Краткосрочный проект в средней группе по теме:"Хлеб всему голова"
проект (средняя группа)
Дети не имеют представления, что хлеб, прежде чем появится на столе, должен пройти очень большой путь от маленького зернышка. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному бережно и с уважением. Самое главное в предстоящей работе - способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по лепке из соленого теста "Хлеб, хлебобулочные изделия"
Задачи:
Учить детей умению намечать последовательность работы, доводить замысел до конца.
Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
Воспитывать самостоятельность, развивать творчество.
Формировать умение передавать некоторые характерные признаки хлебобулочных изделий, их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки.
Развивать мелкую моторику рук
Закреплять умение детей работать с тестом.
Предварительная работа: Беседа по теме «Хлеб – всему голова»; загадки; рассматривание иллюстраций по теме, показ презентации «Откуда хлеб пришел»,просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон».
Ход:
Организационный момент:
В группу заходит воспитатель в белом халате и колпаке. Здравствуйте ребята, догадались кем я сегодня буду?
Предлагаю вам отгадать загадку и узнать, кто лучше всех управляется с тестом.
Из рассыпчатой муки
Он печет нам пироги,
Булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка.
Дети: Пекарь
Молодцы! Угадали! Дело в том, что к нам в гости прилетит Карлсон! Вы же знаете какой он сластена и любитель плюшек! Нам Срочно нужно с вами налепить угощение из теста.
Ребята, а давайте сделаем разминку «Тесто замесили»:
Муку в тесто замесили,
(сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили :
(прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки,
(поочередно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи —
Все мы испечем в печи.
(обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (гладят живот)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с хлебобулочными изделиями и вспомнить их названия, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить. Напомнить различные приёмы лепки.
Бублики и баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы). Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.
Печенье, пряники раскатываем тесто круговыми движениями, и сплющиваем шарик.
(Выполнение работы детьми)
4. Итог занятия
В конце занятия появляется игрушка Карлсон и хвалит какая красота получилась, воспитатель вместе с детьми рассматривает изделия, выделяет лучшие и оставляет сушиться. Один поднос с лучшими изделиями воспитатель ставит в игрушечную духовку, а вынимает уже готовые настоящие хлебобулочные изделия! И приглашает пить чай вместе с Карлсоном!
Предварительный просмотр:
Конспект в средней группе по математике
«Хлеб»
Программное содержание
Образовательные задачи:
Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах пяти.
Формирование умения сравнивать множества.
Совершенствовать умения устанавливать взаимно однозначные соответствия путём визуального соотнесения элементов множества.
Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.
Закреплять представлений о форме и геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Развивающие задачи:
Развитие мыслительных операций, речевой деятельности, развитие интонационной выразительной речи.
Воспитательные задачи:
Воспитание активности, инициативности, навыков взаимодействия в учебной и игровой деятельности.
Предварительная работа.
Разучивание совместной игры «Тесто круто замесили», рассматривание иллюстраций по теме «Хлеб», чтение сказки «Колосок»
Ход занятия
1.Организационный момент, введение в игровую ситуацию
-Назовите продукты ,которые у нас на доске(хлеб, батон, пирожки,булочки).
-Как называются все эти продукты? (Хлебобулочные изделия)
- Как называется магазин, в котором продаются хлебобулочные изделия? (Хлебный магазин).
- Сегодня мы вспомним, какое путешествие проделал хлебушек и другие изделия, прежде чем попасть в магазин, а затем и к нам на стол.
2. Посеяли зернышки и выросли в поле колоски.Посмотрите у вас на подносиках лежат колоски,разложите их перед собой.
Игра «Сравни колоски» Сравнение предметов.
- Посмотрите внимательно, колоски одинаковые? (Нет).
Чем различаются колоски? (Колоски разные по размеру).
-Разложите колоски по возрастанию
Дети раскладывают колоски от короткого до длинного.
- Молодцы ребята, разобрали хлебные колоски.
3. Упражнение «Соберём зёрна в мешки»
- А сейчас мы должны с вами отправить зерно на мельницу. Для этого необходимо собрать зёрна в мешки и завязать их. Выложите мешки из счётных палочек. На доске схема.
