Экологическое путешествие "Поет зима, аукает" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Воспитатель с детьми отправялется в зимний, там мы видим следы животных и идем по ним, по пути нам встречаются домики животных и интересные задания, связанные с животными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие детей в зимний лес | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое путешествие «Поет зима, аукает»
Цель: Воспитывать эмоциональную отзывчивость; бережное отношение к животным и птицам
Задачи:
1)закрепить и обобщить представления детей о зиме с помощью загадки и стихотворении великого русского поэта С.А. Есенина
2)Расширять представления детей о диких животных: где живут, чем питаются,
4)Расширять представление детей о том как животные готовятся к зимней спячке.
5)Продолжать совершенствовать диалогическую речь, активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями.
6)Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме.
Материалы : мнемотаблица «Опиши дикое животное», игра «Кто лишний», игра «Соотнеси животное с пищей», игра «Соедини хвосты», иллюстрация зимы, иллюстрация белки, иллюстрация егеря, иллюстрация сосны, макет логова волка, макет сугроба зайца, запись звука вьюги, формочки для смеси, елки
Методические приемы: наглядные, словесные, игровые
Предварительная работа: чтение ", В. Бианки "Лес зимой", «Холодно в лесу, холодно!», чтение стихотворения С.А. Есенина «Поет зима, аукает», беседа: «Что такое стозвон сосняка», беседа: «зачем животные уходят в спячку», беседа: «Как отличить след зайца от следа волка», Беседа: «Как животные зимуют», беседа: «Кто такие егерь и лесник», рассматривание иллюстраций животных
Организационный момент
Воспитатель: здравствуйте, детишки: и девчонки и мальчишки
Дети: здравствуйте.
Воспитатель: сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся
Дети: здравствуйте
Воспитатель: ребята, я Очень рада вас видеть, давайте мы встанем в кружок и немного поиграем?
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, много.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель: у меня для вас есть интересная загадка, попробуем отгадать?
Наступили холода, – превратилась в лёд вода.
Все деревья, листья скинув, оголили свои спины.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Есть ли тут, кто точно знает, когда это всё бывает?
Дети: зимой ….
Воспитатель: как вы поняли, что говорится о зиме? Обратите внимание на экран, там подсказка (На экране иллюстрация зимы)
Дети: наступили холода, вода превратилась в лед, опали листья, деревья стоят голые, зайчик поменял шубку, медведь ушел в спячку,
Воспитатель: ребята, а какая зима? Как ее можно описать словами?
Дети: злая, холодная, белоснежная , морозная, суровая, снежная, промозглая…
Воспитатель: Как прекрасно вы описали зиму! Великий русский поэт Сергей Есенин написал замечательное стихотворение про зиму, послушайте его? (воспитатель читает стихотворение С. Есенина «Поёт зима – аукает)
Воспитатель: вам Понравилось стихотворение ?
Дети:
Воспитатель: В стихотворении есть строка «стозвоном сосняка?», а что такое сосняк?
Дети: это сосна?
Воспитатель: а как понять «стозвоном»?
Дети: это сто звонков, как будто сто звонков колокольчиков
Воспитатель: Поэт описал - Шум сосен который напоминает тихий звон колоколов, колокольчика.
Воспитатель: а давайте попробуем вместе изобразить это стихотворение движениями ? Повторяйте за мной.
Поет зима — аукает, (показываем как поем)
Мохнатый лес баюкает(…………….баюкаем)
Стозвоном сосняка. (………………………………)
Кругом с тоской глубокою ( круговые движения прямыми руками)
Плывут в страну далекую
Седые облака. ( соединяем руки над головой)
А по двору метелица (………………)
Ковром шелковым стелется,(……………..)
Но больно холодна. ( обнимаем себя, показываем как холодно нам) Воспитатель: Очень холодно зимой. Холодно не только нам, но и птица и зверям. А давайте отправимся поедим в зимний лес и посмотрим как зимуют животные?
Дети: Да!!
Воспитатель: а на чем поедем?
