НОД "Путешествие в горницу"
план-конспект занятия по окружающему миру

Шаповалова Светлана Викторовна
Тема «Путешествие в русскую горницу» Цель. Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. Задачи. Обучающие: Приобщать детей к бытовой и семейной культуре предков. Расширять представления детей о том, как жили люди на Руси. Расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба: её внутреннее убранство) Развивающие: Развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно; Закреплять знакомые приемы лепки: сплющивание, прижимание. Стимулировать творческий подход к выполнению задания, стремление к созиданию прекрасного. Приобщать детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность; Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры; желания узнавать новое. Воспитывать любовь к Родине;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 68konspekt_puteshestvie_v_gornitsu.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение города Когалыма «Сказка»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

  ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В  ГОРНИЦУ»

(СТАРШАЯ ГРУППА)

                                                                                                                                         Воспитатель

                                                                       Шаповалова С.В.

Тема «Путешествие в русскую горницу»

Цель. Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. 
Задачи.
Обучающие:

Приобщать детей к бытовой и семейной культуре предков.
Расширять представления детей о том, как жили люди на Руси.
Расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба: её внутреннее убранство)
Развивающие: 
Развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;

Закреплять знакомые приемы лепки: сплющивание, прижимание.

Стимулировать  творческий подход к выполнению задания, стремление к созиданию прекрасного.

Приобщать детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность;

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры; желания узнавать новое.
Воспитывать любовь к Родине;

Словарная работа: изба, печь, ухват, чугун, самовар, оберег

Оборудование: “Русская изба”, оснащённая предметами русского быта, русский народный костюм для хозяйки, соленое тесто, доски для индивидуальной работы, влажные салфетки, крупы, игра «Разрезные картинки», чай.

Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов. 
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход НОД.  

Дети входят в группу.

 -Ребята, вы знаете, что каждый день начинается с рассвета. А чтобы каждый день рассвет был прекрасным его  нужно встречать с улыбкой.

В этот чудный  день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (Старина – это то, что было давно, в то время когда жили наши бабушки и прабабушки, когда нас не было). 

- Сегодня я приглашаю вас отправиться в старину, во время наших пра-пра-пра-дедушек и бабушек. Вам интересно узнать, как жили русские люди раньше?

Давайте мы на некоторое время перенесемся в далекие времена, поговорим о русском быте и узнаем, как жили наши предки.  Я предлагаю вам отправиться в путешествие. В горницу русской избы. А поможет нам туда отправиться волшебный клубочек. Ребята, давайте поспешим за клубочком

Ты катись, катись клубок

За овражком на восток

Только сильно не спеши

Путь дорожку укажи.

-Привел нас волшебный клубочек в горницу старинной русской избы. В ней мы с вами сейчас и находимся. (Накидываю платок на плечи)

Слава нашей стороне,

Слава русской старине

И про эту старину

Я рассказывать начну

-Посмотрите, как красиво, уютно в нашей горнице! Обстановка в горнице скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Раньше стульев не было, а были лавки. Вот такие (показываю) Проходите, гости дорогие, садитесь на лавки.

-Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить

Вы знаете, в каких домах жили русские люди? (В деревянных домах, построенных из бревен, без единого гвоздя)
-Правильно. Поэтому дома и назывались бревенчатыми. Избы строили большие и просторные. Строили избы, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен. «Рубить избу» - означает строить, а строили ее топорами. Такие дома называли срубами. Особенно в избе хорошо зимой: за окном мороз, вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.

- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? 

-Правильно. Все мы приходим в свой дом, чтобы спрятаться от непогоды, погреться, отдохнуть, набраться сил. Там нас ждут родные люди, которые нас любят, о нас заботятся.

Как вы думаете,  что в избе было самым главным?

Летом спит,

Зимой горит,

Щи, да кашу варит,

И тепло нам дарит.

Что это такое? (Печка)

Печь - это сердце дома. Для чего нужна печь?

-К печи относились с большим уважением. Без нее не было бы жизни, она занимала основную часть горницы. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. А клал печь – печник. Сначала они были белые, а потом их стали расписывать. В старину как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку, греть дом, готовить еду. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду, собранные травы. Печь в крестьянской семье любили все. Дети заберутся на теплую печку, сказки слушают.

