Программа по нравственно – патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» для детей от 2-7 лет
методическая разработка по окружающему миру

Горяшина Ольга Александровна
Современный мир агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на детскую психику малышей, их нравственность и духовный мир.  Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, Винкс, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя, Монстры. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "С чего начинается Родина"66.65 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по нравственно – патриотическому воспитанию

«С чего начинается Родина»

для детей от 2-7 лет

Содержание

  1. Пояснительная записка.______________________________________3
  1. Новизна программы_____________________________________4
  2. Актуальность___________________________________________4
  3. Педагогическая целесообразность._________________________5
  4. Цель и задачи программы_________________________________6
  5. Особенности данной программы___________________________6
  6. Возраст детей участвующих в реализации данной программы__7
  7. Сроки реализации_______________________________________7
  8. Формы и режим занятий__________________________________9
  9. Ожидаемые результаты___________________________________9
  10. Формы подведения итогов реализации  программы___________11
  1. Основные мероприятия по реализации программы.______________12
  1. Схема взаимодействия с социумом_________________________30
  2. План работы с родителями________________________________33
  3. Предметно-развивающая среда____________________________34
  1. Технологии________________________________________________35

      3.1.  Диагностическиймониторинг._______________________________36

  1. Библиографический список.__________________________________41

1. Пояснительная записка

    Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?

        Настоящая программа составлена для работы с детьми дошкольного возраста, начиная с группы раннего возраста  и заканчивая подготовительной.

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.  СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;                                                                

Реализация данной программы предполагает:

  •  формирование ведущих интегративных качеств личности;
  •  практическую деятельность;
  •  оптимальное сочетание индивидуального воспитания и воспитания в коллективе;
  •  неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, со специалистами ДОУ, производственными и обслуживающими объектами села.

1.1. Новизна программы

    Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.

        В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.

Интеграция позволяет по мере необходимости оказывать индивидуальную работу воспитанникам, занимающимся по данному направлению, что благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.

       1.2.Актуальность. 

              Актуальность программы нравственно - патриотического воспитания дошкольников. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Современный мир агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на детскую психику малышей, их нравственность и духовный мир. 
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, Винкс, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя, Монстры. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. 

             

1.3. Педагогическая целесообразность

        Мы выбрали эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день. Дошкольный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.  

       Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию не менее важным, условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин.  Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедью А. С. Макаренко  пользуюсь при работе с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

             Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

  1.3. Цель и задачи программы.

Основная цель данной программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, краю, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны.

 Основные задачи:

Образовательные:

  • Формирование любви к родному селу, интереса к прошлому и настоящему; формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

 Воспитательные:

  • Воспитание чувства гордости за своих земляков.
  • Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
  • Воспитывать  толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  •  Воспитание уважения к труду;

Развивающие:

  • Развитие нравственных чувств: чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;
  • Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.

   1.4. Принципы и подходы к формированию программы

  • Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  • Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края. 4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений гражданско-патриотического воспитания.  
  • Преемственность.         Гражданско-патриотическое         воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  • Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

1.5. Особенности данной  образовательной программы. 

       Программа отличается от уже существующих тем, что подход к воспитанию и обучению подходит комплексно, охватывая ребенка во всех направлениях постепенно, показывая значимость его личности в условиях современного государства. Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, познание, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

 

1.6. Возраст детей участвующих в реализации данной программы.

Свою работу в этом направлении мы разделили на пять возрастных ступеней:

        ранний возраст от 2-3 лет;

        младший возраст от 3-4 лет;

       средний возраст   от 4-5 лет;

       старший возраст  от 5-6 лет;

       подготовительный к школе от 6-7 лет

1.7. Сроки реализации.

     Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, познание, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

1.8. Формы и режим занятий.

      Все НОД проходят в совместной деятельности педагога и детей. Обучение проводится ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия - все занятия программы разбиты на 4 блока: взаимоотношения с близкими людьми; со сверстниками и с людьми в общественных местах; в отношениях с природой.

  • НОД проводятся во всех возрастных группах
  • Продолжительность НОД по возрастным группам:
  • 2-3 лет: 10 мин.
  • 3-4 лет 15 мин
  • 4-5 лет: 20 мин.
  • 5-6 лет: 25 мин.
  • 6-7 лет: 30 мин.

1.9.Ожидаемые результаты реализации программы:

Планируемые результаты освоения детьми программного материала

Развиваемые качества ребенка

Проявления качеств личности в деятельности

Любознательный, активный

Интересуется историей родного села, задает вопросы взрослым. Способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Откликается на эмоции близких людей и друзей.  Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми. Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуаций.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых. Способен планировать свои действия. Соблюдает правила во время проведения игр – путешествий, походов, экскурсий.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности в решении логических задач и проблемных ситуаций. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе…

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Имеет представление о почетных  и знаменитых гражданах Бугуруслана.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 Ожидаемые результаты реализации программы:
К концу 1-го года обучения
Иметь представления:
Мой дом.
Моя семья.
понимать важность семьи для каждого человека;
общение и взаимодействие со взрослыми;
развитие социального и эмоционального интеллекта;
развитие активного словаря, любознательности и познавательной мотивации, мелкой моторики обеих рук.

К концу 2-го года обучения
Иметь представления:
Мой дом.
Моя семья.
Мой детский сад.
Мое село.
-ориентироваться в ближайшем окружении;
- о домашних и диких животных, птицах, растениях;
- о взаимоотношениях членов семьи.

К концу 3-го года обучения

Иметь представления:

-моя семья;

- мой дом;

-мой детский сад;

-моя улица;

-мое село;

-ориентироваться в ближайшем окружении;

- о домашних и диких животных, птицах, растениях;

- о взаимоотношениях членов семьи;

- о совместном досуге;

- о домашних обязанностях членов семьи;

- о ведении домашнего хозяйства;

- о дружбе;

- о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости;

- о ласке;

- о правилах поведения в общественных местах;

- о домашних и диких животных, птицах, растениях;

- о жизни животных и растений в разные времена года.

Уметь:

- проявлять заботу о близких людях;

- оказывать посильную помощь родителям в домашних делах;

- оценивать поступки товарищей, справедливо разрешать споры и конфликты;

- проявлять ласку к окружающим людям;

- взаимодействовать в коллективе сверстников;

- объединяться в малые группы в процессе различной деятельности;

- осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах;

- правильно вести себя в природе, не причиняя ей вреда.

К концу 4-го года обучения дети будут:

Иметь представления:

-  о селе;

-  о крае;

-  о стране;

- о своих родственниках;

- о семье;

- о совместном досуге;

- о домашнем уюте, домашних делах;

- о семейных взаимоотношениях;

- о деятельности членов семьи;

- о дружбе, товариществе;

- о дружбе людей разных национальностей;

- о милосердии, доброте;

- о детском доме, о детях, живущих без родителей;

- о правилах поведения на улице;

- о правилах речевого этикета;

- об изменениях в жизни растений и животных в разные времена года;

- о реках и их обитателях.

Уметь:

- доброжелательно относиться к членам семьи;

- сотрудничать при решении учебных и игровых задач;

- справедливо оценивать свои поступки и поступки друзей;

- справедливо решать споры и конфликты;

- сопереживать успехам и неудачам друзей;

- уважительно относиться к друзьям;

- критично относиться к своим поступкам и поступкам друзей.

К концу 5-го года обучения дети будут:

Иметь представления:

- наше село;

- наш край;

-наш район;

- наша страна;

- о семейном бюджете;

- о бюджете времени в семье;

- о коллективном ведении домашнего хозяйства;

- о родословной;

- о семейных обычаях, народных обрядах;

- о дружеских взаимодействиях людей в экстремальных жизненных ситуациях, в спорте;

- о нравственных нормах поведения;

- о правилах речевого этикета;

- о растительном и животном мире;

- о “Красной книге”;

- о мире дикой природы.

Уметь:

- доброжелательно и уважительно относиться к близким;

- планировать свою деятельность;

- различать хорошие и плохие поступки;

- проявлять доброту в общении с детьми;

- распознавать аморальные качества

(трусость, жестокость, ленивость, лживость), давать им оценку;

- учитывать и принимать позицию другого;

- определять дружеские проявления людей;

- взаимодействовать в команде;

- осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах;

- правильно вести себя на природе;

- бережно относиться к растениям, животным и птицам.

2. Содержание программного материала:

2.1. 1 ступень «Мой дом – моя семья».

Задачи:

- Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;

- Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;

- Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений. Распорядок дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.

Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила поведения, приветливость, доброжелательность в семье и в гостях.

     - Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине.

2 ступень  «Мой детский сад»

Задачи:

- Повышение авторитета детского сада на основе ознакомления с историей детского сада;

- Усвоение детьми этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом;

- Содержание работы включает в себя следующие темы: история детского сада, правила поведения в детском саду; умения распределять обязанности трудовой деятельности, роли в игре, поручения воспитателя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение.

3 ступень «Мое село Родное».

Задачи:

- Воспитание любви к селу Малета – месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее, знать что село – это часть Забайкальского края.

- Развитие творческой активности. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

Содержание программного материала: история улиц, в честь кого назвали нашу улицу? История села,  исторические памятники,  учреждения культуры, природа, экологические проблемы, народности,  интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т. п.; народные промыслы ( произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи коренных народов).

4 ступень  «Забайкальский край -частица России»,«Россия наша Родина».

Задачи:

- Забайкальский край – частица России.  Природа и экологические проблемы.

Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории  края, России, традициям и обычаям коренных народов. Способностью сохранять свою историческую память, беречь и развивать национально-культурные традиции.

- Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;

Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, ознакомление с образцами искусства народов, населяющих округа, Россию; природное разнообразие, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Наша Родина в картинах художников, песнях, стихах, былинах.

2.2.Формы подведения итогов реализации образовательной программы используются следующие методы:  наглядный, словесный и практический.

 Наглядный метод используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в музей, по городу, целевых прогулок;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр и др.

  Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
  • сообщение дополнительного материала воспитателем;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
  • оформить гербарий, альбомы;
  • организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин; выступление для воспитанников младших групп, выступление для родителей;  участие в конкурсах, фестивалях (на разных уровнях), смотрах,
  • организовать встречи с родителями;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;

2.3.Программа поможет педагогу:

  • в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;
  • в определение целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;
  • в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка (любви к семье, родному краю, Родине) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.

        2.4.Календарно-тематическое         планирование         по         нравственно-

патриотическому воспитанию

младшая группа (от 2 до 3 лет)

Месяц

Тема

Программные задачи

Содержание

Сентябрь

«Наша группа»

Знакомство с группой, воспитательное чувство уважения к воспитателям, другим детям в группе

Экскурсия по группе, спальне, знакомство с воспитателями помощниками воспитателя, психологом.