Дети: на лыжах
Воспитатель: Тогда, одевайтесь потеплей. Становись на лыжи !
Мы на лыжах в лес идем, (Ноги вместе. Имитируем отталкивание палками)
Мы взбираемся на холм. ( высоко поднимаем согнутые в коленях ноги, и ставим стопу елочкой)
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Остановка - зимний лес Оставляем палки здесь
Воспитатель: вот мы и приехали в лес, давайте послушаем музыку зимнего леса?(звучит музыка)
Воспитатель: Как-то тихо в лесу, не видно никого. Куда они все пропали? Ой, вот смотрите, чьи-то следы! А как вы думаете, чьи они?
Дети: похоже на следы зайца Воспитатель: а как вы поняли, что это следы зайца ?
Дети: потому что у зайца передние лапы маленькие, а задние намного больше
Воспитатель: а зачем заяц так странно ходит? Вправо влево прыгает, бегаем кругами , вообще не понятно как он ходит…
Дети: заяц так путает следы, потому что за ним охотятся лисы и волки
Воспитатель: зайчику помогают защищаться сильные задние лапы, а что еще помогает зайцу спастись от врагов?
Дети: большие уши и маскировка
Воспитатель: а как ему помогают большие уши и маскировка ?
Дети: уши зайчика слышат малейших шорох, каждую опасность, а благодаря маскировке его не видно на белом снегу, лисичка или волк его могут не заметить
Воспитатель: ребята, а куда же бежал зайчик?
Дети :….
Воспитатель: давайте проследим, куда ведут следы зайца и узнаем, чьи догадки были верны?
Дети :….
Воспитатель: Смотрите, здесь под елочкой заяц прятался. Видимо, он услышал нас и убежал. Но тут лежит письмо, Прочитаем?
Воспитатель читает: «ребята, это зайчик, я установил видео наблюдения, чтобы знать, каких животных мне следует опасаться, а каких нет. Я даже сделал фотографии, посмотрите их?»
Дети :….
Воспитатель: ребята, так кого же зайчику следует опасаться, а кого нет и почему? ( лиса, медведь, волк)
Дети: зайчику не стоит бояться медведя, потому что он зимой спит и вообще зайцев не ест
Воспитатель: а вот следующие фотки, кто здесь опасен для зайца ?( лось, волк, белка, мышка)
Дети: зайцу не стоит опасаться лося, белки и мышки, потому что они травоядные, а волка стоит, потому что он хищник
Воспитатель: ребята, вы прекрасно справились с заданием и теперь мы можем путешествовать дальше!
Мы идем по следам зайца и видим от следов зайцу в сторону идут другие следы.
Воспитатель: ребята, а тут еще и другие следы, они чьи?
Дети: собаки, волка, медведя
Воспитатель: а мы можем увидеть следы медведя зимой?
Дети: нет, он спит в берлоге
Воспитатель: а собака где живет?
Дети: в квартире или в доме
Воспитатель: к тому же если бы это была собака, то рядом находился след человека, так значит, чьи это следы?
Дети: это следы волка
Воспитатель: а как вы поняли, что это следы волка?
Дети: у волка на лапах когти длинные, лапа напоминает круг
Воспитатель: а чем отличаются следы волка от следа зайца?
Дети: у зайца маленькие следы и более вытянутые, а у волка след большой след и напоминает круг
Воспитатель: а вы хотите пойти по следам волка?
Дети: нет, волк злой и голодный, нам страшно идти по его следам
Воспитатель: тогда исследуем следы зайца дальше?
Дети: да
Идем по следам и подходим к логову
Воспитатель: Смотрите, кто-то здесь живет. Как вы думаете кто?
Дети: волк, медведь, лиса.
Воспитатель: Это мы сейчас узнаем (Снимаем таблицу) Посмотрите картинки и опишите хозяина.
Дети: он живет в лесу, у него большая пасть, острые зубы, чуткое обоняние и слух, хорошее зрение, у него сильные длинные лапы и длинные когти, у него серая теплая и мягкая шерсть, он воет на луну или передает стае, что рядом опасность, и он всегда живет в стае и никогда не живет один
Воспитатель: Узнали. Кто здесь живет?
Дети: волк
Воспитатель: а как жилище называется?
Дети: волчье логово
Воспитатель. Находиться рядом с логовом очень опасно. Но сейчас, здесь нам опасность не грозит. Других следов у логова, кроме заячьих не видно. Значит в логове пусто. А знаете почему?
Дети:
Воспитатель: В логове волк живет только весной, летом – пока у него есть волчата. А зимой волки сбиваются в стаи, так легче добывать еду. Раз волк зимой в логове не живет, у нас есть возможность заглянуть внутрь. ( достаем картинки животных и пищи)
Воспитатель: Волку оказывается интересно – чем питаются зимой животные в лесу. Давайте присядем на пенек
Дети садятся за столы (пенек)
Воспитатель: Возьмите карандаши, соедините картинку животного с тем, чем он питается зимой. ( Дети соединяют картинки и проверяем и уточняем что употребляют в пищу животные)
Дети выполняют задание
Воспитатель: все справились с заданием? Давайте проверим: что ест зайчик? Кору дерева. Что ест белочка? Семена шишек. Что ест лиса? Лиса любит полевых мышей
Воспитатель: все справились с заданием, молодцы, Продолжим наше путешествие?
Дети: да
Воспитатель: дети встают, едут на лыжах до шишки). Смотрите, я нашла шишку, как вы думаете, кто ее мог здесь потерять? Кто любит шишки?
Дети: белка
Воспитатель: а Что помогает белочке пережить морозы?
Ответы детей: белочке помогают пережить морозы пушистый хвостик, она им укрывается, белочка меняет шубку, летом она рыжая, а зимой серая, еще белочка делает запасы у себя в дупле
Воспитатель: а зачем белочка меняется шубку?
Дети: чтобы маскироваться, благодаря серой ее не видно
Воспитатель: как много вы знаете о белочке, ребята!
Воспитатель: ребята, а это чей домик наверху?
Дети: это дупло белки!
Воспитатель заглянем к ней в дупло, посмотрим, что там у белочки хранится ?
Дети: шишка, орешки, сухие листья
Воспитатель: ребята, смотрите. Тут еще хвосты животных, помните, мы читали рассказ Виталия Бианки «Хвосты», там муха мечтала о хвосте ? Давайте поиграем?
Воспитатель: игра называется «Найди пару». Я каждому из вас даю либо хвостик животного, либо туловище, когда я скажу «1, 2, 3 пару найди» вам нужно будем найти пару, начинаем игру?
Дети:
Воспитатель: 1, 2, 3 пару найди!
Дети находят пары встают вместе
Воспитатель: как быстро вы нашли пару, молодцы.
Воспитатель: зачем белочке нужен такой пушистый хвостик?
Ответы детей: чтобы держать равновесие, когда прыгаешь с ветки на ветку, хвост это руль при прыжках, а зимой укрываться им
Воспитатель: а почему у зайца такой маленький хвостик
Ответы детей: длинный хвост мешал бы убегать, прыгать, за хвост поймать легче.
Воспитатель: а лисичке зачем пушистый хвостик?
Ответы детей: чтобы заметать следы
Воспитатель: а зачем оленихе такой маленький, пушистый, беленький хвостик?
Ответы детей: чтобы оленята видели олениху и не потеряли
Воспитатель: оказывается, каждому животному хвостик нужен для чего-то!
Ответы детей: а сейчас вы обменяетесь картинками и мы сыграем еще раз!
Дети меняются хвостами.
Воспитатель: 1,2,3 пару найди!
Воспитатель: вы молодцы, давайте отдохнем и присядем на снежок.
Дети присели на белые пуфики
Воспитатель: а чьи следы мы никогда встретим в лесу на снегу?
Ответы детей: медведя, барсука, ежика
Воспитатель: почему мы их не увидим?
Ответы детей: потому что они спят
Воспитатель: интересно: они спят всю зиму, а почему?