- Молодцы, помогли доставить зерно на мельницу. А теперь нужно будет молоть муку и замешивать тесто.
4. Речь с движением “Тесто круто замесили”
Тесто круто замесили, | Руки разводим в стороны, делая круг. | |
Ух – тух! Ух -тух! | Активно сжимаем и разжимаем кулачки. | |
Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! | Прыжки на месте. | |
Лада, лада, ладушки, испечем оладушки | Складываем ладошки вместе, придавая им форму “пирожка” - «печем» оладушки. | |
Хлоп-хлоп, шлеп- шлеп, хлоп-хлоп, шлеп - шлеп! | Хлопаем и топаем. | |
Лады - лады, ладушки, | Складываем ладошки вместе, придавая им форму “пирожка” - «печем» оладушки. | |
Горячие оладушки! | Встряхиваем ладошки. |
5.Игра «Разложи по полкам»
Пекари на хлебозаводе напекли хлебобулочных изделий. Можем ли мы сказать, сколько напекли пекарихлебобулочных изделий? (Нет.)
-Что для этого надо сделать? (Разложить на полки изделия по группам,
-Сколько батонов на полке посчитайте. (Пять)
Сколько пирожков посчитайте? (Четыре).
- Что вы можете сказать о количестве батонов и пирожков,кого больше? (Испекли больше батонов, пирожков меньше)
-. На сколько батонов больше? (На один).
Нужно, чтоб хлебобулочных изделий в магазин привезли поровну. Что надо для этого сделать? (Надо добавить ещё пирожок).
-Что вы теперь можете сказать о количестве батонов и пирожков? (Их стало поровну.)
- Как ещё можно сделать чтоб было поровну хлебобулочных изделий? (Убрать один батон. (Убрали.)
-Что теперь можно сказать о количестве батонов и пирожков? (Их стало поровну).
- Сколько отправят в магазин батонов и буханок хлеба? (Отправят по 5)
6. Дидактическая игра "Подбери тарелку нужной формы" (Закрепление знаний о геометрических фигурах)
- Купили мы продукты в хлебном магазине. Теперь нужно разложить их на праздничном столе. У нас есть бублик, хлеб, батон, самса, печенье и ещё красивые тарелки различной геометрической формы.
- Нужно подобрать к каждому продукту тарелку подходящей формы.
- На какую геометрическую фигуру похож бублик? (На круг)
-. На тарелку какой формы нужно положить круглый бублик? На круглую тарелку.
-На какую геометрическую фигуру похож хлеб? (На прямоугольник).
-На тарелку какой формы нужно положить хлеб? (На прямоугольную тарелку).
-На какую геометрическую фигуру похож батон? (На овал).
-На блюдо какой формы нужно положить батон? (На овальную тарелку).
-На какую геометрическую фигуру похож самса? (На треугольник).
- На тарелку какой формы нужно положить самсу? (На треугольную тарелку).
-На какую геометрическую фигуру похоже печенье? (На квадрат).
-На тарелку какой формы нужно положить печенье? (На квадратную тарелку).
Молодцы, правильно разложили!
7. Подведение итогов.
- Сегодня мы узнали, какое путешествие совершил хлебушек, прежде чем попал к нам на стол.
- Чем сначала был хлеб? (Колоском)
- Куда потом попадают колоски ? (На мельницу)
- Где нам испекли хлебные изделия? (На хлебозаводе)
-Кто печёт хлеб и батоны, хлебобулочные изделия? (Пекари)
- Как хлебобулочные изделия попали к нам на стол? (Из хлебобулочного магазина).
- Молодцы ребята, вы знаете, откуда хлеб пришёл. К хлебу всегда нужно относиться с уважением. Много нужно потрудится людям, чтобы хлеб пришёл к нам на стол.
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи для детей среднего возраста
“Хлеб-всему голова”
Цель: Рассказать детям, какое значение имеет хлеб для людей, как много
разных профессий трудится, чтобы у нас на столе появился хлеб.
