План-конспект (экологическое воспитание экспериментальная деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
План-конспект НОД
образовательная область-познавательное развитие
экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста
Тема: «Волшебный шар»
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о явлениях природы,
- учить рассуждать, анализировать и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
- организовать познание детей через самостоятельный поиск;
- обогащать словарный запас: «природные явления», «гейзер»
Развивающие задачи:
- развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
- воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Материалы и оборудование: «Волшебный шар» (игрушка), столы, накрытые клеенками, бумажные салфетки, фартуки; баночки с водой, баночки с акварельной синей краской, шприцы, пена для бритья, палочки деревянные; стаканчики с водой, крышечки с красителем; макеты гейзеров с водой, крышечки с содой и с лимонной кислотой, пластмассовые тарелки; кисти для рисования, стаканчики для воды, раскраски водные, презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент
(появляется слайд 1-ветер)
Звучит музыка ветра и в группе появляется воспитатель, в руках держит шар, крутиться и не понимает куда попал, обращает внимание на гостей и ребят.
Воспитатель: -Здравствуйте! Сколько здесь ребят, я что попала в детский сад? (удивляется)
Смотрит на шар в руках: «Так вот куда ты меня привел?»
-Ребята, со мной приключилась невероятная история:
«Возвращаясь домой, прохожу я мимо вашего детского сада. В сумочке у меня лежал вот этот синий шар, мне его подарили к празднику. Ведь совсем скоро Новый год. И вдруг поднялся такой сильный ветер, шар засветился! Какая- то невероятная сила начала тянуть меня сюда к вам…
- И вот, оказавшись, здесь с вами мне, кажется, он волшебный!
Вы поможете мне разобраться с этим шаром? С вашей помощью, объединившись, мы разгадаем его силу. (дети соглашаются)
-Ну тогда быстро знакомимся и приступаем к делу.
(воспитатель выставляет ладонь, а дети по очереди называют свои имена и тоже кладут свою руку)
- Я –Наталья Викторовна. Ну а если мы команда, то мы должны быть в одинаковых костюмах.
(воспитатель подводит детей к месту где будут лежать фартуки, дети одеваются, в это время воспитатель обращает внимание что у каждого картинка с явлениями природы, они рассматривают и называют у кого что: (снег, дождь, солнце, радуга, ветер, туча с солнцем, гроза, мороз)
2.Основная часть
Воспитатель: -Ребята, эти картинки на ваших фартуках не случайны. Мне кажется наш шар связан с явлениями природы. Ведь не случайно он стал светиться только после того как поднялся ветер. Вы как считаете? (высказывания детей)
-Ребята, а давайте проверим силу шара с помощью опытов, нам в этом помогут подручные средства и материалы для экспериментов. Вы любите проводить различные опыты, эксперименты? Тогда вспомним главные правила работы.
Без разрешения запрещается:
. трогать оборудование и приборы без разрешения
. приступать к опыту только после моего объяснения
- ничего нельзя брать в рот
- во время проведения наших опытов быть аккуратными, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не пролить.
Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, мои юные помощники, а какие явления природы вы знаете?
Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар, ледоход и т.д.
Воспитатель: -Вы просто молодцы, столько много природных явлений вы знаете.
Воспитатель: И так, мои юные помощники, чтобы узнать с каким природным явлением мы проведем первый эксперимент, вам нужно будем разгадать мою загадку:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
покуда он идет.
(дождь)
(появляется слайд - 2 круговорот воды в природе)
- Значит, для того, чтобы пошел дождь нужна туча или, если дождь не сильный, достаточно облака. А как же облака образуются в природе?
Воспитатель: Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар. Затем эти капельки остывают, тесно «прижимаются» друг к другу, их становится настолько много, что в одном облаке им просто не поместиться и они падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
- Я приглашаю вас подойти к столам. (воспитатель подводит к месту опыта)
(перед каждым ребенком стоит баночка с водой, стакан с разведенной синей краской, шприц)
Воспитатель: Чтобы появились облака мы используем обычную пену для бритья. (воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)
- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).
- Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.
-Сейчас мы возьмем шприцы, наберем в них окрашенную в синий цвет воду и капнем в баночку прямо на облако.
