ПРОЕКТ "МИР ВОКРУГ НАС"
проект по окружающему миру (средняя группа)

средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРОЕКТ "МИР ВОКРУГ НАС"17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир вокруг нас» («В мире разных материалов»)

Автор проекта: Моисеенко Т.В.

Продолжительность проекта: 4 недели.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Участники проекта: Дети, родители, педагоги.

Возраст детей: 4-5 лет.

Актуальность: Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом, педагог, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулке, опытническая деятельность, развивающие игры и художественное слово помогут детям в доступной форме понять и осмыслить назначение предметов, их свойств, материалы из которых они сделаны, совершенствовать свои навыки в экспериментальной и опытнической работе, сделать свои первые открытия и выводы причинно-следственных связей и закономерностей.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Его главное достоинство в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или материала. Он обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. У детей проявляется самостоятельность, активность и инициатива, направленная на получение новых знаний и сведений. Для детей дошкольного возраста детское экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно тесно связано с наблюдением, трудом, изобразительной деятельностью и восприятием художественной литературы. Этот процесс, включает в себя и различные виды детской деятельности: игровую, двигательную, конструктивную, коммуникативную, познавательную.

Цель: познакомить детей со свойствами дерева и стекла, ткани и бумаги посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

- расширить представление детей о дереве, стекле, бумаги, ткани, их качествах и свойствах;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования;

- поддерживать у детей пытливость, инициативу, самостоятельность

развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структура, твердость, прочность, не тонет, тонет, легко бьется и пр.);

- развивать умение делать вывод.

Гипотеза: Обладает ли дерево, стекло, бумага и ткань различными свойствами.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии, познавательные игры и игры-эксперименты, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ожидаемые результаты

У детей:

У детей расширятся представления о материалах: дерево, стекло, ткань, бумага, их качествах и свойствах.

Сформируются личностные компетентности свойственные возрасту детей: познавательная активность, интерес, самостоятельность, инициатива.

Дети овладеют умениями устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием.

У педагогов:

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

У родителей:

Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере взаимоотношений в семье, раскрытие творческого потенциала.

Усиление взаимодействия педогогов с родителями и повышение роли семьи в воспитании детей.

Ресурсное обеспечение проекта:

Методическое

  • Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. М.: Мозаика-Синтез, 2009
  • Вераксы Н.Е, Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М: Мозаика – Синтез, 2012
  • Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми 4 – 7 лет. Волгоград, 2013
  • Громова О.Е., Саломатина Г.Н. Конспекты занятий по развитию речи детей 4 – 5 лет. М: Мозаика-Синтез, 2010
  • Козина И.В. Лексические темы по развитию речи дошкольников. М: Мозаика-Синтез, 2014
  • Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет. М:, 2010
  • Тугашева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. С-Петербург, 2013

Материально-техническое

  • Подборка консультативного материала для родителей.
  • Разработка проекта, конспектов занятий и игр-экспериментов, дидактических игр.
  • Подборка иллюстраций и детской литературы.
  • Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей.
  • Оформление детской лаборатории.
  • Этапы реализации проекта:
  • Подготовительный
  • Анализ методической литературы.
  • Подборка рассказов, сказок, стихов, загадок, иллюстраций по теме.
  • Разработка дидактического и практического материала для проведения опытов.
  • Сотрудничество родителями:
  • Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах, разнообразии тканей.
  • Предложить родителям провести исследовательскую деятельность дома с детьми «Свойства древесины».
  • Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
  • Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
  • Консультации «Развитие исследовательской деятельности у дошкольников», «Как развивать любознательность»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

                                                                                                             

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи

1 этап

Подготовительный

Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта

 Определение темы.

  • Постановка проблемы перед

детьми: Приходит в гости Почемучка.

Он приносит с собой коробку с подарками.

В ней платье из бумаги, мячик из ткани, ботинок из дерева, лодочка из металла и

чашка их неизвестного материала

(пластмассы).

Почемучка не может понять почему: платье и мячик - рвется, лодочка - тонет, а ботинки никто не хочет надевать - они тяжелые?

Давайте поможем Почемучке, расскажем:

"Из каких материалов сделаны окружающие предметы?

Какими они свойствами обладают?

Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы? "

  • Информирование родителей о

предстоящей теме и проблеме.

  • Избрание позиции

сотрудничества, позитивной установки.

  • Наблюдение за действиями  и

высказываниями детей по данной теме.

  • На основе изученных

проблем постановка цели проекта.

  • Подбор наглядного

материала  и ознакомление с методической литературой, знакомство с нетрадиционными формами работы.

  • Составление плана - схемы

проекта, направленного на осознание детьми значения данной темы и на оптимизацию

детско-родительских отношений.

