Методическая разработка конспект по экологии "Берегите птиц"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Янковская Мария Анатольевна

Интеграция областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель: продолжать формировать основы экологической культуры.
Программное содержание: расширять представления о птицах
закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку активизировать словарь детей воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii_beregite_ptits.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по экологии : «Птицы»

(Подготовительная группа)

Цель: продолжать формировать основы экологической культуры.
Программное содержание: расширять представления о птицах
закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку активизировать словарь детей воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Предварительная работа: чтение рассказа Казакова «Жадный Чик и кот Васька», Г. Скребицкий «Рассказы о птицах для детей», В. Сухомлинский «Птичья кладовая», Бианки «Высокая горка», чтение загадок о птицах, заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» и пальчиковой игры «Птицы»; физкульминутки «Стаи птиц»; рассматривание репродукций картин с изображением птиц, наблюдение за птицами на прогулке.

Материалы и оборудование: Иллюстрации: «Загрязненная окружающая среда», птицы, «Места обитания птиц», иллюстрации – отгадки; перо, емкость с водой, шприц с подсолнечным маслом, фломастеры, два листа формата А3, картинки птиц для игры «Место обитания», эмблемы команд, жетоны.


Ход занятия.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть всех вас. К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются).А давайте покажем как мы еще умеем здороваться!

Я здороваюсь везде, дома и на улице
Даже здравствуй говорю я соседней курице
Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое
здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, милый мой дубок
здравствуй утро, здравствуй день, мне здороваться не лень

 Сейчас я вам прочту стихотворение, послушав которое, вы поймете о ком мы сегодня будем говорить

«Берегите птиц». (Т. Евдошенко)

О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало  

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зелёной той листвы

Их песенку услышишь ты.

Ребята, о ком это стихотворение? Почему автор просит помочь птицам? Когда особенно птицы нуждаются в нашей заботе? А как вы думаете, как может называться это стихотворение?

Ответы детей

Оно называется «Берегите птиц». Его автор – Евдошенко.

Но кроме злых морозов еще и сами люди вредят птицам. Как, ребята? (Разоряют птичьи гнезда, ломают скворечники, кормушки. Но главная беда –именно люди загрязняют окружающую среду (мусорит, загрязняет воду, небо.)

Ответы детей.

Воспиталель показывет иллюстрации, на которых изображены загрязнённые водоёмы, моря, леса и т. Д

А теперь мы с вами немножко отдохнем, встаем, ребятки

Физкультминутка:

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся на стульчики)

Давайте представим,  что птица попала в загрязнённую нефтью воду. Как вы думаете, что произойдёт с пером птицы? (ответы детей)

Мы  проведём сейчас опыт с настоящим птичьим пером и увидим все сами.

Проведение опыта:

 Ребята, посмотрите на перо, рассмотрите его, какое оно? Давайте подбросим перышко и проследим за его полетом. Наша птица летит. Как летит пёрышко? (Падает медленно, плавно кружась).

А сейчас, представьте, что стакан с водой с – это водоём. Опустим перо в воду. Наша птица водоплавающая. Что происходит? (вода скатывается, за счёт естественного жирового покрытия. Вот так и с перьев птиц, не зря говорит пословица «Как с гуся вода»). Сейчас положим перо и очень аккуратно возьмем шприц с нефтью и вольем ее в стакан-водоём. Произошла катастрофа. Что случилось с нашим водоёмом? Где нефть? Нефть разлилась по всей воде, как будто воду накрыли крышкой (образовалась маслянистая плёнка).

Давайте опустим наше перо в стакан. Что произошло? Когда водоплавающая птица садиться на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность отталкивать воду.

Аккуратно уберем лишнюю жидкость о край стакана, подкинем пёрышко над столом. Что произошло? Посмотрите, как перо быстро «камнем» падает вниз. Перья птиц слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.

Да, к сожалению, человек загрязняет природу, тем самым нанося вред птицам. Но ведь именно человек может и помочь птицам! Давайте подумаем, как. (Делать кормушки)

Ответы детей

А знаете ли вы, ребята, что когда мы кормим птиц  необходимо соблюдать некоторые правила. Сейчас мы попробуем с помощью схем вспомнить эти правила.
•Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки
•Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени
•Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили
•Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

А теперь давайте с вами вспомним нашу пальчиковую игру:

Пальчиковая ига:

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны,

Ешьте макароны!         

«зовущие» движения пальцев

4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой

пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга

вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

то же – левой рукой

тереть ладонью о ладонь,

«катая из хлеба макароны».

Ребята! Я знаю, что вы много знаете о птицах. И сейчас мы проведем с вами викторину, посвященную птицам. А что бы было интересней, я предлагаю поделиться на 2 команды: Цыплята и Воробьи. (Дети делятся на команды, выбирая эмблемы.)

