.-79.

4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.

5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.

6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.

7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.

8. ∙ Осипова Л.Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва: Скрипторий 2003. 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект в старшей группе на тему: "Огород на окне" - "Зерновые"

Проект: долгосрочный.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: 1 год.Участники проекта:  дети старшей группы, родители, воспитатели.Цель: формирование у детей интереса к опытниче...

Долгосрочный проект в старшей группе "Маленькие садоводы".

Долгосрочный проект в старшей группе "Маленькие садоводы"....

Долгосрочный проект в старшей группе «Этот удивительный космос»

Долгосрочный проект   « Этот удивительный космос»Направление работы:Деятельность по познавательному развитию детей. Участники:Дети старшей группы, воспитатель, приглаш...

Долгосрочный проект в старшей группе на тему: «Хлеб-всему голова»

Тема: «Хлеб-всему голова».Вид проекта: познавательно-исследовательский.Состав участников: групповой и родители, воспитатели.Срок реализации: долгосрочный (с 2 февраля по 2 марта ).Актуальн...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: «Башкортостан – мой край родной»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: "Башкортостан - мой край родной"...

Конспект занятия в старшей группе «Мой Башкортостан»

Цель: Расширить знания детей о Республике Башкортостан....