Картотека экспериментальной деятельности в младшей группе на тему «Огород»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Картотека экспериментальной деятельности в младшей группе на тему «Огород»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека экспериментальной деятельности в младшей группе на тему «Огород»  

  1. «Узнаем, какая земля?»

Цель: Выявить свойства земли: черного цвета, рыхлая, рассыпчатая

Оборудование: земля в контейнерах

Ход опыта: Давайте рассмотрим почву, какого она цвета? Какая она на ощупь? Что можно увидеть в почве? А зачем нужна земля?  Что растет в земле?

Вывод: Почва – это земля, без нее не могут жить растения. Она имеет тёмный цвет. Она мягкая, рыхлая, рассыпчатая. В почве есть песок, мелкие камешки, маленькие палочки, остатки сухих листьев.

  1. «Растения и земля. Кому лучше?»

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Оборудование: два одинаковых кустика рассады перца, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Ход опыта: Определите, могут ли растения долго жить без почвы? (не могут); где они лучше растут — в воде или в почве? Поместите 2 кустика рассады перца в разные емкости - с водой и землей. Наблюдайте за ними до появления первого нового листочка.

 Вывод: у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

 

  1. «Рассматривание семян овощных культур: гороха, кабачка, свеклы, моркови»

Цели. Обобщить представление детей о семенах, росте и развитии овощей, развивать самостоятельные обследовательские действия, воспитывать познавательный интерес к жизни растений.                                                       Оборудование: Семена овощей (горох, кабачок, свекла, морковь, муляжи овощей, лупы

Ход опыта: На столе, на подносе лежат муляжи овощей. На другом подносе разложены разноцветные пакетики с семенами овощей. Предлагаю детям рассмотреть предметы на подносах и подумать, какая между ними взаимосвязь.

- Что нужно сделать для того, чтобы в нашем огороде выросли овощи? (Ответы детей) Верно, прежде всего, в землю надо посеять семена. А вы можете определить семена разных овощей по внешнему виду? Рассмотрите их внимательно.

Дети обследуют семена

Семена отличаются друг от друга по форме, цвету и размеру. Некоторые семена крупные - горох, кабачок.  Мелкие семена – у свеклы, и моркови. Форма у семян тоже разная. В основном они имеют округлую или овальную форму.

  1.  «Семена – вода»  (на примере гороха).

  Цель: Познакомить со способами проращивания семян. Учить детей замечать изменения, которые происходят у замоченных  семян. Определить значение воды в жизни растений.

Оборудование: Семена гороха, влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачная ёмкость

Ход опыта: В прозрачную емкость положите плотно к стенкам влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками поместите семена гороха; салфетку постоянно увлажняйте. Ежедневно наблюдайте в течение 10 - 12 дней за происходящими изменениями: из гороха сначала появится корешок, затем стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег — увеличиваться.

  1. «Как растет стебель?»

Цель: наблюдение за ростом стебля.

Оборудование: кисть, чернила, проросток гороха или фасоли

Ход опыта: Рост стебля можно наблюдать с помощью меток. Кистью или иглой нанесите на стебелек проросшего гороха или фасоли метки на одинаковом расстоянии друг от друга. Проследите, через какое время, на какой части стебля раздвинутся метки.

  1.  «Солнце и растения»

 Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками

Ход опыта: Выясним, нужен ли свет для жизни растений. Один контейнер с проросшими ростками стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату.

  1. «Вода и растения»

Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста

и развития растений (вода, свет, тепло).

 Оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками, вода.

Ход опыта: Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.)?

Делаем вывод. Да, растения без воды жить не могут.

  1.  «Человек и растения»

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Оборудование: 2 контейнера с землей и ростками

Ход опыта: Один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место.

  1.  «Как идет вода по стеблям?»

Цель: показать процесс прохождения воды по стеблям.

Оборудование: трубочки для коктейля, минеральная (или кипяченая) вода, емкость для воды.

Ход опыта: Рассмотрите трубочку. Трубочка может проводить воду, так как в ней есть отверстия, как в стеблях. Погрузив один конец трубочки в воду, пробуйте легко потянуть в себя воздух из другого конца трубочки; наблюдают за движением воды вверх.

  1.   «Вода и растения»

Цель: выяснить причину сохранения влаги в почве.

Оборудование: горшки с растениями.

Ход опыта: Полейте почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставьте один горшок на солнце, другой - в тень. Объясните, почему в одном горшке почва сухая, в другом - влажная (на солнце вода испарилась, а в тени - нет).

  1.  «Во что превращаются семена?»

Цель: систематизировать знания о циклах развития всех растений. Оборудование: семена овощей, предметы ухода за растениями.  

Ход опыта:

В течение лета выращивайте растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сбора плодов сравните свои зарисовки, составьте общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко - росток  - взрослое растение  -  цветок  - плод.

  1.  «Нужен ли корням воздух?»

Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.

Оборудование: емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Ход опыта: Почему одно растение растет лучше другого? Рассмотрите и определите, что в одном горшке почва плотная, в другом — рыхлая. Почему плотная почва — хуже? Докажем. Погрузите одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточните, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместите в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетайте воздух к корешкам, вторую оставьте без изменения, в третью — на поверхность воды налейте тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдайте за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет).

 Вывод: Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

  1.  «Велика ли сила давления набухающих семян?»

Цель: выяснить силу набухающих семян.

Оборудование: мешочек из ткани, колба, семена гороха.

Ход опыта: Насыпьте в небольшой мешочек семена гороха, крепко завяжите его и опустите в стакан или в банку с водой. На другой день вы обнаружите, что мешочек не выдержал давление семян — он лопнул. Почему это произошло? Это говорит о том, что сила набухающих семян велика.

  1.  «Где лучше расти?»

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком

Ход опыта: Выберите почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Посадите два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2 - 3 недель (в глине растение не растет, в черноземе — растению хорошо). Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе по теме "вода".

план поможет в разработке и реализации  опытов  с детьми  во второй младшей группе...

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познание» опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе На тему: «Свойство бумаги»

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«Познание»опытно-экспериментальной деятельности в младшей группеНа тему: «Свойство бумаги»...

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе по теме: «В гостях у Водяного»

Развитие у детей познавательного интереса к поиского-исследовательской деятельности через знакомство со свойством воды....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в младшей группе на тему: "Тонет-не тонет"

Учить детей различать свойства предметов из разных материалов в различных условиях....

Конспект по ООД по экологии экспериментальной деятельности в младшей группе на тему:"Волшебная вода"

Конспект по ООД по экологии экспериментальной деятельности в младшей группе на тему:"Волшебная вода"...