Ответы детей: да, потому что зимой им нечего есть
Воспитатель: то есть они спят всю зиму голодными?!
Ответы детей: нет, они много ели летом и осенью, накопили жир.
Воспитатель: Все крепко спят, А может все-таки, кто-нибудь просыпается?
Ответы детей: барсук может проснуться (когда наступает оттепель), перекусить и лечь дальше спать, И медведь может проснуться, если плохо поел летом (не хватит жира до весны)
Воспитатель: ребята, а как мы должны себя вести, раз некоторые животные спят?
Ответы детей: тихо, мы не должны шуметь, чтобы не разбудить животных
Воспитатель: Правильно. Вставайте с сугробов, давайте сделаем зарядку, согреемся, но тихо, чтобы не разбудить зверей?
Раз – присядка. Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
Птичка скачет, словно пляшет.
Птичка крылышками машет.
И взлетает высоко.
А лисята как проснутся,
Очень любят потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ловко хвостиком вильнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А когда зарядки мало –
Начинаем все сначала
Воспитатель: Согрелись? Животным в лесу бывает тяжело и трудно. Есть человек, профессию которого вы мне сейчас назовете, он помогает им в трудную минуту. Как называется его профессия?
Ответы детей: егерь и лесник
Воспитатель: а как он заботится о животных и помогает им?
Ответы детей: следит, чтобы люди не охотились на животных, раскладывает соль для оленей и лосей, заготавливает веники для зайцев, спасает детенышей оставшихся без мамы, освобождает животных из капканов.
Воспитатель: Профессия егеря - лесника важна и необходима для сохранения животных и природы.
Воспитатель: Вот наше путешествие подошло к концу, пора возвращаемся в сад? Для этого надо сказать волшебные слова:
Если дружно встать на лыжи
Оттолкнуться, прыгнуть - не упасть
То и в наш любимый садик
Можно сразу же попасть
Воспитатель: вот мы и вернулись в детский сад! Ребята, что вам запомнилось из нашего путешествия? Что было самым интересным?
Ответы детей:
Воспитатель: ребята, получается, животные леса могут сами позаботиться о себе, а в трудной ситуации, например, если наступили морозы или животное ранено, то может помочь егерь. А вот в городе у нас живут наши маленькие пернатые друзья, зимующие птицы, как мы можем им помочь? Ведь зимы холодные, суровые
Ответы детей: кормить птиц, делать им кормушки
Воспитатель: а чем мы можем кормить птиц?
Ответы детей: ягодами, семечками, несоленым салом, сушеным белым хлебом, перловой или пшеной кашей
Воспитатель: ребятки, раз у нас есть возможность помочь нашим пернатым друзьям, значит, давайте так и сделаем. Я принесла корм для птичек, у нас на площадке много кормушек, мы будем туда накладывать корм, и наши зимующие птицы не будут голодать
Ответы детей:
Воспитатель: ребята, спасибо вам за занятие, вы молодцы. Давайте мы скажем «До свидания» нашим гостям и пойдем в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»
Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....
Проект по экологическому воспитанию детей в старшей группе "Покормите птиц зимой"
целью Целью проекта является закрепление представлений детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....
Экологический проект для детей старшей группы № 6 «Покормите птиц зимой»
Наблюдая на прогулке с детьми за птицами, мы единогласно решили помочь пернатым друзьям и организовать традиционную акцию в форме педагогического проекта «Покормите птиц зимой! »....
Экологическая проектная деятельность в старшей группе "Живая книга леса" (осень - зима - весна)
Формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности, чувств....
Сценарий экологического праздника "Покормите птиц зимой" для старшей группы
Экологический праздник "Покормите птиц зимой" для старшей группы проводился в рамках проекта "Зимующие птицы Красноярского края" и явился одним из завершающих его этапов.Он с...
Экологический проект " Покормите птиц зимой" в старшей группе
наблюдение за поведением птиц зимой,воспитывать заботливое отношение к птицам...
Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме
Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме...