План-конспект (экологическое воспитание экспериментальная деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Злобина Наталья Викторовна

Конспект занятия в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_ekologiya.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект НОД

  образовательная область-познавательное развитие

 экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста


Тема: «Волшебный шар»

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. закрепить знания детей о явлениях природы,
  2. учить рассуждать, анализировать и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
  3. организовать познание детей через самостоятельный поиск;
  4.  обогащать словарный запас: «природные явления», «гейзер»

Развивающие задачи:

  1. развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
  2. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  3. развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
  2. воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

 Материалы и оборудование: «Волшебный шар» (игрушка), столы, накрытые клеенками, бумажные салфетки, фартуки; баночки с водой, баночки с акварельной синей краской, шприцы, пена для бритья, палочки деревянные; стаканчики с водой, крышечки с красителем; макеты гейзеров с водой, крышечки с содой и с лимонной кислотой, пластмассовые тарелки; кисти для рисования, стаканчики для воды, раскраски водные, презентация.

Ход занятия:

1. Организационный момент

(появляется слайд 1-ветер)

Звучит музыка ветра и в группе появляется воспитатель, в руках держит шар, крутиться и не понимает куда попал, обращает внимание на гостей и ребят.

Воспитатель: -Здравствуйте! Сколько здесь ребят, я что попала в детский сад?  (удивляется)

Смотрит на шар в руках: «Так вот куда ты меня привел?»

-Ребята, со мной приключилась невероятная история:

           «Возвращаясь домой, прохожу я мимо вашего детского сада.  В сумочке у меня лежал вот этот синий шар, мне его подарили к празднику. Ведь совсем скоро Новый год.  И вдруг поднялся такой сильный ветер, шар засветился! Какая- то невероятная сила начала тянуть меня сюда к вам…

- И вот, оказавшись, здесь с вами мне, кажется, он волшебный!

 Вы поможете мне разобраться с этим шаром? С вашей помощью, объединившись, мы разгадаем его силу. (дети соглашаются)

-Ну тогда быстро знакомимся и приступаем к делу.

(воспитатель выставляет ладонь, а дети по очереди называют свои имена и тоже кладут свою руку)

- Я –Наталья Викторовна. Ну а если мы команда, то мы должны быть в одинаковых костюмах.

(воспитатель подводит детей к месту где будут лежать фартуки, дети одеваются, в это время воспитатель обращает внимание что у каждого картинка с явлениями природы, они рассматривают и называют у кого что: (снег, дождь, солнце, радуга, ветер, туча с солнцем, гроза, мороз)

2.Основная часть

Воспитатель: -Ребята, эти картинки на ваших фартуках не случайны. Мне кажется наш шар связан с явлениями природы. Ведь не случайно он стал светиться только после того как поднялся ветер. Вы как считаете? (высказывания детей)

-Ребята, а давайте проверим силу шара с помощью опытов, нам в этом помогут подручные средства и материалы для экспериментов. Вы любите проводить различные опыты, эксперименты? Тогда вспомним главные правила работы.

Без разрешения запрещается:

       .   трогать оборудование и приборы без разрешения

       .    приступать к опыту только после моего объяснения

  • ничего нельзя брать в рот
  • во время проведения наших опытов быть аккуратными, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не пролить.

Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, мои юные помощники, а какие явления природы вы знаете?

Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар, ледоход и т.д.

Воспитатель: -Вы просто молодцы, столько много природных явлений вы  знаете.

Воспитатель: И так, мои юные помощники, чтобы узнать с каким  природным явлением мы проведем первый эксперимент, вам нужно будем разгадать мою  загадку:

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

 покуда он идет.

(дождь)

 (появляется слайд - 2 круговорот воды в природе)

- Значит, для того, чтобы пошел дождь нужна туча или, если дождь не сильный, достаточно облака. А как же облака образуются в природе?

 Воспитатель: Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар. Затем эти капельки остывают, тесно «прижимаются» друг к другу, их становится настолько много, что в одном облаке им просто не поместиться и они падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

- Я приглашаю вас подойти к столам. (воспитатель подводит к месту опыта)

(перед каждым ребенком стоит баночка с водой, стакан с разведенной синей краской, шприц)

Воспитатель: Чтобы появились облака мы используем обычную пену для бритья. (воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)

- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).

- Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.

-Сейчас мы возьмем шприцы, наберем в них окрашенную в синий цвет воду и капнем в баночку прямо на облако.

(опыт сопровождается шумом дождя, слайд -3)

(действия детей производятся вместе со словами воспитателя)

-Ребята, а сейчас вы подойдете ко мне, мы все дружно кладем руки на шар и вместе скажем:

        «Круглый шар в руках держу, волшебства я очень жду»

(шар загорается)

- Ну вот еще одно подтверждение, что шар связан с природой, мы провели опыт дождя и он снова засиял.

Теперь мы на правильном пути и двигаемся дальше.

 -Но прежде чем мы приступим с вами к следующему опыту, я предлагаю немного отвлечься от нашей командной работы и поиграть. Согласны?

Проводится словесная игра: «Четвертый лишний»

Радуга, снежинка, сосулька, цветок

Солнце, медведь, облако, молния

 Птица, дождь, ветер, гроза  

 -Ребята, а вы знаете какое природное явление бывает после дождя?

(радуга)

Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?

Дети: На небе.

Воспитатель: Из скольких цветов состоит радуга? (ответы детей)

(слайд -4 радуга)

(подходят к столам, стаканчики с водой стоят в виде радуги, каждый ребенок берет крышку с краской и выливает ее в свой стакан)

Воспитатель: -Краски словно радуга

                        Красотой своею радуют

                        Оранжевые, желтые, красные,

                        Синие, зеленые-разные!

- Вода имеет свойство окрашиваться и получилась замечательная и яркая радуга.

(воспитатель еще раз спрашивает у детей каких цветов стаканчики получились)

-От нашей радуги стало радостно и светло, правда, ребята?

-А сейчас берем шар и проверим его другим способом. Вы будите очень осторожно передавать его друг другу.

(дети передают его друг другу и в конце, когда шар у воспитателя в руках вместе говорят:

                   «Круглый шар в руках держу, волшебства я очень жду»

шар снова светиться)

Воспитатель: А вот сейчас будет трудная задачка для волшебного шара

(шар остается возле другого воспитателя)

 (обращает внимание детей на слайд 5)

-Знаете, что это за природное явление? (гейзер)

Воспитатель: Гейзер - это фонтан горячей воды и пара, бьющий из-под земли. В нашей местности водных вулканов не бывает, часто это явление можно увидеть в горах, в нашей стране на полуострове Камчатка есть Долина  Гейзеров.  

(воспитатель подводит детей к столам, у каждого макет гейзера (внутри стаканчик с теплой водой), две крышки с содой и с лимонной кислотой, проводиться опыт)

-Что происходит? (ответы детей).

 Воспитатель: При взаимодействии воды с кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое нашего «вулкана» вверх.

В это время шар на столе начинает светиться воспитатель обращает на это внимание.

-Ребята, этот шар такой необыкновенный, теперь я, обязательно, к новому году повешу его на елку и буду ждать от него нового волшебства. Ведь настает самое сказочное время - Новый год, время чудес и сюрпризов.

Воспитатель: -  Вы такие молодцы, вы очень дружные, любознательные ребята. Без вашей помощи я бы не справилась. В подарок я приготовила вам интересные раскраски, но рисунки на них совсем не четкие. Проявиться картинке поможет вода и кисточка.

- Ну чтобы у нас все получилось надо закрыть глаза и сказать:

   «Вода. Водица помоги! Нам картинку покажи!»

(дети сырой кисточкой проводят по картинке, показывают друг другу получившиеся картинки)

3.Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, что сегодня вас больше всего запомнилось? удивило?

                          Что нового узнали?

                          Что было трудно? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)

Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Поможем Винни-Пуху».

ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.  Знакомить с качественной характеристикой воздуха   (невидимый, движется, ощущаем). Развивать умение детей решать про...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности на тему: «Русские горки» для детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»Задачи:1....

Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по продуктивной (аппликация) и двигательной деятельности Тема: Осенняя пора (фрукты) «Ширма с фруктами»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлении), «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка»....