Образовательные задачи:
-познакомить детей с пословицами и поговорками русского народа о хлебе.
- дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
- закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий.
Развивающие задачи:
- совершенствовать навыки связного высказывания
- развивать умения анализировать, сравнивать
- развивать воображение
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к хлебу, экономное его использование
- воспитывать уважение к труду взрослых
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о хлебе; заучивание
пословиц и поговорок о хлебе.
Оборудование: картинки профессий, картинки хлебные изделия, картинки
последовательность выращивания хлеба.
Словарная работа: хлебобулочные изделия, ароматный, душистый,
румяный, мельник.
Ход занятия
(Воспитатель входит в группу с подносом накрытой салфеткой)
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень.
Ребята, послушайте стихотворение:
На полях поспела рожь.
Каждый колосок хорош.
Туча просит: не зевай!
Хлеб скорее убирай,
Чтоб у каждого стола
С хлебом хлебница была.
Г. Новицкая
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. Присаживайтесь на стульчики. А как вы думаете, каким бывает хлеб?
Игра «Каким бывает хлеб?»
Цель: умение согласовывать существительные с прилагательными: хлеб какой - душистый, вкусный, мягкий, свежий, ароматный, тёплый, красивый, ржаной, белый и т.д..
Молодцы ребята.
Ребята, а как вы думаете почему говорят:
1. «Хлеб наше Богатство - береги его!»
2.«Хлеб – самый главный на столе».
Воспитатель: Ребята, давайте вместе выучим пословицы о хлебе:
«Хлеб – всему голова»
«Без хлеба – нет обеда»
«Будет хлеб – будет и песня»
«Без хлеба не вкусно и не сытно»
Воспитатель: Посмотрите, вот здесь на доске у меня много хлебобулочных изделий. Назовите их.
Дети: хлеб, батон, пряник, булка и т.д.
Воспитатель: Это все хлебобулочные изделия. (Инд.ответы детей:)
Воспитатель: Давайте вспомним, как выращивают хлеб. У меня на столе картинки, нужно рассмотреть и разложить в последовательности (что сначала ,что потом).
Д/И «Что сначала, что потом»
Цель: формировать умение составлять последовательность цепочки
(картинки); при помощи картинок выстраивается последовательность, как хлеб попадает на стол.
Воспитатель:
В магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но
надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не
выбрасывать хлеб. Ведь он прошёл долгий путь, прежде чем оказался на
полке в магазине.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием. Теперь мы знаем не только о том, как появляется хлеб на столе, но и как растёт в поле. А давайте, мы с вами сами покажем, как же из зёрнышка получается каравай.
Физминутка
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку ( потянулись)
С ветерком оно играет, (руки вверх)
Ветерок его качает, (прогнулись)
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет! (наклоны туловища, присели)
Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, люди каких профессий
трудятся над созданием хлеба.
Д\И «Кто растил хлеб?»
Цель: закреплять знания детей о разнообразных профессиях, их названиях и
специфике деятельности.
Воспитатель показывает картинку, и дети называет профессию человека
изображенного на картинке и определяют, что человек этой профессии
делает
Кто на тракторе работает? Что он делает?(Тракторист - пашет, разрыхляет землю и сеет зерно)
Кто работает на комбайне? Что он делает?(Комбайнёр - убирает зерно) и т.д.
Водитель - везёт зерно на мельницу
Мельник - мелит зерно в муку
Агроном - решает какие удобрений нужны земле, определяет когда сеять и
убирать зерно
Пекарь - печёт хлебобулочные изделия
Продавец - продаёт хлебные изделия.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием, сейчас мы немного
поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы правильные ответы.
