Проект в старшей группе "В лесу родилась елочка"
проект по окружающему миру (старшая группа)
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Изучить и проанализировать специальную и экологическую литературу.
- Создать картотеку и модели по правилам поведения в природе.
- Систематизировать знания детей о хвойных деревьях .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Елочка" | 204.97 КБ |
Занятия к проекту | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 7 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА п. СВЕРДЛОВСКИЙ
ЛОСИНО-ПЕТРОВСКОГО Г.О. МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Тел 8(496)563-08-77 Е-maelmodou42solnychko@mail.ru 141140 Московская область ,Лосино-Петровский городской округ п Свердловский ул. Строителей д 4
Инновационный проект
«В лесу родилась елочка».
Составила: воспитатель Миханникова Е.Е.
Информационная характеристика инновационного проекта.
Автор проекта:
1.Миханникова Е.Е. – воспитатель МБДОУ детский сад №7 «Солнышко»
п. Свердловский ,Лосино-Петровский городской округ, Московской области
Исполнители :Группа «Золотой Ключик».Дети,родители,педагоги.
Срок работы:
3 месяца (ноябрь, декабрь, январь) 2022-23 гг.
Обоснование значимости проектной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Экология, экологическая обстановка, экологическая катастрофа – Эти слова известны всем. И вряд ли они вызывают положительные эмоции. Человек возомнил себя победителем и покорителем природы, считает, что может переделать свое окружение так, как ему нравиться. Взрослых перевоспитать крайне сложно, поэтому мы должны обратить внимание на подрастающее поколение, сформировать у него новое экологическое сознание. Только тогда оно будет строить свое отношение с природой и иных позиций. Когда человек считает себя не столько хозяином. Сколько ее составной частью.
Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, не быть потребителем в природе, осознавать последствия своих действий, иметь представление о знаках природы.
Поэтому важно научить ребенка видеть и беречь красоту родной природы.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Экологическое воспитание детей.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Сохранение хвойных лесов.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Разработать цикл занятий и методических рекомендаций по сохранению хвойных лесов.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Изучить и проанализировать специальную и экологическую литературу.
- Создать картотеку и модели по правилам поведения в природе.
- Систематизировать знания детей о хвойных деревьях .
НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА:
Мы предполагаем, что развитие эмоциональной отзывчивости и познавательной активности детей в процессе формирования знаний о ели как источнике кислорода, лекарственных средств, среды обитания многих животных, строительных материалов, объекта восхищения в новогодние праздники будут успешными, если будут созданы условия для наблюдения за елью и другими хвойными деревьями и будут вовлечены родители в исследовательскую деятельность по данной теме.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
*Экология
*Экологический макет
* «Легкие» планеты
*Хвойные леса
*Эксперимент
*Посадочный материал
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Анкетирование родителей, диагностика детей, беседы, наблюдения, экскурсии, занятия, игровые упражнения, опыты, труд в природе, выставки, праздники.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Возраст детей: старшая группа.
Место исследования: участок детского сада (№1734)
КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА:
- Уровень обученности.
- Уровень воспитанности.
- Уровень социализации личности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Обогащение эмоционального и нравственного воспитания.
- Сочинение экологических сказок о ели.
- Составление фотоальбома.
- Создание выставки детских работ.
- Сбор шишек .
Механизм реализации проекта. | |||||
| Мероприятия | Сроки | Ответствен-ные | Ожидаемый результат | Отметка о выпол-нении |
1 этап | 1. Подбор диагностических методик. | 1-я неделя ноября. | Воспитатель | Выявить уровень знаний детей. |
|
2. Анкетирование родителей. | 1-я неделя ноября. | Воспитатель | Обработка анкет, составление перспективного плана. |
| |
3. Изучение литературы. | 1-я неделя ноября. | Воспитатель | Составление картотеки. |
| |
4. Составление перспективного планирования. | ноябрь. | Воспитатель | Разработанный цикл занятий и методических рекомендаций. |
| |
2 этап | Реализация перспективного плана. |
|
|
|
|
1. Беседы. | 1 раз в неделю | Воспитатель | Обобщение имеющихся знаний детей о лесе, участие в акции "Елочка - зеленая иголочка" |
| |
2. Наблюдение. | 1 раз в неделю | Воспитатель | Обогащение эмоционального., познаватель. опыта детей. |
| |
3. Экскурсия. | 1 раз в месяц | Воспитатель | Сбор природного материала для творческой и экспериментальной деятельности, сбор шишек. |
| |
4. Самостоятельная деятельность | Ежедн. | Воспитатель | Формирование бережного отношения к природе, привлечение к рассказыванию и сочинению сказок, стихов. |
| |
5.Экспериментальная деятельность | 2 раза в месяц | Воспитатель | Развитие умения наблюдать, действовать, делать выводы. |
| |
| 6. Составление картотеки по правилам поведения в природе. | В течение проекта. | Воспитатель | Составление картотеки и моделей по правилам поведения в природе. |
|
3 этап | 1. Итоговое интегрированное занятие. | Середина января. | Ст.восп., воспитатель, муз.рук. | Обобщение и закрепление полученных знаний и умений. |
|
2. Диагностика. | Конец января. | Воспитатель | Выявить результативность проведенной работы. |
| |
3. Анкетирование родителей. | Конец января. | Воспитатель | Выявить результативность проведенной работы. |
| |
4. Анализ проведенной работы. | Конец января. | Воспитатель | Выводы и рекомендации. |
|
Перспектива проекта.
- Наблюдение за ростом и развитием зеленых насаждений.
- Продолжить работу по экологическому воспитанию детей.
Фотоотчет к проекту.
Анкета для родителей.
/начало проекта/.
- Где Вы можете наблюдать за хвойными деревьями со своим ребенком?
- Обращали ли Вы внимание на внешний вид ели в разное время года? Знаете ли Вы изменения, которые происходят в разные сезоны года?
- Знаете ли Вы о лечебных свойствах ели и других хвойных деревьев?
- Воспитываете ли вы бережное отношение к ели и другим хвойным деревьям? Как?
- Ваше отношение к ежегодной новогодней акции «Зеленая елка»?
Анкета для родителей.
/итоговая/.
- Какую ель (искусственную или живую) Вы использовали на Новый год?
- Изменилось ли ваше отношение к сохранению ели?
- Как вы считаете, будет ли ваш ребенок бережно относиться к природе в будущем?
Диагностика детей к проекту:
Задание 1. Родителям рекомендуется:
— во время прогулки в зимнем парке или в лесу показать ребенку хвойные деревья (ель и сосну);
— объяснить, почему они называются хвойными, вечнозелеными деревьями. При этом зрительно и на ощупь следует сравнить (по форме и размеру) хвою и шишки этих деревьев, рассмотреть крону ели и сосны;
— рассказать, что можно сделать из древесины этих деревьев, провести с ребенком беседу о бережном отношении к природе.
Задание 2. Рассмотреть иллюстрации с изображением елового леса и соснового бора.
Задание 3. Выучить стихотворения и загадки по выбору.
Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)
Что же это за девица? Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель, сосна)
Сосны до неба хотят дорасти, небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года ясной стояла погода.
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары не растут на елке.
Не растут на елке пряники и флаги,
Не растут орехи в золотой бумаге.
Вопрос. В какой праздник все это появляется на елке?
Задание 4. Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Ну и платье: сплошь иголки, его носят вечно... (елки).
Задание 5. «Что общего у елки и ежика?» — Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже.
Задание 6. Дидактическая игра «Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?» (составление предложных конструкций).
Шишки, грибы, белка, заяц, птица, ежик.
Задание 7. Пересказать рассказ и ответить на вопросы.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.
Вопросы. Где росла ель? Что сделала мама из шишек? Какие бы ты игрушки сам (сама) смог бы сделать из шишек?
Задание 8. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение на словообразование): ель — елочка, сосна — ..., иголка — ..., ветка — ... .
Задание 9. Дидактическая игра «Один — много» (образование родительного падежа существительных): одна елка — много, одна ель — много — ..., одна сосна – много.
Задание 10. Выложить елку из бумажных треугольников.
Задание 11. Вырезать картинки с изображением хвойных деревьев и вклеить их в альбом.
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и лепке в старшей группе детского сада, тема занятия:
«Защитите ель и сосну». Составила: Миханникова Е.Е.
Цель занятия:
Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.
Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.
Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много».
Словарь: хвоя, древесина, пейзаж.
Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику.
Совершенствовать рельефную лепку методом размазывания.
Формировать умение работать в коллективе, выполнять несложные опыты.
Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны. Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.
Оборудование:
Картинки с изображением сосны и ели, еловые и сосновые шишки, аромалампа, масло сосны, пластилин, стеки, простые карандаши, листы белого матового картона, искусственная елочка.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях. Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь? Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Ответы детей).
Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:
Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна.
Дети повторяют хором, затем по одному 2-3 человека.
Взгляните на эти две картинки. На какой из них изображена ветка сосны? А на какой ветка ели? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).
А сейчас я предлагаю вам провести опыт.
Дидактическая игра «Иней на ветках»
Дети с воспитателем насыпают в воду соль, размешивают концентрированный соляной раствор и опускают в него небольшие ветки ели и сосны.
- А теперь поставим эти ветви в вазочку поближе к отопительным батареям и дадим им высохнуть. Вот тогда-то на ветках образуются кристаллы соли.
Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шика ели (показ), а это шишка сосны (показ). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.
Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».
Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).
Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.
Давайте поиграем.
Физминутка «Сосна»
Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.
Мы посадим сосну – Все ходят по кругу вокруг «сосны».
Вот, вот! Присесть.
Пускай наша сосна (Медленно встать.)
Растет, растет!
Вырастай ты, сосна,( Поднять руки вверх.)
Вот такой вышины;
Вырастай ты, сосна,( Развести руки в стороны).
Вот такой ширины.
Вырастай ты, сосна,( Делают «пружинку».)
В добрый час!
Потанцуй, Сережа (имя водящего), Хлопают в ладоши.
Покружись для нас! Ведущий танцует, кружится.
А мы с этой сосны
Шишки срывать будем. (Приближаются к ведущему.)
От нашего Сережи( Стараются дотронуться до ведущего.)
Убегать будем! Дети убегают, ведущий их ловит.
Конспект занятия в старшей группе
«Деревья - не только украшения Земли»
Программное содержание:
- Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
- Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
- Развивать наблюдательность, внимание, мышление , умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предшествующая работа:
- наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
- чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
- рассматривание иллюстраций о лесе;
Словарная работа:
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.
Материалы к занятию:
- ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
- иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
- хвоя сосны и ели в тарелочках;
- шишки сосны и ели в контейнерах;
- иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
- мяч для игры;
- раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.
Ход занятия:
- Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.
- А вы сможете объяснить, что означает слово лес?
«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».
- А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?
«Лес-богатство и краса, береги свои леса»
«Враг природы тот, кто леса не бережет»
«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»
- А кто хозяин леса?
- Лесник.
- Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?
- Правильно, правило поведения в лесу.
1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.
2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.
3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.
4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.
- Хотите послушать сказку про деревья?
“Жили – были деревья – подружки:
Елка – Зеленушка.
Береза – Веселушка.
Рябина – Краснощечка.
Сосна – Стройнушка.
Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:
Елка – Зеленушка: “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.
Сосна – Стройнушка: “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.
Рябина – Краснощечка: “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!
Береза – Веселушка: “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”
Что случилось далее мы узнаем позже.
Там полным полно чудес.
В нем живут дары природы
Для людей и лесного народа
Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Давайте мы с вами скажем волшебные слова:
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в лесу ты окажись.
По пути, чтобы нам было веселей мы споем песенку про друзей.
(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)
“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундучке. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.
- Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.
(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)
- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.
Задание 1
1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.
2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.
3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.
4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.
5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.
8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.
- Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)
- Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)
Задание 2
Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Чем еще отличаются эти деревья?
- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.
- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
Повторите это новое слово.
- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На ветвях этих деревьев растут листочки.
- Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).
- Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?
- Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?
- Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
- Сосны, ели.
- Кто знает загадку про ель и сосну?
Зимой и летом одним цветом.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем. (ель)
У меня длинней иголки
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (сосна)
- Почему эти деревья стоят зеленые?
- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.
- Что вы можете рассказать о ёлочке?
- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.
- Какой ствол у сосны?
- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
- Чем они похожи?
- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
«Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна».
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
- Иголочками.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
- Скажите, почему хвойный лес так называется?
- Какие хвоинки у сосны?
- Длинные, мягкие, светлые.
- А у ели?
- Короткие, колючие, темные.
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
- Какие шишки у ели?
- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
- Что вы расскажете про сосновые шишки?
- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
- Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).
Входит старичок-лесовичок
- Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.
- Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в саду ты окажись.
- Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».
Интегрированное занятие в старшей группе
Тема: «Деревья родного края».
Цель: формирование первоначальных патриотических чувств.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.
2. Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
3. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
Развивающие задачи:
1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
2. Развивать связную речь у детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
2. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
3. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предшествующая работа:
1. наблюдения за живой природой на прогулке;
2. разучивание стихов о природе;
3. наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
4. чтение литературы природоведческого характера;
5. рассматривание иллюстраций о лесе;
6. знакомство с Красной книгой Красноярского края.
Словарная работа:
береза, осина, ель, сосна;
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор;
хвойный лес, лиственный лес;
белоствольная; хвоинки, хвоя.
Материалы к занятию:
1. ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
2. иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
3. хвоя сосны и ели в тарелочках;
4. шишки сосны и ели в контейнерах;
5. иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
6. мяч для игры;
7. раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.
1 часть.
Дети входят в группу, где звучит пение птиц.
- Ребята, куда это мы с вами попали?
- В лес.
- Почему вы решили, что это лес?
- Птицы поют, вокруг много деревьев.
- Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:
«Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек». (Дерево)
- Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”.
- Чем похожи все деревья между собой?
- У них есть ствол, ветви, листья, корни.
- Но не все деревья, которые вы назвали, растут в Красноярском крае. Пойдемте дальше и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.
2 часть.
- Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
«Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане». (Береза)
- Правильно, это береза. А кто из вас знает подружку березы? (Осина).
- Послушайте загадку:
«Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок…осины».
- Как вы думаете, чем отличается береза от осины?
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Чем еще отличаются эти деревья?
- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.
- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
Повторите это новое слово.
- Послушайте небольшие рассказы о березке и осинке.
(Из книги «Лесная мозаика»)
- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На ветвях этих деревьев растут листочки.
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
3 часть.
- Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
- Сосны, ели.
- Кто знает загадку про ель и сосну?
«Зимой и летом одним цветом».
- Почему эти деревья стоят зеленые?
- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.
- Что вы можете рассказать о ёлочке?
- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.
- Какой ствол у сосны?
- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
- Чем они похожи?
- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
«Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна».
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
- Иголочками.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
- Скажите, почему хвойный лес так называется?
- Какие хвоинки у сосны?
- Длинные, мягкие, светлые.
- А у ели?
- Короткие, колючие, темные.
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
- Какие шишки у ели?
- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
- Что вы расскажете про сосновые шишки?
- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
4 часть.
- Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).
5 часть.
- Красивы леса Красноярского края в любое время года!
(Рассматривание иллюстраций осеннего и зимнего лесов).
- Какие краски использовал художник в зимнем лесу?
- Синие, белые, голубые.
- В осеннем лесу же похозяйничала художница - осень. В какие цвета раскрасила она листья?
- В красный, желтый, коричневый, золотой.
- Как сберечь такую красоту?
- Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали.
«- Ты чего скрипишь, береза?
- Стынут корни от мороза.
- Ты чего вся побелела,
Прячешь ветки в кружева?
- Я совсем заледенела.
Но не бойся,…я жива».
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу Красноярского края только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
( Прошу ребенка прочитать стихотворение).
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».\
Картотека литературы:
1. Веретенникова С. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : Просвешение, 1990. — 80 с.
2. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников : Учебно-методическое пособие — Ярославль : Академия развития: 2003. — 112 с.
3. Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий- М. : С. 2004 — 144.
4. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. Балаценко Л. — 2002. N 5. — С. 80-82.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта проекта "В лесу родилась Елочка"
Технологическая карта проекта "В лесу родилась Елочка" для работы с детьми среднего дошколного возраста....
Схема-паутинка проекта "В лесу родилась Елочка"
Работа с детьми среднего возраста....
Лесенка "петешествия" по проекту "В лесу родилась Елочка"
Работа с детьми среднего возраста....
Конспект занятия "В лесу родилась елочка" в старшей группе
Цель занятия: формировать у детей позитивные установки к различным видам творчества....
Проект в старшей группе детского сада "Родился хлеб душистый из зерен золотистых»
Цель: расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.Задачи:расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;показать, каким трудом добывается хлеб дл...
Проект в младшей группе «В лесу родилась елочка»
Формирование ценностного отношения к объектам живой природы на примере дерева ель; расширение знаний детей о русской народной традиции празднования Нового года....
Занятие во 2-й младшей группе "В лесу родилась елочка"
Цель: Дать детям представление о некоторых деревьях, которые растут в лесу, рассказать, почему елка стала украшением праздника Нового года. Формировать умение любить и беречь природу; развивать любозн...