"Экология для детей раннего возраста"
статья по окружающему миру

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В раннем возрасте дети уже понимают, что: растению на окне нужна вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экология для детей раннего возраста»

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В раннем возрасте дети уже понимают, что: растению на окне нужна вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

Целью является формирование определённого экологического мышления, который поможет ребёнку осознать последствия своих действий по отношению к окружающей природе, научить жить в гармонии с окружающей его средой. Большинство детей дошкольного возраста делят животных на плохих и хороших, злых и добрых. Этому способствуют книги, мультфильмы, сказки, где хищников изображают нехорошими, злыми. Добрый зайчик побеждает злого волка, остается победителем его все любят, жалеют и радуются за него. Дети убеждаются, что хищник-это зло, он плохой и не нужен природе. Но мы знаем, что в природе нет хороших и плохих. Каждое живое существо выполняет свою работу, играют сою роль.

Успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

• мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;

• медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

• подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

• частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

• использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

Важное место в технологии занимает игра — несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.

 Видами деятельности в экологическом воспитании являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение мы обозначаем словом, просим детей повторять за нами. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда мы изображаем руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисуем» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просим детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба»«Репка»«Колобок», а также «Волк и семеро козлят»«Теремок».

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

• Разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами);

• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;

• проращивание лука в зимнее время ;

• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для растений;

• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах.

  Делая вывод, убеждаемся, что задача экологического воспитания одинакового бережного отношения ко всему  живому на планете, несмотря на то, что нравиться они нам или нет. И самое главное-невозможно научить ребёнка тому, что не выполняешь сам!!

  Задача взрослого-донести до каждого ребёнка нужные знания....

Несколько способов, как можно естественным образом рассказать об

экологии детям:

1. Делать кормушки для птиц из пластика или пакетов тетрапак

(это творческое занятие для детей и взрослых) Тем самым, мы сразу делаем два дела: утилизируем пластик корректным образом, даём ему вторую жизнь, и кормим птиц, что любят делать дети.

2. Купить многоразовую сумку для походов в магазин

3. Собирать мусор. Дети быстро подхватывают идею чистой земли, чистоты и красоты.

4. Играть в экологические игры.

Не строит закидывать ребёнка пластиковыми игрушками из магазина. Кукол можно сшить самим. Вместо пластилина, можно лепить солёным тестом, красить его пищевыми красителями.

5. Создать мини-садик, в котором вместе будите выращивать любимые цветы и растения.

Это несёт положительное воздействие на воспитание ребят!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зона птичьей столовой", как способ развития детей раннего возраста через экологию.

Презентация о том, как научить детей любить и помогать птицам. Как и что мы с детьми смогли сделать на своём прогулочном участке....

Презентация "Деревья" по экологии для детей раннего возраста

Экологмческое воспитание детей раннего возраста....

Презентация "Деревья" по экологии для детей раннего возраста.

Экологическое воспитание для детей раннего возраста....

Конспект занятия по экологии для детей раннего возраста «Уход за комнатными растениями»

Формирование представлений детей раннего возраста о комнатных растениях и об уходе за ними....

Конспект квест-игры по экологии для детей раннего возраста «Путешествие в лес»

Цель: Создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры....

Картотека дидактических игр по экологии для детей раннего возраста

Картотека  дидактических игр по экологическому образованию (для детей раннего возраста) - 2023Картотека написана для воспитателей дошкольных образовательных учреждении. В ней показана возможность...

Занятие по экологии для детей раннего возраста

Развлечение по экологии для детей раннего возраста«Уход за комнатными растениями»  Цель: формирование представлений детей о комнатных растениях, об уходе за ними.Задачи:-соз...