Проект на тему "Зимующие птицы" в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)
краткосрочный проект на тему : "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimuyushchie_ptitsy_v_starshey_gruppe.docx | 61.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной группе «Зимующие птицы».
Подготовила и провела: Абаляева Наталья Александровна.
Участники: воспитатель- Абаляева Наталья Александровна, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Тип проекта: познавательно- творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный(с 17 по 21 января)
Возраст: 6-7 лет.
Интеграция образовательных областей: речевое, социально- коммуникативное, познавательное, физическое, художественно- эстетическое.
Цель проекта:
Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период. Подвести детей к выводу, что зима нужна природе, птицам и как человек может помочь им.
Задачи:
Образовательные:
- расширить кругозор детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц;
- формировать познавательный и творческий интерес в ходе проведения проекта.
Развивающие:
- способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;
- формировать положительное отношение к изучаемому материалу, желание активно познавать его.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желание заботиться о птицах (делать кормушки, кормить птиц)
- воспитывать бережное отношение к птицам, окружающей среде.
Актуальность: в старшем дошкольном возрасте ребенок активнее интересуется окружающим миром, познает и накапливает опыт, усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и совместной со взрослыми деятельности. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы педагоги, совместно с родителями ,должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема:
- недостаточное представление детей о зимующих птицах.
Ожидаемый результат:
- у детей сформированы представления о зимующих птицах (внешний вид, образ жизни, приспособленность птиц к жизни в зимнее время года).
- вызвано желание детей заботиться о птицах зимой.
Родители приняли активное участие в реализации проекта: изготовление кормушек, совместный рисунок родителей и ребенка на тему «Зимующие птицы».
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
- определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
- определение темы проекта, задач;
- подбор необходимой литературы.
2 этап основной (практический);
- внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
3 этап – заключительный:
Оформление выставки детских работ.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Работа с детьми.
Понедельник
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Игра-инсценировка «Птичий теремок».
Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?».
Подвижная игра «Совушка»
Чтение: А. Барто «Зимние гости», М. Пожарова «Птичий домик».
Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки».
Вторник
Изо (лепка) Тема: «воробушки на кормушке»
Подвижная игра : «Птицелов»
Чтение: Л. Воронкова «Птичьи кормушки», Александр Яшин «Покормите птиц».
Решение проблемной ситуации :«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?»
Среда
НОД «Зимующие птицы»
Дидактическая игра «Сосчитай птиц», «Кто как подает голос?», «Кого не стало?»
Разучивание поговорок о птицах.
Чтение: Н.Гладков «Курорт «Сосулька».
Консультация для родителей на тему «Зимующие птицы».
Четверг
Беседа: «Повадки зимующих птиц».
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц».
Дидактические игры: «Чья? Чье? Чьи?», «Один- много»
Сюжетно- ролевая игра «Птичий дворик»
Организация «Птичьего кафе на территории детского сада».
Работа с раскрасками «Птицы»
Чтение: В. Бианки «Сова».
Пятница.
Итоговое занятие «Игра- викторина»
Рассматривание книг и журналов с иллюстрациями птиц.
Дидактические игры «Большой- маленький», «Скажи наоборот»
Чтение: «Загадки про зимующих птиц».
Конспект подвижной игры в подготовительной группе «Птицелов»
Цель:
- Знакомство детей с новой игрой «Птицелов».
Задачи:
- создавать условия для развития умения бегать в различных направлениях,
- создавать условия для закрепления умения бегать с движениями рук,
- создавать условия для воспитания доброжелательного отношения к сверстникам.
Словарная работа: птицелов, клест, дятел
Оборудование: эмблемы птиц.
Ход:
Воспитатель вместе с частью детей произносит закличку, приглашая детей к игре:
На игру вас приглашаем и улыбки обещаем.
Дружно в круг вставайте все – много радости в игре!
Все дети подходят и встают в круг.
- Ребята, я хочу познакомить вас с новой игрой «Птицелов».
- Кто знает, что значит «Птицелов»?
Ответы детей.
Правила:
- Для игры нам нужен один птицелов, его мы выберем с помощью считалки. Остальные – птицы. Каждый ребенок выберет себе птицу – эмблему. Круг – это клетка, где находится птицелов.
Птицы встают в круг, в центре которого – птицелов. Птицы ходят вокруг птицелова и произносят слова:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке.
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши. Птицы «летают» в разных направлениях по участку. Птицелов догоняет и «осаливает» птиц.
Кого птицелов задел, тот переходит в «клетку» к птицелову.
- Все запомнили правила? Что делает птицелов?
- Правильно, должен только задеть птицу. А птица, что делает? (честно идет в клетку).
- Алиса при помощи считалки выбирает птицелова.
Посмотрите, детки,
Из открытой клетки
Вылетела птичка —
Пестрая синичка.
Кому птичку ловить,
Тот и будет водить!
-Птицелов идет в клетку, дети выбирают эмблемы с птицами.
-Все встали в круг, начинаем играть.
Игра проигрывается 2 – 3 раза. Птицелов считает сколько птиц поймано. При желании птицелов может выбрать нового водящего (птицелова).
Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.
Выбирают водящего - "совушку", остальные дети изображают птичек.
Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками, как крыльями.
"Совушка" сидит в дупле (обозначенное на площадке место).
Когда вожатый произнесет слово "Ночь", совушка вылетает из дупла и бегает по площадке, зорко следя за птичками.
Птички по сигналу "Ночь" должны остановится на месте и не двигаться.
Кто пошевелится, того "совушка" уводит в свой дом, и сама снова выбегает на площадку.
Когда вожатый скажет "День", "совушка" прячется в дупло, а птички, кроме уведенных совушкой, начинают летать.
Игра прерывается, когда совушка уведет к себе 3-х птичек.
Тогда выбирают новую совушку и игра возобновляется.
Подвижная игра «Снегири». Повторяется 3раза
Вот на ветках, посмотри, - 4 хлопка руками по бокам.
В красных майках снегири. - 4 наклона головы в стороны.
Распустили пёрышки
Греются на солнышке. - потряхиваем руками
Головой вертят, улететь хотят - наклоны в стороны
- Кыш -ш -ш- ш- ш! Улетели!
За метелью! За метелью! Разбегаются.
Птицы в гнезда улетели.. Дети занимают свои домики.
“Воробушки и кот”
Кот спит. Воробушки потихоньку крадутся к нему, приговаривая: “Котя черненький лежит. Притворился, что он спит”. Кот вскакивает с криком “Мяу” и ловит воробушков. Все разлетаются. Успевшие скрыться крадутся снова.
Л. Воронкова «Птичьи кормушки».
Однажды Ариша выбежала с ребятами на улицу поиграть в снежки. Поглядела вокруг: на белую улицу, на белые крыши, на белые деревья – и призадумалась.
- Послушайте, ребята. Видите, сколько снегу навалило? В такую снежную зиму птицам очень плохо: им совсем негде добывать корм. Мы должны им помочь, им нужны кормушки.
- Да ведь у нас есть кормушки возле школы!
- Птиц много, а кормушек мало, - ответила Ариша. – Вот если бы у нас во всех дворах кормушки были!
Когда ребята шли из школы домой, то у них только и разговоров было что о кормушках.
- Я живо кормушку сделаю, - сказал Митя, - мне это недолго!
- И я сделаю! – закричал Паша.
Не прошло и двух дней, как у всех ребят уже висели во дворах птичьи кормушки.
Александра Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,
Горсть одна –И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать ,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз .
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Курорт "Сосулька"
Н. Сладков
Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт... Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
— Это смотря на какой зимовке, Сорока!
На какой, на какой — на обыкновенной!
Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.
— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!
Но Свиристель не согласен:
— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!
— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.
А Барто
ЗИМНИЕ ГОСТИ
И кружится и стелется,
По улице метелица!
А птицам каково?
Муланы - красногрудки
Не завтракали сутки,
Не ели ничего!
Чечетка в снежной кашице
Пушинкой серой кажется.
И прячутся в кусты
Озябшие клесты. –
А если две недели
Косматые метели
Начнут качать сады?
Ведь каждой птице-летчице
Поесть немного хочется
Откуда взять еды?
Мы к липам на верхушки
Приладили кормушки,
- У нас гостей полно.
Слетелись свиристели,
Синицы прилетели
- Весь день клюют зерно.
М. Пожарова.