Сентябрь

   Сказка «Репка»

Знакомить детей с русскими народной сказками, формировать интерес к книгам

Чтение сказки, обыгрывание

Октябрь

«Моя семья»

Ввести  понятие  семья, поощрять умение называть именами членов своей семьи

Беседа «Моя семья», рассматривание фотографий семей.

Октябрь

«Осень золотая»

Воспитывать у детей любовь к природе родного края

Наблюдение на прогулке за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций «Осень», чтение стихов о осени.

Ноябрь

«Знакомимся с детским садом»

Помочь детям узнать лучше детский сад

Экскурсия по детскому саду музыкальный зал, спортивный зал знакомство с музыкальным руководителем, инструктором по ФИЗО.

Ноябрь

«Кто нас лечит?»

Воспитывать уважение к чужому труду

Экскурсия в медицинский кабинет, знакомство с трудом медсестры.

Декабрь

«Зима»

Воспитывать у детей любовь к природе родного края

Рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихотворений.

Декабрь

«Новогодняя елочка»

Закрепление приемов рисования знакомство с праздником Новый год в родной стране

Рисование на тему «Ай да, елочка краса!».

Аппликация «Нарядим елочку»

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями)

Январь

«Что такое хорошо?»

Формировать представление детей о том, что такое хорошо и плохо

Дидактическая игра «Что такое хорошо?», «Поступки»

Январь

«Мы разные»

Продолжать формировать у детей образ Я, учить ориентироваться в частях собственного тела.

Беседа «Найди что у нас общего», «найди что у нас разного»

Февраль

«Как вести себя в детском саду?»

Помочь ребенку понять, как вести себя в  д/с познакомить с основами этикета.

Дидактическая игра «Я пришел в детский сад», «Как вести мне за столом»

Февраль

«Поздравляем наших пап»

Познакомить детей с празднованием дня защитника отечества воспитывать уважение к родителям

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Рассказы пап о службе в армии.

Март

«Любимой мамочке испечём два пряничка»

Закрепление приемов лепки с детьми вызвать чувство энтузиазма при подготовке подарка маме

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки «Вместе с мамой»

Март

«Народная игрушка»

Знакомить с народной игрушкой (матрешка, дымковская игрушка

Комплекс игр «Матрешка в гости к нам пришла»

Апрель

«Весна»

Формировать элементарные понятия о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей)

Рассматривание иллюстраций о весне, чтение стихов о весне.

Апрель

«Кто со мной поздоровался?»

Продолжать учить здороваться, прощаться, развивать слуховое внимание

Игровая ситуация «Приглашение»

Май

«Наш детский сад» (Экскурсия вокруг д/с)

Формировать навыки правильного ориентирования около д/с на участке группы

Экскурсия на спортивную площадку, площадки средней, подготовительных групп

Май

«Козлятки и волк»

Формировать к чтению, книгам, знакомить с УНТ.

Чтение и обыгрывание сказки.

Младшая группа (о  3-до 4 лет)

месяц

Тема

Программные задачи

Содержание

Сентябрь

«Мой детский сад»

Продолжать знакомить с детским садом как ближайшем окружении ребенка: профессии воспитатель, помощник воспитателя,

Экскурсия по детскому саду. Помощь в  уборке листьев на участке детского сада.

Сентябрь

«Золотая осень»

Расширять представление детей об осени, о некоторых овощах фруктов, ягодах грибах в Забайкальском крае

Наблюдать за изменениями в природе, помогать в уборке листьев, сбор гербария

Октябрь

 «Моя семья»

Побуждать называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице.

Беседы на тему «Где мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий).

Беседы о членах семьи. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Октябрь

«Мое село»

Знакомство с родным селом его названием, основными достопримечательностями.

Беседа с детьми «Мое село», рассматривание фотографий села, экскурсия по главной улице села «Пионерской»

Ноябрь

«Вежливые слова»

Продолжать приучать детей к вежливости: доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! И т.д. Правила поведения при встрече.

Дидактическая игра «Вежливые слова», использование вежливых слов в игре «Дом», чтение стихотворения «Вежливые слова»

Ноябрь

 «Как звери к зиме готовятся»

Знакомить детей с подготовкой зверей к зиме ( медведь, еж ложатся спать, заяц меняет окрас)

Дидактическая игра «Кто готовится к зиме?», рассматривание иллюстраций и презентации «Как звери к зиме готовятся». Рисование «Зайка»

Декабрь

«Зима»

Расширять представления о зиме в Забайкальском крае.

Наблюдать за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций.

Декабрь

«Новогодний праздник»

Продолжать знакомить с традиционными праздниками в России

Беседа «О встрече Нового года», Заучивание стихов «Дед Мороз», «Ёлочка», чтение потешек и закличек о зиме Аппликация «Ёлочка красавица» Проведение конкурса «Лучшая Новогодняя игрушка».(Вместе с родителями) .

Январь

«Зимние каникулы»

Знакомить с рождественскими праздниками

Проведение «Зимних каникул», праздник «Зимушка-зима», народные подвижные игры, Игровая ситуация «В гости в среднюю группу мы с колядками идем».

Январь

«Кто такие мальчики, кто такие девочки»

Дать представления о мальчиках и девочках их различии

Дидактическая игра «мальчики и девочки», беседа «Чем играют девочки, чем играют мальчики»

Февраль

«Как вести себя в гостях»

Учить детей правильно вести себя в гостях, развивать знание о правилах этикета

Беседа «Как вести себя в гостях», сюжетно ролевая игра «Дом»

Февраль

«Поздравляем папочек»

Продолжать знакомить с праздниками России с военными профессиями.

