Заняти "Путешествие по карте"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Продолжать знакомить детей с глобусом и картой,научить составлять маршрут путешествия, познакомить детей с природно климатическими зонами Европы и Африки. животными живущими на данном материке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_po_karte.docx167.17 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №102»

Занятие «Путешествие по карте»

в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет 7

с использованием современных образовательных технологий.

C:\Users\Samsung\Desktop\1620200238_2-phonoteka_org-p-fon-puteshestvie-dlya-detei-2.jpg                                   

                                     

                                                                                                  Воспитатель: Ризванова З.Р.                                          

                   

 г. Оренбург 2022

Открытое занятие  «Путешествие по карте»

В группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

  Цель: Формирование познавательной активности, создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире.

 Задачи:  Образовательные:

1. Продолжать знакомить детей с глобусом и картой, научить составлять маршрут путешествия;

2. Познакомить детей с природно-климатическими зонами Европы и Африки, животными, живущими на данных материках.

3. Дать детям реальные представления о перелете птиц на примере ласточки, о пути следования на место зимовки.

4. Учить детей работать сообща.

5.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами;

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческую активность, самостоятельность.
  2.  Развивать логическое мышление, воображение, внимание, умение отвечать на вопросы
  3. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
  4. Развивать речь, воображение, творческие способности.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к животным, природе и окружающему миру.

2.  Воспитывать активность, уверенность;

3.  Воспитывать желание помочь ближнему, чувство взаимовыручки

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения самостоятельно находить способы выполнения практических и познавательных задач; формирование устойчивого познавательного интереса.

Предварительная работа: проведение нод «Перелетные птицы»; рассматривание иллюстраций с изображением ласточки; чтение И. С. Никитин «Гнездо ласточки», К. Д. Ушинский «Ласточка», К. И. Чуковский «Доктор Айболит», Р. Киплинг «Как Леопард стал пятнистым».

Оборудование: наглядные: глобус, рисунок карты, карточки с изображением ласточки, мультимедийные презентация «Куда улетают ласточки», мнемосхемы, презентации  «Морские жители», «Животные Африки»

Оборудование для детей: трафареты животных и различных видов транспорта.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы,формы,приёмы,

виды деятельности

1.Психологический настрой

 Воспитатель:

    -  Ребята отгадайте загадку.

Черный костюм,

Белая рубашка

Прилетела из-за моря.

Правильно вы догадались, это ласточка. Куда летят ласточки? Почему они улетают на юг? Кто знает, какие страны или материки есть на юге?

Приветствие

Психологический этюд

2.Вводно-организационная часть(мотивация)

Воспитатель предлагает детям подойти к глобусу и показывает континент - Африку.

- Ребята, кто из вас слышал об Африке? Хотите там побывать? Предлагаю отправиться в путешествие по следам ласточки, возможно, мы её встретим на просторах Африки.

Ребята, а как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться до Африки? Давайте подумаем и порассуждаем.

Может на машине?

Воспитатель: А мы сможем на поезде добраться до самой Африки?

(Мнемокарты)

- самолёт – воздух, облака

- поезд – рельсы

- лодка – река, мост

- автомобиль – дорога

Воспитатель: На каком ещё транспорте мы можем путешествовать.  Правильно, конечно самолёт. Тогда, чтобы время зря не терять, отправляемся на самолёте. Представьте, что мы на борту самолета и готовимся к отлету.

Дети осознают  и принимают поставленную задачу, участвуют  в диалоге, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы.

Дети рассказываю о транспорте опираясь на мнемокарты

 

Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности.

Прием «яркое пятно».

3.Основная часть( актуализа-

ция, восприятие и усвоение нового, расширение имеющих представлений)

Воспитатель:   - Ребята, нам с вами надо наметить           маршрут нашего путешествия. Итак, сначала надо найти место, где мы находимся с вами сейчас – это будет «пункт отправления». Где мы живем? правильно, в России,  в городе Оренбурге.  Оренбургская область находится на Урале. Как Урал обозначен на карте? Давайте найдем Уральские горы и на это место прикрепим флажок. Далее надо найти Африку – это пункт прибытия, снова крепим флажок.

Определение маршрута по глобусу и карте и прокладывание его цветными маркерами на карте.

