«Использование игр с фонариком для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.
Новое время диктует новые задачи и перед нами встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и создать благоприятные условия для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
Перспективным методом, способствующим решению данной проблемы, считаем одну из новых форм работы с детьми –игры с фонариком.
Один из самых доступных видов занятий с малышами игры – эксперименты со светом. Многие помнят из детства, как в темной комнате взрослые показывали на светлой стене, тени животных, и они двигались как живые.
Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshie_igrovye_praktiki_zaytseva_e.v._goncharova_n.v.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Зайцева Елена Витальевна, Гончарова Наталия Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 «Искорка» Старооскольского городского округа
Муниципальный конкурс «Лучшие игровые практики»
среди педагогических работников Старооскольского городского округа
Тематическое направление: «Игровые практики познания мира (игры-экспериментирования с различными предметами и материалами)».
Игровая практика: «Использование игр с фонариком
для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Зайцева Елена Витальевна, педагог-психолог,
Старый Оскол, 2022
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-видовыми, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.
Да! Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.
Новое время диктует новые задачи и перед нами встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и создать благоприятные условия для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
Перспективным методом, способствующим решению данной проблемы, считаем одну из новых форм работы с детьми –игры с фонариком.
Один из самых доступных видов занятий с малышами игры – эксперименты со светом. Многие помнят из детства, как в темной комнате взрослые показывали на светлой стене, тени животных, и они двигались как живые.
Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!
Нас заинтересовал этот вид игрового приёма. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной!!! С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках. Дети активно стремятся к познанию окружающего мира. И, конечно же, кто из детей не любит сюрпризы и волшебство. Играя с детьми в такие дидактические игры, дети совершают для себя маленькие «открытия».
Такие игры можно использовать во время проведения НОД, а также в совместной и самостоятельной деятельности воспитанников 4-7 лет.
Правила этих игр просты. Нужно лишь распечатать картинки для игры. Бумагу лучше использовать плотную, чтобы изображение не просвечивало. Соединить эти листы между собой («спрятать одну картинку под другую»). Мы ламинируем эти склеенные карточки, для более долговечного использования.
Теперь можно экспериментировать со светом. Нужно включить фонарик и направить луч света на тыльную сторону картинки. И у нас проступает рисунок. Так и появились игры с фонариком! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный.
Цель игр с фонариком: повышение эмоционального, психологического, благополучия; улучшение запоминания нового материала; формирование системы знаний об окружающем мире в познавательно-исследовательской деятельности; развитие стремления к поисково-познавательной деятельности; развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Хотим познакомить Вас с такими играми, как: «Живое-неживое», «Детский сад-школа», «Кого поймали дети», «Посуда-игрушки», «С каким вкусом сок», «Что спрятала белка», «Пожарные загадки», «Кто спрятался за забором?», «Насекомые в траве», «Обитатели моря», «Загадки в норке», «Что в мешке?», «Полезная и вредная еда», «Какая конфета?», «Из чего варенье?», «Пирожок», «Подарок», и другие.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. В.А.Сухомлинский говорил о ней так: "Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости".
Литература:
1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
4. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Комнатные растения"
Проетк для дошкольников...
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...
Детско-взрослый познавательно- исследовательский проект для детей дошкольного возраста «Зачем кошке хвост?»
Проект для детей...
"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста
Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
«Использование игр с фонариком для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...