Технологическая карта ОД (Формирование целостной картины мира) «Птицы нашего края»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта ОД (Формирование целостной картины мира)
«Птицы нашего края»
Автор-разработчик: Введенская Влада Олеговна, воспитатель ГБДОУ детского сада №2 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: старшая группа детского сада (5-6 лет). Длительность мероприятия: 25 минут
Цель: Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых.
Педагогический замысел:
1.Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
Формировать у детей способность встраиваться в совместную деятельность с другими детьми.
2.Познавательное развитие:
Учить составлять паспорт для птицы;
Развивать познавательный интерес;
Воспитывать интерес к птицам.
3.Речевое развитие:
Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности.
Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц.
4.Художественно-эстетическое развитие:
Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
5.Физическое развитие:
Отрабатывать точное выполнение упражнений во время физ. минутки.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке. Чтение произведений о птицах. Беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах.
Материалы.
Демонстрационный материал: магнитный плакат «Птицы нашего края» с магнитными фигурками птиц, конверт, письмо от орнитолога, аудиозаписи птичьих голосов.
Раздаточный материал: листы бумаги формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности, цветные карандаши, картинки с вариантами (по количеству детей).
Предполагаемый результат: дети узнают и правильно называют синицу, щегла, сойку, чечетку, свиристель, умеют составлять паспорта для птиц, любознательны, активны.
Дальнейшая работа: Проведение игры «Совушка». Беседа об орнитологах. Оформление карточек алгоритма заданий, для паспорта птицы (совместно дети и родители).
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты этапа | Время (примерно) |
1.Вводная часть | Ребята, давайте покажем какие мы дружные – построим «Гору дружбы». Для этого нам нужно встать в круг, протянуть правую руку и положить ее на руки товарищей. Посмотрите, какая большая получилась гора! Какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это сегодня нам пригодится! | Все дети делают «Гору дружбы» | Внимание переключено. | 1 мин |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Воспитатель загадывает детям загадку: Любит семечки и сало, Во дворе с утра летала Эта маленькая птичка. Отгадайте, кто? -Двенадцатого ноября отмечается экологический праздник "Синичкин день". В этот день в разных уголках нашей страны готовятся к встрече "зимних гостей" - птиц, остающихся на зимовку, - синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и "синичкины лакомства": несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника и арахиса, мастерят и развешивают кормушки. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетают из лесов ближе к человеческому жилью и ждут помощи от людей. | Ответ Алисы Дети слушают воспитателя. | Положительно мотивированы на предстоящую деятельность. | 2 мин |
2.Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий | На магнитном плакате воспитатель просит детей разместить фигурки птиц. -Манэ, какие бывают кормушки? Тася, из каких материалов можно сделать кормушки? Даша, куда можно повесить кормушки? Элиана, ты вешала кормушки? Никита, какой корм можно насыпать в кормушку? Полина, а ты видела, какие птицы прилетали к кормушкам? Кристина, при какой погоде птиц у кормушки больше? Шерали, при какой меньше? Сережа, как ты думаешь, почему? - Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и повадки и даже могут лечить птиц. Такие специалисты называются орнитологами. Один такой орнитолог прислал вам письмо. | Дети сажают синичку на сетку с салом, снегиря на ветку рябины, дятла на ствол дерева, щегла в кормушку, поползня на пенёк. Уточняют, кто что ест. Ответы детей Слушают воспитателя | Дети сами добывают знания, путем открытия. Дети подведены к воспроизведению информации. | 4 мин |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий | Воспитатель достает конверт с письмом. -Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Я работаю орнитологом… Воспитатель показывает детям паспорт на птичку "Синица". предлагает оформить паспорта на птиц, обитающих в данной местности (хорошо знакомых детям). На столах разложены листы формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности. Физ. минутка «Маленькие птички» | Каждый ребёнок выбирает лист и составляет паспорт птицы (птицы могут повторяться) Дети (по желанию) рассказывают про птиц, используя паспорт. (Если ребёнок рассказал верно, звучит голос птицы.) Выполняют движения под стихотворение | У детей сформировано знание о птицах. | 5 мин |
Практическая часть. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение работы) | Воспитатель поочерёдно зачитывает задания. Задание 1. "Вид птицы" Саше предлагаются 3 картинки со схематичными изображениями. Задание: выбрать картинку в соответствии с тем, к какой группе относится птица - зимующая, перелётная или кочующая (обозначения: зимующая птица - зима в городе; перелётная птица - пальма и летящие птички; кочующая - лесной пейзаж.) Наклеить подходящую картинку под фотографией птицы. Задание 2. "Чем питается птица". Кириллу предлагаются 3 картинки: Задание: определить, чем питается птица. Наклеить картинку с правильным ответом. Задание 3. "Чем покрыто тело птиц". Максиму предлагаются 3 картинки: Задание:. Определить, чем покрыто тело птицы. Наклеить картинку с правильным ответом. Задание 4. "Где птица откладывает яйца и выводит своё потомство?" Соне предлагаются 3 картинки. Задание: определить, где птицы откладывают яйца и выводят своё потомство. Наклеить картинку с правильным ответом. Задание 5." Какие цвета могут быть в окраске птицы?" Даше предлагаются 10 цветных карандашей: чёрный, коричневый, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, розовый. Задание : определить, какие цвета могут быть в окраске птицы. Нарисовать круг соответствующего цвета. | Дети выполняют задания. Выбирает картинку. Наклеивает картинку Наклеивает картинку с правильными ответами. Наклеивает картинку с правильными ответами. Рисует круг соответствующего цвета. | Дети применяют полученные умения, представления о птицах. | 8 мин |
3.Заключительная часть | Элиана, чем мы сегодня занимались? Полина, что нового ты узнала? Тася, о чём мы сегодня говорили? Максим, что тебе понравилось больше всего? Сережа, что было для тебя трудным? | Ответы детей | Дети обобщают полученный опыт. | 4 мин |
4. Рефлексия | Вот и подошло наше занятие к концу. Вы сегодня столько нового узнали о птицах нашего края. Воспитатель предлагает детям дома совместно с родителями включить дополнительную информацию в паспорта птиц. | Формирование рефлексии деятельности. | 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование целостной картины мира. «Лес наше богатство».
Познакомить детей с тем как люди в старину использовали богатство русского леса. Учить бережному отношению к природе....
НОД по формированию целостной картины мира Тема:"Наша Родина - Россия"
Разработка НОД по патриотическому воспитанию...
Технологическая карта ОС. Общение. 1я младшая группа "Природа нашего края". Воспитатель Амягина Анна Валерьевна
Задачи: Организовать деятельность по закреплению знаний детей о природеОрганизовать коммуникативную деятельность по признакам «живая, неживая природа»Организовать деятельность детей НА КЛАССИФИКАЦИЮ П...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Птицы зимой» во второй младшей группе
Занятие разработано дляразширения кругозора детей. Дети знакомятся с жизнью птиц в холодное время. Узнают, как нужно заботиться о пернатых друзьях зимой....
Формирование целостной картины мира "Книги - наши друзья"
Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам;Развивать речевую активность, умение по словесному описанию и иллюстрациям;Определять знакомые книги и сказки....
Формирование целостной картины мира "Хлеб- наше богатство"
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям вырастившим его....