  Физкультминутка. Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, имитируют звук самолета)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, имитируют звук самолета)

Приземляться нам пора! (Садятся на стульчики)

Воспитатель:   Ребята, прежде чем мы  приземлимся, скажите, кого может встретить ласточка по пути в Африку? Где сначала будет ласточка, над какими странами? А кто знает, чем богаты леса, какие животные живут, какие деревья растут на этом континенте? Что вы знаете об Африке? Кого встретит ласточка в Африке? Какая природа в Африке?

Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем в игру «Добавь слово», если ответ правильный  на экране мы увидим это животное.

В Африке живут ловкие,  хвостатые..(Обезьяны).

 В Африке живут большие толстокожие…(Бегемоты)

В Африке живут пугливые, быстрые…(Зебры)

В Африке живут сильные, гривистые… (Львы)

В Африке живут пятнистые, длинношеи...(Жирафы)

И еще огромные, сильные …(Слоны)

 Воспитатель: - Ребята, посмотрите в иллюминаторы.  Приготовили бинокли (пальцами образуют колечки). Посмотрите направо, посмотрите налево, посмотрите вниз, посмотрите наверх. Сейчас мы пролетаем над Европой. Как вы думаете, каких животных здесь могла встретить ласточка?

Показ фото-слайдов: природа, обитатели европейской части материка.

Полетели дальше. Над чем мы пролетаем сейчас, что мы можем увидеть за бортом самолета? Посмотрите на карте. Да, верно, мы летим над Средиземным морем. Какой длинный путь проделала ласточка. Дети, пролетая над морем, кого могла увидеть наша ласточка?

- Ребята отгадайте  загадки  о морских жителях.

Настоящий он циркач —

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть... (дельфин)

  

Эта рыба — хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно... (акула)

 

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

Он клешнями щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей... (краб)

 

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской... (конек)

 

И на суше, и в воде —

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме... (черепаха)

  

Может рыба-великан

Над водой пускать фонтан.

Кто же этим знаменит?

Житель океана — ... (кит)

  

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он... (скат)

 

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это... (краб)

  

Что за шар плывет с шипами,

Тихо машет плавниками?

Только в руки не возьмешь.

Этот шарик — ... (рыба-еж)

 

  Показ фото-слайдов: вид моря, морские обитатели.

  Воспитатель: - Заводим моторы, летим дальше. Ребята, вот и Африка. Найдем на карте и глобусе часть света - Африку

Воспитатель: - Дети, посмотрите перед нами африканская степь.

 Демонстрация фото-слайдов: природа Африки, её обитатели.

Ребята, чем замечательна Африка: какая там погода? Почему ласточки на зиму улетают в Африку? (вечное лето, жара).

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, делают выводы

Физминутка  

   

Дети отгадывают животное по описанию.

Физкультминутка для глаз

Дети отгадывают загадки

Ответы детей.

Беседа, художественное слово, презентация, рассказ воспитателя, дид. игра, обсуждение, ,ситуативный разговор,  д/и игра, ,   импровизация, презентация, , физминутка

4.Опытно-экспериментальная часть (практическая работа)

Воспитатель: Вот мы и совершили путешествие по следам ласточки. Давайте на нашей карте с помощью трафаретов нанесем изображение животных, которых ласточка встречала на своем пути.

 

Дети выполняют практическую работу, взаимодействуют с другими детьми и педагогом

наблюдение,

индивидуальная форма организации деятельности, игровой прием.

5.Заключительная часть.

Воспитатель - А теперь ребята пришло время возвращаться назад в детский сад, занимайте свои места в самолете.

- Вот и закончилось наше путешествие, мы вернулись обратно. Ребята, думаю, что вам понравилось наше путешествие. А что вам больше всего понравилось, что вы узнали нового для себя?

- Напомните мне, где мы с вами побывали? Что больше всего запомнилось в Африке?

- Я предлагаю оставить вам эту карту у себя в группе, для того чтобы отмечать дальнейшие путешествия по миру.

-Давайте на прощание нашего путешествия составим синквейн об Африке.

Что такое синквейн? Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Все, о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

Про кого будем придумывать? Про ласточку:

Ласточка

Быстрая, перелетная

Летает, порхает, кружится.

Выводит своих птенчиков в гнездышке.

Касаточка.

Рефлексия. Что вам больше всего понравилось делать? Что было трудно 

Дети высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния.

Беседа, обсуждение,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по одной из сюжетных картинок (тематический набор сюжетных картинок).

Цель. Формирование  навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной воспитателем из серии сюжетных картинок «Бумажный кораблик».Задачи-  учить детей пр...

Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"

В своей работе, обучая детей рассказыванию, я использую современную образовательную технологию-мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц...