методическая разработка "Познавательное развитие дошкольников"
методическая разработка по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
in_dekabr.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика имени 21 армии Вооруженных сил СССР муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Методическая разработка (консультация для родителей)
«Познавательное развитие дошкольников»
Составила:
Сеземина Наталья Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории.
Пгт Стройкерамика, 2022 год.
«Познавательное развитие дошкольников».
В дошкольном возрасте происходит интенсивное освоение ребёнком окружающего мира. Познание — целостный процесс, который обеспечивает маленькому человеку спокойную, уверенную и содержательную жизнь, наполненную открытиями. В процессе познавательного развития накапливаются представления об окружающем. Ребёнок систематизирует информацию посредством установления различных связей и зависимостей, активно развивается его мышление. Открытие мира — любимое занятие ребёнка-дошкольника.
Многогранный, сложный и длительный процесс познавательного развития начинается в раннем и дошкольном детстве. В этот период ребёнок наиболее остро реагирует на новое. Особая чувствительность детского организма, на которую указывают психологи, позволяет ребёнку в период дошкольного детства довольно быстро усваивать и перерабатывать огромный по объёму поток информации. Благодаря природной любознательности дошкольник исследует окружающее, постигает свойства и назначение предметов, пытается связывать разрозненные факты и явления в целостную картину мира.
Многими учёными подчёркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека. Это не означает, что необходимо вложить в голову ребёнка как можно больше сведений, разнообразной информации. Значительно важнее научить ребёнка применять свои знания в процессе восприятия окружающего, припоминать известное, пытаться увидеть знакомые свойства предметов, обнаруживать их новые проявления. Надо помочь ему находить наиболее адекватный путь решения познавательных задач, которые ставит перед ним жизнь. При этом необходимо научить дошкольника мыслить, развить в нём независимость суждений и оценок, подвести к установлению причинно-следственных связей, позволяющих осознанно воспринимать окружающее и расширять кругозор.
На всех этапах развития ребёнок воспринимает представления об окружающем, общаясь со взрослыми и детьми. Часто дошкольник не довольствуется готовыми знаниями, а стремится докопаться до истины, проявить самостоятельность. Как к этому относиться? Одобрять! Ребёнок интуитивно препятствует навязыванию готовых, а значит, не осознаваемых знаний, которые могут усвоиться только формально, а применять он их сможет лишь в знакомой ему ситуации. Именно поэтому необходимо всемерно поддерживать пытливость ребёнка, пробуждать его познавательный интерес и активность.
Кто же поддерживает, пробуждает и активизирует ребёнка в его познавательных порывах? Конечно, взрослые. И огромное значение в развивающем потенциале жизни ребёнка играет прежде всего его семья. Необходимо всем взрослым: родителям, старшему поколению семьи — бабушкам и дедушкам, воспитателям дошкольного учреждения совместными усилиями способствовать развитию мышления детей, создавать мотивацию к взаимодействию с окружающим, поддерживать интересы, формировать у дошкольников способность занять себя.
Способствуя познавательному развитию, важно помнить следующее:
• познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), которые совершенствуются на протяжении дошкольного детства, если создаются для этого условия;
• развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств ребёнка осуществляется в разнообразных формах взаимодействия с ним взрослого;
• огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка (игровая, познавательно-исследовательская, конструктивная, продуктивная и др.);
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие сенсорной культуры, культуры познания и интеллектуальной активности обеспечивается в результате интеграции познания с различными содержаниями и видами деятельности ребёнка.
Как взрослые могут способствовать познавательному развитию дошкольника? Прежде всего необходимо поддерживать возникающий у ребёнка интерес к чему-либо. Не торопитесь давать ему готовые ответы, а терпеливо направляйте его на самостоятельный поиск решения, стимулируйте у него познавательные потребности, побуждайте к наблюдению, поощряйте любознательность, инициативу, внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и поощряйте его достижения. Казалось бы, простые педагогические истины. Но они требуют от родителей большого терпения, внимания, времени, любви, уважения интересов ребёнка и его права на ошибку, умения быть для него интересным партнёром.
Объективным показателем развития любознательности ребёнка становятся его вопросы познавательного характера к взрослому: кто это, что это, зачем, почему не похоже на..., как это действует..., что будет, если..., правда, что... и т. п. Родителям целесообразно понаблюдать, задаёт ли ребёнок познавательные вопросы, как часто, остаются ли они риторическими или ребёнок добивается ответа. Отвечать на вопросы малыша можно и нужно по-разному. Вариантов много. Самый популярный среди родителей вариант — кратко и доступно объяснить интересующие ребёнка факты. Например, названия дней недели, месяцев и сезонов, последовательность и условия роста растения, движение самолёта и поезда и др.
Но этот вариант не должен превалировать в познавательном общении. Можно похвалить ребёнка за интересный вопрос, предложить ему попробовать ответить самостоятельно («А ты как думаешь?») и указать возможные (адекватные возрасту) пути познания
Иногда в поисках ответов на вопросы потребуются специально созданные условия — проведение опыта или эксперимента, чтобы ускорить наблюдаемые процессы. Взрослый должен не только позаботиться о безопасности, но и объяснить ребёнку правила взаимодействия с материалами, предметами, объектами окружающего, предостеречь от неверных действий. Например, на вопрос ребёнка, почему нельзя лизать снег и сосульки, можно предложить ему провести эксперимент со снегом (льдом) и самому ответить на вопрос. Для этого на прогулке надо выбрать внешне наиболее чистый снег, зафиксировать на этом внимание ребёнка, описать наблюдаемое словами: снег искрится, кажется абсолютно белым. Принести снег домой, выложить его в глубокую тарелку и поставить в тёплое место. Когда снег растает окончательно, рассмотреть получившуюся воду, обратить внимание ребёнка на появившийся в ней грязный осадок. Помочь ребёнку сделать вывод, ответив на вопрос, почему же не следует лизать снег (лёд), хотя он кажется таким белым и чистым.
Внимательное отношение родителей к вопросам детей позволит направлять и обогащать их познавательное развитие. Если у ребёнка не появляются готовые вопросы или не возникает интерес к примечательным фактам, то взрослый может тактично заинтересовывать его, поставив проблемные вопросы. Например, сравнить цвет проросших перьев репчатого лука, который хранился в закрытом от солнца месте и в освещённом помещении. Взрослый может помочь увидеть изменение свойств объекта, установить причину и следствие, сделать выводы. Перенести полученные представления на другие ситуации: в лесу обратить внимание на цвет травы под поваленным деревом.
Приведённые примеры показывают, что нужна активная познавательная деятельность самого ребёнка, чтобы найти ответы на возникшие вопросы. Тогда у ребёнка появляются суждения, отражающие накопленный опыт, обостряется восприятие окружающего, появляется стремление к его осознанию, собственному истолкованию.
Процесс познавательного развития необходимо постоянно поддерживать. Угасание интереса ребёнка к окружающему приводит к умственной пассивности, безразличию, сужению кругозора, что в дальнейшем может негативно сказываться на школьных успехах.
В семейном воспитании заложен большой потенциал для познавательного развития дошкольника. Главное, чтобы родители понимали важность своей миссии, стремились использовать разнообразные ситуации общения и события жизни семьи, включались в совместную познавательную деятельность, создавали условия для обогащения представлений, развития мышления и усвоения способов познания окружающего. Жизнь сама подсказывает ситуации, которые можно использовать для познавательного развития ребёнка. В первую очередь к подобным ситуациям относятся игры. Игра, называемая педагогами сюжетно-ролевой, когда дети творчески отображают впечатления от окружающего, проигрывая различные социальные роли — врача, парикмахера, мамы, дочки, продавца, шофёра, учителя, моряка, — наиболее доступное и любимое детское занятие как в семье, так и в детском саду. Содержание таких игр отражает направленность детского познания.
Через игру дети расширяют представления о предметах и их свойствах, материалах, осваивают общественно закреплённые способы использования предметов, осознают их назначение, постигают целесообразность действий с ними. В играх моделируются взаимодействия и отношения людей, наполняются понятным ребёнку содержанием общественные и трудовые функции взрослых. Отражение общественных событий и явлений формирует интерес ребёнка к миру взрослых, расширяет кругозор дошкольника. В игре развиваются фантазия, воображение, появляется планирующая функция, совершенствуется речь, отражаются и формируются познавательные интересы.
Постепенно ребёнок начинает осваивать представления о действиях взрослого с предметами, когда проигрывает роли: повар или мама варит обед, доктор лечит пациента, парикмахер стрижёт или причёсывает клиента, шофёр ведёт машину — ребёнок имитирует характерные действия.
В старшем дошкольном возрасте в содержании игры постепенно перемещаются акценты: от действий человека с предметами на взаимодействия людей друг с другом.
Закрепляемые в игре представления расширяют кругозор ребёнка. Именно поэтому важно внимание родителей к сюжетно-ролевым играм. Рассказывая ребёнку о разных объектах окружающей действительности, их свойствах и назначении, взрослый заинтересовывает ребёнка, побуждает использовать новые впечатления в игре.
Важно, чтобы не только обогащался сюжет любимых игр, но и расширялась их тематика. После посещения цирка или театра ребёнок обязательно некоторое время будет играть в дрессировщика или артиста, рассаживая кукол и плюшевых зверушек в ряд, показывать им представление. Посещение с ребёнком поликлиники, мастерской, ателье, магазина, парка, бассейна, кафе, аэропорта необходимо сопровождать обсуждением увиденного и рассказом, расширяющим представления ребёнка. И чем богаче будут сформированные представления, тем интереснее и увлекательнее будут сюжеты игр ребёнка.
Игра с правилами представляет собой другую, но не менее важную разновидность детских игр. Правила, которые принимает или устанавливает сам ребёнок, направляют или ограничивают его действия. Выполнение игровых правил требует от ребёнка осуществления умственных операций, направленных на сравнение, выявление отличий (выделение), классификации, обобщения, что даёт развивающий эффект и расширяет поле применения усвоенного содержания. Использование игр с правилами позволяет уточнять и закреплять представление детей об окружающем, систематизировать знания, классифицировать представления, выстраивать их в систему.
Чаще всего дошкольники довольно легко воспринимают условность ситуации и ревностно следят за выполнением правил всеми участниками игры, хотя подчинение своих действий правилам, постоянное удерживание их в памяти требует от ребёнка определённых волевых усилий. Это свойство делает игру с правилами важным средством воспитания ребёнка.
Игры с правилами разнообразны по своему назначению и содержанию: это пирамидки, вкладыши, лото, домино, мозаики, пазлы, разрезные и парные картинки и др. Главная особенность этих игр — обучающая задача скрывается за игровым правилом. Поэтому важно, чтобы игра была лишена формализма: бесцельного перемещения карточек, использования однотипного варианта вопросов или бездумных ответов, потери контроля со стороны играющих за правилами и содержанием игры, манипулирования не по назначению наглядными материалами игры и др.
Чтобы привлечь внимание ребёнка к познавательному содержанию игры и её результатам, на первоначальном этапе понадобится помощь взрослого: рассказать правила игры, рассмотреть атрибуты (картинки, игровое поле, игрушки, предметы и т. д.), установить последовательность игровых действий, поддержать интерес к игре, порадоваться успеху или помочь достойно пережить проигрыш.
По мере освоения ребёнком процесса игры с правилами помощь взрослого сокращается. Более того, не следует взрослому постоянно руководить игрой, делая ребёнка беспомощным участником игрового действия. Целесообразно постепенно расширять и стимулировать самостоятельность и инициативу ребёнка в игре, устанавливая традицию выполнения роли ведущего поочерёдно со взрослым или между другими играющими в семье.
Наивысший воспитательный результат родителей — когда ребёнок проявляет интерес к игре совместно с разными участниками, быстро осваивает правила, может предложить их изменение, контролирует игровые действия, предлагает оригинальные задания, справедливо оценивает ответы и действия партнёров, не допускает скрытого нарушения правил в собственном игровом поведении. Тем не менее внимание родителей к играм с правилами позволит регулировать процесс, развивающий ребёнка.
Известно, что внимание дошкольников ослабевает даже к интересным занятиям и любимым игрушкам, если появляется элемент рутинности. На этот счёт в педагогике существует несколько приёмов. Необходимо выбирать игры, которые соответствуют уровню познавательного развития. Они не должны быть слишком лёгкими, примитивными для детей. Но и излишне трудные, непосильные игры быстро становятся неинтересными для дошкольников.
Усложнение игры должно идти вслед за развитием ребёнка, постепенно. Оно выражается в повышении количества и сложности игровых правил, изменении темпа игры, сокращении времени на обдумывание или выполнение игрового действия. Сменяемость игрового материала или добавление новых атрибутов оживляет игру. Иногда целесообразно на время убрать из обихода игру, к которой заметно угас интерес. Через некоторое время встреча со знакомой игрой будет для ребёнка радостной, а интерес и успешность в игре будут сопровождаться положительным эмоциональным подъёмом.
Важное значение в познавательном развитии ребёнка играют незаметные на первый взгляд формы — рассматривание и наблюдение. Однако родителям, внимательно наблюдающим за своим ребёнком, хорошо известно состояние дошкольника, когда он безмолвно, зачарованно смотрит на какой-либо предмет или живой объект. Кажется, ничего важнее в эту минуту для ребёнка нет. Это первоначальная реакция на новизну. Яркое, необычное, броское, непонятное привлекает ребёнка. Созерцая новое, ребёнок накапливает впечатления. Дети могут неоднократно возвращаться к самостоятельному рассматриванию или привлекать сверстников. При этом они обмениваются впечатлениями, заражают друг друга эмоциональным восприятием.
Чаще всего спонтанное рассматривание поверхностно, однако оно формирует первоначальный интерес к окружающему и стремление занять себя. Взрослым важно поддержать такой интерес, полюбоваться вместе с ребёнком тем, что его поразило, сопровождая рассматривание предмета короткими, без излишнего назидания, репликами.
Для познавательного развития наиболее важным становится целенаправленное, подготовленное взрослым рассматривание и наблюдение. Это может быть рассматривание картин, иллюстраций, предметных картинок, рисунков, слайдов, видеофильмов, схем и пр. Оно помогает осмысливанию ребёнком наглядных образов знакомых и незнакомых предметов, обогащает представления о событиях, явлениях, предметах, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях (животные разных стран, исторические события, труд взрослых и др.).
Целенаправленное наблюдение помогает ребёнку проследить сезонные изменения в природе; поведение домашних животных (зверей, птиц или рыбок); свойства воды при колебании её температуры (вода, лёд, пар), при добавлении примесей; эффект солнечного зайчика, движения воздуха и многое другое. Нередко дети обнаруживают происходящие с объектом или явлением изменения, не зафиксированные ранее их вниманием нюансы, детали и пр. Они получают эмоциональное и эстетическое удовлетворение. Именно после таких наблюдений у ребёнка возникают вопросы, удерживается желание к повторному наблюдению.
Наблюдение принесёт развивающий эффект, если родители направляют восприятие ребёнка, с помощью вопросов акцентируют его внимание на различных признаках предмета, побуждают к сравнению объектов, обнаружению скрытых свойств. Важным является создание непринуждённой обстановки, ориентировка на интерес ребёнка к воспринимаемому предмету.
