Экологический проект "Синичкин день"
проект по окружающему миру
Экологические знания - это сведения о взаимосвязи канкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. эти знания помогут осмыслить. что рядом с ним находятся живые существа. Участие воспитанников и родителей в экологических мероприятиях, акциях, субботниках - уникальная возможность принести пользу окружающей природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
datskovskaya_nn_proekt_sinichkin_den.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический образовательный проект «Синичкин день»
(средняя группа)
Дацковская Нина Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №53 г. Белгорода
Вид проекта: познавательно-продуктивный, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя (07.11.2022 – 12.11.2022)
Участники проектной деятельности: воспитанники (4-5 лет), педагоги и сотрудники ДОУ, родители.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Введение
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждую из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей 4-5 лет сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Взрослые обязаны прививать детям любовь к природе родного края, а также к птицам и всему окружающему миру, т.к. дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Несколько лет назад в России появился экологический праздник «Синичкин день». Отмечается этот праздник 12 ноября. История этого праздника уходит корнями в далекое прошлое. В народе по православному календарю этот день получил название «Зиновий Синичник» (память мучеников епископа Егейского Зиновия и его сестры Зеновии).
По народным приметам, именно к 12-му ноября с юга прилетели все птицы-зимники, в том числе синицы, снегири, свиристели. Считается, что именно в эти дни, предчувствуя скорые холода, синицы прилетают из лесов ближе к жилищу человека и ждут помощи от людей.
Как известно синицы приносят пользу человеку, чтобы они и дальше могли приносить пользу человеку необходимо о них позаботиться в зимнее время. В этом основная цель предлагаемого проекта.
Актуальность проекта.
В средне возрасте (дети 4-5 лет) недостаточные знания о народных праздниках, приметах; о синице, её повадках, средой обитания, особенностях внешнего вида, о жизни птиц в зимний период и о том, как человек может помочь птицам перезимовать.
У воспитанников недостаточно знаний о народных праздниках, о приметах.
Цели проекта: Расширить представления детей об экологических и народных праздниках. Приобщить воспитанников группы и их родителей к проблеме бережного отношения к природе, в частности к зимующим птицам.
Задачи проекта:
Образовательные:
- учить детей замечать изменения в природе; сформировать представления о взаимосвязи погодных условий (понижение температуры) и условиями жизни птиц;
- расширить представления о синице, её повадках, средой обитания, особенностях внешнего вида, о жизни птиц в зимний период и о том, как человек может помочь птицам перезимовать;
- познакомить детей с видами подкормки синиц и зимующих птиц;
- познакомить детей с народным праздником «Зиновий Синичник» («Синичкин день»);
Развивающие:
- развивать познавательную активность, умение рассуждать и делать простейшие выводы;
- организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой;
- расширять и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме «Зимующие птицы»; развивать речь, используя малые формы фольклорного жанра (пословицы, поговорки, загадки и др.);
- развивать творческие способности детей, умение отражать свои впечатления через продуктивную деятельность;
Воспитательные:
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе родного края, желание помогать птицам в зимний период, чувство ответственности за ежедневную подкормку птиц;
-воспитывать коммуникативные навыки работы в группе сверстников.
Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Предполагаемые результаты:
По окончанию проекта дети 4-5 лет имеют представления о синице, её особенностях внешнего вида, о повадках, среде обитания, о жизни птиц в зимний период и о том, как человек может помочь птицам перезимовать;
Имеют представления о народных и экологических праздниках;
Повысилась экологическая культуры воспитанников, формирование навыков экологически нравственного поведения -участвуют в практических делах по улучшению природной среды;
Повышение социальной компетентности дошкольников;
Рассказывают о помощи человека зимующим птицам; пополнили словарный запас по теме проекта;
Положительно-эмоциональное и осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, которые окружают ребенка;
Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Преобразование предметно-развивающей среды группы (наглядный, дидактический материал)
Продукт проектной деятельности:
- Изготовлены взрослыми (родителями) кормушки для птиц;
- кормушки размещены детьми и педагогами на прогулочном участке;
- выставка детского творчества: аппликация «Синички на дереве»;
- акция по сбору корма для зимующих птиц;
- Изготовлены: Альбома «Синичкин день» и Лэпбука «Синичкин день»
- Консультация для родителей «Экологический праздник «Синичкин день».
Принципы реализации проекта
Принцип активного включения детей в практическую деятельность ориентирован на активное включение детей в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе (экскурсия, наблюдение, беседы, развлечение, викторина, игры).
Принцип диалогичности ориентирован на возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения раоты, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат.
Принцип доступности, достоверности знаний ориентирован на материал, объемы, методы обучения интеллектуального и нравственного развития
Принцип преемственности ориентирован на создание условий для перехода от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности, обеспечивая последовательное их решение, знакомство с ЗОЖ и развитие первоначальных знаний
Принцип регионального компонента ориентирован на образовательную и воспитательную практику в соответствии с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
Принцип творчества ориентирован на максимальную ориентацию творческого начала в игровой и продуктивной деятельности дошкольников приобретение им собственного опыта творческой деятельности
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный
Со стороны педагога это изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения.
Формулирование проблемы - организация «точки удивления», возбуждающий интерес и создающий мотивацию для познавательной активности, определение целей и задач проекта.
Создание необходимых условий для успешной реализации проекта: подбор познавательной и художественной литературы, наглядных пособий, иллюстраций по теме; подбор материалов для продуктивной деятельности.
Со стороны детей это обсуждение, вхождение в проблему.
Предварительная работа с родителями:
Проведение беседы с целью информирования родителей о теме проекта, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми.
Предложить родителям дома побеседовать с детьми о зимующих птицах. Предложить родителям изготовить дома кормушки для птиц.
2 этап: основной
Виды деятельности с детьми:
- встреча со сказочными героями Эколятами.
- рассматривание;
- словесные: беседа, чтение художественной и познавательной литературы, загадок, стихотворений, объяснения, указания, словесные инструкции;
- моделирования;
- экологические игры;
- дидактические игры
- наблюдение за погодой, птицами на участке детского сада, за синицей;
- просмотр презентации «Маленькие соседи на большой планете»
- раскрашивание «Правила поведения в природе».
Социально- коммуникативное развитие:
- Беседы: «Синичка – гостья нашего двора», «Как живут синички», «Пользу или вред приносят птицы», «Кто заботится о птицах?»
- Обсуждение проблемных ситуаций: «Почему синички и воробьи зимой поселяются рядом с человеком?». «Чем питаются птицы зимой?»
- Настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Найди такую же»
Познавательное развитие:
- Беседа о народных праздниках, о русском народном празднике «Зиновий - Синичник»
- Рассматривание иллюстраций, альбома «Виды синиц»
-Отгадывание загадок о зимующих птицах
- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Сколько птиц на ветке?» «Голоса птиц», «4-й лишний», «У человека – рука, а у птицы-…?», «Зимуют - улетают». «Посади птичек на свой скворечник», «Каждой птичке своё место», «Каких птиц зимой у кормушки не уведешь», «Каких птиц много на дереве», «Какой птички не стало» и др
Речевое развитие:
- Чтение художественной литературы:
В. Бианки: «Синичкин календарь», «Холодно, в лесу голодно»;
Н. Лучинина: «Синичкин день»;
Е. Евсеева: «Синица, синица»;
С. Михалков «Птичья столовая», А. Яшин «Покормите птиц зимой»;
Татьяна Кирюшатова, Ирина Асеева «Синичкин день»;
А. Барто «Скачет шустрая синичка»;
- Разучивание пальчиковой гимнастики на тему «Птицы»
Художественно- эстетическое развитие:
- обрывная аппликация «Синичка-невеличка»
- рисование «Синичка на ветке рябины»
- объемная аппликация из цветной бумаги «Синичка»
- плакат «Синички на ветках»
Физическое развитие:
- Игра- имитация движений птиц;
-Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и кот», «Птички-невелички»;
- Физкультминутки, пальчиковая гимнастика
3 этап - заключительный
Представляются результаты проекта:
- Оформление выставок детского творчества;
- На прогулочном участке совместно с родителями оформить зоны подкормки птиц, т.е. установка кормушек;
- В группе организовать выставку работ детского творчества по теме проекта «Синичкин день»: объемная аппликация «Наша птичка - синичка», раскрашивание «Красавица птичка – синичка».
- Работа с родителями: консультация «Синичкин день», рекомендации по наблюдению за птицами на прогулке с детьми, памятка «Как правильно подкормить птиц?»
Список используемой литературы
1 Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста.
(практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
2 Гальцова Е. А. Сценарии развлекательных мероприятий для дошкольников: праздники, шоу, программы, игры, конкурсы, театрально – массовые представления – Волгоград, 2010
3 Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Мозаика- Синтез, 2010.
4 Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. - М.: Эксмо,
5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика- Синтез, 2010.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весенний экологический праздник «День Земли»
В апреле мы проводим экологический праздник "День Земли"...
Экологический праздник « День защиты природы»
Экологический праздник -- одна из форм экологического воспитания дошкольников....
Экологический праздник « День птиц »
Через экологическое развлечение расширить представление детей об окружающей среде и воспитывать у них заботливое отношение ко всему живому....
Сценарий детского экологического праздника "День земли"
Предлагаемый сценарий может быть использован в работе с детьми старшего возраста детского сада, при организации утренников посвящённых международному дню защиты Земли....
Экологический праздник "День птиц" (старший возраст)
Развивать познавательный интерес к объектам природы, закреплять правила экологического поведения в природе....
Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)
Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....
Экологическая акция "День леса. День воды"
В публикации представлен перечень мероприятий в рамках проведения экологической акции "День леса. День воды"...