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Введение детей в проблему: «Расскажем Почемучке,  из каких материалов сделаны окружающие  предметы? Какими свойствами они обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы?»

  • «Для чего нам нужны

разные материалы?»

Вопросы - ответы детей

  • «Как мы узнаем, из каких

материалов они сделаны? Какими они свойствами обладают?»

 Рассуждения детей,

вопросы - ответы.

  • «Почему именно из этих

материалов сделаны те или иные предметы? » - постановка главного  основополагающего  вопроса, на который хотим найти ответ.

  • Как  мы можем найти

ответ на этот вопрос?

(подвожу детей  к заключению, что надо сделать опыты).

  • Какие опыты мы можем

сделать: опыты с бумагой и тканью, деревом и металлом, и  познакомиться с новым материалом – пластмассой, резиной.

  • «Как нам с вами

запомнить, что у нас получилось?»

  • Наша цель – и

фиксирование  результатов наблюдений  с помощью фотографий.

Информирование родителей о теме проекта, приглашение участвовать вместе с детьми в выставке:

«Чудо- материалы и удивительные пуговицы", участие в пополнении коллекции из ткани, бумаги, дерева, металла, резины, пластмассы.

2 этап

Деятельностный Непосредственная деятельность по проекту,

поэтапная оценка

  • Формирование мотивации,

связанной с внутренним желанием узнавать что-то

Помогаем узнать Почемучке

Почему: платье и мячик - рвется, лодочка - тонет,  а  ботинки никто не хочет надевать- они тяжелые? Подводим к вопросу:

"Из каких материалов сделаны окружающие предметы? Какими они свойствами обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы? "

  • Организация и проведение

различных обучающих и развивающих форм деятельности.

( Как узнаем-? сделаем опыты и будем  их фиксировать  с помощью фотоматериалов )

  • Поощрение проявления

самостоятельности в решении проблемных ситуаций.

  • Создание «зоны ближайшего

развития» для каждого ребенка.

  • Модернизация развивающей

среды и изучаемого материала в соответствии с интересами детей.

* Организация различных форм работы с родителями

Активное непосредственное участие в формах работы, предлагаемых педагогами и самими детьми:

Рассматривание:

* образцов  бумаги, ткани, металла, дерева, резины, пластмассы.

*иллюстраций по теме: "Профессии", "Одежда", "Мебель", "Игрушки".

*Рассматривание иллюстраций  изделий из разных материалов в энциклопедии для детей "Хочу все знать!" под редакцией Т.Н. Нуждиной

*Экспериментальная деятельность.

*Проявление самостоятельности и творческих способностей.

*Формирование умений устанавливать причинно- следственные связи в ходе экспериментальной деятельности.  

*Накопление  знаний  о материалах, их свойствах и области их применения.

*Проявление умения самостоятельно определять, из  каких материалов сделаны предметы, какими они обладают свойствами,  почему именно из этих материалов сделаны эти предметы  и  как с ними надо обращаться.

Непосредственное участие в проекте:  создание поделок из разных материалов, участие в

пополнении коллекции из ткани, бумаги, дерева, металла, резины, пластмассы.

Расширение познавательного интереса, чтение детям  пословиц, поговорок о  труде, загадок , стихотворений о материалах, художественной литературы, энциклопедической литературы. Экспериментирование с детьми в домашних условиях.

3 этап:

Завершающий

Презентация продуктов проекта и рефлексия - размышление над новым знанием или опытом

  • Оформление выставки

созданных совместно с детьми и родителями: «Чудо - материалы и удивительные пуговицы»

  • Оформление

фотоматериалов  в альбом по опытно - экспериментальной деятельности

  • Оформление информации для

родителей «Удивительные поделки из разных материалов».

  • Рекомендация  «С какими

материалами знакомить детей 5-го года жизни».

Оптимизация знаний  о материалах, из которых сделаны окружающие предметы.

Участие в оформлении совместной с родителями выставки: «Чудо - материалы и удивительные пуговицы».

Представление своих работ  в группе и оценка их своими товарищами.

Предполагаемое активное участие  в выставке совместных работ.

Презентация продуктов проекта

Выставки: "Чудо - материалы и удивительные пуговицы".

Определение направлений дальнейшей работы.

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Экскурсия по группе: "Из каких материалов сделаны предметы в нашей группе?"

Беседа  с детьми «Предметы  и разные материалы".

Рассматривание предметов в  уголке   по        опытно -   экспериментальной    деятельности,          в  спортивном, музыкальном, в изоуголке,    в  игровых уголках (магазине,  парикмахерской и т.д.)

Рассматривание иллюстраций по теме "Профессии», «Игрушки",

"Мебель», «Посуда",

"Одежда», «Инструменты".

Рассматривание иллюстраций изделий из разных материалов в энциклопедии для детей "Хочу все знать!

