Занятие в старшей группе по экологическому воспитанию с использованием песочного стола : " Подготовка диких животных к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Еремина Наталия Ивановна

Закрепление ранее приобретенных знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни в зимний период, через игровые обучающие ситуации. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование синтаксической стороны речи. Учить детей выявлять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Использовать песочный стол для закрепления материала.

Развивающие: Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, развитие зрительного восприятия, творчества через игровые упражнения. Побуждение и стимулирование ребёнка к деятельности.

Воспитательные: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, любовь к природе, бережное отношение к животным; сформировать чувство причастности к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие

в старшей группе

по экологическому воспитанию с использованием песочного стола:

 «Подготовка диких животных к зиме».

     Воспитатель: Еремина Н.И.

Санкт- Петербург

2022 г.

«Подготовка диких животных к зиме»

Задачи:

Образовательные: Закрепление ранее приобретенных знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни в зимний период, через игровые обучающие ситуации. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование синтаксической стороны речи. Учить детей выявлять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Использовать песочный стол для закрепления материала.

Развивающие: Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, развитие зрительного восприятия, творчества через игровые упражнения. Побуждение и стимулирование ребёнка к деятельности.

Воспитательные: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, любовь к природе, бережное отношение к животным; сформировать чувство причастности к окружающему миру.

Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.

Оборудование: магнитофон, музыка на флеш носителе, иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка, медведя, белки, ежа, осеннего леса, муляжи грибов, мольберт, орехи, песочный стол.

Занятие проводится с группой (6-7 человек), в групповой комнате. Во время занятия дети стоят, сидят, играют  в подвижные игры. Располагаются так, чтоб было удобно работать за песочным столом.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята  давайте поздороваемся друг с другом и посмотрим друг другу в газа.(дети берутся за руки и становятся в круг , кивая головой и смотрят в глаза, передавая кивок другому ребенку)

А теперь поиграем в игру «Маленькая птичка» - и показывает детям, как играть с «Птичкой», - указательным пальцем правой руки.

Надо внимательно следить, куда полетит птичка, не поворачивая голову, следить одними глазами.

Показываю:

Птичка вправо полетела (Отводит палец вправо, следит за ним глазами)

Птичка влево полетела (Отводит палец влево, следит за ним глазами)

К нам на нос она присела ( подводит палец к носу)

Посидела, посидела и куда-то улетела ( отводит палец вперед на вытянутую руку)

А теперь поиграем вместе, стараясь следить за птицей одними глазами, не поворачивая головы. Кто из нас внимательней?

Упражнение повторяется 2 раза

Воспитатель: Разомнем теперь наши пальцы. (Проводится пальчиковая гимнастика)

Мы рога козы покажем ( Указательный палец вперед, загибая остальные, затем рога поднимает к голове)

И рога оленя даже ( широко раздвигает пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимая их к голове)

Мы про зайку не забудем-

Ушками водить мы будем ( выдвигает вперед указательный и средний пальцы рук, поднимает их к голове, двигает пальцами, наклоняет их вперед, а потом сжимает в кулаки и разжимает)

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить! ( Каждый палец руки поочередно присоединяет к большому пальцу)

Повторить гимнастику (2 раза) не спешите. Вот так, умницы! Понравилось играть, ребята?

Ой ребята( Вынимает конверт из-за двери) Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт, большой и желтый

Как же нас , конверт, нашел, ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишут лисы, пишут лоси,

Пишут зайцы, ждут нас  в гости!

 Приходите в лес осенний, будем с вами мы дружить,

Поиграем и поскачем

 Веселей мы будем жить!

Воспитатель: Ну, что ребята, пойдем в гости к лесным жителям?

А теперь вспомним, какая погода осенью в лесу?(подходит к картине осеннего леса) Правильно. В осеннем лесу холодно. Еще? Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу? Да, осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно. А какие изменения происходят в живой природе? Кто же относится к живой природе Правильно, у деревьев опадает листва , исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме. А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой? Почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения осенью? Потому, что становится холодно , солнце меньше светит и греет землю, дни становятся короче. Ребята , а что случилось бы если бы после лета сразу же наступила зима?  Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к зиме. Поэтому и нужна осень. Осенью природа готовится к зиме и звери, и птицы, и деревья. Интересно, увидим ли мы зверей в лесу? А вы хотите познакомится с ними и узнать , как же они готовятся к осени? Тогда отправляемся в путь.

У меня есть волшебная кисть, и взмахнув ею, закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.

Воспитатель берет волшебную кисть, взмахивает ею, включает музыку «Времена года»  Пока дети кружатся, раскладывает грибы, листья, деревья. Воспитатель: открываем глаза. Вот мы в осеннем лесу. Послушайте стихи:

Осень. По утрам морозы,

В рощах – желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат,

В лужах лед прозрачно-синий

На листочках белый иней.