Игра «Родственные слова» игра по развитию речи
Цель: умение подбирать однокоренные слова
Ребята, а как мы можем назвать хлеб ласково (хлебушек)
Крошки хлеба какие? (хлебные)
Прибор для резки хлеба? (хлеборезка)
Посуда для хлеба? (хлебница)
Кто выращивает хлеб? (хлебороб)
Завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)
Как называются изделия из хлеба? (хлебобулочные изделия)
Подведение итогов: МОЛОДЦЫ ! Сегодня на занятии вы все хорошо работали и отвечали, были внимательны и не перебивали друг друга. Я вами горжусь! Пойдемте пить чай с сушками.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию (средняя группа) Тема «Хлеб — всему голова»
Программные задачи:
- создать у детей радостное настроение;
- воспитание чувства коллективизма;
- развивать воображение, фантазию;
Материал: мука; изображение: поля, уборочной техники (трактор с бороной, сеялка, комбайн, элеватора, хлебозавода, мельницы, хлеба; мяч; раскраски (по количеству детей); фломастеры.
Ход занятия:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (С. Погореловский)
Ребятки посмотрите на доску и давайте вспомним как называются изделия из муки.(ответы детей)
Разминка «Хлеб»:
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
После разминки педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением хлебных и кондитерских изделий, отгадать загадки.
Тесто заварено прямо на печке.
Белый пшеничный хлебец, как колечко.
Ешь ты и вечером, и спозаранку
Сладкую, сытную чудо-… (Баранку.)
Сдобная булочка и завитая,
Формой восьмерочку напоминает.
Пышут румянцем верхушка, бочок —
Это же русский витой… (Кренделек.)
Белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной… (Батон.)
С открытою начинкою лепешка,
Посередине — творога немножко.
Всех пирожков известная подружка
Питательная, вкусная… (Ватрушка.)
Без выходных из года в год
Работает хлебозавод.
Ванилью пахнет улочка,
Когда печется… (Булочка.)
На подбор все эти братцы,
Жалко с ними расставаться,
Все с начинкою дружки —
Ароматны… (Пирожки.)
Воспитатель: ребята, давайте присядем за стол, и я предлагаю вам раскрасить хлебобулочные изделия.
По окончанию работы, рисунки выставляются и обсуждаются.
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе: «Хлеб всему голова»
Программные задачи:
Обучающие задачи:
- Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
- Расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
- Познакомить детей с профессиями (хлебороб, комбайнер, тракторист, шофер, мукомол(мельник), пекарь).
- Активизировать в речи детей слова (плуг,сеялка,жатва, зернохранилище(элеватор), веялка, хлебобулочные изделия, хлебокомбинат и др.).
Развивающие задачи:
- Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности (изучение свойства зерна и муки,взвешивание зерна и муки).
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию связной речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
- Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
Интегрируемые образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитие; • физическое развитие.
Использование инновационной технологии: — показ презентации:
«Хлеб — всему голова».
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Колосок», разучивание физкультминутки «В землю зернышко попало».
Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, колосья и зерна пшеницы, посуда для сервировки стола и замешивания теста, продукты для теста: (мука, соль)фартуки и шапочки для детей и взрослых, макеты хлебобулочных изделия, декоративные и влажные салфетки.
Содержание организованной деятельности детей:
Отгадать легко и быстро,
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он-самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажите.
Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети с места называют определения, например, хлеб румяный, хлеб свежий, душистый, белый, мягкий, подгорелый,черствый, горячий и т.д.
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится много витаминов, но больше всего витамина В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Его покупают в магазине.
Воспитатель: кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука, из чего ее получают?
Дети: Из зерен.
Воспитатель: Правильно. Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Вот посмотрите и потрогайте зерно. Какое оно? (твердое,светло коричневое,желтое) А теперь потрогайте муку. Какая мука на ощупь и вид?( рыхлая,мягкая,белая). Ребята, вам интересно сколько же потребуется зерен ,чтоб получить ложку муки? Давайте, взвесим ложку зерна и посмотрим сколько ложек муки из нее получится. Как мы сможем определить? Правильно, добавлять на весах муку и смотреть, когда уравновесит. (Проводим опыт)
Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы . Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Показываю картинку. Кто ведет его…? Дети: Тракторист.
А раньше, когда еще не было тракторов, землю пахали на лошадях. Их впрягали в плуг, а сзади держа тяжелый плуг, шел человек. Показываю картинку.
Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. А вот этот трактор везет за собой борону. Она нужна, что бы земля была рыхлой,воздушной,чтоб зернышку было легко расти.И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки (Показываю картинку) и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зернышко попало»
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Ну вот, зерна созрели . Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины-комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Что же делает комбайн?
Дети: Собирает колосья.
Посмотрите какие созрели в поле колоски.Раздаю колоски.Это колоски пшеницы.
Воспитатель: Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель: Правильно, на мельницу зерно везут машины, и там зерно мелют в муку. А кто работает на мельнице?
Дети: Мельники.
Воспитатель: Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: в пекарню.
Воспитатель: Правильно. В маленькую пекарню или на большой хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте возле стульчиков.
Пальчиковая гимнастика: «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, ( «перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
Молодцы,замесили тесто,присаживайтесь.
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари, пряники.
Воспитатель: все эти продукты, называются, одним словом «Хлебобулочные изделия».
Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети: (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб:
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам?
Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель: Как нужно относиться к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, хлеб нельзя крошить, если не доел ,то можно высушить и отдать птичкам или животным.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. А сейчас я предлагаю вам пройти к столу и угоститься вкусными булочками, пряниками, сушками.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №7 «Мечта» г. Чехов
Педагогический проект «Хлеб - всему голова!»
Выполнила: воспитатель Каткова М.С.
Чехов,2023г
Тип проекта: познавательный.
Сроки реализации: краткосрочный (10.10.2022 по 17.10.2022)
Целевая группа: Дети дошкольного возраста 4-5 лет, воспитатели, родители.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические
Причины: дети крошили хлеб за обедом, играли с ним.
Актуальность: Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному .В нашем языке много пословиц и поговорок о хлебе. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами средней группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Проблема:
Проведя беседу с детьми средней группы в начале учебного года, мы
пришли к выводу, что 80% детей у большинства детей группы отсутствуют знания о том, сколько труда нужно, чтоб готовый хлеб попал к ним на стол, а так же, отсутствуют знания, какие профессии участвуют в выращивании хлеба.
Цель проекта: познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают, довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей(Хлеборобов), познакомить детей разнообразием хлебобулочных изделий, формировать бережное отношение к хлебу.
Задачи: Обучающие:
- Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
- Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
- Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие:
- Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
- Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.
- Доставить детям радость от полученных впечатлений.
Оснащение проекта: Иллюстрации и художественная литература, материал для исследовательской деятельности(мука, зерно, колоски пшеницы и ржи, весы, соль и вода для замешивания соленого теста);
Материалы для продуктивной деятельности (ИЗО- деятельность, аппликация).
Ожидаемый результат:
Для детей: Появится бережное отношение к хлебу. Дети знакомы с хлебными зерновыми культурами; дети познакомились с хлебом, который принято кушать на праздниках, у детей расширятся знания о видах хлеба; дети познакомились с историей выращивания хлеба на Руси и его значением для людей; дети познакомятся с профессией хлебороба и о профессии мельник и пекарь, и будут иметь представления о последовательности выращивания зерна и полевых работах.
Для родителей:
- Родители принимают активное участие в проектной деятельности, готовят вместе с детьми рисунки, делают выпечку с участием детей, читают сказки и пословицы о хлебе.
Для педагога:
- Пополнена предметно-развивающая среда.
- Повышена компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Ресурсы оснащения:
подобранная литература, иллюстрации видео и аудиоматериалы: «Звуки леса»,«Домашние животные», «Кто живет в лесу», «Животные и их детеныши»,ноутбук, фото детей с животными, интернет-ресурсы, цветные карандаши, альбомы, пластилин для лепки,материалы для продуктивной деятельности (ИЗО-деятельность, аппликация).
Перспектива проекта:
1. Организация детско-родительского досуга «Хлеб всему голова»;
2. Создание картотеки дидактических игр «Хлеб всему голова»;
3. Организация огорода на окне «Выращиваем пшеницу».
Выводы: В процессе совместной работы с детьми и родителями над проектом «Хлеб всему голова» прослеживается заметная положительная динамика. Отслеживание результатов детей в работе над проектом происходило в процессе бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр, занятий, рассматривания иллюстраций, в процессе экспериментальной деятельности, в процессе творческой деятельности у детей формировалось ценностное отношение к хлебу, дети приобщались к народной культуре по выращиванию хлеба.
Критерии оценки формирования у детей ценностного отношения к хлебу
Для оценки результативности проекта «Хлеб всему голова» были определены уровни сформированности у детей знаний о том, как хлеб попадает к нам на стол.
Уровни:
Высокий уровень – 66-100 %
Средний уровень – 36-65 %
Низкий уровень – 0-35 %
Высокий уровень – у детей сформировано бережное и ценностное отношение к хлебу. У детей возник интерес к истории появления хлеба и традициям, связанным с ним, дети знакомы с разными видами хлебобулочных изделий, дети знают разновидности зерновых культур и процесса приготовления хлеба, дети знают пословицы и поговорки о хлебе, дети знают о пользе и использовании хлеба.
Средний уровень – у детей недостаточно сформировано бережное и ценностное отношение к хлебу. У детей слабо выражен интерес к истории появления хлеба и традициям, связанным с ним, дети знакомы с некоторыми видами хлебобулочных изделий, дети знают некоторые зерновые культуры и частично процесс приготовления хлеба, дети знают некоторые пословицы и поговорки о хлебе, некоторые дети знают о пользе и не знают о способах использования хлеба.
Низкий уровень – у детей не сформировано бережное и ценностное отношение к хлебу. У детей не возник интерес к истории появления хлеба и традициям, связанным с ним, дети не знакомы с разными видами хлебобулочных изделий, дети не знают разновидности зерновых культур и процесса приготовления хлеба, дети не знают пословицы и поговорки о хлебе, не знают о пользе и использовании хлеба.
Отслеживание уровней сформированности у детей целостного представления о хлебе проходило в процессе образовательной деятельности, игровой, в домашней обстановке. С помощью таких методов исследования, как устный опрос, наблюдение за детьми, беседа, изучение продуктов детской деятельности.
Уровень сформированности у детей средней группы знаний о хлебе как ценном продукте питания в начале проекта составляет 43%. Что является средним уровнем. Уровень сформированности знаний о хлебе как ценном продукте питания в конце проекта составил 88%, что является высоким уровнем. Следовательно, уровень целостного сформированности знаний детей о хлебе как ценном продукте питания в рамках реализации проекта «Хлеб всему голова» повысился на 45%, поэтому считаю проект успешным и реализованным в полном объеме.
Диаграмма:
№ | Этапы,сроки | Темы мероприятия, виды деятельности | Цель деятельности | Ожидаемый результат | |||
1 | Организационный этап 7.10-10.10 | 1.Разработка стратегии реализации проекта. 2.Постановка цели и задач. 3.мониторинг знаний детей о последовательности выращивания хлеба 4.беседы с родителями | Выявить знания детей по теме Привлечь родителей к организации проекта | Обогащение знаний детей и создание условий для самостоятельной деятельности детей. | |||
2 | Основной этап 10.10 – 17.10 | Познавательное развитие: НОД ознакомление с окружающим миром Тема: «Хлеб – всему голова!» Эксперементальная деятельность « Что тяжелее зерно или мука, какие свойства муки и зерна»; «Замешивание соленого теста» «Прорастить зерно» Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Д/и «Четвёртый лишний», «Откуда хлеб пришел?», «Что из чего», «Какой формы хлеб», «Сравни колоски» Рассматривание книг, иллюстраций о хлебе. НОД ФЭМП «Хлеб» Речевое развитие: НОД развитие речи «Хлеб – всему голова» Поговорки и пословицы Игра в хоровод «Каравай ,Каравай! Чтение украинской народной сказки «Колосок» Художественно- эстетическое развитие: ООД Раскрашивании хлебобулочных изделий НОД лепка «Хлебобулочные изделия» Физическое развитие: НОД по плану физ работника Хороводная игра «Каравай-каравай, кого хочешь выбирай!» Физминутка «Тесто замесили», « Подрастает зернышко» Социально-комуникативное развитие: С/р игры: игры «Магазин булочная», «Семья», «Ярмарка»,«Из муки – не из муки». Работа с родителями: 1.Знакомство с проектом 2.Изготовление домашней выпечки вместе с детьми 3.Помощь в пополнении читательского уголка по теме проекта 4. Предложить родителям выучить с детьми пословицы и поговорки о хлебе. | Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы. Расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении. Познакомить детей с профессиями (хлебороб, комбайнер, тракторист, шофер, мукомол(мельник), пекарь). Рассматривание колосьев пшеницы Рассказать откуда берётся хлеб. При помощи исследовательской деятельности рассмотреть муку и определить её свойства. Привитие навыков культуры поведения за столом. Закрепить представление детям о профессиях и труде хлебороба Эстетическое воспитание детей. Углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной тему хлеба. Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах пяти. Закреплять представлений о форме и геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). -познакомить детей с пословицами и поговорками русского народа о хлебе. -формировать умение повторять несложные фразы из текста хороводных игр - дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. - закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. - познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения. Увидеть разнообразие форм и видов хлебобулочных изделий Приобрести знания о свойстве муки и воды. Формировать умение передавать некоторые характерные признаки хлебобулочных изделий, их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки. Закрепить знания о профессии хлебороба, пекаря, кондитера, знания о праздничном виде хлеба, о обычаях нашего народа. Закрепить полученный материал Взаимодействие с родителями | Вызвать уважение к труду хлебороба, чтобы понять ценность хлеба Дать понятие о том, что у каждого зернышка есть своя «квартирка» в «домике» колоске, что колоски разные по форме в зависимости от вида зерновой культуры Определить ,что зерно твердое, мука рыхлая, воздушная, что из одной ложки зерна получается большее количество муки. Культурное поведение за столом Развитие наблюдательности, закрепление умения определять и различать характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина. Узнают о важности командной работы и взаимопомощи. Узнают о разнообразии форм хлеба Развитие связной речи по теме проекта бережное отношение к хлебу, экономное его использование, проявлять уважение к труду взрослых развивать воображение, фантазию, наблюдательность. Получить представление о свойстве теста, получить знание о труде пекаря. развивать воображение, вызвать уважение к труду хлебороба, чтобы понять ценность хлеба, обогащение знаний о труде хлеборобов, пекаря, кондитера. Использовать полученные знания в речи и в жизни. Активное участие в проекте | |||
3 | Заключительный этап 17.10.2022 | Выставка детских работ Чаепитие с домашней выпечкой Подведение итогов проекта Составление диаграммы показателей знаний | Оценка результатов поставленных задач | В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. |
Используемые источники:
1. «Загадки, стихи и сказки о хлебе» интернет ресурсы
2.Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
3.иллюстрация из интернет ресурсов
4. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т. А. Тарабарина, Н. В. Елкина. – Ярославль: Академия развития, 2019. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность в средней группе на тему : "Хлеб- всему голова!"
Целью является расширить знания детей о хлебе.А также:- Познакомить детей с правилами поведения (культуры с хлебом);- Развивать внимание, мышление, сообразительность, обогащать словарный зап...
Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Хлеб-всему голова».
Краткосрочный проект в старшей группе...
Рецензия на краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Хлеб-всему голова». воспитателя МБДОУ .
Рецензия на краткосрочный проект в старшей группе ....
Проект в средней группе на тему: «Хлеб - всему голова»
«Мы часто видим, как дети недоедают хлеб, выбрасывают его, скатывают хлебный мякиш и даже пытаются что-то лепить из него. Такое небрежное отношение к хлебу не допустим...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Хлеб – всему голова»
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, са...
Проект в средней группе на тему: «Хлеб - всему голова».
laquo;Мы часто видим, как дети недоедают хлеб, выбрасывают его, скатывают хлебный мякиш и даже пытаются что-то лепить из него. Такое небрежное отношение к хлебу не допустимо, ведь хлеб - это не...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Хлеб – всему голова»
Актуальность проекта.Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что карава...