Конспект НОД Тема: «Самое холодное время года»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Маргарита Владимировна Глаголева

Цель: уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе.

Задачи. Образовательные: Обобщать знания детей о зимних природных явлениях, об их взаимосвязи с жизнью человека.

Формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему.

Развивающие: развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

Словарная работа: зимушка, холода, переливается, искрится.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие худ\литературы.

Материал для занятия: Репродукции картин с изображением зимней природы.

 Предварительная работа: Беседы о зиме. Чтение художественных произведений.

Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан.

Пение песен о зиме. Рисование на занятиях по изобразительной  деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок о зиме.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

 

Ход занятия

1 часть. Вводная

                                               Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель;  Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и  стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года  было?

Дети: Осень.

Воспитатель: А какай именно период осени?

Дети: Поздняя осень.

Воспитатель: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Воспитатель:  Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

2 часть. Рассказ  педагога «Зима»

Воспитатель: Послушайте рассказ о зиме.

                      Рассказ сопровождается картинками о зиме.

Воспитатель: наступила зима. Падает пушистый снег. Мног птиц улетели в теплые края. Но с нами остались зимовать синички, воробьи, вороны, снегири, клесты. Птицам зимой нечего есть. И люди им в кормушки сыпят семечки, зерна, хлебные крошки.

    Наступила зима. Все вокруг засыпано белым снегом. Он искрится, переливается на солнце. Мороз на окнах рисует узоры. Зимой небо часто бывает серым, на нем облака, тучи из которых идет снег. Снег зимой бывает разным. В сильные морозы снег падает крупинками или иголочками. Такой снег бывает рассыпчатым.  Когда теплеет,  снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить.

    Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Они  на улице играют в снежки, катаются на санках, лепят снеговиков.

 

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем.

 

                Физминутка: «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,     идут по кругу, изображая, что катят перед собой

Кати по снегу свой снежок.             снежный ком.

Он превратится в толстый ком,    «Рисуют» обеими руками большой круг

И станет ком снеговиком.               «Рисуют» снеговика из трех комков

Его улыбка так светла!                    Широко улыбаются

Два глаза, шляпа, нос, метла            Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,

                                                              Дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы          

                                                              держа воображаемую метлу.

Воспитатель: Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить,  хорошо ли вы знаете приметы зимы.

                        Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику. (Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Воспитатель: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

                  Все его зимой боятся –                                                 С неба он летит зимой,

Больно может он кусаться.                                          Не ходи теперь босой,

Прячьте уши, щёки, нос,                                             Знает каждый человек,

Ведь на улице ...  (Мороз)                                            Что всегда холодный ... (Снег)

 

 Под ногами у меня                                                        Не сосите, сорванцы,

Деревянные друзья.                                                         Ледяные леденцы!

Я на них лечу стрелой,                                                         Сам глотаю я пилюльки,

Но не летом, а зимой…  (Лыжи)                                  Потому что ел ...  (Сосульки)

 

Он из снега одного,                                                          Он когда-то был водой,

Из морковки нос его.                                                     Но сменил вдруг облик свой.

Чуть тепло, заплачет вмиг                                                    И теперь под Новый год

И растает ... (Снеговик)                                                       На реке мы видим ... (Лёд)

 

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый ...  (Дед Мороз)

Воспитатель: Молодцы ребята! Ну а теперь садитесь все на стульчики.

Посмотрите ребята, какая интересная коробочка, хотите узнать, что там?

 

    Воспитатель показывает детям картинки с изображением различной одежды.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разной  одежды. Среди нее нужно выбрать зимнюю одежду и обувь.

Дидактическая игра «Что надеть?»

Воспитатель: Как назвать, одним словом все, что мы выбрали для прогулки? (одежда).

                 Воспитатель: Скажите, что такое снег? Правильно, это много, много снежинок.

 Что можно сказать о снеге? Какой снег?  

(Ответы: Белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, блестящий, мягкий.)

Воспитатель: Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад.

Давайте повторим это красивое слово: снегопад.

         

Физкультминутка «Снежинки»

Воспитатель: Сейчас все превратимся в легкие, пушистые снежинки и образуем круг, поиграем в снежинки:

        

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь

Встанем вместе все в кружок

Получается снежок.

3 часть.   Итог занятия.

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили?

Какое наступило время года?

Какой снег?                                         

Какая погода на улице?

Как оделись дети?

Куда пошли дети?

Что делают дети на прогулке?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_ftskm_holodnoe_vremya_goda.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД    по ФЦКМ

в средней группе.

Тема: «Самое холодное время года»

Цель: уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе.

Задачи. Образовательные: Обобщать знания детей о зимних природных явлениях, об их взаимосвязи с жизнью человека.

Формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему.

Развивающие: развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

Словарная работа: зимушка, холода, переливается, искрится.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие худ\литературы.

Материал для занятия: Репродукции картин с изображением зимней природы.

 Предварительная работа: Беседы о зиме. Чтение художественных произведений.

Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан.

Пение песен о зиме. Рисование на занятиях по изобразительной  деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок о зиме.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Ход занятия

1 часть. Вводная

                                               Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель;  Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и  стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года  было?

Дети: Осень.

Воспитатель: А какай именно период осени?

Дети: Поздняя осень.

Воспитатель: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Воспитатель:  Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

2 часть. Рассказ  педагога «Зима»

Воспитатель: Послушайте рассказ о зиме.

                      Рассказ сопровождается картинками о зиме.

Воспитатель: наступила зима. Падает пушистый снег. Мног птиц улетели в теплые края. Но с нами остались зимовать синички, воробьи, вороны, снегири, клесты. Птицам зимой нечего есть. И люди им в кормушки сыпят семечки, зерна, хлебные крошки.

    Наступила зима. Все вокруг засыпано белым снегом. Он искрится, переливается на солнце. Мороз на окнах рисует узоры. Зимой небо часто бывает серым, на нем облака, тучи из которых идет снег. Снег зимой бывает разным. В сильные морозы снег падает крупинками или иголочками. Такой снег бывает рассыпчатым.  Когда теплеет,  снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить.

    Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Они  на улице играют в снежки, катаются на санках, лепят снеговиков.

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем.

                                                                Физминутка: «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,     идут по кругу, изображая, что катят перед собой

Кати по снегу свой снежок.             снежный ком.

Он превратится в толстый ком,    «Рисуют» обеими руками большой круг

И станет ком снеговиком.               «Рисуют» снеговика из трех комков

Его улыбка так светла!                    Широко улыбаются

Два глаза, шляпа, нос, метла            Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,

                                                              Дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы          

                                                              держа воображаемую метлу.

Воспитатель: Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить,  хорошо ли вы знаете приметы зимы.

                        Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику. (Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Воспитатель: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

                  Все его зимой боятся –                                                 С неба он летит зимой,

Больно может он кусаться.                                          Не ходи теперь босой,

Прячьте уши, щёки, нос,                                             Знает каждый человек,

Ведь на улице ...  (Мороз)                                            Что всегда холодный ... (Снег)

 Под ногами у меня                                                        Не сосите, сорванцы,

Деревянные друзья.                                                         Ледяные леденцы!

Я на них лечу стрелой,                                                         Сам глотаю я пилюльки,

Но не летом, а зимой…  (Лыжи)                                  Потому что ел ...  (Сосульки)

Он из снега одного,                                                          Он когда-то был водой,

Из морковки нос его.                                                     Но сменил вдруг облик свой.

Чуть тепло, заплачет вмиг                                                    И теперь под Новый год

И растает ... (Снеговик)                                                       На реке мы видим ... (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый ...  (Дед Мороз)

Воспитатель: Молодцы ребята! Ну а теперь садитесь все на стульчики.

Посмотрите ребята, какая интересная коробочка, хотите узнать, что там?

    Воспитатель показывает детям картинки с изображением различной одежды.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разной  одежды. Среди нее нужно выбрать зимнюю одежду и обувь.

Дидактическая игра «Что надеть?»

Воспитатель: Как назвать, одним словом все, что мы выбрали для прогулки? (одежда). 

                 Воспитатель: Скажите, что такое снег? Правильно, это много, много снежинок.

 Что можно сказать о снеге? Какой снег?  

(Ответы: Белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, блестящий, мягкий.)

Воспитатель: Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад.

Давайте повторим это красивое слово: снегопад.

                                                    Физкультминутка «Снежинки»

Воспитатель: Сейчас все превратимся в легкие, пушистые снежинки и образуем круг, поиграем в снежинки:

        Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь

Встанем вместе все в кружок

Получается снежок.

3 часть.   Итог занятия.

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили?

Какое наступило время года? Какой снег? Какая погода на улице? Как оделись дети?

Куда пошли дети? Что делают дети на прогулке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

режим дня в разновозрастной группе 2-4 года в холодное время года

режим дня в разновозрастной группе 2-4 года в холодное время года...

Консультации для педагогов на тему: «Подвижные игры в холодное время года»

Подвижные игры занимают особое место – они считаются универсальным и незаменимым средством физического развития. Главная цель воспитателя – дать почувствовать ребёнку, что ему доверяют, вк...

Беседа на тему: «Птицы в холодное время года» в рамках организации тематического дня во второй младшей группе «Птицы на кормушке».

Беседа на тему: «Птицы в холодное время года» в рамках организации тематического дня во второй младшей группе «Птицы на кормушке». Цель: Воспитывать у детей заботливо...

Конспект сюрпризной прогулки в старшей группе «Спасение Неболейки» (холодное время года)

Задачи:формировать привычку к здоровому образу жизни;воспитывать потребность детей  двигательной активности;закрепить знания детей о том, как сохранить и укрепить здоровье. Материалы и обору...

Консультация для родителей по теме: «Как одевать детей в холодное время года»

Консультация для родителей по теме: «Как одевать детей в холодное время года»...