А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй,  вы где?

Ой, а разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете? А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Смотрите, звери оставили нам знак ( показ знака обозначающего « Не шумите») можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда никого не встретим. Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг кого –нибудь увидим. (Воспитатель подходит к первой картине, закрытой,  где нарисована белка.) Ребята отгадайте –ка загадку; о ком она, тот нам и встретиться

Хожу в пушистой шубке,

 живу в густом лесу,

в дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Кто это, ребята?

 Правда, белка. Правильно, вы отгадали.

 Белка осенью готовится к зиме. Белка линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки? А почему она серая? А как белка делает запасы и какие? А теперь давайте поможем белочке. Соберем ей в подарок грибы в  корзину. Походите по лесу и принесите по грибочку. Теперь белке будет чем питаться зимой! Спасибо, ребята!

А теперь послушайте загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной

И стоит среди травы.

 Уши больше головы?

Посмотрим,  кто это? И правда, заяц. Давайте тихонько понаблюдаем за зайцем, чтобы не напугать. Заяц то же готовится к зиме. Интересно как он это делает? Заяц делает запасы, как белка?  Нет. А почему? Потому , что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой.

А как он все-таки готовится к зиме? Да, заяц осенью линяет. Какая шерсть у него вырастает? Теплая.  Что бы зимой ему было не холодно. А еще, какая шерсть зимой? Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не замети лиса и волк. А теперь попрыгаем с зайцем! Все выходят на середину комнаты

Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди, - они скачут, имитируют движения зайцев.

Воспитатель: Поем вместе:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,  

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал-

 Зайка – прыг- и убежал!

Отдохнем. Присядем на бревнышко( садятся на стульчики)

А теперь отгадайте загадку:

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу краса.

Кто это (Лиса)

Отгадали? Тихонько понаблюдаем за ней. Как же лиса готовится к зиме?( Ответы детей) Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая. А меняет лиса ли цвет шерсти? Нет? Правильно Она зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она – сама хищник. Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала. ( воспитатель ставит новую картинку оборотной стороной к детям). Еще одна загадка:

Кто в лесу зубами-щелк,

Это бродит серый …(волк)

(переворачивает картинку)

Как же волк готовится к зиме? (Ответы детей). Он то же линяет. Какая у него шерсть вырастает? Теплая шерсть вырастает. Иди, волк, по свои делам, а мы пойдем дальше. ( все подходят к последней картинке на подставке) Слушайте загадку:

 Кто –то косолапый

По лесу идет.

 И мохнатой лапой

 Он кору дерет. ( медведь)

 Как же медведь готовится к зиме?. Правильно , он тоже линяет. А что делает медведь зимой? Спит. Впадает в спячку. Давайте скажем все вместе , что зимой делает медведь.

 Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может погибнуть с голоду? Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите. Где медведь спит зимой? ( в берлоге).

А теперь подумайте , кто кроме медведя в лесу впадает в спячку?(еж) Почему? Этим зверям нечего есть зимой.

Пойдем дальше, до свидания мишка, до весны!

 Ну вот пора нам возвращаться ! Запомните,  кого мы видели. ( Воспитатель обращает внимание детей на картинки). Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся.

Открываем глаза, ребята. Мы снова в нашей группе. А давайте мы с вами нарисуем на песке того, кого видели в лесу. Каких зверей? Кто же делает запасы, как звери готовятся к зиме?

 ( Ребята рисуют зверей на песке,  разными способами: палочками, ребром ладони, пальчиками)

 Мы стали друзьями зверей. Если любить животных, природу и изучать ее, то всем вместе будет хорошо, и если случится беда, то мы всегда придем на помощь!

Ой, ребята! Белочка принесла нам подарок из леса! Вот видите, и звери благодарны всем. Как хорошо с ними дружить. А подарок –лесные орешки. Угощайтесь. ( Воспитатель раздает ребятам по орешку из корзины, объясняет, что грызть их и брать в рот нельзя, а дома вместе с родителями расколоть и попробовать.) А теперь помогите, пожалуйста, дежурным привести комнату в порядок и можете поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий в старшей группе по экологическому воспитанию

Формирование мыслительных опреций: синтез, анализ, сравнение. Развитие позновательных умений детей. Формирование диалектического мышления....

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию «Птицы Курского края»

Цель: закрепление и уточнение знаний о птицах местного края и их особенностях.Задачи:1. Уточнять и расширять представление о разнообразии птиц, формировать знание об общих признаках пти...

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию "Птицы Курского края"

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ СОКОЛОВА ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА...

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию Тема: «Птицы Курского края»

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ МОСИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА...