Познавательно-исследовательский проект "Арктика и Антарктика"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно-исследовательский проект "Арктика и Антарктика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_issledovateli.docx | 851.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №25»
Познавательно-исследовательский проект
«Арктика и Антарктика» группа №6
Воспитатели: Бершакова М.А.
Жогова Е.С.
Г.Воронеж, 2022г.
Актуальность проекта.
В процесс экологического воспитания начинает входить такой вид деятельности, как экспериментирование, практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдениями, высказываниями. В результате поисковой исследовательской деятельности дети получают информацию о природе. У них закладывается в сознании реалистическое представление о предметах природы и её явлениях. Эксперименты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Это процесс не только глубокого умственного поиска, определённой степени развития логического мышления, но это ещё этап формирования определённых качеств личности, формирование духовного мира и расширение интересов.
В связи с этим данный проект актуален тем, что, исследовательская работа по проекту направлена на поддержку детской инициативы, познавательной самостоятельности, практического обучения через систему продуктивных дел направленных на развитие исследовательских способностей в изучении природы Арктики и Антарктиды, через постановку опытов (экспериментов). Содействующих развитию интеллектуальных способностей детей и положительного влияния на уровень экологической воспитанности.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский
Сроки проекта: 1 неделя
Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.
Проблема: Недостаточные знания детей об Арктике и Антарктике; о климатических условиях холодных полюсов земли и жизни животных при таких суровых природных условиях. Содействовать развитию познавательно- исследовательской деятельности.
Цель: Проект направлен на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. На формирования у детей специальных знаний, умений и навыков по данной теме; способствующий, развивать у дошкольников умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Задачи:
- Получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования и приобщения к экологическому образованию дошкольников;
- Содействие развитию творческой исследовательской активности детей. Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
- Развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- Воспитывать эмоциональное отношение к животным, любовь к природе, желание оберегать ее, охранять;
- Проводить работу с родителями, привлекая их к изучению данной темы совместно с ребенком.
Объект исследования: Арктика и Антарктика.
Предметом исследования стали: особенности природных условий Арктики и Антарктики и приспособлении к низкой температуре воздуха животных.
В работе над проектом использовала следующие исследовательские методы:
- подумать самостоятельно;
- спросить у другого человека;
- посмотреть в книгах, энциклопедиях;
- посмотреть по телевизору, сети Интернет;
- продуктивная деятельность:, лепка, рисование, аппликация;
- провести эксперименты;
- сравнение и анализ полученных данных;
Ожидаемый результат:
- На основе полученных знаний у детей обогатится словарный запас, умение выражать собственное мнение, анализировать;
- Будут иметь представление о климатических условиях, о материках Арктики и Антарктики и приспособлении к низкой температуре воздуха животных и людей;
- О животных севера и их детенышей, определять их по внешнему виду и называть;
- Применять технические навыки работы в рисовании, лепке и аппликации;
- Соблюдать технику безопасности при проведении опытов;
- Приобретению детьми опыта исследовательской деятельности;
- Воспитанию экологической культуры дошкольников. Проявление любви к природе и желание оберегать ее, охранять;
1 Этап
Разработка проекта:
- подобрать иллюстрации, картины, материлы по темам занятий и бесед ;
- подбор литературы: красная книга России, стихотворения, рассказы, загадки;
- создание в группе соответствующей предметно - развивающей среды;
- подготовить материал для изобразительной деятельности;
- подготовить материал для опытов;
- привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.
2 этап
Формы реализации проекта:
- рассматривание презентации;
- решение проблемных вопросов: 1. Почему Арктика и Антарктика белого, а не жёлтого цвета на карте? 2. Почему на полюсах такой суровый климат? 3. Почему в суровых условиях ледяной зоны могут жить растения? 4. Почему животные могут жить в Арктике и Антарктике? 5. Сможет ли человек выжить в царстве холода и льда?;
- проведение опытов;
- проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
- чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадок) ;
- рассматривание презентаций, картин; рисование рисунков, аппликация;
- загадывание загадок;
- викторина «Северный и южный полюс: Арктика и Антарктика»;
Деятельность детей:
- изучение свойств снега, льда, водоплавающих птиц (не намокает в воде). Экспериментирование;
- речевые игры, настольные игры;
- описательные рассказы о животных;
- дидактические игры;
- художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование);
- рассматривание атласа, иллюстраций, энциклопедий, книг;
- сравнение и анализ полученных данных;
Игровая деятельность:
- Дидактические игры:
- «Сложи животное»;
- «Что я за зверь»;
-«Выложи из счетных палочек и геометрических фигур по образцу».
- Подвижные игры:
- «Охотник и звери»;
- «Полярная сова»»;
- Сюжетно - ролевые игры:
-«Отправляемся в путешествие Арктику и Антарктиду»;
-«Научная станция».
Аппликация
-изготовление пингвинов из бумаги
Взаимодействие с родителями воспитанников:
- подбор информации для детей по данной теме;
- подбор литературы: красная книга России, энциклопедии, рассказы.
- проведение опытов с детьми дома;
- рисование «Животные – холодных полюсов земли».
Чтение художественной литературы:
Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар»; Г. Снегирев «Пингвиний пляж», Просмотр мультфильма «Умка».
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Опытно – экспериментальная деятельность:
Опыт № 1 «Почему снег на северном полюсе не тает». Показать детям, что произойдет со снегом в течение одной минуты. Одну тарелку со снегом мы будем нагревать, а другую нет. Вывод: при более низких температурах, снег не тает. Когда есть источник тепла, снег тает, значит на северном полюсе очень холодно.
Опыт № 2 «Северное сияние». Взять поднос налить молока, затем в молоко добавить красители, смочить ватную палочку в жидком мыле и затем опустить в молоко с красителями несколько раз. В результате получится северное сияние.
Опыт № 3 «Вода в твёрдом состоянии». Взять контейнер, налить воду и вынести на улицу. Вывод: на холоде вода переходит в твердое состояние.
Опыт № 4 «Таяние льда». Определить с детьми, где быстрее тает лед. Лед положить в контейнер с водой и такой же лед положить в контейнер без воды, понаблюдать и сделать вывод. Вывод лед быстрее тает в воде.
Опыт № 5 «Намокнет наша рука или нет?». Сухая рука, опущенная в воду, стала мокрой.
Опыт № 5 «Лёд легче воды» Лед положить в контейнер с водой, понаблюдать и сделать вывод: Вывод: лед легче воды, он не тонет.
Опыт № 6 «Чистый ли лед-снег?». Лед и снег положить в контейнер, определять при помощи лупы и фильтра обнаружить примеси, определить их происхождение, сформировать вывод. Развивать интерес к экспериментированию. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Вывод: лед и снег имеют примеси.
- Беседы:
Тема: «Полюса Земли – Северный и Южный».
Цель: дать детям базовые знания о природе Арктики и Антарктиды; дать представления о климатических условиях Северного и Южного полюсов.
(Рассматривание атласа, фотографий и презентации об Арктике и Антарктиде);
Тема: «Животные севера».
(Рассматривание альбомов, фотографий, презентаций);
Цель: дать детям представление об особенностях географического положения Арктики и Антарктики», животном мире этих материков. Формировать представление о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Обогащать речь ребенка.
(Рассматривание книг, фотографий и презентаций);
Тема: «Красная книга России. Белый медведь Арктики».
Цель: формировать представление у дошкольников о Красной книге, как о документе; способствовать формированию убеждения о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать». (Рассматривание книги, презентаций);
Тема: «Пингвины в Антарктиде».
Цель беседы: ознакомление с птицами, обитающими на Южном полюсе».
(Рассматривание глобуса, книг, презентаций);
Тема: «Плавающие животные Арктики».
Цель беседы: знакомство с животными Северного полюса, средой их обитания, их приспособленностям к этой среде».
(Рассматривание энциклопедий, презентаций).
3 этап
Заключительный этап:
- Обсуждение изученного по теме Арктика и Антарктика.
- Викторина «Северный и южный полюс: Арктика и Антарктика»;
- Информация для родительского уголка: Рекомендации для родителей
«Изучаем Арктику и Антарктиду».
Результат проектной деятельности:
В результате исследования дети приобрели опыт исследовательской деятельности. У детей заложилось в сознании реалистическое представление о животных Арктики и Антарктики, о климатических условиях холодных полюсов земли и приспособлении к низкой температуре воздуха животных и людей, о способах выживания в условиях вечной мерзлоты. Дети поняли, почему животных заносят в красную книгу, что нужно беречь природу и животных. А главный результат – это возможность самостоятельно исследовать, проводить опыты, соблюдать технику безопасности и познавать окружающий мир природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Планирование воспитательно-образовательной работы на группе № 5 Тема : «Путешествие по Арктики и Антарктики» Тип : Познавательно-исследовательский
Планирование воспитательно-образовательной работы на группе № 5 Тема : «Путешествие по Арктики и Антарктики» Тип : Познавательно-исследовательский...
Познавательно-исследовательский проект «Жители Арктики и Антарктики»
Дети достаточно хорошо знакомы с животным миром нашего края, много знают о диких животных леса и домашних животных, но недостаточно знакомы с жизнью и повадками животных Арктики и Антарктики. Данный п...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...
Познавательный семинар МБДОУ «ДС «Лада» по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории»
план проведения познавательного семинара...