Индивидуальная исследовательская работа «Микробы вокруг нас»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Мичурин Константин Дмитриевич, 7 лет
МБДОУ детский сад №3 село Таремское
Подготовительная к школе группа «Кораблик»
Нижегородская область, Павловский район
с. Таремское
Индивидуальная исследовательская работа
«Микробы вокруг нас»
Руководитель: Фомина Оксана Ивановна
Воспитатель МБДОУ детский сад №3 с. Таремское
Содержание:
Введение……………………………………………………………3 стр.
- Основная часть…………………………………………………4 стр.
- Что я сам знаю о микробах…………………………………..4 стр.
- Спросить у взрослых, кто такие микробы………………… 4 стр.
- Практическая часть…………………………………………… 6 стр.
2.1 Эксперимент «Чужие микробы» ……………………………. 6 стр.
2.2 Эксперимент «Ловим микроба»……………………………. . 6 стр.
2.3 Эксперимент «Чистые ручки»………………………………...7 стр.
- Эксперимент «Чих»……………………………………………8 стр.
2.5 Эксперимент «Путешествие микроба»……………………… 9 стр.
2.6 Эксперимент «Микроб в ладошке…………………………… 9 стр.
2.7 Эксперимент «Микробы в воде ……………………………... 10 стр.
3.Заключение………………………………………………………11 стр.
Литература…………………………………………………………12стр.
Введение
Мотив
Я часто слышу от взрослых, что здоровье нужно беречь. Надо мыть руки перед едой! Не грызть ногти! Что нужно есть только чистые фрукты и овощи!» Почему? Мне стало интересно, что произойдет, если не соблюдать все эти правила? На этот вопрос мама и папа ответили хором: «Можешь заболеть». Что же может вызвать болезнь? Оказывается, болезнь могут вызвать микробы, которые находятся на грязных руках, под ногтями, на немытых продуктах.
Вот я и решил побольше узнать о маленьких существах, которых мы не видим, но часто о них слышим и говорим.
Актуальность: (от научного руководителя).
В наш быстро развивающийся век новейших технологий, исследований и разработок проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьет тревогу.
Человеческая жизнь неотделима от жизни микробов. Мы существуем бок о бок с ними, используя полезные свойства и нейтрализуя опасные микробы и вирусы.
Воспитать здорового ребенка - это самое важное, что нужно сделать персоналу детского сада и родителям. Мы должны формировать у дошкольников сознательное отношение к своему здоровью и желание вести здоровый образ жизни.
Актуальность: (от юного исследователя).
Микробы и бактерии вокруг нас повсюду, но я мало что знаю о них. Мир микробов-часть нашей жизни. Меня также заинтересовал вопрос: «Почему нужно обязательно мыть руки с мылом после улицы, мыть фрукты и овощи перед едой. Я волнуюсь, когда мне говорят, что какие-то микробы попадут в мое тело, и я могу заболеть. Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? Как они могут причинить мне боль? Где эти микробы, если я их вообще не вижу?» «Так ли они опасны для меня?» Мои сестра и брат тоже заинтересовались этой проблемой и были рады помочь мне найти ответы.
Цель исследования: узнать, действительно ли существуют
микробы и так ли уж они страшны для человека.
Гипотеза: если я выясню, кто такие микробы и как они передаются, я смогу сохранить свое здоровье.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по данной теме.
- Получить некоторые представления о микробах, об их
свойствах;
- Узнать, каким образом микробы могут нанести вред человеку;
- Доказать, действительно ли нужно мыть руки и соблюдать
правила личной гигиены, чтобы не заболеть.
5. Провести опыты.
6. Сделать соответствующие выводы.
7.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Методы исследования:
- подумать самому, что я знаю о микробах
- спросить у взрослых, кто такие микробы
- найти информацию о микробах в Интернете, в энциклопедии
- провести эксперимент «Чужие микробы»
- провести эксперимент «Ловим микроба»
- провести эксперимент «Чистые ручки»
- провести эксперимент «Чих»
- провести эксперимент «Путешествие микроба»
- провести эксперимент «Микроб в ладошке»
- провести эксперимент «Микробы в воде»
Объект исследования: микробы.
Предмет исследования: как можно защититься от микробов.
- Основная часть
- Подумать самостоятельно, что я знаю о микробах, и какие они?
Костя: Микробы - это такие маленькие организмы, которых мы не видим, и они вредят людям.
Спросить у взрослых «Что они знают о микробах?»
Мы с Оксаной Ивановной решили спросить у взрослых в детском саду, что они знают о микробах?
Вот что мы узнали:
Ольга Валерьевна (воспитатель старшей группы)
Микробы - это такие маленькие существа, которые вредят людям. Их невозможно увидеть своими глазами, так как они очень маленькие. Мы можете увидеть их только через микроскоп.
Галина Евгеньевна (медсестра д/с)
Микробы – это маленькие микроорганизмы, которые мы можем увидеть только через микроскоп. Они бывают полезными и вредными (которые вызывают различные заболевания).
Татьяна Николаевна (младший воспитатель)
Микробы – это микроорганизмы, которые живут на нашей планете, они не видимы нашему глазу. Есть вредные микроорганизмы, а есть полезные.
У родителей
Микробы – это возбудители различных инфекций и заболеваний.
Костя: вместе с братом и сестрой я посмотрел мультфильмы «Фиксики-микробы», «Митя и Микробус», «Что умеют микробы». Мама прочитала мне книгу Флоранс Пино, Стефан Киель «Тайная война микробов». Самостоятельно я прочитал книгу «Петька – микроб».
Вывод: Я узнал от взрослых и из детской энциклопедии, что микробы - это крошечные живые организмы, которые могут проникать в наши тела и заставлять нас болеть, когда мы не выполняем надлежащую гигиену.
По форме микробы делят на шаровидные, палочковидные и извитые. Микробы бывают полезные и вредные. С помощью особых пищевых бактерий получают кисломолочные продукты. А также с помощью некоторых бактерий производят лекарства, например, пробиотики – живые микроорганизмы, которые способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых. Хлеб, пироги, булочки невозможно испечь без дрожжей, в которых работают полезные бактерии.
Вредные микробы живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже. Если бактерии проникают в организм вместе с едой, грязной водой и воздухом, тогда они вызывают различные заболевания. Такие бактерии называются болезнетворными микробами.
У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается целая колония микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека.
Я посмотрел фотографии разных микробов. У некоторых есть хвосты, которые по-научному называются жгутиками. Жгутики вращаются, как пропеллер вертолета, и микроб движется. Но у большинства микробов таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мяч, который мы ударяем ладонью по земле.
2. Практическая часть.
Из разговора с родителями и другими взрослыми я узнал, что микробы очень маленькие и их можно увидеть только в микроскоп.
2.1 Опыт №1.
«Чужие микробы»
Цель: увидеть, как передаются чужие микробы
Микробы у всех разные и Ани свои, у Кирилла свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то, когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, я проверил с помощью воды разного цвета.
Материал: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.
Ход эксперимента: Каждый из нас держал свой стаканчик. По очереди мы переливали в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета. Вывод: Таким образом, наши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к нам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.
2.2 Опыт №2
«Ловим микроба»
Цель: увидеть микробы с помощью утюга
Материал: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.
Ход эксперимента: Проводил опасный эксперимент. Я взял лист белой бумаги. На ней не было никаких следов. Я опустил руки в стаканчик с водой, встряхнул, а потом прижимал к листу бумаги. Мама включила утюг, и я начал гладить наш чистый, белый лист, чтобы поймать микробов.
Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы, которые сидели по всей ладошке. Но я их поймал.
Как же микробы попадают в наш организм?
Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки.
2.3 Опыт №3
«Чистые ручки»
Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.
Материалы: мука, мыло.
Ход эксперимента: чтобы представить себе микробы на человеческих руках, которых мы не можем видеть, я посыпал руки мукой и показал, как микробы "передаются" от человека к человеку, оседают на обычных предметах, игрушках.
Вывод: для профилактики различных заболеваний необходимо содержать руки в чистоте, тщательно мыть руки с мылом.
Микробы также легко передаются от человека к человеку при чихании или кашле.
2.4 Опыт №4
«Чих»
Цель: наглядно увидеть распространение микробов.
Материалы: пульверизатор, вода.
Ход эксперимента: с помощью пульверизатора (распыляя воду) «демонстрирую», что микробы при кашле и чихании распространяются по помещению и заражают людей.
Вывод: когда человек болеет, чихает, микробы "летают" повсюду. Как только микробы попадают в организм человека, они начинают размножаться внутри. Человеку становится нехорошо, он заболевает. Микробы от больного человека через кашель или чихание могут попасть к здоровому человеку. Чтобы этого не произошло, нужно прикрыть рот рукой или воспользоваться носовым платком.
2.5 Опыт № 5
«Путешествие микроба»
Цель: увидеть микробов с помощью зеркала
Материал: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.
Ход эксперимента: Рассмотрел зеркало. Какое оно? Далее я на зеркало дышал, братик кашлял, а сестренка чихала, близко приставив зеркало ко рту. Проверили чистое ли зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А я уже знаю, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (я поднес пульверизатор близко ко рту и брызгал вокруг).
Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания.
2.6 Опыт № 6
«Микроб в ладошке»
Цель: увидеть, как передаются микробы с помощью мишуры
Материал: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.
Ход эксперимента: Я опустил руки в чашу и перемешал мишуру. А потом пожал руки брату, а он –сестре. Руки стали красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда мы кашляли и закрывали рот рукой.
Вывод: Мишура с рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.
2.7 Опыт № 7
«Микробы в воде»
Цель: увидеть микробы с помощью микроскопа.
Материал: микроскоп, пипетка и талая вода (снег).
Ход эксперимента: Изучение капли воды под микроскопом.
Я взял талую снежную воду и с помощью пипетки поместил каплю
воды на стекло под микроскопом. С помощью микроскопа я увидел, что
там нет ни микробов, ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Это просто мячи или
палки. Но они такие же, как мы: они едят, дышат, двигаются.
Вывод: Я увидел, что даже в маленькой капле воды живет много микробов, поэтому пить неочищенную воду нельзя.
3.Заключение:
В ходе исследований я выяснил, что микробы опасны, но человек научился с ними бороться. Самое главное - быть сильным, крепким, здоровым, закаленным, приучать себя к жаре и холоду, заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. Тогда никакие микробы не страшны, даже если их вокруг много. Тело всегда справится с ними, если его научат, как это делать.
Я поделился своими знаниями о микробах с ребятами из моей группы.
Литература
1.Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998.
2.Веракса Н.Е.,Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»,2016,-64с.
3.Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987.
4.Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова «Развиваем способности дошкольников».
5.Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posledniy_variant_kostya.docx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская работа "Природа вокруг нас"
Помочь детям увидеть своеобразие природы, открыть ее тайны - основная идея данной работы. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней....
Научно-исследовательская работа «Микробы вокруг нас»
Научно-исследовательская работа «Микробы вокруг нас» подготовительная группа...
исследовательская работа "Микробы вокруг нас"
В последнее время взрослые постоянно говорят о коронавирусе. Каждый день мы слышим: «Мойте руки с мылом! На грязных руках микробы, бактерии, которые проникают в организ...
ll Конференция проектных и исследовательских работ «Мир вокруг нас»
В апреле на базе ГБОУ школа 2051 прошла 2 Конференция проектных и исследовательских работ «Мир вокруг нас»! В группе «Звездочки» было сразу два участника-Семченков Тихон ...
lll Конференция проектных и исследовательских работ "Мир вокруг нас".
Исследовательски-творческая работа воспитанников (подготовительная группа)...
l Конференция проектных и исследовательских работ "Мир вокруг нас".
Город профессий - "Палеонталогия"....
Исследовательский проект «Микробы вокруг нас» для детей старшей группы
Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей судьбы. Формирование здоров...