Мотивированное и организованное взрослым наблюдение позволяет ребёнку проявить активность, высказать свои впечатления, обнаружить знакомые свойства, сравнить с другими предметами, найти сходство и различия, установить взаимосвязи с другими объектами, сделать выводы, обобщения. Такое подготовленное взрослым рассматривание и наблюдение способствуют в целом развитию мышления, обогащают речь и воображение, расширяют кругозор, позитивно влияют на развитие любознательности ребёнка.
Содержание беседы обычно определяется интересом ребёнка или тем, к чему родители хотели бы привлечь его внимание. Она должна носить непринуждённый характер, без дисциплинарных замечаний и назидательного тона. Важнее всего родителям ориентироваться на пытливость ребёнка, пытаться повысить его интерес к обсуждаемому, вовремя перевести разговор на другую тему. В противном случае навязанная взрослым продолжительная беседа, к содержанию которой у ребёнка истощился интерес, может его насторожить, потому что он будет ожидать от такого общения только скучных рассуждений или унылого монолога взрослого.
Беседа должна превратиться в непринуждённый диалог взрослого с ребёнком, при котором уместны вопросы друг к другу. Ребёнку необходимо предоставить возможность высказывать свои суждения. Взрослый сообщает дополнительные сведения, раскрывает назначение предмета, вместе с ребёнком описывает характерные качества или проявления, что приводит к получению разностороннего «портрета» обсуждаемого предмета или явления.
Необходимо разъяснять ребёнку прочитанное, рассматривать иллюстрации, чертежи, схемы. Полезно вместе с малышом сделать макет, зарисовки, подобрать картинки.
Всё это способствует оживлению сложившихся впечатлений, даёт импульс для развития творчества, обогащает чувства детей. Беседы могут быть связаны с историческими или повседневными событиями, с окружающей живой и неживой природой, бытом детей, назначением предметов, с которыми дети сталкиваются ежедневно, с трудом взрослых. Необходимо при этом опираться на имеющийся опыт детей, определить круг обсуждаемого, доступного для их понимания. Родителям следует знать, что беседа требует от ребёнка определённого напряжения, сосредоточенности, умения управлять своим поведением, работы мысли. Через содержание беседы формируется отношение к событиям, о которых идёт речь, развиваются доброжелательные чувства и познавательный интерес.
Особое значение имеют ситуативные беседы, которые происходят в повседневной жизни или в процессе рассматривания, наблюдения, экспериментирования и пр. Их спонтанность определяется сиюминутным интересом детей к какой-либо стороне действительности или случайно появившейся возможностью сконцентрировать внимание ребёнка на особенности предмета или явления. С помощью вопросов взрослый нацеливает ребёнка на обсуждение возникшей познавательной ситуации.
Познавательное развитие нуждается в постоянном расширении границ окружающей действительности. Несомненную пользу могут принести родители для развития своего ребёнка, организуя кратковременные и продолжительные экскурсии. Их тематика и дальность (отдалённость) связаны с возрастными особенностями детей.
Сеземина Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие . Развитие памяти у дошкольников.
Значение памяти для человека очень велико. Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в по...
Обобщение и распространение опыта по методическим темам. Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности "
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольни...
Методическая разработка "Теоретические и методические основы реализации художественно-эстетического развития дошкольников".
Приемы изображения предметов детьми разного возраста Динамическая таблица изображения красками любого животного в разных движениях .3.Узор на квадрате.4.Образцы способов вырезывания из бумаги, пр...
Методический проект «Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»
Методический проект«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»...
Методическая разработка Развитие двигательно-координационных способностей дошкольников 5-6 лет посредством плавания (Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования)
Актуальность. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических каче...
Методическая разработка " Развитие изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников в ходе знакомства с архитектурой как видом искусства и историей ее развития в России"
Данная методическая разработка направлен на создание варианта практической модели развития изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников через знакомство с архитекту...
заседание Центра методического сопровождения педагогов художественно-эстетического развития дошкольников на тему «Применение современных подходов к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности (аппликац
Попробовав хоть раз сделать поделки из фетра своими руками, невозможно остановиться. Это занятие очень увлекательно, хочется творить снова и снова....