НОД "Комнатные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
АНО ДО Планета детства ЛАДА
«Детский сад № 201 «Волшебница»
НОД на тему: «Комнатные растения - спутники нашей жизни»
в старшей группе № 22
Воспитатель: Зубова И.В.
Программные задачи: Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядного материала. Закрепить знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к растениям. Продолжать знакомить детей с комнатными растениями, научить их различатьиназывать по описанию, рассказывать о них, пользуясь схемой. Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
Материал: разновидности комнатных растений (фикус, фиалка, бегония, традесканция, герань, плющ, колеус, хлорофитум, сансевьера, бальзамин и др.), схема описания комнатного растения, вывеска «Цветочный магазин», схемы—модели за комнатными растениями, карточки для игры «Любитель комнатных растений»,значки для детей «Любитель комнатных растений», энциклопедия «Комнатные растения».
Ход
Воспитатель читает стихотворение:
Сад зеленый на окошке
Средь зимы у нас растет.
Посмотрите—это крошки,
Вон гигант большой растет.
Как нежны у них цветы.
Стебли—чудной красоты.
-О чем стихотворение? (о комнатных растениях)
-Какие растения называются комнатными? (растения которые растут у человека в своем доме)
-Что есть у каждого комнатного растения? (корень, стебель, листья)
-Чем отличаются растения друг от друга? ( у одних стебель один, а у других их много; цветут—не цветут, по размерам и толщине листьев; по запаху)
-Какие стебли бывают у комнатных растений? (прямостоячие, вьющиеся, свисающие). -Назовите и покажите растения с прямостоячим стеблем (герань, фикус и т.д.), со свисающим (традесканция и т.д.), с вьющимися (плющ и т.д.). -У каких растений не видно стебля? (у фиалки, бегонии и т.д.)
-Какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли? (вода, свет, тепло, питательная почва). -У комнатных растений разная потребность в воде: одним нужно ее много, другим – поменьше, третьим – совсем мало. Это потому, что все растения родом из разных мест: одни у себя на Родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много. Назовите эти растения, как вы думаете? Дети с помощью воспитателя определяют эти растения, называют. -Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве почти совсем нет. Растения привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать» воду—накапливать ее в стеблях, листьях—и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые тонкой кожицей. Тонких листьев, которые испаряют много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев: вместо них колючки. Найдите и назовите такие растения.
Игра «Цветочный магазин». Описание по схеме комнатное растение.
Из каких частей состоит растение? ( у комнатного растения есть корень, стебель, листья, цветы)
Как выглядит стебель? (прямостоячие, вьющиеся, свисающие)
Какие размером и формой листья?
Цветущее растение или нет?
Какого требует ухода?
Сначала воспитатель описывает растение которое хочет купить, не называя его, а продавец должен определить название растения, которое хочет приобрести покупатель. Продавцами и покупателями по очереди становятся дети.
-Ребята, а зачем человек у себя дома выращивает комнатные растения, как вы думаете? Чтобы было красиво и уютно;Чтобы воздух был чище, растения выделяют кислород, которым мы дышим;
Растения поддерживают влажность воздуха в помещении;
Растения лечат людей;
Растения отпугивают вредных насекомых (например, моль);
Чтобы наблюдать и ухаживать за ними.
-А что нужно, чтобы растения хорошо росли?
Дети рассказывают по моделям, как нужно ухаживать за комнатными растениями, воспитатель дополняет ответы детей:
Растения нужно держать в теплых помещениях, т.к. большинство из них прибыли к нам их далеких стран, где не бывает холодной зимы.
Поливать растения надо водой комнатной температуры, иначе растения могут заболеть и погибнуть.
-Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше—у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Зимой все растения требуют меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.
-Правильно, комнатные растения надо поливать отстоявшейся водой—улетучивается из воды хлор (по возможности налить воду из под крана и показать частички хлора), и водой комнатной температуры—от холодной воды загнивают корни растений, но необходимо следить, чтобы почва в горшочках была влажной. Кактусы поливают летом через 2-3 дня, а зимой 1-2 раза в две недели. Поливать их надо из лейки, сбоку.
А как правильно ухаживать за комнатным растением и чтобы ему у вас дома хорошо жилось, можно узнать из энциклопедий «Комнатные растения» (воспитатель показывает книгу), в ней рассказывается о все комнатных растения которые существуют в мире.
Надо рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух.
После долгой зимы вносить удобрения.
Оберегать растения от вредителей.
-Вот сколько интересного мы с вами вспомнили о комнатных растениях и что вы узнали новое о них.
Игра «Любитель комнатных растений».
Дети делятся на две команды «Огонек» и «Фиалка».
Воспитатель по карточкам зачитывает задания.
У какого комнатного растения самые большие листья? (у фикуса)
У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья? (у герани)
Какое растение зеленой занавеской спускается на окне? (традесканция)
Какое растение получило свое название в честь любителя и собирателя комнатных растений Бегона?(бегония)
У какого растения на свету листья краснеют? (у колеуса)
Какое растение еще называют «Огоньком»? (бальзамин)
Как по - другому называют сансевьеру? (щучий хвост)
На окне в такую рань Распускается (герань)
Воспитатель предлагает сосчитать командам свои цветы фишки, которые они получили за правильные ответы. У кого их больше—тот победитель. Всем детям вручаются значки «Любитель комнатных растений».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.
Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....
Комнатные растения. Тема: Ознакомление с комнатными растениями.
Программное содержание:...
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».
Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...
Организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений). НОД.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений....
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....