 Беседа о празднике «Дне защитника Отечества». Рассматривание иллюстраций с изображением военных
Изготовление подарков для пап. Пение песен, заучивание стихов об армии. 
Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты»

Март

«Мамочка любимая моя»

Воспитывать любовь к матери, к семье, уважение к воспитателям

Беседа с детьми о мамах Изготовление подарков для пап. Пение песен, заучивание стихов о маме. сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

Март

«Знакомство с народной игрушкой»

Знакомить детей  народными промыслами народов Забайкалья, с УНТ (потешки, сказки, прибаутки)

Апрель

«Мы здоровыми растем»

Укреплять здоровье детей

«Неделя здоровья» спортивный досуг «Мы здоровыми растем», дидактическая игра «Овощи и фрукты», «Полезно не полезно», НОД «Если хочешь быть здоров».

Апрель

«Весна»

Продолжать знакомить с признаками весны

Наблюдать за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, провести беседу «как звери к весне готовятся»

Май

«Наши площадки»

Продолжать учить ориентироваться  на участках детского сада

Экскурсии на площадку подготовительной группы, дети подготовительной группы проводят игры с детьми младшей группы.

Май

«Лето»

Расширять знания о лете в Забайкальском крае

Наблюдать за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Месяц

Тема

Программные задачи

Содержание

Сентябрь

«Мой детский сад»

Расширять представление о детском саде. О соседних группах, пищеблоке.

Творческая игра «Знакомство детей с трудом работников детского сада»;
- пение песен и чтение стихов о детском саде.

Экскурсия в медицинский кабинет;
- экскурсия в прачечную;
- аппликация «Накроем на стол»

Сентябрь

«Осень в гости к нам пришла»

Расширять представления о сезонных изменениях в крае, о сельскохозяйственных профессиях.

Беседа «Осень в гости к нам пришла», Д/и

«Сложи колосок», «Вершки и корешки». Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Октябрь

«Моя семья»

Углублять понятие (семья). Дать детям первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

НОД, С.р. игра

«Семья», Беседа «Моя семья». Д/И «Назови ласково», Рисование на тему «Моя семья»;
- аппликация «Моя семья» (фотоколлаж совместно с родителями)

Октябрь

«Мое село»

Продолжать закреплять знания детей о названии родного села, знакомить с его достопримечательн остями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили село, очень старались и хорошо выполнили свою работу

НОД,Д/И «Собери картинку». Игра-путешествие «Моё село»,

Экскурсия «Улица села»;
- рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест села;
- аппликация «Украсим дома»

Ноябрь

Мой дом.

Закрепить у детей знания о понятиях «дом», «село». Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому.

Д/И «Разные дома»  Беседа «Дом, улица, адрес».

Ноябрь

Моя мама - лучше всех.

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им. Учить

отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме.

Д/И « Мамочка!», Д/И «Подбери наряд

на праздник». Беседа

«Мамины помощники».

Декабрь

Наш край часть России.

Формировать у детей представление, что наше село – часть великой России. Развивать у детей чувство восхищения красотой природы родного края и России. Воспитывать чувства патриотизма.

Беседа «Наша Родина-Россия». Рассматривание фотографий с видами достопримечательно.

Декабрь

«Народы проживающие в Забайкальском крае»

Знакомить детей с коренными народами Забайкалья их культурой и бытом.

Беседа «Коренные народы Забайкалья»

Рассматривание иллюстрации «народы Забайкалья»

Январь

«Зимние каникулы»

Продолжать знакомить с рождественскими праздниками (Рождество, святки, старый новый год, крещение)

Неделя «Зимних каникул» игровая ситуация «Гуляет русская зима», обыгрывание сказки «Лисичка со скалочкой», игры народов Забайкалья, досуг «спортивная зима»

Январь

Мы живем и растем в России.

Знакомить с родной страной (город, герб, флаг, гимн).  Вызывать желание больше узнать о России.  

Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Д/И « Флаг,герб  Забайкальского края» .Беседа «Наша Родина – Забайкалье родное».

Февраль

Животный и растительный мир Забайкалья.

Расширять знания детей о животном и растительном мире Забайкалья;  дать понятие о пользе растительного мира; .

Беседа «Животный мир Забайкальского края», «Царство растений Забайкалья», просмотр презентации «Забайкалье мое», «Царство растений Забайкальского края», дидактические игры «Какое животное лишнее?», «Угадай дерево»

Февраль

Кто стоит на защите нашей  Родины.

Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники

Отечества»  (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями( моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов.

НОД, Беседа «Мои папа и дедушка – защитники

Отечества». Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Рассказы пап о службе в армии.

 Беседа «Наша армия», «Маленький капитан»;
- игра-соревнование «Сильные и ловкие»
- пение песен об армии

Март

«Очень

сильно я люблю маму милую свою!»

Продолжать формировать представление детей о маме и о празднике 8 марта. Развивать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться и доставлять радость своими поступками и действиями. Воспитывать чувство любви и уважения к маме.

Беседа «О мамах родных и очень важных». Д/И «Ласковые слова для мамы». Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки «Вместе с мамой»

Изготовление подарка маме;
- художественное конструирование «Курочка с цыплятами» Чтение стихов, пение песен о маме;
- подвижная игра «Курица и цыплята»;
- театрализованная деятельность «Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки»

Март

«УНТ народов Забайкалья»

Продолжать знакомить со сказками, пословицами, загадками народов Забайкалья.

Чтение сказок Эвенкийских: Кукушка,

Бурятских: Зима и лето.

Русских: «Хаврошечка», беседы по сказкам

Апрель

Путь к звёздам.

Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе и космонавтах.

Беседы о знаменитых космонавтах, Д/И «Собери ракету».

- чтение стихотворений А.Барто «Самолет»

Игра-беседа «Каждой вещи свое место»;

- дидактическая игра «Не поделили игрушку»;

- игра-беседа «Я берегу игрушки и одежду», рисование «Закончи рисунок» (дорисовывания предметов на схематичном изображении мебели в группе)

Апрель

Край родной, навек любимый!

Формировать интерес к родному краю, закреплять знания детей о городах

Забайкальского края, их достопримечательностях.  Воспитывать любовь к своей малой Родине, к родному селу, чувство патриотизма, гражданственности , чувство гордости за свою страну, воспитывать любовь к родным местам.

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в селе и крае. Д/И «Прогулка по Забайкальскому краю». Игра-беседа «Моя малая родина».

Май

Вечный огонь!

Расширить знания детей о Великой Отечественной войне. Объяснить значение слова «памятник». Воспитывать у детей патриотизм, чувство благодарности за наше светлое детство и мирную жизнь.  Дать представление о памятниках «Неизвестный солдат» в г. Москве и мемориале славы на площади.

Рисование на тему «Праздничный салют». Беседа «Кого можно назвать смелым человеком?». Беседа «Дни боевой славы»;
- чтение стихотворения С. Маршака «Пограничники», Изготовление праздничных открыток

Май

Государственные символы

России - флаг и гимн.

Воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Ознакомить  детей с такими понятиями, как «Россия», «Родина», с символикой :

флагом и Гимном России.

Беседа « Моя Родина-Россия», Д/И «Собери картинку», «Флаг, герб России»

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Месяц

Тема

Программные задачи  

Содержание  

                             Сентябрь

«Семья и родной дом»

Формировать в сознании детей образ мира семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию у детей доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семье.

Д/И «Расскажи о своей  семье», беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.  Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»);
- чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.;
- рассказы детей о членах семьи из личного опыта;
- обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения», Рисование на тему «Моя семья»;
- беседы на тему «Где мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий);
- обсуждение ситуаций из жизни семьи;
- сюжетно-ролевая игра «Семья»

         Сентябрь

«Я и моё имя»

Познакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека; научить вежливо обращаться друг к другу, используя ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться.

Д/И « Назови ласково», беседа «Я и моё имя» Беседа «Для чего человеку имя?»;
- игра «Полное и неполное имя»;
- этюд «Назови ласково»

                            Октябрь

«Традиции Забайкальского народа»

 Прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям  народов проживающих в Забайкальском крае. Праздники народов Забайкалья.

Беседы «Традиции русского народа», «Традиции бурятского народа», «Традиции эвенков», презентации «Традиции русского народа», «Традиции бурятского народа», «Традиции эвенков». Рассматривание иллюстрации по данной теме.

        Октябрь

Путешествие по городу

Чите.

 Расширить знания

детей об историческом прошлом и настоящем столице Забайкальского края  города- Чита; обобщить

Беседа на тему: «Почему так назвали улицы города», Д/И

«Узнай это место»

знания детей о красоте столице Читы; воспитывать чувство гордости за свою малую  Родину; Воспитывать чувства любви и преданности

Родине и к родному  городу.

              Ноябрь

«Символы

России»

Закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны

Беседа «Моя Родина

– Россия», Д/И «Белый – синий – красный», Д/И «Сложи герб из фрагментов».

 

          Ноябрь

«Главный город нашей страны»

Формировать у детей знания о том, что Москва-это столица нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Игра – путешествие

«Москва– столица

России». Беседа «Москва- столица нашей Родины».

         Декабрь

«Наша

Родина Россия!»

Познакомить с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе.

Беседы по иллюстрациям с изображением природы различных уголков нашей Родины. Безеда «Что такое Отечество» Д/И

«Составь семейку».

                 Декабрь

«Родословные отношения»

Знакомить с родословной своей семьи;

 Беседа «Моя дружная семья», «Моя большая родословная», объяснение понятий прабабушка, прадедушка. Составление совместно с родителями

« Гинекологического древа»

объединять людей, живущих в одной стране.

        Январь

Достоприме

чательности

Забайкальского

края

Знакомить детей с Заповедниками и национальными парками края, озерами и реками

Беседы «Как сохранить природу нашей Родины», «Заповедники Забайкальского края», Презентации «Озера Забайкальского края»

           Январь

УНТ  русского народа, бурят, эвенков

Знакомство с УНР народов Забайкалья сказки, потешки, считалки, прибаутки.

Бурятские сказки: «Комар и стрекоза», «Ключ счастья».

Эвенкийские сказки « Кукушка», «Табакерка».

Сказки народов Забайкалья «Про Ванюшу – дурочка», «Ленивая Старуха» беседы по сказкам.

                      Февраль

«Наше Забайкалья»

Познакомить детей с писателями, композиторами, художниками Забайкалья

 «Экскурсия» по краю (по фотографиям и иллюстрациям);
- игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров удмуртских мастеров);
- слушание песен о Забайкальском крае (в записи)

                       Февраль

«Наша армия сильна!»

Формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам

Родины.

Беседа «Кто сторожит тишину?»

- просмотр видеофильма «Защитники Отечества»;
- пение песен об армии;
- игры-соревнования, Изготовление подарков для пап и дедушек;
- спортивные развлечения «Вместе с папой»;
- рассказы пап о службе в армии

                        Март

«Мама-

главное слово»

Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами , в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта,

Д/И «Какой подарок (букет) ты хотел бы

подарить маме, бабушке…» Беседа о мамах;
- составление рассказов «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей»;
- пение песен о маме, чтение стихов, Рисование портрета «Моя мама»;
- изготовление подарка маме;
- семейные посиделки «Вместе с мамой»

                         Март

«В гостях у мастеров»

Воспитывать интерес к русскому, бурятскому (орнаменты) народному творчеству; развивать творчество детей, стремление подражать народны мастерам, знакомить детей с произведениями народного творчества мастеров, его особенностями: подбора цветов, элементами узора, его построения; учить детей составлять описательные рассказы об изделиях народных умельцев.

Беседа «Славится Россия чудо – мастерами», презентации «народные промыслы бурят»,

«Народные промыслы эвенков», «Народные промыслы русского народа».  

 

                         Апрель

«Мое село - родное»

 Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории села; воспитывать  детей на непрерывной связи  истории прошлого, настоящего и будущего; продолжать накапливать опыт восприятия произведений прикладного искусства; развивать творческое воображение.

 Беседа:

«Чем славится наше село».

«История возникновения села».

«Люди, каких национальностей населяют наше село».

Рассматривание:

Фотографии с изображением знакомых мест села. - сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)

                                                         Апрель

Красная книга Забайкалья.

Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса- ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о том, что наш земляк Г. С. Титов – второй космонавт планеты.

 Изготовление альбома «Природа моего края»;

Беседа:

«Край, в котором мы живём» (географическое расположение, климатические особенности).

Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».

«Символика родного края».

Рассматривание:

Фотографии с изображением природы края.

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Рассматривание репродукций картин о родной природе.

Экскурсия:

Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края, города).

                          Май

«Этот День

Победы»

Закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.  

Беседа «Знамя Победы» ,экскурсия к вечному огню с возложением цветов к памятнику.  беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов;
- слушание и пение фронтовых песен;
- игры (соревновательного характера)

изготовление праздничных открыток.

         Май

 

«Казаки и семемейские в Забайкальском крае».

 Знакомить детей с казаками и семейскими. Их бытом, культурой, откуда они появились в крае

Беседа «История казачества в Забайкальском крае», презентация  «Казаки в Забайкалье», «Костюмы казаков Забайкалья», рисование  «Казаки»

Подготовительная к школе группа (от 6до 7 лет)

Месяц

Тема

Программные задачи

Содержание

 

                 Сентябрь

«Мое село родное»

Познакомить детей

с историей возникновения родного села, его достопримечательн

остями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.

Беседа «История моего села». Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду;
- рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах села и его знаменитых людях .

Рассматривание фотографий;
- пометка на карте села, края самых интересных объектов.                  

                                             Сентябрь

«Наша дружная  семья»

Обобщать и систематизировать представления детей о семье( люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к

близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Беседы: «Профессии моих родителей», «Мне хорошо, когда…», Д/И «Родословная».

Разгадывание ребуса «7 Я»
-  работа над понятием «семья»;
- обсуждение рассказа В.Драгунского «На Садовой большое движение»;
- рисование дома для всей семьи.

Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках;
- лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью»;
- изготовление панно «Моя семья» (Я – в средине, а по лучам – члены семьи)

                            Октябрь

«Хлеб - всему голова»

Воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопёкам), бережное отношение к хлебу; обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.

Беседа «Хлеб - всему голова»

Д/и «Семейка слов?» Исследовательская деятельность «Дрожжевое тесто» «Постряпаем Хлеб». Презентации «Откуда хлеб пришел», «Профессия хлебороб».

                                            Октябрь

«России малый уголок

- Петровск - Забайкальский»

Воспитывать любовь к родному городу, уважение к своей малой родине, чувство гордости за земляков, желание сделать свой город краше;  обогащать представление об историческом прошлом города; формировать знания детей по теме «Флаг и герб города Петровск Забайкальского»; воспитывать уважительное отношение к символике Петровск - Забайкальского; формировать понятия «районы города»; познакомить с историей города.

Беседа «Расскажи, где ты живешь?», конкурс рисунков «Петровский завод – районный центр», «Достопримечательности города Петровск –Забайкальского», «Достопримечательности Петровск – забайкальского района»  

г. Д/игра «Кто больше улиц назовёт».

.

                         Ноябрь

«Родной свой край люби и знай»

Закрепить и обобщить знания детей о Родине. Продолжать знакомить детей с достопримечательн остями родного края; расширять знания об его истории. Поддерживать познавательный интерес к истории родного края, своей малой родине; воспитывать любовь к родному

краю, уважительное отношение к символам страны.

Презентация «Символика города, района, края». Чтение стихов о городе и крае. Беседа «Малая родина», Игра «Продолжи предложение».

                     Ноябрь

Москва столица нашей

Родины.

Создать у детей образ Москвы - столицы, главного города России. Расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

Д/И « Путешествие по стране», беседа  «Столица России – город Москва», презентация «Столица России». Беседа о государстве – «Российская Федерация»;
- знакомство с различными городами России;
- знакомство с флагом, гербом и гимном России»;
- слушание гимна

Разукрашивание в альбомах Российского флага;
- оформление на карте Российской Федерации мест, где были дети

                                    Декабрь

«Культура Забайкалья»

Закреплять знания детей о художниках, писателях, композиторах края.