ПТИЧИЙ ДОМИК
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Дощатый домик птичий
Повесим на сучок.
Ни зерен, ни травинок –
Голодная пора!
Блестят иголки льдинок
Исчезла мошкара.
Но здесь, в саду за школой,
Среди седых ветвей,
Готов обед веселый , ,
Для птичек у детей.
Над домиком дощатым
С утра немолчный гам, -
Как весело .крылатым,
Порхающим гостям!
Пшена и крошек хлебных
Отведать каждый рад.
От песенок хвалебных
Милей наш старый сад.
Н. Плавильщиков
«Не видевши, не поверишь»
От мороза деревья трещат, а на елке — гнездо, а в гнезде птичка сидит и яички греет. Эта храбрая птица — клест.
Все птицы вьют гнезда весной. У клестов свои порядки. Они выводят птенцов, когда много еды. Зима, весна, лето — им все равно. Было бы сытно.
Клестовая еда — семена из еловых и сосновых шишек. Шишки висят на дереве весь год. Клестам хватит еды и зимой, есть чем прокормить птенцов. В гнезде тепло. Клестиха не улетает из гнезда, корм ей приносит самец. Выведутся птенчики, и тогда мать сидит в гнезде, греет голых птенцов, да и сама от них греется.
Где много шишек, там много и клестов. Мало шишек — нет и клестов, им нечего делать в таком лесу: еды нет. Носы у клестов особенные — крестиком. Таким носом очень удобно выковыривать семена из шишек.
Хочешь увидеть клеста — ищи его в еловом лесу. Да не понизу смотри, а гляди на верхушки елок. Увидишь — там высоко-высоко, возле шишек, птицы по веткам лазают, возле шишек, птицы по веткам лазают, вниз головой висят — вот они, клесты! А прислушаешься — услышишь: «кле-кле-кле». Это клесты перекликаются.
Виталий Валентинович Бианки. Сова
Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет - молоком белит. Летит мимо Сова.
- Здорово, - говорит, - друг!
А Старик ей:
- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
- Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови.
А Старик:
- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
- Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
- Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
- А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут телки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
- А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни меду, ни воску, - волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
- И ветер разнесет, - говорит Старик, а сам в затылке скребет.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко все жиже да жиже.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить - пошел Старик Сове кланяться:
- Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
- То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
Загадки про зимующих птиц.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
— С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …
(Снегири)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
— Получается прыжок.
(Воробей)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка — …
(Воробей)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
— Коноплю ворует.
(Воробей)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит …
(Сорока)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её …
(Cорока)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её …
(Сорока)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)
Днём спит, ночью летает.
(Сова)
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло.
(Сова)
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись …
(Дятел)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)
Что за кузнецы в лесу куют?
(Дятлы)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
— Все равно он будет мой!
(Дятел)
Очень странный почтальон:
Не маг и не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несёт посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?
(Сова)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Пословицы и поговорки о зимующих птицах:
Знает сорока, где зиму зимовать.
Здоровое дерево дятел не долбит.
Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьем.
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой
Молодой воробей учится чирикать у старого.
Красна птица опереньем, а человек - уменьем.
Не велика птичка - синичка, и та свой праздник помнит.
Всякая птица к своей стае летит.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Каждая птица своим носом кормится.
За морем и синица - птица.
Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.
Консультация по теме «Зима. Зимующие птицы»
- Понаблюдайте с ребёнком за птицами, которые встречаются зимой.
- Рассмотрите в книгах изображения зимующих птиц. Поговорите о том, как люди могут помочь птицам перезимовать.
- Произнесите чётко названия зимующих птиц, а потом попросите ребёнка повторить вслед за вами: ворона, сорока, синица, воробей, голубь, дятел, снегирь, сова
2. Рассмотрите изображения птиц. Обратите внимание ребёнка на части тела птицы: голову, хвост, крылья, грудку, лапки.
Закрепите в речи ребёнка глаголы: прилетают, садятся, клюют, чистят пёрышки, улетают
3. Загадайте загадки:
• Озорной мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
• Странный доктор есть на свете.
Он деревья лечит, дети.
Где болит? Тук, тук!
А, нашел. Тут, тут! (Дятел)
• Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это. (Снегири)
4. Дидактическая игра «Назови ласково».
