Открытое занятие с детьми 5-7 лет по теме "Путешествие по русским народным сказкам"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Ребята нашли книгу сказок, но все сказки из книги исчезли. Из записки, котора выпала из книги, ребята узнали, что их украла злая Баба Яга. Ребята отправились на поиски сказок, выполнили все задания Бабы Яги и вернули сказки в книгу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия для детей 5-7 лет на тему «Путешествие по сказкам» | 45.45 КБ |
Презентация к занятию "путешествие по сказкам" | 2.12 МБ |
Фото с занятия | 426.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках, развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений.
Задачи:
- обобщить знания детей о русских народных сказках, их героях, характерных качествах;
- развивать у детей мышление, внимание, память, речь;
- воспитывать чувство любви к Родине через приобщение к русскому народному творчеству.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие детей.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Активизация словаря: лексическая работа со словом "яга, понятием "устное народное творчество", "троекратное повторение".
Материалы к занятию: книга с белыми листами, печка, ухват, чугун, горшок, сковорода, чудесный мешочек, с предметами (золотое яичко, ложка, скалка), яблонька, яблоки, корзиночка, мостик, речка, презентация, пазлы, книга с картинками, раскраски.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры: «Узнай сказку по картинкам», «Из какой сказки герой?», «Собери сказку».
Методы и приемы:
Словесные: беседа, загадывание загадок.
Наглядные: демонстрация слайдов, рассматривание иллюстраций.
Практические: решение проблемных ситуаций, поисковые действия, дидактические игры.
Ход занятия:
Вводная часть.
- Ребята, смотрите, какая большая красивая книга. Как выдумаете, что в ней написано?
– Сказки.
- А почему вы так думаете?
- Вы любите сказки? Почему вы их любите?
(Ответы детей: интересные, увлекательные, мудрые, умные, волшебные. и т.д.)
- Ребята, как вы думаете, почему некоторые сказки называют народными?
(ответы детей: потому что, их сочинил народ)
- Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста. Что такое уста? (Ответ детей)
- Уста - это рот и губы.
- Поэтому сказки - это устное народное творчество.
- Где же они хранятся? (ответы детей: в голове, в книге)
Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
- Книга растит человека, рассказывает истории. Хорошая книга ярче солнышка светит. Ну что, давайте ее почитаем. (Открываю книгу).
- Ой! Что такое?! Здесь ничего нет: ни иллюстраций, ни букв — чистые листы. Куда же всё пропало? Что же делать?
(Дети дают свои версии, как поступить в данной ситуации).
(выпадает записка)
- А это что такое? Записка... От кого?
Ну-ка, почитаем:
Не ждала и не гадала?
Книгу я заколдовала.
Унесла из книги сказки,
Чтоб не знали дети ласки.
- Что ж, теперь не будет сказки? А кто это так сделал? Добрый человек?
- Нет, не добрый, а злой.
- Давайте дальше прочтем, чтоб узнать, кто это.
Угадайте-ка, кто я:
Есть избушка у меня,
У неё одно окошко,
И стоит на курьих ножках.
В ступе по лесу летаю,
Малых детушек пугаю.
- Кто это? (Баба Яга).
- Да, это Баба Яга. А вы знаете, что означает слово "Яга"?
- Нет.
- Ягать — это значит кричать, ругаться. За то, что эта Баба всегда кричит, ругается и никого не любит, её так и стали звать.
Коли сказки вам нужны,
Попытайтесь их спасти.
Сделать это тот сумеет,
Кто все преграды одолеет.
- Что же делать, как тут быть? (ответы детей)
- Нужно обязательно спасти сказки . А не страшно вам?
Основная часть
Говорят: За нужное дело берись смело: сам не осилишь - товарищи помогут.
– Ребята, а вы знаете пословицы о взаимопомощи и дружбе.
«Сам погибай, а друга выручай».
Друг за друга стой — и выиграешь бой.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Делай другим добро — будешь сам без беды.
Вы верите в волшебство? Давайте попробуем попасть в сказочную страну. Встанем в круг и скажем волшебные слова:
Три раза хлопни,
Три раза топни,
Три раза вправо обернись
И в сказке очутись.
Раздается волшебный звук
- Ребята, мы попали в сказочную страну. Только куда же нам идти?
Нужно оглядеться, может нам что подскажет.
Открываю книгу, а там карта и три значка с цифрами 1, 2, 3.
- Ребята, смотрите, что тут.
- Это карта.
- А здесь цифры.
- Значит идем к цифре один. Что там?
- Печка.
- К печке ближе подойдем,
Все отыщем, все найдем.
- Что нам делать, где заданье искать?
- Нужно везде посмотреть: и под печкой, и в печке, и на печке.
- Откуда начнем?
- Что под печкой?
- Дрова!
- Заслонку откроем, заглянем в печку. Что там? (ПОСУДА) Назовите эти предметы.
- Чугун, горшок, сковорода.
- А что там внутри, чтобы это узнать нам надо из печки все это достать. А чем?
- Ухватом.
- Кто хочет попробовать?
(Достают, все пусто).
- Для чего нужна эта посуда?
- В чугуне - щи да кашу варить, в горшке- молоко квасить и топить, а на сковороде- все жарить, да блины и пироги печь.
- Видно, давно печь не топили, обед не варили. Осталось на печную лежанку заглянуть? Смотрите! На печке мешок лежит, интересно, что в нем?
Словами из сказки мешок говорит,
О предмете, который в мешочке лежит
А ты догадайся-ка, что там лежит,
Наиди-ка на ощупь и всем покажи
Игра "Чудесный мешочек"
Ребенок опускает руку в мешок, нащупывает предмет и говорит отгадку:
1. Дед бил-бил, не разбил,
Баба била-била, не разбила.
Воспитатель: Что это?
Яичко! Из сказки "Курочка Ряба".
2. Это ... простая - Котова,
Это ...простая - Петина.
А это, не простая- точеная,
Ручка золоченая.
Никому ее не отдам.
- Ложка из сказки "Жихарка".
3. Пусти переночевать,
Я вас не потесню:
Сама лягу на лавочку,
Хвостик под лавочку,
А ... под печку.
Скалочка, "Лисичка со скалочкой"
(Таким образом достают все 3 предмета: яичко, ложку, скалочку)
Раздается волшебный звук
Молодцы, справились с этой задачей. Ребята мы с вами пришли в лес. Где-то здесь в своей избушке живет Баба Яга.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА "В темном лесу есть избушка"
Темный лес, - дети делают круговые движения перед собой.
В лесу избушка – дети показывают руки вперед.
Стоит задом наперед – дети поворачиваются вокруг себя.
В той избушке есть старушка – грозят пальцем.
Страшная Яга живет – грозят пальцем другой руки.
Нос крючком, - показывают пальчиком.
Глаза большие – показывают.
Словно угольки горят- покачивают головой.
Ух, сердитая какая! – бег на месте.
Дыбом волосы стоят – руки вверх.
Вам не страшно? Куда дальше идем?
- К яблоньке.
- Смотрите, какие румяные яблочки. А это что?
- Корзина!
- А в корзине записка:
Яблочки мои созрели,
Урожай пора собрать,
Тот, кто правильно ответит,
Будет яблочко срывать.
- Вспомните, кому и в каких сказках помогали яблонька или яблочко.
Яблочко, нам помоги, сказки эти покажи.
Презентация (Гуси лебеди, Крошечка-Хаврошечка, Серебряное блюдечко и наливное яблочко)
По полям, лесам бежала,
Братца милого искала:
"Я его не сберегла,
И сама найти должна."
"Гуси-лебеди"
Батюшка ее любил
И на ярмарке купил
блюдце не простое,
что-то наливное. Машенька, "Серебряное блюдечко да наливное яблочко"
Так коровушку жалела,
Мяса крошечки не съела.
В сад воды носила,
Яблоньку взрастила.
Хаврошечка из сказки "Крошечка-Хаврошечка"
- Давайте по очереди, не перебивая друг друга, называть положительные черты характера этих сказочных главных героев и срывать с яблоньки по одному яблоку.
Тут так и написано:
Про их характер говорите,
В корзину яблочки кладите.
- Добрая, трудолюбивая, смелая, скромная, приветливая, ласковая, красивая, послушная, внимательная, заботливая, и т.д.
Раздается волшебный звук
- Вот Молодцы!
Как много вы знаете, все яблоки собрали.
И с этим заданием справились.
А теперь скорее в путь.
Оглядитесь-ка вокруг.
Куда дальше пойдем?
- К речке!
- А каким образом нам через речку переправиться?
- Перейти, переплыть, переправиться на лодке, по мостику.
- Ой, ребята, смотрите! Что это?
По- моему, стройматериалы.
Как вы думаете, что из него можно сделать?
Правильно, мостик.
- Глядите! Здесь что-то написано:
"Через речку перейдете, если мостик соберёте,
На вопросы отвечайте и дощечку добавляйте".
1-я дощечка:
Вспомните и назовите русские народные пословицы и поговорки?
Например, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
2- я дощечка:
Назовите волшебные предметы, которые встречаются в сказках:
сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, зеркало, волшебный клубочек, волшебная палочка и т.д.
3- я дощечка:
Вспомните и назовите слова, которые в сказке повторяются героем несколько раз:
"Маша и медведь":
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок.
"Колобок":
Я колобок, колобок
По сусекам метен,
По амбару скребен
"Кот, лиса и петух":
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
«Заюшкина избушка»
Как мне не плакать
Была у лисы избушка ледяная,
А у меня лубяная.
Перешли, слышится треск, избушка поворачивается.
Слышите, кажется поблизости где-то Баба-Яга или ее избушка.
- Ну так и есть, смотрите. Вот и избушка.
А рядом записка!
"Не стерпела, не смога,
Все картинки порвала.
Если соберете,
В сказки их вернете."
– Поделитесь на группы и приступайте к выполнению задания.
(Три медведя, три царевича, три девицы)
- Подумайте и скажите, что общего у этих картинок?
- Правильно. (Их по три)
В сказках число "три" непростое — магическое. Давайте вспомним, где в сказках встречается это число.
- Тройка коней, Тридесятое царство, тридевять земель, трехглавый дракон, три богатыря, три желания, три героя (Пузырь, соломинка, лапоть), три сына, действия выполняются по три раза...
- А в нашем путешествии мы встречались с этим числом?
- (ответы детей)
Какие вы молодцы! Все задания выполнили, потому что много знаете и умеете.
Воспитатель открывает книгу.
- Ой, смотрите - чудеса!
Всё на месте! Вот так да!
– Ребята мы выполнили все задания Бабы Яги и сказки вернулись на свои страницы.
Ну а нам пора возвращаться в детский сад?
(Звучит волшебная музыка)
Скажем волшебные слова:
Три раза хлопни,
Три раза топни,
Три раза влево повернись,
В детский сад скорей вернись!
Заключительная часть:
- Ребята, о каком волшебном числе мы узнали сегодня на занятии?
- Кто запомнил, почему Бабу Ягу так называют. (Что нового вы сегодня узнали?)
- Спасибо вам, милые ребятки за то, что помогли в книгу сказки вернуть. Вы
такие смелые, умелые, умные разумные, а главное — добрые.
В сказках добро всегда побеждает зло.
У доброго человека всегда много друзей, а с ними, с друзьями, жить веселей.
Посмотрите, в книге есть раскраски (лежат картинки), которые можно раскрасить и дома рассказать эту сказку маме и папе.
Мы возьмем книгу и обязательно ее прочитаем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По полям, лесам бежала, Братца милого искала: "Я его не сберегла, И сама найти должна."
Батюшка ее любил И на ярмарке купил Б людце не простое, И что-то наливное.
Так коровушку жалела, Мяса крошечки не съела. В сад воды носила, Яблоньку взрастила.
« Заюшкина избушка» Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась Лиса переночевать, да меня из избушки и выгнала.
«Кот, Лиса и Петух» Петушок, Петушок! Золотой гребешок. Выгляни в окошко, Дам тебе горошку.
Не стерпела, не смога, Все картинки порвала. Если соберете, В сказки их вернете."
МОЛОДЦЫ !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности с элементами театрализованной деятельности по русской народной сказке « Теремок» с детьми младшего дошкольного возраста. 2013-2014 уч. год
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура» Виды детской деятельности: игровая...
Конспект открытого занятия по математике во 2 младшей группе по сюжету русской народной сказки "Репка".
Конспект занятия по сюжету Русской народной сказки «Репка» .2 младшая группа № 1Воспитатель : Музафарова Г.М. 1.Образовательные задачи :а) Различать в и...
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим с элементми драматизации по русской народной сказке "Репка"
Цель:Ознакомление с содержанием русской народной сказки "Репка".Развитие эмоциональной сферы ребёнка.Развитие театральных навыков в процессе взятия на себя ролей героев сказки. Развитие...
Открытая непосредственная образовательная деятельность Речевое развитие: Игра драматизация по мотивам русской народной сказки "теремок"2 младшей группе.
Русская народная сказка «Теремок» является ярким примером детской литературы познавательного и идейного содержания. Существует множество интерпретаций этого произведения, где изменяется чи...
Конспект Проведения занятия по образовательной области «Развитие речи» на тему: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» с детьми младшей группы
Цель: Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой) Задачи: Развивать зрительное и слуховое внимание - умение рассматрив...
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие по русским народным сказкам»
Цель: развитие связанной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе : "Путешествие по русским народным сказкам"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30286114","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30286129","attributes":{"alt":"","class"...