Давайте скажем для печки хорошие, ласковые слова? (матушка, кормилица, барыня-Сударыня)

-А хотите узнать, в каких русских народных сказках встречается печка? Чтобы узнать нужно сложить из частей сказку (дети выкладывают сказку и называют ее)  (работа в парах)

-Что готовили хозяюшки, в русской печи? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка — деревенская кормилица.

-О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи». Как вы понимаете эту пословицу?

-Что бы можно было приготовить в печке еду, ее надо было топить. Интересно, чем топили печь? (дровами). Ой, ребята — вот только дров возле нашей печи, маловато. Давайте напилим, дров для печи

    Физминутка.

За дровами мы идём (ходьба на месте)

И пилу с собой несём (правая рука за спину вверх)

Вместе пилим мы бревно, (имитация движения)

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки! (имитация движения, рубка дров)

-Много дров вы напилили. Теперь можно и печь растопить. (закидываю дрова в печь)

- Молодцы ребята! Хороших дров напилили. Дров напилили, печь затопили- молодцы.  Отгадайте  что в печи у нас стоит?

Он как круглая кастрюля

Он чумазый не чистюля

Где там в печке уголек

Сварит кашу …. чугунок.

-А может быть кто-нибудь знает почему его называют чугунок?

(потому, что он сделан из чугуна). Чугун сделан из чугуна – значит он какой? (чугунный). Чугунок незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

 Из русской печи

Кашу тащи

Чугунок очень рад

Что схватил его …ухват (предлагаю детям показать ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Это приспособление, представляло собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. (Показ) 

Давайте поиграем – немножко «поживем» в нашей горнице. Давайте попробуем поставить ухватом  чугунок в печь и достать из печи.  

-Ребята, посмотрите, какой красивый стол накрыт в нашей горнице! В старину за таким столом собиралась вся семья почаевничать да разговоры неспешные разговаривать, загадки разгадывать, да песни петь! Во главе стола всегда стоял…… нет не скажу, а лучше загадаю загадку:

Выпускает жаркий чай

Древний чайник…. самовар.

-Как вы думаете для чего нужен  самовар? ( нагревать воду)

Сверху на самовар устанавливали заварочный чайник, обычно с травками, заварки, к которой мы сейчас привыкли, еще не было. Но для русского уклада жизни самовар являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются? Да, сейчас они стали электрические.

-Ребенок читает:

Посидеть за самоваром.

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

Игр.упр-е « Определите на вкус, что добавлено в чай». Выбираем себе чашку (Чай с лимоном, чай с вареньем, чай с сахаром, чай с медом, без всего)

 Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно. А ещё, ребята, люди в деревнях любили играть и водить хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод «Игра с лентой»

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку)

Дети проходят за столы

-Дети, вы знаете Что это? (Показываю подкову) 

Подкову  вешали в доме, чтобы она охраняла мир и спокойствие, счастье и добро в доме. Мы сегодня сделаем подкову из соленого теста. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье. Говорили , что хлеб с солью всегда будут на столе.

Изготовление основы (подковы)- берем кусочек соленого теста, раскатываем ровную колбаску, выкладываем на листочке бумаги дугой, слегка прижимаем, сплющиваем, затем тупым концом карандаша на концах дуги делаем отверстия. Затем приступаем к украшению. Украшать подкову мы будем крупой. Семена подсолнуха –здоровье детей. Горох- мир и дружба. Греча-символ достатка. (Украшение оберега. -По центру подковы выкладываем цветок из семян подсолнуха, -серединка цветка – горошина. Оставшуюся часть подковы украсим гречневой крупой)

-У вас получились замечательные подковы. Вы очень старались и вложили в работу частичку своего сердца, согрели теплом своих рук. Ну вот, теперь добро, счастье всегда будет с вами.

Рефлексия.

- Что интересного вы увидели в избе? Какие предметы вы запомнили?

Ой, ребятки что – то печка запыхтела, забеспокоилась, подойдем поближе, посмотрим в чем дело. (Дети заглядывают в печь и находят там румяный пирог)

 Теперь пора нам узнать, как прощались на Руси.  Перед уходом принято было посидеть на дорожку. Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути. А вы   возьмите с собой пирог. Счастливого пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Светлая горница"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности....

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

"Как уютна наша горница."

Воспитание  патриотических чувств  через приобщение к отечественной народной культуре...

Мини-музей "Русская горница"

Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...

Мини – музей «Русская горница»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...