Презентация по теме: "Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования».
учебно-методический материал
Доклад на педсовете в рамках ежегодного обобщения и распространения педагогического опыта работы во временной творческой группе "Познавательно - речевое развитие дошкольников".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание образовательной области « познавательное развитие » предполагает решение следующих задач: р азвитие экспериментальной и конструктивной деятельности; ф ормирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; р азвитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одними из ведущих видов детской деятельности. «Лишение детей возможности экспериментировать, постоянные ограничения исследовательской деятельности в раннем и дошкольном возрасте негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.» Н.Н. Поддъяков (психолог, академик РАО )
Цели экспериментирования: п оддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность; р азвивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); р азвивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности; р азвивать личностные свойства: целеустрем - лённость , настойчивость, решительность.
Задачи экспериментальной деятельности : р асширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: - знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); р азвивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); р азвивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода – переход в различные состояния: жидкое, твёрдое, газообразное и их отличие друг от друга; воздух – его давление и сила; почва – состав, влажность, сухость); р асширять представления об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные – для удовлетворения своих потребностей; р асширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека; ф ормировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по четырем направлениям: ж ивая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособляемость к окружающей среде, взаимосвязь живой и неживой природы; неживая природа – почва, песок, глина, воздух, вода; агрегатные состояния воды; небесные тела . физические явления – магнетизм, звук, вес, тепловые явления, движение, свет, цвет и др . рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их свойства.
Алгоритм экспериментальной деятельности: постановка исследовательской задачи ; уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе экспериментирования ; в ыработка плана исследования ; выбор оборудования и его самостоятельное размещение детьми в зоне исследования ; анализ , обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования.
Формы организации исследовательской деятельности: и ндивидуальная (работа с раздаточными карточками, беседы); ф ронтальная (коллективные игры, беседа); п одгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).
Совместная деятельность дошкольника и воспитателя: Воспитанник проявляет познавательный интерес открывает новые знания приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием э кспериментирует выбирает пути решения делает самостоятельные выводы Воспитатель помогает сформулировать тему исследования рекомендует источники получения информации формирует исследовательские умения и навыки раскрывает возможные формы работы содействует прогнозированию результатов помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует
Условия проведения эксперимента: учёт того, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения ; учёт индивидуальных различий, имеющихся у детей ; необходимость учитывать право ребёнка на ошибку ; педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
Сотрудничество с родителями: с овместная деятельность в плане оформления уголков экспериментирования; п ривлечение к пополнению тематических уголков необходимыми материалами; с пособствование удовлетворению познавательных интересов в экспериментирование в домашних условиях.
Достоинства применения метода экспериментирования в пространстве ДО: д ети получают реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимосвязях с другим объектами и с внешней средой; с ледствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда мыслительных приёмов и операций, которые становятся мыслительными умениями; с тимулируется развитие речи ребёнка, вследствие необходимости давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
В данном докладе представлена работа логопедической подготовительной группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования....
педсовет по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Педсовет в форме деловой командной игры по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...
Выступление на районном методическом объединении по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Выступление на районном методическом объединении...
Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...
Педсовет № 2 Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....
Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,чтобы ребёнку захотелось ещ...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования
Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей....