Программа по нравственно – патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» для детей от 2-7 лет
методическая разработка по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"С чего начинается Родина" | 66.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по нравственно – патриотическому воспитанию
«С чего начинается Родина»
для детей от 2-7 лет
Содержание
- Пояснительная записка.______________________________________3
- Новизна программы_____________________________________4
- Актуальность___________________________________________4
- Педагогическая целесообразность._________________________5
- Цель и задачи программы_________________________________6
- Особенности данной программы___________________________6
- Возраст детей участвующих в реализации данной программы__7
- Сроки реализации_______________________________________7
- Формы и режим занятий__________________________________9
- Ожидаемые результаты___________________________________9
- Формы подведения итогов реализации программы___________11
- Основные мероприятия по реализации программы.______________12
- Схема взаимодействия с социумом_________________________30
- План работы с родителями________________________________33
- Предметно-развивающая среда____________________________34
- Технологии________________________________________________35
3.1. Диагностическиймониторинг._______________________________36
- Библиографический список.__________________________________41
1. Пояснительная записка
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?
Настоящая программа составлена для работы с детьми дошкольного возраста, начиная с группы раннего возраста и заканчивая подготовительной.
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
Реализация данной программы предполагает:
- формирование ведущих интегративных качеств личности;
- практическую деятельность;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания и воспитания в коллективе;
- неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, со специалистами ДОУ, производственными и обслуживающими объектами села.
1.1. Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.
В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.
Интеграция позволяет по мере необходимости оказывать индивидуальную работу воспитанникам, занимающимся по данному направлению, что благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.
1.2.Актуальность.
Актуальность программы нравственно - патриотического воспитания дошкольников. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Современный мир агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на детскую психику малышей, их нравственность и духовный мир.
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, Винкс, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя, Монстры. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
1.3. Педагогическая целесообразность
Мы выбрали эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день. Дошкольный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию не менее важным, условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедью А. С. Макаренко пользуюсь при работе с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
1.3. Цель и задачи программы.
Основная цель данной программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, краю, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны.
Основные задачи:
Образовательные:
- Формирование любви к родному селу, интереса к прошлому и настоящему; формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Воспитательные:
- Воспитание чувства гордости за своих земляков.
- Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
- Воспитывать толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- Воспитание уважения к труду;
Развивающие:
- Развитие нравственных чувств: чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края. 4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений гражданско-патриотического воспитания.
- Преемственность. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
1.5. Особенности данной образовательной программы.
Программа отличается от уже существующих тем, что подход к воспитанию и обучению подходит комплексно, охватывая ребенка во всех направлениях постепенно, показывая значимость его личности в условиях современного государства. Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, познание, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
1.6. Возраст детей участвующих в реализации данной программы.
Свою работу в этом направлении мы разделили на пять возрастных ступеней:
ранний возраст от 2-3 лет;
младший возраст от 3-4 лет;
средний возраст от 4-5 лет;
старший возраст от 5-6 лет;
подготовительный к школе от 6-7 лет
1.7. Сроки реализации.
Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, познание, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
1.8. Формы и режим занятий.
Все НОД проходят в совместной деятельности педагога и детей. Обучение проводится ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия - все занятия программы разбиты на 4 блока: взаимоотношения с близкими людьми; со сверстниками и с людьми в общественных местах; в отношениях с природой.
- НОД проводятся во всех возрастных группах
- Продолжительность НОД по возрастным группам:
- 2-3 лет: 10 мин.
- 3-4 лет 15 мин
- 4-5 лет: 20 мин.
- 5-6 лет: 25 мин.
- 6-7 лет: 30 мин.
1.9.Ожидаемые результаты реализации программы:
Планируемые результаты освоения детьми программного материала
Развиваемые качества ребенка | Проявления качеств личности в деятельности |
Любознательный, активный | Интересуется историей родного села, задает вопросы взрослым. Способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
Эмоционально отзывчивый | Откликается на эмоции близких людей и друзей. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми. Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуаций. |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых. Способен планировать свои действия. Соблюдает правила во время проведения игр – путешествий, походов, экскурсий. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности в решении логических задач и проблемных ситуаций. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе… |
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | Имеет представление о почетных и знаменитых гражданах Бугуруслана. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Овладевший необходимыми умениями и навыками | У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. |
Ожидаемые результаты реализации программы:
К концу 1-го года обучения
Иметь представления:
Мой дом.
Моя семья.
понимать важность семьи для каждого человека;
общение и взаимодействие со взрослыми;
развитие социального и эмоционального интеллекта;
развитие активного словаря, любознательности и познавательной мотивации, мелкой моторики обеих рук.
К концу 2-го года обучения
Иметь представления:
Мой дом.
Моя семья.
Мой детский сад.
Мое село.
-ориентироваться в ближайшем окружении;
- о домашних и диких животных, птицах, растениях;
- о взаимоотношениях членов семьи.
К концу 3-го года обучения
Иметь представления:
-моя семья;
- мой дом;
-мой детский сад;
-моя улица;
-мое село;
-ориентироваться в ближайшем окружении;
- о домашних и диких животных, птицах, растениях;
- о взаимоотношениях членов семьи;
- о совместном досуге;
- о домашних обязанностях членов семьи;
- о ведении домашнего хозяйства;
- о дружбе;
- о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости;
- о ласке;
- о правилах поведения в общественных местах;
- о домашних и диких животных, птицах, растениях;
- о жизни животных и растений в разные времена года.
Уметь:
- проявлять заботу о близких людях;
- оказывать посильную помощь родителям в домашних делах;
- оценивать поступки товарищей, справедливо разрешать споры и конфликты;
- проявлять ласку к окружающим людям;
- взаимодействовать в коллективе сверстников;
- объединяться в малые группы в процессе различной деятельности;
- осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах;
- правильно вести себя в природе, не причиняя ей вреда.
К концу 4-го года обучения дети будут:
Иметь представления:
- о селе;
- о крае;
- о стране;
- о своих родственниках;
- о семье;
- о совместном досуге;
- о домашнем уюте, домашних делах;
- о семейных взаимоотношениях;
- о деятельности членов семьи;
- о дружбе, товариществе;
- о дружбе людей разных национальностей;
- о милосердии, доброте;
- о детском доме, о детях, живущих без родителей;
- о правилах поведения на улице;
- о правилах речевого этикета;
- об изменениях в жизни растений и животных в разные времена года;
- о реках и их обитателях.
Уметь:
- доброжелательно относиться к членам семьи;
- сотрудничать при решении учебных и игровых задач;
- справедливо оценивать свои поступки и поступки друзей;
- справедливо решать споры и конфликты;
- сопереживать успехам и неудачам друзей;
- уважительно относиться к друзьям;
- критично относиться к своим поступкам и поступкам друзей.
К концу 5-го года обучения дети будут:
Иметь представления:
- наше село;
- наш край;
-наш район;
- наша страна;
- о семейном бюджете;
- о бюджете времени в семье;
- о коллективном ведении домашнего хозяйства;
- о родословной;
- о семейных обычаях, народных обрядах;
- о дружеских взаимодействиях людей в экстремальных жизненных ситуациях, в спорте;
- о нравственных нормах поведения;
- о правилах речевого этикета;
- о растительном и животном мире;
- о “Красной книге”;
- о мире дикой природы.
Уметь:
- доброжелательно и уважительно относиться к близким;
- планировать свою деятельность;
- различать хорошие и плохие поступки;
- проявлять доброту в общении с детьми;
- распознавать аморальные качества
(трусость, жестокость, ленивость, лживость), давать им оценку;
- учитывать и принимать позицию другого;
- определять дружеские проявления людей;
- взаимодействовать в команде;
- осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах;
- правильно вести себя на природе;
- бережно относиться к растениям, животным и птицам.
2. Содержание программного материала:
2.1. 1 ступень «Мой дом – моя семья».
Задачи:
- Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
- Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;
- Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений. Распорядок дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.
Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила поведения, приветливость, доброжелательность в семье и в гостях.
- Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине.
2 ступень «Мой детский сад»
Задачи:
- Повышение авторитета детского сада на основе ознакомления с историей детского сада;
- Усвоение детьми этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом;
- Содержание работы включает в себя следующие темы: история детского сада, правила поведения в детском саду; умения распределять обязанности трудовой деятельности, роли в игре, поручения воспитателя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение.
3 ступень «Мое село Родное».
Задачи:
- Воспитание любви к селу Малета – месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее, знать что село – это часть Забайкальского края.
- Развитие творческой активности. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
Содержание программного материала: история улиц, в честь кого назвали нашу улицу? История села, исторические памятники, учреждения культуры, природа, экологические проблемы, народности, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т. п.; народные промыслы ( произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи коренных народов).
4 ступень «Забайкальский край -частица России»,«Россия наша Родина».
Задачи:
- Забайкальский край – частица России. Природа и экологические проблемы.
Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории края, России, традициям и обычаям коренных народов. Способностью сохранять свою историческую память, беречь и развивать национально-культурные традиции.
- Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;
Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, ознакомление с образцами искусства народов, населяющих округа, Россию; природное разнообразие, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша Родина в картинах художников, песнях, стихах, былинах.
2.2.Формы подведения итогов реализации образовательной программы используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в музей, по городу, целевых прогулок;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
- сообщение дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
- оформить гербарий, альбомы;
- организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин; выступление для воспитанников младших групп, выступление для родителей; участие в конкурсах, фестивалях (на разных уровнях), смотрах,
- организовать встречи с родителями;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;
2.3.Программа поможет педагогу:
- в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;
- в определение целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;
- в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка (любви к семье, родному краю, Родине) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.
2.4.Календарно-тематическое планирование по нравственно-
патриотическому воспитанию
младшая группа (от 2 до 3 лет)
Месяц | Тема | Программные задачи | Содержание |
Сентябрь | «Наша группа» | Знакомство с группой, воспитательное чувство уважения к воспитателям, другим детям в группе | Экскурсия по группе, спальне, знакомство с воспитателями помощниками воспитателя, психологом. |
Сентябрь | Сказка «Репка» | Знакомить детей с русскими народной сказками, формировать интерес к книгам | Чтение сказки, обыгрывание |
Октябрь | «Моя семья» | Ввести понятие семья, поощрять умение называть именами членов своей семьи | Беседа «Моя семья», рассматривание фотографий семей. |
Октябрь | «Осень золотая» | Воспитывать у детей любовь к природе родного края | Наблюдение на прогулке за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций «Осень», чтение стихов о осени. |
Ноябрь | «Знакомимся с детским садом» | Помочь детям узнать лучше детский сад | Экскурсия по детскому саду музыкальный зал, спортивный зал знакомство с музыкальным руководителем, инструктором по ФИЗО. |
Ноябрь | «Кто нас лечит?» | Воспитывать уважение к чужому труду | Экскурсия в медицинский кабинет, знакомство с трудом медсестры. |
Декабрь | «Зима» | Воспитывать у детей любовь к природе родного края | Рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихотворений. |
Декабрь | «Новогодняя елочка» | Закрепление приемов рисования знакомство с праздником Новый год в родной стране | Рисование на тему «Ай да, елочка краса!». Аппликация «Нарядим елочку» Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями) |
Январь | «Что такое хорошо?» | Формировать представление детей о том, что такое хорошо и плохо | Дидактическая игра «Что такое хорошо?», «Поступки» |
Январь | «Мы разные» | Продолжать формировать у детей образ Я, учить ориентироваться в частях собственного тела. | Беседа «Найди что у нас общего», «найди что у нас разного» |
Февраль | «Как вести себя в детском саду?» | Помочь ребенку понять, как вести себя в д/с познакомить с основами этикета. | Дидактическая игра «Я пришел в детский сад», «Как вести мне за столом» |
Февраль | «Поздравляем наших пап» | Познакомить детей с празднованием дня защитника отечества воспитывать уважение к родителям | Изготовление подарков для пап и дедушек. Спортивное развлечение «Вместе с папой». Рассказы пап о службе в армии. |
Март | «Любимой мамочке испечём два пряничка» | Закрепление приемов лепки с детьми вызвать чувство энтузиазма при подготовке подарка маме | Изготовление подарка маме. Семейные посиделки «Вместе с мамой» |
Март | «Народная игрушка» | Знакомить с народной игрушкой (матрешка, дымковская игрушка | Комплекс игр «Матрешка в гости к нам пришла» |
Апрель | «Весна» | Формировать элементарные понятия о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей) | Рассматривание иллюстраций о весне, чтение стихов о весне. |
Апрель | «Кто со мной поздоровался?» | Продолжать учить здороваться, прощаться, развивать слуховое внимание | Игровая ситуация «Приглашение» |
Май | «Наш детский сад» (Экскурсия вокруг д/с) | Формировать навыки правильного ориентирования около д/с на участке группы | Экскурсия на спортивную площадку, площадки средней, подготовительных групп |
Май | «Козлятки и волк» | Формировать к чтению, книгам, знакомить с УНТ. | Чтение и обыгрывание сказки. |
Младшая группа (о 3-до 4 лет)
месяц | Тема | Программные задачи | Содержание |
Сентябрь | «Мой детский сад» | Продолжать знакомить с детским садом как ближайшем окружении ребенка: профессии воспитатель, помощник воспитателя, | Экскурсия по детскому саду. Помощь в уборке листьев на участке детского сада. |
Сентябрь | «Золотая осень» | Расширять представление детей об осени, о некоторых овощах фруктов, ягодах грибах в Забайкальском крае | Наблюдать за изменениями в природе, помогать в уборке листьев, сбор гербария |
Октябрь | «Моя семья» | Побуждать называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. | Беседы на тему «Где мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий). Беседы о членах семьи. Сюжетно-ролевая игра «Семья» |
Октябрь | «Мое село» | Знакомство с родным селом его названием, основными достопримечательностями. | Беседа с детьми «Мое село», рассматривание фотографий села, экскурсия по главной улице села «Пионерской» |
Ноябрь | «Вежливые слова» | Продолжать приучать детей к вежливости: доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! И т.д. Правила поведения при встрече. | Дидактическая игра «Вежливые слова», использование вежливых слов в игре «Дом», чтение стихотворения «Вежливые слова» |
Ноябрь | «Как звери к зиме готовятся» | Знакомить детей с подготовкой зверей к зиме ( медведь, еж ложатся спать, заяц меняет окрас) | Дидактическая игра «Кто готовится к зиме?», рассматривание иллюстраций и презентации «Как звери к зиме готовятся». Рисование «Зайка» |
Декабрь | «Зима» | Расширять представления о зиме в Забайкальском крае. | Наблюдать за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций. |
Декабрь | «Новогодний праздник» | Продолжать знакомить с традиционными праздниками в России | Беседа «О встрече Нового года», Заучивание стихов «Дед Мороз», «Ёлочка», чтение потешек и закличек о зиме Аппликация «Ёлочка красавица» Проведение конкурса «Лучшая Новогодняя игрушка».(Вместе с родителями) . |
Январь | «Зимние каникулы» | Знакомить с рождественскими праздниками | Проведение «Зимних каникул», праздник «Зимушка-зима», народные подвижные игры, Игровая ситуация «В гости в среднюю группу мы с колядками идем». |
Январь | «Кто такие мальчики, кто такие девочки» | Дать представления о мальчиках и девочках их различии | Дидактическая игра «мальчики и девочки», беседа «Чем играют девочки, чем играют мальчики» |
Февраль | «Как вести себя в гостях» | Учить детей правильно вести себя в гостях, развивать знание о правилах этикета | Беседа «Как вести себя в гостях», сюжетно ролевая игра «Дом» |
Февраль | «Поздравляем папочек» | Продолжать знакомить с праздниками России с военными профессиями. | Беседа о празднике «Дне защитника Отечества». Рассматривание иллюстраций с изображением военных |
Март | «Мамочка любимая моя» | Воспитывать любовь к матери, к семье, уважение к воспитателям | Беседа с детьми о мамах Изготовление подарков для пап. Пение песен, заучивание стихов о маме. сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». |
Март | «Знакомство с народной игрушкой» | Знакомить детей народными промыслами народов Забайкалья, с УНТ (потешки, сказки, прибаутки) | |
Апрель | «Мы здоровыми растем» | Укреплять здоровье детей | «Неделя здоровья» спортивный досуг «Мы здоровыми растем», дидактическая игра «Овощи и фрукты», «Полезно не полезно», НОД «Если хочешь быть здоров». |
Апрель | «Весна» | Продолжать знакомить с признаками весны | Наблюдать за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, провести беседу «как звери к весне готовятся» |
Май | «Наши площадки» | Продолжать учить ориентироваться на участках детского сада | Экскурсии на площадку подготовительной группы, дети подготовительной группы проводят игры с детьми младшей группы. |
Май | «Лето» | Расширять знания о лете в Забайкальском крае | Наблюдать за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций |
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Месяц | Тема | Программные задачи | Содержание |
Сентябрь | «Мой детский сад» | Расширять представление о детском саде. О соседних группах, пищеблоке. | Творческая игра «Знакомство детей с трудом работников детского сада»; Экскурсия в медицинский кабинет; |
Сентябрь | «Осень в гости к нам пришла» | Расширять представления о сезонных изменениях в крае, о сельскохозяйственных профессиях. | Беседа «Осень в гости к нам пришла», Д/и «Сложи колосок», «Вершки и корешки». Пальчиковая гимнастика «Капуста». |
Октябрь | «Моя семья» | Углублять понятие (семья). Дать детям первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. | НОД, С.р. игра «Семья», Беседа «Моя семья». Д/И «Назови ласково», Рисование на тему «Моя семья»; |
Октябрь | «Мое село» | Продолжать закреплять знания детей о названии родного села, знакомить с его достопримечательн остями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили село, очень старались и хорошо выполнили свою работу | НОД,Д/И «Собери картинку». Игра-путешествие «Моё село», Экскурсия «Улица села»; |
Ноябрь | Мой дом. | Закрепить у детей знания о понятиях «дом», «село». Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому. | Д/И «Разные дома» Беседа «Дом, улица, адрес». |
Ноябрь | Моя мама - лучше всех. | Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им. Учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме. | Д/И « Мамочка!», Д/И «Подбери наряд на праздник». Беседа «Мамины помощники». |
Декабрь | Наш край часть России. | Формировать у детей представление, что наше село – часть великой России. Развивать у детей чувство восхищения красотой природы родного края и России. Воспитывать чувства патриотизма. | Беседа «Наша Родина-Россия». Рассматривание фотографий с видами достопримечательно. |
Декабрь | «Народы проживающие в Забайкальском крае» | Знакомить детей с коренными народами Забайкалья их культурой и бытом. | Беседа «Коренные народы Забайкалья» Рассматривание иллюстрации «народы Забайкалья» |
Январь | «Зимние каникулы» | Продолжать знакомить с рождественскими праздниками (Рождество, святки, старый новый год, крещение) | Неделя «Зимних каникул» игровая ситуация «Гуляет русская зима», обыгрывание сказки «Лисичка со скалочкой», игры народов Забайкалья, досуг «спортивная зима» |
Январь | Мы живем и растем в России. | Знакомить с родной страной (город, герб, флаг, гимн). Вызывать желание больше узнать о России. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну. | Д/И « Флаг,герб Забайкальского края» .Беседа «Наша Родина – Забайкалье родное». |
Февраль | Животный и растительный мир Забайкалья. | Расширять знания детей о животном и растительном мире Забайкалья; дать понятие о пользе растительного мира; . | Беседа «Животный мир Забайкальского края», «Царство растений Забайкалья», просмотр презентации «Забайкалье мое», «Царство растений Забайкальского края», дидактические игры «Какое животное лишнее?», «Угадай дерево» |
Февраль | Кто стоит на защите нашей Родины. | Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями( моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов. | НОД, Беседа «Мои папа и дедушка – защитники Отечества». Изготовление подарков для пап и дедушек. Спортивное развлечение «Вместе с папой». Рассказы пап о службе в армии. Беседа «Наша армия», «Маленький капитан»; |
Март | «Очень сильно я люблю маму милую свою!» | Продолжать формировать представление детей о маме и о празднике 8 марта. Развивать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться и доставлять радость своими поступками и действиями. Воспитывать чувство любви и уважения к маме. | Беседа «О мамах родных и очень важных». Д/И «Ласковые слова для мамы». Изготовление подарка маме. Семейные посиделки «Вместе с мамой» Изготовление подарка маме; |
Март | «УНТ народов Забайкалья» | Продолжать знакомить со сказками, пословицами, загадками народов Забайкалья. | Чтение сказок Эвенкийских: Кукушка, Бурятских: Зима и лето. Русских: «Хаврошечка», беседы по сказкам |
Апрель | Путь к звёздам. | Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе и космонавтах. | Беседы о знаменитых космонавтах, Д/И «Собери ракету». - чтение стихотворений А.Барто «Самолет» Игра-беседа «Каждой вещи свое место»; - дидактическая игра «Не поделили игрушку»; - игра-беседа «Я берегу игрушки и одежду», рисование «Закончи рисунок» (дорисовывания предметов на схематичном изображении мебели в группе) |
Апрель | Край родной, навек любимый! | Формировать интерес к родному краю, закреплять знания детей о городах Забайкальского края, их достопримечательностях. Воспитывать любовь к своей малой Родине, к родному селу, чувство патриотизма, гражданственности , чувство гордости за свою страну, воспитывать любовь к родным местам. | Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в селе и крае. Д/И «Прогулка по Забайкальскому краю». Игра-беседа «Моя малая родина». |
Май | Вечный огонь! | Расширить знания детей о Великой Отечественной войне. Объяснить значение слова «памятник». Воспитывать у детей патриотизм, чувство благодарности за наше светлое детство и мирную жизнь. Дать представление о памятниках «Неизвестный солдат» в г. Москве и мемориале славы на площади. | Рисование на тему «Праздничный салют». Беседа «Кого можно назвать смелым человеком?». Беседа «Дни боевой славы»; |
Май | Государственные символы России - флаг и гимн. | Воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Ознакомить детей с такими понятиями, как «Россия», «Родина», с символикой : флагом и Гимном России. | Беседа « Моя Родина-Россия», Д/И «Собери картинку», «Флаг, герб России» |
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Месяц | Тема | Программные задачи | Содержание |
Сентябрь | «Семья и родной дом» | Формировать в сознании детей образ мира семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию у детей доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семье. | Д/И «Расскажи о своей семье», беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках. Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»); |
Сентябрь | «Я и моё имя» | Познакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека; научить вежливо обращаться друг к другу, используя ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться. | Д/И « Назови ласково», беседа «Я и моё имя» Беседа «Для чего человеку имя?»; |
Октябрь | «Традиции Забайкальского народа» | Прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям народов проживающих в Забайкальском крае. Праздники народов Забайкалья. | Беседы «Традиции русского народа», «Традиции бурятского народа», «Традиции эвенков», презентации «Традиции русского народа», «Традиции бурятского народа», «Традиции эвенков». Рассматривание иллюстрации по данной теме. |
Октябрь | Путешествие по городу Чите. | Расширить знания детей об историческом прошлом и настоящем столице Забайкальского края города- Чита; обобщить | Беседа на тему: «Почему так назвали улицы города», Д/И «Узнай это место» |
знания детей о красоте столице Читы; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину; Воспитывать чувства любви и преданности Родине и к родному городу. | |||
Ноябрь | «Символы России» | Закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны | Беседа «Моя Родина – Россия», Д/И «Белый – синий – красный», Д/И «Сложи герб из фрагментов».
|
Ноябрь | «Главный город нашей страны» | Формировать у детей знания о том, что Москва-это столица нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства. | Игра – путешествие «Москва– столица России». Беседа «Москва- столица нашей Родины». |
Декабрь | «Наша Родина Россия!» | Познакомить с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе. | Беседы по иллюстрациям с изображением природы различных уголков нашей Родины. Безеда «Что такое Отечество» Д/И «Составь семейку». |
Декабрь | «Родословные отношения» | Знакомить с родословной своей семьи; | Беседа «Моя дружная семья», «Моя большая родословная», объяснение понятий прабабушка, прадедушка. Составление совместно с родителями « Гинекологического древа» |
объединять людей, живущих в одной стране. | |||
Январь | Достоприме чательности Забайкальского края | Знакомить детей с Заповедниками и национальными парками края, озерами и реками | Беседы «Как сохранить природу нашей Родины», «Заповедники Забайкальского края», Презентации «Озера Забайкальского края» |
Январь | УНТ русского народа, бурят, эвенков | Знакомство с УНР народов Забайкалья сказки, потешки, считалки, прибаутки. | Бурятские сказки: «Комар и стрекоза», «Ключ счастья». Эвенкийские сказки « Кукушка», «Табакерка». Сказки народов Забайкалья «Про Ванюшу – дурочка», «Ленивая Старуха» беседы по сказкам. |
Февраль | «Наше Забайкалья» | Познакомить детей с писателями, композиторами, художниками Забайкалья | «Экскурсия» по краю (по фотографиям и иллюстрациям); |
Февраль | «Наша армия сильна!» | Формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. | Беседа «Кто сторожит тишину?» - просмотр видеофильма «Защитники Отечества»; |
Март | «Мама- главное слово» | Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами , в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, | Д/И «Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке…» Беседа о мамах; |
Март | «В гостях у мастеров» | Воспитывать интерес к русскому, бурятскому (орнаменты) народному творчеству; развивать творчество детей, стремление подражать народны мастерам, знакомить детей с произведениями народного творчества мастеров, его особенностями: подбора цветов, элементами узора, его построения; учить детей составлять описательные рассказы об изделиях народных умельцев. | Беседа «Славится Россия чудо – мастерами», презентации «народные промыслы бурят», «Народные промыслы эвенков», «Народные промыслы русского народа».
|
Апрель | «Мое село - родное» | Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории села; воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего; продолжать накапливать опыт восприятия произведений прикладного искусства; развивать творческое воображение. | Беседа: «Чем славится наше село». «История возникновения села». «Люди, каких национальностей населяют наше село». Рассматривание: Фотографии с изображением знакомых мест села. - сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада) |
Апрель | Красная книга Забайкалья. | Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса- ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о том, что наш земляк Г. С. Титов – второй космонавт планеты. | Изготовление альбома «Природа моего края»; Беседа: «Край, в котором мы живём» (географическое расположение, климатические особенности). Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». «Символика родного края». Рассматривание: Фотографии с изображением природы края. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Рассматривание репродукций картин о родной природе. Экскурсия: Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края, города). |
Май | «Этот День Победы» | Закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну. | Беседа «Знамя Победы» ,экскурсия к вечному огню с возложением цветов к памятнику. беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов; изготовление праздничных открыток. |
Май
| «Казаки и семемейские в Забайкальском крае». | Знакомить детей с казаками и семейскими. Их бытом, культурой, откуда они появились в крае | Беседа «История казачества в Забайкальском крае», презентация «Казаки в Забайкалье», «Костюмы казаков Забайкалья», рисование «Казаки» |
Подготовительная к школе группа (от 6до 7 лет)
Месяц | Тема | Программные задачи | Содержание
|
Сентябрь | «Мое село родное» | Познакомить детей с историей возникновения родного села, его достопримечательн остями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма. | Беседа «История моего села». Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду; Рассматривание фотографий; |
Сентябрь | «Наша дружная семья» | Обобщать и систематизировать представления детей о семье( люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | Беседы: «Профессии моих родителей», «Мне хорошо, когда…», Д/И «Родословная». Разгадывание ребуса «7 Я» Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках; |
Октябрь | «Хлеб - всему голова» | Воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопёкам), бережное отношение к хлебу; обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий. | Беседа «Хлеб - всему голова» Д/и «Семейка слов?» Исследовательская деятельность «Дрожжевое тесто» «Постряпаем Хлеб». Презентации «Откуда хлеб пришел», «Профессия хлебороб». |
Октябрь | «России малый уголок - Петровск - Забайкальский» | Воспитывать любовь к родному городу, уважение к своей малой родине, чувство гордости за земляков, желание сделать свой город краше; обогащать представление об историческом прошлом города; формировать знания детей по теме «Флаг и герб города Петровск Забайкальского»; воспитывать уважительное отношение к символике Петровск - Забайкальского; формировать понятия «районы города»; познакомить с историей города. | Беседа «Расскажи, где ты живешь?», конкурс рисунков «Петровский завод – районный центр», «Достопримечательности города Петровск –Забайкальского», «Достопримечательности Петровск – забайкальского района» г. Д/игра «Кто больше улиц назовёт». . |
Ноябрь | «Родной свой край люби и знай» | Закрепить и обобщить знания детей о Родине. Продолжать знакомить детей с достопримечательн остями родного края; расширять знания об его истории. Поддерживать познавательный интерес к истории родного края, своей малой родине; воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам страны. | Презентация «Символика города, района, края». Чтение стихов о городе и крае. Беседа «Малая родина», Игра «Продолжи предложение». |
Ноябрь | Москва столица нашей Родины. | Создать у детей образ Москвы - столицы, главного города России. Расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства. | Д/И « Путешествие по стране», беседа «Столица России – город Москва», презентация «Столица России». Беседа о государстве – «Российская Федерация»; Разукрашивание в альбомах Российского флага; | |
Декабрь | «Культура Забайкалья» | Закреплять знания детей о художниках, писателях, композиторах края. | Беседа: «Семейные традиции и праздники», «Беседа о праздниках», «Беседа о новых обычаях», «Семейные национальные праздники». Костюмов и деталей женской одежды в Забайкальском крае. Знакомство с фольклором России. Знакомство с орнаментом русского народа. «Встреча Нового года в других странах» «Семейные обычаи на Руси». «Национальна одежда». «Беседа о Новогодних символах» «Новогодние обычаи» Рассматривание: Рассматривание предметов народно - прикладного искусства. Рассматривание хохломской росписи, матрёшки, дымковской росписи. | |
Декабрь | «Путешествие по Забайкальскому краю» | Знакомить с Хребтами, городами, пещерами Забайкальского края. |
Январь | Кто прославил Забайкалье?» | Знакомить детей с Олимпийскими чемпионами забайкальского края. Играми народов проживающих на территории края (бурятские, русские, эвенкийские) | Неделя «Зимних каникул»: «Коляда, коляда отворяй ворота», КВН «Народные сказки», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Беседа и презентация «Олимпийские чемпионы Забайкалья» Спортивные соревнования «Самый ловкий, саый смелый. |
Январь | Мы – россияне! | Закрепить названия крупных российских городов и рек, народов населяющих РФ, названия народных промыслов. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; уважительное отношение к государственным символам. | Д/И «Жилище человека», Беседа «Наше государство - Российская Федерация»Д/И «Составь флаг России». Беседа «Кто я по национальности?». Глинки «Москва», «Наша Родина – Россия» «Москва – столица нашей Родины» Составление рассказов о будущем Родины. Рассказ об основании Москвы. «Наше государство – российская Федерация». Знакомство с различными городами России. Государственная символика. |
Февраль | «Царство растений и животных» | Систематизировать знания детей о животном и растительном мире Забайкалья и России | Викторина «Растения родного края», презентация «Животные родного края», Беседа о народных приметах. «Край в котором мы живём». «Как можно стать юным экологом». «Лес – многоэтажный дом». «Край суровый и ласковый» (климатические особенности). «Заповедные места края». «Красная книга». «Зачем людям нужна вода?» Рассматривание: Фотографии с изображением природы края. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Рассматривание репродукций картин о родной природе. Экскурсия: Экскурсия по выставке иллюстраций «Моя Родина». Экскурсия в музей «Чем богат наш край». |
Февраль
| « Есть такая профессия – Родину защищать!» | Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов; формировать умение рассказать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них. | Беседы: « Служба солдат в армии», « Защитники Родины», Д/И «Военная техника». |
Март | «Моя мама» | Разъяснить смысл слова «мама», что оно значит для каждого человека на земле: показать образ матери у разных народов. | Игра-инсценировка «Рябина и Берёза» Беседа «Как я помогаю маме?» «Мама – самое прекрасное слово на земле» (обсуждение); Викторина «Что ты знаешь о своих родителях»; |
Март | «Город мастеров» | Закрепить и обобщить знания детей о русских, бурятских, эвенкийских, казачьих, семейских народных промыслах; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. | Д/игра «Сложи узор». Д/И «Дорисуй орнамент». Ситуативная беседа - «Какими игрушками играли в старину?» - развивать умение выдвигать предположения, приводить свои доводы. Упражнение «Скажи наоборот» - расширять словарный запас; развивать умение подбирать наречия. рисование Тема: «Искусство гжельских мастеров». |
Апрель | «Путешествие в страну «Геральдика» | Воспитание любви к Родине, через закрепление знаний о символике России. Познакомить детей с гербом, флагом и гимном нашей страны; воспитывать у детей чувство патриотизма, уважение к своей Родине. | Беседа «Государственные символы России», Д/И « Геральдика». Презентация «Государственные символы России», «Флаг России». Чтение стихов о флаге, гербе. Экскурсия в библиотеку. |
Апрель
| «Мы живем в Забайкалье | Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному селу, народному творчеству; закреплять знания детей о народах проживающих в Забайкалье их обычаях их культуре, | Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство». |
Май | «Мы этой памяти верны» | Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства. | Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню на площади Победы. Беседа «Что такое героизм?» Т.А. Шорыгина «Беседы о Великой Отечественной войне». |
Май
| Наши земляки. | Познакомить детей со знаменитыми земляками; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. | Беседа «Улицы нашего села, носящие имена знаменитых земляков». «Название улиц села Малета» Историко-лингвистическое описание. |
2.5. Формы подведения итогов реализации образовательной программы используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в музей, по городу, целевых прогулок;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
- сообщение дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
- оформить гербарий, альбомы;
- организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин; выступление для воспитанников младших групп, выступление для родителей; участие в конкурсах, фестивалях (на разных уровнях), смотрах,
- организовать встречи с родителями;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;
2.7. Предметно-развивающая среда:
Содержание центров групп по ознакомлению детей с родным городом, Владимирским краем.
1. Литературный центр
- история образования улицы, села Малета;
- альбом с. Малета (улицы, дома, памятные места);
- дидактические игры по словотворчеству «Название улицы»;
- картотека русских народных пословиц и поговорок о добре, о хлебе, о семьи, о Родине.;
- альбом о коренных народов Забайкалья;
- альбом о национальной культуре народов Забайкалья.
- наглядное пособие с родами войск;
- наглядное пособие "Символы нашей страны России".
- наглядное пособие "Москва - столица России".
- Музыкальный центр:
Центр самостоятельной художественной деятельности:
- экспонаты лаковой миниатюры;
- фото домов, разных наличников;
- альбом «с.Малета» (здания, дома);
- альбом «Памятники нашего края».
- альбом песен ансамбля «Золотое кольцо России»
- авторские выставки народных умельцев;
- образцы народных игрушек (Дымка, Городец, игрушка…)
4. Познавательный центр:
- герб страны, герб Забайкальского края, флаг России, флаг округа, флаг города, портреты президента и главы Забайкальского края;
- фотоматериал о предприятиях и организациях Петровск –забайкальского района;
- альбом о космосе, о космонавтах;
- карта (группы, территории детского сада, села, района, края,
России;
- картотека загадок;
- картотека опытов;
- дидактические игры;
- оборудование для экспериментальной деятельности;
- образцы природных материалов местного региона;
- муляжи овощей и фруктов;
- образцы сельскохозяйственного труда местного региона;
- гербарии;
- «Красная книга» России.
- Альбом "Богатство Забайкальского края".
- изделия из глины, керамика;
- скульптуры малых форм;
- изделия Гжельской посуды.
5.Центр природы:
- гербарий растений нашего края;
- лекарственные растения края;
- «Красная книга» России;
- коллекция камней, плодов, соцветий;
- птицы нашего края.
6.Центр ряжения:
- национальные костюмы и головные уборы народов Забайкалья.
7.Центр сюжетно-ролевых игр :
-атрибуты по профессиям сотрудников детского сада, по профессиям родителей;
-атрибуты героических профессий: военный, космонавт, полицейский, спасатель, пожарный, летчик.
2.8. Технологии:
Знакомя детей с историческими событиями, используем ИКТ, наглядный материал (картины, фотоснимки, иллюстрированные литературные произведения, видеозаписи и изделия народов и коренных народов края) с той целью, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание слушать и запоминать.
2.9. Диагностический мониторинг по усвоению образовательной программы
Методика оценки уровня развития детей
по нравственно-патриотическому воспитанию.
(автор Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козлова)
Методика предполагает общую систему оценки детской деятельности по 4-бальной шкале.
- балла – деятельность соответствует уровню нормы;
- балла – незначительное отклонение от уровня нормы;
- балла – существенное отклонение от уровня нормы;
Чтобы выявить уровень знаний детей о родном доме, семье, городе, я определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
- Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям, членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
- Знания о родном доме (улица, двор, квартира); деском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).
- Знания о родном селе: название некоторых улиц, основные предприятия и учреждения, транспорт села.
- Отношение к народному творчеству.
На основе критериев выделила уровни:
Низкий уровень – Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком (Г.В. – медсестра, Е.Т. – рабочий по стирке белья и пр.). Знания о родном селе неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.
Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном селе, знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.
Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии. Имеет представление о родном селе – название села, знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Ф.и.ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Родная страна: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Символика Флаг Забайкальского края |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.История народной культуры и традиций Коренные жители Забайкалья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Историко- географический и природный компоненты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Личностный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Библиографический список
1.Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 №795.
3.Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.
4.Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
6.Закона РФ “Об образовании”
7.Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
8.Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.
9.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
10. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
11. Критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой.
АНКЕТА для родителей
«Что знает ваш ребенок о родном селе?»
Цель: выявление проводимой в семье работы по гражданско-патриотическому воспитанию, ознакомлению с родным городом, формированию у ребенка патриотических чувств. Формирование позитивных детско-родительских отношений.
- Проявляет ли Ваш ребенок интерес к Вязникам, микрорайону, в котором живет?
- Как проявляется этот интерес?
- Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, люди, родственники).
- Интересуется ли ребенок историей города? В связи с чем?
- Как часто Вы совершаете прогулки-экскурсии по городу с ребенком?
- Какую помощь Вы хотели бы получить по этому вопросу от детского сада?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию С чего начинается Родина
Задачи: - формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государст...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Материалл содержит описание целей и задач проекта, методы реализации и подробный перспективный план реализации по разделам: наша дружная семья,детский сад - второй дом, моя малая Родина, широка страна...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию"С чего начинается Родина"
- формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к Ро...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"
Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем; вызвать интерес к настоящему и прошлому России. ...
Программа по нравственно – патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» для детей от 2-7 лет
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны - это воспитать человека. Нравственно - патриотическое вооспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» детей подготовительной группы
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольное возраста имеет знакомство с родным поселком, городом, историей своей страны....
- Мне нравится (1)