Конспект ООД "Откуда в наш дом пришло электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его происхождении и значении в жизни человека.
Задачи:
- расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с историей возникновения электричества;
- сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_otkuda_v_nash_dom_prishlo_elektrichestvo.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
(ознакомление с социальным миром, безопасность)
с применением информационно-коммуникационной технологии
Тема: «Откуда в наш дом пришло электричество»
Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его происхождении и значении в жизни человека.
Задачи:
- расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с историей возникновения электричества;
- сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом;
- уточнить и расширить представление детей, где в окружающем мире находится электричество;
- закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
- вызывать радость от открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Материал: мультимедийная презентация «История возникновения электричества», кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные цветы, воздушные шарики для каждого ребенка, геркулесовая крупа, мяч.
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель:
По дорожке мы шагаем, И друзей своих встречаем. | Дети идут по кругу, взявшись за руки. |
Здравствуй, солнце! | Поднимают руки вверх. |
Здравствуй, речка! | Опускают руки и плавно водят вправо-влево |
Здравствуй, белая овечка! | Прикладывают кулачки к голове «рога» |
Здравствуй, козлик! | Прикладывают указательные пальцы к голове. |
Здравствуй, стриж! | Взмахивают кистями, как крыльями. |
Здравствуй, заинька- малыш | Приставляют ладони к голове делают ушки. |
Здравствуйте, мои друзья! | Поднимают руки вверх, и приветственно машут ею |
Очень рад всех видеть я! | Прижимают руки к груди и вытягивают их вперед. |
Воспитатель: Сегодня нам в группу принесли письмо, а от кого оно я так и не поняла, может быть, вы догадаетесь.
Воспитатель: Она красива и мила,
А имя ее от слова зола. (Золушка)
Воспитатель (читает письмо):
«Дорогие ребята! Хотела прийти к вам в гости, но не могу, потому что у меня много дел по дому. И если я все не сделаю, то мачеха будет меня ругать.
Мне моя крестная фея подарила много подарков и сказала, что эти приборы мне помогут облегчить мой труд. А что это за приборы и что с ними делать я не знаю. Помогите мне, пожалуйста!»
Воспитатель: Ребята, поможем Золушке?
- А узнаем мы о приборах, которые подарили Золушке из загадок.
1. У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (пылесос)
2. То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море. (утюг)
3. Только я, только я, я на кухне главная.
Без меня как не трудитесь – без обеда насидитесь. (Электрическая плита)
4. Летом папа наш привез
В белом ящике мороз,
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)
5. Что за машина? Воды наберёт,
Бельё постирает и отожмёт.
Жаль, не умеет его просушить
И в шкаф аккуратно на полки сложить. (Стиральная машина)
Воспитатель: Молодцы! Отгадали все загадки. Скажите пожалуйста, как мы можем назвать все эти предметы. (Ответы детей.)
- Правильно ребята, это электрические приборы. А почему они называются электрическими? (Ответы детей: Потому что приборы работают от электричества.)
- Ребята, а вы знаете, что такое электричество? (Дети высказывают свои предположения.)
- А как вы думаете всегда ли было электричество? (Ответы детей.)
- А как же люди жили без электричества? (Ответы детей.)
Воспитатель: Об этом нам и Золушке расскажет наш друг «Волшебный экран».
Слайд 1: Когда-то давно, много-много лет назад, первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Жили люди в пещерах. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры.
Слайд 2: Костёр, который горел в центре пещеры, не мог осветить все её уголки. Тогда люди придумали факел. С помощью факела можно было освящать разные места пещеры.
- Ребята, как вы думаете удобно было пользоваться факелом? (Ответы детей.)
Слайд 3: Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину. Лучину ставили на специальную подставку светец. Благодаря светцам лучины переносили в любое место. Под светцем ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и, если с лучины упадёт искра, часто происходили пожары. Пожары случались часто, да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять.
Слайд 4: Потом люди придумали свечу. Их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. Интересно, что люди использовали свечи ещё и как часы. Они заметили, какая часть свечи сгорает за час, и делали на таком расстоянии отметины на свечке, так получались своеобразные часы. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами. Воск со свечи стекал и попадал на стол, на пол, и его было трудно соскребать, тогда и придумали специальные подставки под них –канделябры.
Канделябр – это французское слово, и означает подставка с разветвлением для нескольких свечей. Раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке, поэтому слово оттуда и взяли. Свечи вставляли в канделябры, и по количеству свечей можно было определить - насколько богата семья.
Слайд 5: На смену свечке пришла керосиновая лампа. Как вы думайте почему она называлась керосиновой? (Ответы детей.)
- Правильно, потому что она горела при помощи керосина.
Слайд 6: А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)
- Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин.
- Почему горит лампочка, что заставляет её работать вы узнаете из загадки:
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество! Это … (электричество)
- Сейчас вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Электричество приносит нам большую пользу. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т.д.)
Слайд 7: Электричество рождается на больших электростанциях. Затем по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, на заводы, помогая человеку.
Провод - это дорожка для частичек, он одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, вот по этим проволочкам электрический ток попадает в дома.
- Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам электричество и попадает в розетки, а затем в электроприборы. Но я хочу вас предупредить - электричество очень опасно. Вы знаете, как пользоваться электричеством? (Ответы детей: нельзя вставлять в розетку разные предметы, нельзя браться мокрыми руками, трогать оголенный провод, выдергивать вилку за провод.)
Воспитатель: Молодцы! Давайте поблагодарим нашего друга «Волшебный экран» за такую интересную информацию.
Физкультминутка «Ток бежит по проводам»
Бежит ток как вода (бегают друг за другом змейкой)
Вы ребята провода
Змейкой прямо через лес (бег «змейкой»)
Вот и к нам он в дом залез
Ну-ка ток замри (замирают)
И пылесос включи (изображают разную бытовую технику, роботов)
Воспитатель: Скажу вам по секрету, что много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
- Поиграем в игру «Что есть, что было». Я буду бросать мяч и называть предмет, которым пользовались раньше. А вы, возвращая мяч назовете бытовую технику-заместитель, которой пользуемся сейчас.
Корыто - стиральная машина
Веник - пылесос
Русская печь - электроплита
Свеча - электролампа
Самовар - электрочайник
Котелок - мультиварка
Погреб - холодильник
Рубель – утюг
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность. А всё ли электричество опасно? Нет, есть ещё электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. И сейчас мы превратимся в волшебников и поучимся ловить неопасное электричество. Произносим слова: раз, два, три, четыре, пять – хотим волшебниками стать в лаборатории побывать.
Опыт 1.
- Ребята, как вы думайте, что если мы опустим наши воздушные шарики в тарелку с геркулесовой крупой? (Ответы детей.)
- Попробуем?
Дети вместе с педагогом опускают шарики в тарелку с крупой. Делают вывод, что ничего не происходит.
- А что если нам потереть шарики о наши волосы, затем опустить шарик в тарелку с крупой? Давайте попробуем.
Дети вмести с педагогом проводят опыт. Делают вывод, что в волосах живет статическое электричество.
Опыт 2.
Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.
- Возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)
-Как же заставить бабочек притянуться к палочке? (Предположения детей).
- Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)
- Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)
Воспитатель: Молодцы!
- Но, каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.
Запомните такие правила безопасности:
- Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
- Пользуйся только исправными электроприборами!
- Не оставляй их включёнными без присмотра!
- Не играй с розетками!
- Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
- Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!
- А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, посчитайте до пяти. Один, два, три, четыре, пять вот мы в садике опять!
- Мы сегодня с вами много узнали об электричестве и помогли Золушке. Узнали, что оно может быть опасным и не опасным. Чем опасно электричество? (ответы детей).
Воспитатель: Спасибо! Молодцы, ребята! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по ОБЖ "Волшебное электричество".
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированию для детей 6-7лет....
Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности "Электричество и электроприборы"
Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе построен на путешествии в историю появления электрической лампочки с использованием настоящих старинных осветительных при...
Конспект НОД по безопасности жизнедеятельности "Волшебное электричество"
Данный материал содержит конспект образовательной ситуации на игровой основе по теме "Электробезопасность", где дети знакомятся с понятием "электричество", правилами обращения с электроприборами. Так ...
Конспект на тему «Польза и опасность электричества».
Цели и задачи:Способствовать воспитанию значимости электричества в жизни человека;Формировать четкое представление о пользе электроэнергии в жизни;Способствовать воспитанию осознания у детей об ...
Презентация "Откуда в наш дом пришло электричество"
Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его происхождении и значении в жизни человека.Задачи:расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с историей воз...