(опыт сопровождается шумом дождя, слайд -3)
(действия детей производятся вместе со словами воспитателя)
-Ребята, а сейчас вы подойдете ко мне, мы все дружно кладем руки на шар и вместе скажем:
«Круглый шар в руках держу, волшебства я очень жду»
(шар загорается)
- Ну вот еще одно подтверждение, что шар связан с природой, мы провели опыт дождя и он снова засиял.
Теперь мы на правильном пути и двигаемся дальше.
-Но прежде чем мы приступим с вами к следующему опыту, я предлагаю немного отвлечься от нашей командной работы и поиграть. Согласны?
Проводится словесная игра: «Четвертый лишний»
Радуга, снежинка, сосулька, цветок
Солнце, медведь, облако, молния
Птица, дождь, ветер, гроза
-Ребята, а вы знаете какое природное явление бывает после дождя?
(радуга)
Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?
Дети: На небе.
Воспитатель: Из скольких цветов состоит радуга? (ответы детей)
(слайд -4 радуга)
(подходят к столам, стаканчики с водой стоят в виде радуги, каждый ребенок берет крышку с краской и выливает ее в свой стакан)
Воспитатель: -Краски словно радуга
Красотой своею радуют
Оранжевые, желтые, красные,
Синие, зеленые-разные!
- Вода имеет свойство окрашиваться и получилась замечательная и яркая радуга.
(воспитатель еще раз спрашивает у детей каких цветов стаканчики получились)
-От нашей радуги стало радостно и светло, правда, ребята?
-А сейчас берем шар и проверим его другим способом. Вы будите очень осторожно передавать его друг другу.
(дети передают его друг другу и в конце, когда шар у воспитателя в руках вместе говорят:
«Круглый шар в руках держу, волшебства я очень жду»
шар снова светиться)
Воспитатель: А вот сейчас будет трудная задачка для волшебного шара
(шар остается возле другого воспитателя)
(обращает внимание детей на слайд 5)
-Знаете, что это за природное явление? (гейзер)
Воспитатель: Гейзер - это фонтан горячей воды и пара, бьющий из-под земли. В нашей местности водных вулканов не бывает, часто это явление можно увидеть в горах, в нашей стране на полуострове Камчатка есть Долина Гейзеров.
(воспитатель подводит детей к столам, у каждого макет гейзера (внутри стаканчик с теплой водой), две крышки с содой и с лимонной кислотой, проводиться опыт)
-Что происходит? (ответы детей).
Воспитатель: При взаимодействии воды с кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое нашего «вулкана» вверх.
В это время шар на столе начинает светиться воспитатель обращает на это внимание.
-Ребята, этот шар такой необыкновенный, теперь я, обязательно, к новому году повешу его на елку и буду ждать от него нового волшебства. Ведь настает самое сказочное время - Новый год, время чудес и сюрпризов.
Воспитатель: - Вы такие молодцы, вы очень дружные, любознательные ребята. Без вашей помощи я бы не справилась. В подарок я приготовила вам интересные раскраски, но рисунки на них совсем не четкие. Проявиться картинке поможет вода и кисточка.
- Ну чтобы у нас все получилось надо закрыть глаза и сказать:
«Вода. Водица помоги! Нам картинку покажи!»
(дети сырой кисточкой проводят по картинке, показывают друг другу получившиеся картинки)
3.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, что сегодня вас больше всего запомнилось? удивило?
Что нового узнали?
Что было трудно? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)
План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...
Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)
Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Поможем Винни-Пуху».
ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Знакомить с качественной характеристикой воздуха (невидимый, движется, ощущаем). Развивать умение детей решать про...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности (исследование окружающего мира) у детей 6-7 летнего возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Природа родного края»
Знакомство с лекарственными растениями нашего края....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Зайка в гостях у ребят" с использованием технологии исследовательской деятельности
Конспект непосредствено образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности на тему: «Русские горки» для детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»Задачи:1....
Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по продуктивной (аппликация) и двигательной деятельности Тема: Осенняя пора (фрукты) «Ширма с фруктами»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлении), «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка»....