под редакцией Т.Н. Нуждиной

Обучающий цикл.

Знакомим с новым материалом – пластмассой, резиной.

"Разные материалы",

"Из чего сделано?",

"Кому  нужен   этот

материал?",

"Назови этот материал ",

"Угадай по описанию (материал),

"Найди пару",  "Сколько каких предметов ", "Найди такой же",

 "Что лишнее?",

"Который по счету?",

"Что можно сделать из этого материала?», «Чудесный мешочек "

"ДА - нет".

"Хорошо - плохо".

На развитие мелкой моторики

"Собери   матрешки",

"Пришей пуговицу",

"Одень куклу ",

"Застегни пуговицы".

"Составь картинку".

Игры для самостоятельной деятельности детей:

«Подбери материал по образцу

"Найди такой же",

"Кому что нужно для работы".

"Все профессии  важны, все профессии нужны."

Игры - эксперименты с разными материалами

"Волшебные звуки".

Опыты и эксперименты:

"Мягкий - твердый"

(дерево - металл),

"Тяжелый - легкий",

"Бумага и ткань",

"Бумага и резина",

"Резиновые перчатки",

"Горит - не горит",

"Что легче, а что тяжелее?"

"Дерево умеет плавать",

"Какая она пластмасса?"

Чтение:

*Сказки:

"Пузырь,  соломинка  и лапоть», «Лиса и заяц",

"Зимовье зверей»,

 «Три поросенка".

*Авторские произведения:

Е. Ильина "Чик-чик ножницами",

К. И. Чуковский

"Федорино горе",

С. Баруздин «Мамина работа",

Е.  Пермяк "Пропавшие нитки",

Наносов "Заплатка",

В. Осеева «Волшебная иголочка",

Д. Родари      "Хитрый Буратино".

Загадки по теме, пословицы. Поговорки.

Чтение описательных рассказов  про материалы из энциклопедии

 Т.И. Нуждиной "Хочу все знать!"

.

Игровые ситуации во время утреннего приема:

«Кто пришел, в какой одежде?",

"Из какого материала твоя

игрушка?",

"С какими игрушкам ты сейчас играешь?"

"Строим город для зверей".

Сюжетно-ролевые игры.

Игры на развитие звукопроизношения и на обучение грамоты

«Какой предмет?»

( подбор определений)

«Что делает предмет?"

(Использование      глаголов)

«Закончи предложение».

«Чем был, чем стал".

Пересказ сказки "Три поросенка", "Пузырь соломинка и лапоть", (драматизация)

Настольный театр "Волк и семеро козлят, "Репка", "Три поросенка",

Пальчиковый театр "Лиса и заяц".

Развиваем умение оценивать принесенные на выставку поделки сверстников, формировать положительное отношение.

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Рисование

«Украсим одежду",

"Украсим матрешку",

"Домики для поросят".

Лепка

«Горшочки для цветов»

(из глины).

Аппликация:

"Избушка ледяная и лубяная".

Обучающий цикл

"Оденем куклу",

"Расставим игрушки на место",

"Накроем на стол",

"Режем бумажные салфетки"

Развивающий цикл

Трудовые поручения воспитателя - выполнение целостного процесса:

"Дежурство по столовой,

Хозяйственно - бытовой труд; «Моем резиновые игрушки",

"Лечим  к книжки»,

"Постираем   кукольное

белье «.

Игра-ситуация: по изучению правил безопасного обращения с предметами  из разных материалов.

Рассматривание  иллюстраций по безопасному пользованию

инструментами.

Д/и «Поможем маме собрать инструменты для шитья ",

"Поможем папе собрать

чемоданчик для ремонта".

Поведенческий тренинг:

"Что делать, если ты сломал деревянную игрушку",

"Что делать, если ты разорвал рубашку?"

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Выполнение различных

движений с предметами из дерева, резины, ткани,

Пластмассы, бумаги.

"Волшебные массажные мячики (из резины, пластмассы, ткани, дерева)

Динамическое упражнение "Деревянные лошадки".

"Резиновые мячики",

"Флажки из ткани".

Физкультминутка "Волшебные превращения".

П.И"1,2,3, -предмет бери

(из ткани, из дерева, из резины, из пластмассы, бумаги)

Игра - импровизация:

"Магазин игрушек " Я хочу купить игрушку из резины, из дерева.

 Из бумаги, ткани, пластмассы)

Сюжетно-ролевые игры:

"Семья», «Больница",

"Почта".

Театрализованная игра

по сказке "Три поросенка " (Какой домик оказался самым прочным?).

Игра на музыкальных инструментах: "громко - тихо".

Танцы с деревянными ложками, платочками из ткани.

Слушаем: П. И. Чайковский

"Марш деревянных солдатиков",

"Платочек" Н. Метловой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...