Итак, команды занимают свои места. (Дети садятся)

 Игра – викторина «Птицы»

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Необходимо поделиться на 2 команды

  1. Делимся на команды
  2. Выбираем капитана
  3. Придумываем название командам
  4. Оглашаем правила поведения: Отвечает команда, которой задан вопрос. Если команда не смогла ответить, право ответа переходит другой команде. За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон. И самое главное дослушать задание до конца и не выкрикивать, и не мешать отвечать команде соперников. За нарушение правил игры, команда теряет жетоны.

1 ЗАДАНИЕ: загадки о птицах.

Загадки:

Вот пернатый сел на сук                                Всю ночь летает.        

И колотит: тук-тук-тук!                                 Мышей добывает.        

Ищет пищу под корой                                    А станет светло

он голодною порой. (Дятел)                          Спать летит в дупло. (Сова)

2. Гребешок аленький,                                   Я весь день ловлю жуков,

Кафтанчик рябенький,                                   Ем букашек, червяков.

Двойная бородка,                                            В тёплый край не улетаю,

 Важная походка.                                             Здесь под крышей обитаю.

Раньше всех встает,                                     Чик-чирик! Не робей!

 Голосисто поет. (Петух)                             Не робей! Я бывалый… (воробей)

5 Все ворует что блестит,                         Окраской – серовата,

Глаз её, за всем следит.                             повадкой – вороватая,

На хвосте, приносит вести,                      Каркунья хрипловатая.

Нрав болтливый, всем известен.                  (ворона).

На ветвях сидит высоко,

А зовут её?…(Сорока)

2 ЗАДАНИЕ : Изобрази птицу

Капитан команды должен изобразить птицу, вторая команда угадывает.

3 ЗАДАНИЕ «Быстрые вопросы»

  1. Какие птицы унесли брата у сестрицы Аленушки?   (Гуси-лебеди)
  2. Какая птица помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов?  (Ласточка)
  3. Волшебная птица с золотым оперением?   (Жар-птица)
  4. Птица, которая несла золотые яйца?   (Курочка Ряба)
  5. Какие птицы несли на прутике лягушку-путешественницу?   (Утки)
  6. В кого превратился «Гадкий утенок»?  (В прекрасного лебедя)
  7. Какая птица в сказке «Жадный чик и кот Васька» не позвал остальных воробьев к заброшенной кормушке? (Воробей).
  8. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)
  9. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (да)
  10. Правда ли, что птицы, которые улетают на юг, называются кочующими? (нет)
  11. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)
  12. Как звали птицу, которая не могла улететь в теплые края, потому что лиса повредила ей в детстве крыло (Серая шейка, утка).
  13. Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)
  14. Какая птица умеет дразниться?  (попугай)
  15. Какая птица хвостом разноцветным гордится?  (павлин)
  16. Какую птицу можно назвать зимним яблоком?  (снегирь)
  17. Какая птица может «работать почтальоном?»  (голубь)
  18. Какие птицы не умеют летать вообще?  (Пингвин, страус.)

4 ЗАДАНИЕ: Рассели птицу по месту обитания

( на столах лежат иллюстрации птиц, на доске изображены места их обитания. Воспитатель вызывает по одному ребёнку из команды, который должен поселить птицу в свою среду. За каждый правильный ответ, участник получит фишку для своей команды)

Лес: кукушка, глухарь, тетерев, поползень, клёст, дятел, филин, сова.

Водоёмы: утки, лебеди, гуси, цапли.

Город: синица, воробей, ворона, голуби.

Горы: орлы, ястребы.

6 ЗАДАНИЕ: Нарисуй птицу

Каждая команда должна нарисовать птицу. У каждой команды должен получиться свой рисунок. Ребята по очереди, по одному из каждой команды рисуют только по одному элементу рисунка. Та команда, которая справится быстрее – победила.

Подводим итоги.  Выходят капитаны команд. Считаем жетоны

Ребята, мы с вами знаем стихотворение о птицах. И сейчас, с помощью схемы мы его вспомним.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой...

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их, не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


Молодцы! Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было сложным? Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка: конспект занятия с использованием Современно Образовательных Технологий «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Конспект совместной деятельности взрослого и детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования и  позновательно-исследовательских технологий....

Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по теме "Зимующие птицы"

Дети "отправляются" в зимний лесопарк: при просмотре видеопрезентации рассматривают птиц, слушают стихи о них; по окончании проводится пальчиковая гимнастика "На кормушке", дети выбирают "место житель...

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».

Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что   развивает и обогащает ...

Методическая разработка: конспект занятия по пластилинографии «Украшение разделочной доски городецкими птицами, цветами».

Конспект занятия по пластилинографии в подготовительной группе «Украшение разделочной доски городецкими птицами, цветами»....

Методическая разработка конспекта развлечения "Словно беленькие птицы, шепчут сказку нам страницы"

Представленный материал позволит расширить и уточнить знание  и представление детей о цыпленке и его семействе. Развить зрительное внимание, память, умение сравнивать.Сформирует умение отчётливо ...

Методическая разработка. Конспект непрерывной деятельности с детьми. Зимующие птицы

Конспект совместной деятельности с детьми. "Зимующие птицы"...