Воробей …
синица …
снегирь …
ворона … и т. д.
5. Дидактическая игра «Один-много».
Дятел …
воробей …
синица …
снегирь…
ворона…
6. Поиграйте вместе с детьми в игру, развивающую координацию речи с движением.
Вот на ветках, посмотри, (хлопают по бокам руками –крылышками)
В красных майках снегири
Распушили пёрышки, (часто потряхивают руками –крылышками Греются на солнышке. опущенными вниз)
Головой вертят, улететь хотят. (повороты головой с кивком)
Кыш! Кыш! Улетели! («полетели» по комнате, взмахивая руками как крыльями)
За метелью, за метелью!
7. Помогите ребёнку сделать кормушку и организовать столовую для птиц за окном или во дворе.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- обобщающее понятие «зимующие птицы»;
- зимующими называют птиц, которые не улетают осенью в теплые края, а остаются у нас зимовать;
- названия основных зимующих птиц (воробей, ворона, голубь, дятел, снегирь, синица, сова);
- части тела птиц (голова, клюв, глаза, шея, тело, лапы, хвост) и чем они покрыты (перьями);
- чем питаются птицы зимой (семечки и семена, зерна, ягоды, остатки пищи).
Расширение словарного запаса детей:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клест; птица, кормушка, стая, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; зимовка, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья…
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: дикие, зимующие, быстрые, проворные, веселые, дружные, заботливые, красногрудый (снегирь)…
ГЛАГОЛЫ: высиживать, вылупляться, кормить, летать, перелетать, возвращаться, вить, зимовать, выводить, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, мастерить.
ПОЧИТАЙТЕ О ПТИЦАХ:
А.Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица»
В.Звягина «Воробей»
А.Яшин «Покормите птиц зимой»
А.Чепуров «Трудно птицам зимовать»
Т. Евдошенко «Берегите птиц»
Ю.Никонова «Снегирь»
Л.Григорьева «Синица».
Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг», «Появились синички»
Е.И.Чарушин «Воробей»
В.Зотов «Синица»
Дидактические игры
«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.
«Кто как голос подает?»
Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Дети: Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать.
Я снегирь. Я умею свистеть.
Я воробей я умею чирикать.
«Сосчитай птиц»
Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.
«Большой – маленький»
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло – черненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.
«Один – много»
Цель: уметь образовывать формы множественного числа
существительных.
Одна ворона – много ворон,
Один воробей – много воробьев и т. д.
«Угадай по описанию»
Цель — научить составлять описательный рассказ. Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
«Четвертый лишний»
Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица.
Голубь, дятел, снегирь, ласточка
Сорока, воробей, ласточка, дятел.
Ворона, скворец, синичка, галка.
Утка, снегирь, голубь, сорока.
Клёст, воробей, синичка, кукушка.
«Чье это?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т.д.
Клюв чей?
Хвост чей?
Голова чья?
«Скажи наоборот»
Цель: закрепить знание детьми антонимов.
Клюв толстый – клюв тонкий,
Хвост длинный – хвост короткий
«Кого не стало?»
Цель: формирование грамматических категорий, образование слов-существительных в родительном падеже.
На доске или на столе выкладывают картинки 5-6 зимующих птиц, предлагают детям назвать всех изображенных птиц и запомнить их. Затем просят детей закрыть глаза, в это время педагог убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют какой птицы не стало. Например: "Не стало снегиря", и т. д.
Викторина
«Зимующие птицы»
Подготовительная группа
Цели:
Расширение, обобщение и систематизирование знания детей о птицах. Закрепление знаний о зимующих птицах нашего края.
Формирование бережного отношения к птицам, воспитание желания оказывать посильную помощь.
Задачи:
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах(кочующие, оседлые);
- воспитывать доброжелательное отношение к природе родного края, птицам;
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
Предварительная работа:
• выставка семейных рисунков: "Помогите птицам"; кормушек.
• коллективная аппликация, лепка «Птицы на кормушке»
• прогулка-наблюдение с детьми за птицами в зимнее время и их фотографирование;
ХОД ВИКТОРИНЫ:
Организационный момент:
Дружно дети встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
В: Ребята, мы с вами на занятиях говорили много про птиц, наблюдали за поведением птиц на прогулках, заучивали стихи, и разгадывали загадки. Но самое главное, вы вместе со своими родителями изготовили кормушки для птиц, прилетающих к нам на участок, и мы теперь знаем, что им будет гораздо легче пережить суровую зиму.
В: А теперь я зачитаю вам письмо:
Дорогие ребята! В нашу страну Птицеландию, долетела весть о том, что вы очень любите птиц и много о них знаете. Хотелось бы проверить, так ли это на самом деле. Если вы правильно выполните все мои задания, то я порадуюсь за вас, и прилечу к вам в гости еще раз.
С уважением, Сорока.
- Ну, как ребята, согласны вы выполнить задания, которые прислала вам Сорока.
Тогда внимание, вот первое задание.
Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите,
Дети, кто мы? Назовите? (Зимующие птицы).
В: Внимание! Второе задание. Называется - «Четвертый лишний». (презентация)
В: Внимание третье задание. Сорока, ворона, дятел, воробей, голубь. Как можно назвать всех этих птиц? И почему их так назвали? (Зимующие птицы, они не улетают на юг, зимуют у нас)
В: Правильно. Наши верные друзья – зимующие или по-другому их называют оседлые птицы, которые живут у нас круглый год, не улетают на юг. В сильные морозы они в поисках пищи перебираются поближе к жилью человека, ждут помощи от нас.
В: Еще четвертое задание. Отгадать загадки об оседлых птицах.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее? (ворона)
Вкруг ствола большой сосны
Шишки по снегу видны.
Здесь на кузнице затратил
много сил проворный … (дятел)
Трещала с самого утра:
«Пор – р- ра! Пор-р-ра! А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока)
В: Пятое задание. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Каких птиц называют кочующими? Перечислите их.
Д: Птицы, которые с наступлением холодов прилетают в наши края с северных лесов, называются кочующими. Снегирь, клест, синица, свиристель.
В: Шестое задание. Вспомнить стихотворения о кочующих птицах.
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегирей в окно увидишь:
Здравствуй, милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть!
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек.
Физминутка:
Вот на ветках, посмотри, по 4 хлопка руками по бокам и по коленям
В красных майках снегири 4 наклона головы в стороны)
Распушили перышки, на первое слово – частое потряхивание руками
Греются на солнышке. на второе – хлопок по бокам
Головой вертят, по 2 поворота головы на каждую строку
Улететь хотят.
- Кыш, кыш! Улетели! дети разбегаются,
За метелью! За метелью! взмахивая руками, как крыльями
В: Следующие задание. «Что объединяет»
- Муравейник, нора, дупло, изба, гнездо.
(Это жилища. Муравейник – дом для муравьев; нора – для лис, грызунов; дупло – для белок, хорьков; изба – для человека; гнездо – для птиц)
В: Следующие задание. «Конкурс тараторок».
Для этого конкурса приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они соревнуются друг с другом в проговаривание скороговорок (1 балл за каждую скороговорку)
- Дятел дуб долбил, да не додолбил.
- Проворонила ворона вороненка.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
В: А теперь внимание десятое задание - «Собери картинку».
В: Но пора подводить итог нашей викторины.
Стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку Сороку.
С: Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада тому, что вы так успешно справились со всеми заданиями.
В: Да, Совунья, наши ребята очень любят птиц и много о них знают. А еще они заботятся о них, помогают нашим пернатым друзьям.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь
В: Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму? (Они погибнут)
В: Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться? (Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах)
В: А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону, и поэтому
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
В: Сорока, наши ребята дома вместе с родителями сделали для птиц кормушки. Приглашаем тебя с нами на прогулку повесить эти кормушки и угостить твоих сородичей.
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи: Формировать знания детей о птицах, как о живых существах, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди. Закрепить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших» вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Содержание:
Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.
- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
- Жалко? (Очень жалко)
- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы, Нос наружу – ой – ой – ой!
Даже белые березы В серой корке ледяной.
Даже белки – непоседки В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки, Не вылазят из дупла.
И голодная синица Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться, Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью, Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю, Не дожить мне до весны! »
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
- Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережка: «Ладно! Потерпи не долгий срок… »
И достал он из чулана Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке, Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна, А на лист – пшена,
Конопли две горсти – Собирайтесь, гости!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.
- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.
- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов
К вам слетаться, как домой, Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма, Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их – Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть И для них тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли,
А остались зимовать Заодно с людьми…
- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)
- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …
По небу весело скользят, Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!»
Игра-инсценировка «Птичий теремок».
Цель: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.
Демонстрационный материал : кормушка, плоскостные изображения птиц.
Ведущий: Голодно, холодно, Галки, воробьи
Голодно, холодно, Воробушки мои?
Прилетайте в гости, Полны у нас горсти!
Клюйте, гостите, Не пугайтесь, клюйте!
Выходят дети и разыгрывают диалог, используя плоскостные изображения птиц.
Ведущий: Висел на дереве теремок. Небольшой теремок, без окон, без дверей, но очень просторный. И в том теремочке никто не жил. Но в том теремочке было много еды для птиц. Однажды на дерево прилетел воробей и увидел теремочек. Подлетел воробей к теремочку и спрашивает:
Воробей: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Я маленькая птичка с пушистыми перышками серого или коричневого цвета, живу у вас круглый год. Я очень быстрая и красивая птичка. В холодную пору мы с братьями сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Можно залететь в гости?
Ведущая: Никто не ответил воробью, и воробей сам решил погостить в птичьем теремочке.
(подлетает синица)
Синица: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Воробей: Я воробей, а ты кто?
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое. Можно залететь в гости?
Воробей: Залетай синичка, я не привык есть в одиночку.
(подлетает дятел)
Дятел: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Вместе: Я воробей. Я синичка. А ты кто?
Дятел: Я дятел.У меня красивая пестрая окраска: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, на головке красная шапочка, клюв острый. Я очень хорошо лазаю по деревьям. Надоело долбить дерево, так хочется семян поклевать.
Вместе: Милости просим! Еды всем хватит.
(подлетает снегирь)
Снегирь: Какой красивый птичий теремок! Я так голоден!
Вместе: А мы тебя раньше не видели в нашем лесу. Ты кто?
Снегирь: Я ваш гость. Я прилетел к вам с Севера. У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый. Мое любимое лакомство: ягоды рябины.
Вместе: Залетай снегирь. У нас в теремке есть такое лакомство.
(подлетает сорока)
Сорока: Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Вместе: Я воробей. Я синичка. Я дятел. Я снегирь. А ты кто?
Сорока: Я сорока. Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам белые перышки. Хвост длинный и прямой, а клюв острый. Пустите полакомится несоленым салом.
Вместе: Залетай сорока. Расскажешь лесные новости.
(подлетает ворона)
Ворона: А мне местечко найдется? Я ворона. У меня крупное туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
Вместе: Залетай ворона,будем очень рады.
Вот так собрались дружной семьей зимующие птицы. Теперь им никакие морозы не страшны. Спасибо людям за помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "зимующие птицы" старшая группа
Пояснительная записка.Актуальность: В холодное время года перед зимующими птицами встаёт вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно...
Проект «Помогите птицам!» (старшая группа, краткосрочный, творческий)
Расширятся знания детей о птицах, о внешнем виде, повадках.Пополнится словарный запас;Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.Заботливое отношен...
Проект "Перелетные птицы"- старшая группа
Образовательный проект«Перелетные птицы»для детей старшей группы Савенкова Наталья Валентиновна,воспитатель,МКДОУ № 17 «Земляничка»с.Коменки Сроки проведения: 15.03.2016 – 31.03.2016 года.Ти...
Информационная карта проекта по экологии в старшей группе «Птицы, которые нас окружают». МДОУ "Детский сад "Сказка" № 98 г. Петрозаводск.
Воспитатели: Анфимова Е. И., Смирнова М. А., Фофанова Р.В.Вид проекта: исследовательно - творческий, познавательно-речевой.Участники: воспитатели, дети, родителиПроект долгосрочный (сентябрь – апрель)...
Проект "Зимующие птицы" Старшая группа
Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.Воспитательно-образовательную работу...
Проект «Зимующие птицы» (Старшая группа)
Проектная работа направленна на ознакомление с окружающей средой и оказание помощи зимующим птицам....
Проект по экологии в старшей группе"Зимующие и перелётные птицы!
В дошкольном возрасте очень важно сформировать у детей интерес к природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми нами было в...