Беседа: «Семейные традиции и праздники», «Беседа о праздниках»,  «Беседа о новых обычаях», «Семейные национальные праздники».

Костюмов и деталей женской одежды в Забайкальском крае.

Знакомство с фольклором России.

Знакомство с орнаментом русского народа.

«Встреча Нового года в других странах»

«Семейные обычаи на Руси».

«Национальна одежда».

«Беседа о Новогодних символах»

«Новогодние обычаи»

Рассматривание:

Рассматривание предметов народно -  прикладного искусства.

Рассматривание хохломской росписи, матрёшки, дымковской росписи.

       Декабрь

«Путешествие по Забайкальскому краю»

Знакомить с Хребтами, городами, пещерами Забайкальского края.

                    Январь

Кто прославил Забайкалье?»

Знакомить детей с Олимпийскими чемпионами забайкальского края. Играми народов проживающих на территории края (бурятские, русские, эвенкийские)

Неделя «Зимних каникул»: «Коляда, коляда отворяй ворота», КВН «Народные сказки», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Беседа и презентация

 «Олимпийские чемпионы Забайкалья» Спортивные соревнования «Самый ловкий, саый смелый.

                                     Январь

Мы – россияне!

Закрепить названия

крупных российских городов и рек, народов населяющих РФ, названия народных промыслов. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; уважительное отношение к государственным символам.

Д/И «Жилище  человека»,  Беседа «Наше государство - Российская

Федерация»Д/И  «Составь флаг

России». Беседа «Кто я по национальности?».

Глинки «Москва», «Наша Родина – Россия»

«Москва – столица нашей Родины»

Составление рассказов о будущем Родины. Рассказ об основании Москвы.

«Наше государство – российская Федерация».

Знакомство с различными городами России.

Государственная символика.

                                                         Февраль

«Царство растений и животных»

Систематизировать знания детей о животном и растительном мире Забайкалья и России

Викторина «Растения родного края», презентация «Животные родного края», Беседа о народных приметах.

«Край в котором мы живём».

«Как можно стать юным экологом».

«Лес – многоэтажный дом».

«Край суровый и ласковый» (климатические особенности).

«Заповедные места края».

«Красная книга».

«Зачем людям нужна вода?»

Рассматривание:

Фотографии с изображением природы края.

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Рассматривание репродукций картин о родной природе.

Экскурсия:

Экскурсия по выставке иллюстраций «Моя Родина».

Экскурсия в музей «Чем богат наш край».

                              Февраль

 

« Есть такая профессия – Родину защищать!»

Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов; формировать умение рассказать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них.

Беседы: « Служба солдат в армии», «

Защитники Родины», Д/И «Военная техника».

                              Март

«Моя мама»

Разъяснить смысл слова «мама», что оно значит для каждого человека на земле: показать образ матери у разных народов.

Игра-инсценировка

«Рябина и Берёза» Беседа «Как я помогаю маме?»

 «Мама – самое прекрасное слово на земле» (обсуждение);
- рассматривание репродукций картин («Мать и дитя»);
- рассказы детей о своих мамах;
- чтение стихов и пение песен о маме

Викторина «Что ты знаешь о своих родителях»;
- оформление семейных уголков;
- изготовление подарков для мам;
- рассматривание костюмов и деталей женской одежды в Забайкалье.

                      Март

«Город мастеров»

Закрепить и обобщить знания детей о русских, бурятских, эвенкийских, казачьих, семейских народных промыслах; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Д/игра «Сложи узор». Д/И «Дорисуй орнамент». Ситуативная беседа -  «Какими игрушками играли в старину?» - развивать умение выдвигать предположения, приводить свои доводы.

Упражнение «Скажи наоборот» - расширять словарный запас; развивать умение подбирать наречия.

рисование  Тема: «Искусство гжельских мастеров».

             Апрель

«Путешествие в страну «Геральдика»

Воспитание любви к Родине, через закрепление знаний о символике России.

Познакомить детей с гербом, флагом и гимном нашей страны; воспитывать у детей чувство патриотизма, уважение к своей Родине.

Беседа

«Государственные символы России»,

Д/И « Геральдика». Презентация «Государственные символы России», «Флаг России». Чтение стихов о флаге, гербе. Экскурсия в библиотеку.

                      Апрель

 

 «Мы живем в Забайкалье

Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному селу,

народному творчеству; закреплять знания детей о  народах проживающих в Забайкалье их обычаях их культуре,

Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство».

                Май

«Мы этой памяти верны»

Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства.

Экскурсия и

возложение цветов к Вечному огню на площади Победы. Беседа «Что такое героизм?»

Т.А. Шорыгина

«Беседы о Великой Отечественной войне».  

              Май

 

Наши земляки.

Познакомить детей со знаменитыми земляками; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Беседа «Улицы нашего села, носящие имена знаменитых земляков».

«Название улиц села Малета» Историко-лингвистическое описание.

2.5. Формы подведения итогов реализации образовательной программы используются следующие методы:  наглядный, словесный и практический.

 Наглядный метод используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в музей, по городу, целевых прогулок;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр и др.

  Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
  • сообщение дополнительного материала воспитателем;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
  • оформить гербарий, альбомы;
  • организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин; выступление для воспитанников младших групп, выступление для родителей;  участие в конкурсах, фестивалях (на разных уровнях), смотрах,
  • организовать встречи с родителями;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;

2.7. Предметно-развивающая среда:

 Содержание центров групп по ознакомлению детей с родным городом, Владимирским краем.

1. Литературный центр 

  • история образования улицы, села Малета;
  • альбом с. Малета (улицы, дома, памятные места);
  • дидактические игры по словотворчеству «Название улицы»;
  • картотека русских народных пословиц и поговорок о добре, о хлебе, о семьи, о Родине.;
  • альбом о коренных народов Забайкалья;
  • альбом о национальной культуре народов Забайкалья.

 -        наглядное пособие с родами войск;

 -    наглядное пособие "Символы нашей страны России".

 -    наглядное пособие "Москва - столица России".

  1. Музыкальный центр:

  Центр самостоятельной художественной деятельности:

- экспонаты лаковой миниатюры;

- фото домов, разных наличников;

- альбом «с.Малета» (здания, дома);

- альбом «Памятники нашего края».

    -  альбом песен ансамбля  «Золотое кольцо России»

    - авторские выставки народных умельцев;

    - образцы народных игрушек (Дымка, Городец,  игрушка…)

4. Познавательный центр:

- герб страны, герб Забайкальского края, флаг России, флаг округа, флаг города, портреты президента и  главы Забайкальского края;

- фотоматериал о предприятиях и организациях Петровск –забайкальского района;

- альбом о космосе, о космонавтах;

    - карта (группы, территории детского сада, села, района, края,
России;

    - картотека загадок;

    - картотека опытов;

    - дидактические игры;

    - оборудование для экспериментальной деятельности;

    - образцы природных материалов местного региона;

    - муляжи овощей и фруктов;

    - образцы сельскохозяйственного труда местного региона;

    - гербарии;

    - «Красная книга»  России.

    - Альбом "Богатство Забайкальского края".

    - изделия из глины, керамика;

    - скульптуры малых форм;

    - изделия Гжельской посуды.

5.Центр природы:

  • гербарий растений нашего края;
  • лекарственные растения края;
  • «Красная книга»  России;
  • коллекция камней, плодов, соцветий;
  • птицы нашего края.

6.Центр ряжения:

  • национальные костюмы и головные уборы народов Забайкалья.

7.Центр сюжетно-ролевых игр :

-атрибуты по профессиям сотрудников детского сада, по профессиям родителей;

-атрибуты героических профессий: военный, космонавт, полицейский, спасатель, пожарный, летчик.

2.8.  Технологии:

Знакомя детей с историческими событиями,  используем ИКТ, наглядный материал (картины, фотоснимки, иллюстрированные литературные произведения, видеозаписи и изделия народов и коренных народов края) с той целью, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание слушать и запоминать.

2.9. Диагностический мониторинг по усвоению образовательной программы

Методика оценки уровня развития детей

по нравственно-патриотическому воспитанию.

(автор Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козлова)

Методика предполагает общую систему оценки детской деятельности по 4-бальной шкале.

  1. балла – деятельность соответствует уровню нормы;
  1. балла – незначительное отклонение от уровня нормы;
  1. балла – существенное отклонение от уровня нормы;

Чтобы выявить уровень знаний детей  о родном доме, семье, городе, я определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:

  1. Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям,  членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
  2. Знания о родном доме (улица, двор, квартира); деском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).
  3. Знания о родном селе: название некоторых улиц, основные предприятия и учреждения, транспорт села.
  4. Отношение к народному творчеству.

На основе критериев  выделила уровни:
  Низкий уровень –  Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком (Г.В. – медсестра, Е.Т. – рабочий по стирке белья и пр.). Знания о родном селе неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.

  Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном селе, знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.

  Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии.  Имеет представление о родном селе – название села, знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Ф.и.ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Родная страна:
Название страны
Название села
Домашний адрес
Название достопримечательностей села
Название зеленых зон
Название улиц, площадей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Символика
Флаг России
Герб России
Герб Забайкальского края

Флаг Забайкальского края
Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

Коренные жители Забайкалья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          3. Библиографический список 

1.Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от  05.10.2010 №795.

3.Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.

4.Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

5.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

6.Закона РФ “Об образовании”

7.Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

8.Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.

9.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

10. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

11. Критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой.

АНКЕТА для родителей

«Что знает ваш ребенок о родном селе?»

Цель: выявление проводимой в семье работы по гражданско-патриотическому воспитанию, ознакомлению с родным городом, формированию у ребенка патриотических чувств. Формирование позитивных детско-родительских отношений.

  1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к Вязникам, микрорайону, в котором живет?
  2. Как проявляется этот интерес?
  3. Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, люди, родственники).
  4. Интересуется ли ребенок историей города? В связи с чем?
  5. Как часто Вы совершаете прогулки-экскурсии по городу с ребенком?
  6. Какую помощь Вы хотели бы получить по этому вопросу от детского сада?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию С чего начинается Родина

Задачи: - формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государст...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Материалл содержит описание целей и задач проекта, методы реализации и подробный перспективный план реализации по разделам: наша дружная семья,детский сад - второй дом, моя малая Родина, широка страна...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию"С чего начинается Родина"

- формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к Ро...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем; вызвать интерес к настоящему и прошлому России. ...

Программа по нравственно – патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» для детей от 2-7 лет

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны - это воспитать человека. Нравственно - патриотическое вооспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» детей подготовительной группы

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольное возраста имеет знакомство с родным поселком, городом, историей своей страны....