Проект "Берёзка - русская красавица"
проект по окружающему миру

Волкова Ольга Юрьевна

Проект на тему "Берёзка - русская красавица". Патриотическое воспитание. Воспитание любви к малой родине, её природе. Формирование ответственного, бережного отношения к живой природе. Расширение кругозора, развитие творческого потенциала, навыков общения и взаимодействия, двигательной активности у дошкольников с ОВЗ в рамках тематики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Берёзка - русская красавица".22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Березка – русская красавица!»

Проект «Береза – русая красавица!» – краткосрочный, рассчитан на неделю.

Участники проекта – дети дошкольного возраста, педагоги, родители.              

       В ходе проекта дошкольники знакомятся с березой, узнают, почему ее считают символом России, закрепляют знания о том, для чего нужно охранять и беречь природу.

Цель проекта: сформировать у дошкольников экологическую культуру посредством воспитания бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

- познакомить с березой как символом страны, сформировать представление о жизни растения, его развитии;

- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать знавать новые знания из наблюдений, книг, исследований;

- расширять кругозор на основе доступного материала;

- знакомить со стихами, рассказами, песнями, загадками и пословицами о березе;

- развивать творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, расширять и уточнять словарный запас детей;

- развивать продуктивную деятельность дошкольников.

Этапы работы над проектом

Реализация проекта включает три этапа.

Подготовительный этап - определяет объект изучения, выявляет знания и представления детей о березе. Педагог ставит цели и задачи, разрабатывает содержание воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и родителями в рамках проекта. Кроме того, педагог собирает необходимую информацию, подбирает иллюстративный материал (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки), произведения художественной литературы и музыки по теме проекта.

Второй этап работы– практический. Он предусматривает организацию разных видов деятельности с детьми. Педагог организует детский труд на участке группы, изобразительную деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд), опыты, эксперименты, сочинение описательных рассказов о березе и природе, дидактические игры с предметными картинками; игры по модели строения дерева, подвижные игры, детский труд на участке группы, изобразительную деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд), опыты, эксперименты, сочинение описательных рассказов о березе и природе, дидактические игры с предметными картинками; игры по модели строения дерева, подвижные игры. 

Также на этом этапе педагог организует взаимодействие с родителями: проводит совместные с детьми беседы «Береги зеленого друга», проводит консультации, дает рекомендации, какие произведения прочитать с детьми дома, оформляет тематические памятки.

На третьем – заключительном – этапе педагог проводит итоговую беседу с детьми «Что я знаю о березе», оформляет выставку творческих работ по теме проекта «Береза – русская красавица!» и папку-раскладушку «Люблю березу русскую» (береза в картинах русских художников).

План работы с детьми в ходе реализации проекта.

День неде-

ли

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога и детей

Задачи

Взаимодей-

ствие с родителями

                                           Понедельник.   14.11

                                                      Утро

Беседа «Береза – символ России».

Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу»

Формировать представление о том, что береза – символ России.

Закрепить знания о березе, воспитывать бережное отношение к ней

Индивидуальные беседы по запросам. Консультация «Интересные факты о березе»

Рассматривание репродукции картины

 И. Левитана

 «Березовая роща»

Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, которое художник отразил в пейзаже, и передавать его словом

Коллективное рисование «Березовая роща»

Закрепить умение рисовать тычком

Прогулка

Наблюдение «Береза – русская красавица!»

Систематизировать информацию о внешнем виде березы

Подвижная игра «1, 2, 3 – к березе беги!»

Закрепить умение различать деревья на участке, развивать внимание, ориентировку в пространстве

Трудовая деятельность: полив и рыхление растений

Формировать положительное отношение к труду

Вечер

Рассматривание книг, иллюстраций о деревьях

Создать условия для познавательной активности детей, формировать навыки совместного слушания, умения отвечать на вопросы

Физминутка «Береза»

Продолжать учить соотносить речь и движения

Чтение стихотворения Ф.  Сологуба «Письмо – жалоба Березы»

Воспитывать бережное отношение к деревьям, прививать любовь к природе

                                                   Вторник      15.11

Утро

Беседа «Эта удивительная береза»

Формировать первоначальные патриотические чувства: любовь к Родине, родной природе

Индивидуаль-ные беседы по запросам

Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Летний пейзаж с березой»

Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, учить передавать его словом

Лепка «Березка кудрявая»

Закрепить полученные ранее умения – рисование пластилином (ствол), листья из пластилиновых жгутиков. Развивать творческие способности, мелкую моторику

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Продолжать развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи

Прогулка

Наблюдение «Экологическое путешествие к березке»

Продолжать знакомить детей с березой, ее особенностями в летнее время года, изменениями. Формировать позитивное отношение к природе через образ русской березы, бережное отношение к ней

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Развивать бег, внимание, смекалку

Беседа «Необыкновенная “одежда” березы»

Закрепить и обобщить знания о назначении коры деревьев. Продолжать знакомить с верхним слоем коры березы – берестой: внешним видом, строением, назначением, применением. Поддерживать и развивать стремление к исследовательской деятельности, желание находить самостоятельно ответы на возникшие вопросы

Трудовая деятельность: уборка мусора на участке

Учить намечать последовательность действий, оценивать результат труда

Вечер

Индивидуальная работа: дидактическая игра «Узнай дерево»

Закреплять умение находить целое по частям

Чтение рассказа В. Бианки «Волшебная береза»

Познакомить детей с художественными произведениями о березе, учить понимать замысел произведения, развивать художественный вкус.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Развивать слуховое внимание, закреплять знание признаков разных времен года.

                                                Среда   16.11

Утро

Беседа «Почему березку называют белоствольной»

Познакомить детей с порошкообразным веществом – бетулином, придающим бересте белый цвет. Поддерживать познавательный интерес к открытию тайн живой природы

Консультация «Правила поведения в природе»

Дидактическая игра «Наряди дерево по времени года»

Развивать память, воображение, монологическую речь

Аппликация обрывная «Белоствольная красавица»

Продолжать учить выполнять обрывную аппликацию для создания образа березы

Прогулка

Подвижная игра «Где растет дерево»

Развивать ориентировку в пространстве, внимание, память; воспитывать умение не нарушать правила игры

Экспериментирование: исследование бересты под лупой

Уточнить понятие «береста», для чего она служит. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в природе

Мини-этюд «Березка»

Развивать воображение, способность к пантомимике, пластику; воспитывать интерес к живой природе

Вечер

Чтение художественной литературы: заучивание четверостишия из стихотворения В. Рождественского «Березка»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение. Развивать память

Дидактическая игра «Укрась словом березку»

Закреплять умение подбирать прилагательные к слову «береза»

Индивидуальная работа: объемная аппликация «Береза»

Развивать творческие способности детей

                                                       Четверг    17.11

Утро

Дидактическая игра «Закончи фразу»

Развивать фразовую речь, память, логическое мышление, закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи

Конструирование «Во поле береза стояла» (из конуса)

Закрепить умение делать поделки из конуса, крону дерева – из полос бумаги. Развивать конструктивное творчество, воображение, мелкую моторику. Вызвать эмоциональный отклик на конечный результат труда

Прогулка

Игра-беседа «Помоги зеленому другу!»

Закрепить умение детей эмоционально идентифицировать себя с образом израненной березы. Вызвать чувство сопереживания и желание оказать ей помощь

Дидактическая игра «Закончи фразу!»

Развивать фразовую речь, память, логическое мышление, закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи

Игра-перевоплощение «Ты – маленькое деревце»

Развивать чувство эмпатии, воображение; воспитывать бережное отношение к живой природе, желание охранять ее

Вечер

Чтение художественной литературы: рассказ С. Воронина «Моя береза. Летом»

Развивать умение воспринимать образное содержание произведения, сопереживать персонажам, активизировать речевую деятельность

Дидактическая игра «Укрась словом березку»

Закреплять умение подбирать прилагательные к слову «береза»

Дидактическая игра «Наряди дерево по времени года»

Развивать память, воображение, монологическую речь

Пятница  18.11

Подведение итогов.

Итоги проекта. Планируемые результаты.

     Проект «Береза – русская красавица!» позволяет воспитателю решить поставленные задачи за непродолжительный срок. Дети узнают много нового о березе, о ее значении в жизни человека, взаимосвязи с живой и неживой природой. Они начинают воспринимать березу как символ России. Благодаря произведениям писателей и поэтов, картинам русских художников, которые воспевали красоту березы, у детей расширяется и обогащается словарный запас.

      У детей сформируются навыки экологической культуры, они бережнее относятся к деревьям и растениям, проявляют познавательный интерес к объектам природы ближайшего окружения, самостоятельно исследуют их во время прогулок в детском саду и с родителями.

       Таким образом, в ходе работы над проектом воспитатель формирует у детей представления о жизни березы, ее развитии, рассказывает о роли березы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа. У дошкольников повышаются личностные качества: коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание. Они учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, приобретают новый опыт поисково-исследовательской деятельности: дошкольники рассматривают кору березы, отмечают ее роль как лекарственного сырья; изучают влияние почек и листьев на здоровье человека.

    Проект способствует развитию у детей творческого и интеллектуального мышления, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. На основании исследований, наблюдений дети приходят к выводу, что необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березе, потому что она красивая и целебная. Родители детей также активно участвуют в проектной деятельности и продолжают поддерживать интерес детей к этой теме после завершения проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Русская красавица - Матрёшка"

Цель:формирование патриотических чувств детей посредством знакомства с исконно русской игрушкой – матрёшкой. Задачи:Расширять представления о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства....

Конспект занятия "Русская красавица рябина"

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы (на основе интеграции изобразительной деятельности и ознакомлением с окружающим миром)...

Пластилиновая аппликация "Русские красавицы"

Работа с пластилином способствует развитию фантазии, творческой индивидуальности, развивает мелкую моторику рук....

Проведение прогулки на тему "Путешествие к русской красавице".

Проведение прогулки на тему "Путешествие к русской красавице".Знакомство детей с символами России, расширение регионального коипанента. Воспитание толерантности. Формирование бережного отношения к при...

Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: « Береза - русская красавица»

Интегрированное занятие включает в себя :музыку, ИЗО, чтение художественной литературы, познание....

Интегрированное занятие "Русская красавица-береза!" (С презентацией)

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, музыкально- художественная. Цель: развивать у детей активный интерес к познанию окружающего мира, творче...