Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мир насекомых".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Совместная деятельность уточнит знания детей о характерных особенностях насекомых, об условиях их жизни, пользе и вреде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_mir_nasekomyh.docx | 56.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
на тему: «Мир насекомых».
Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,
о пользе и вреде насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
- обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
- уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- продолжать учить отгадывать загадки.
Коррекционно – развивающие:
- способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
- активизировать и расширять словарный запас;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- прививать бережное отношение ко всему живому;
- замечать красоту окружающей природы;
- воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми;
- воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение своим друзьям, поделимся улыбкой.
Ребята посмотрите, какая красивая поляна.
А кто живет на полянке, вы узнаете если отгадаете загадки.
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
Дети: муравей
Воспитатель: Что вы можете рассказать о муравье?
Дети: муравей самый сильный на земле.
Воспитатель: Почему?
Дети: Муравей поднимает в 10 раз больше своего веса, а стадо слонов столько не поднимут. Муравьи живут большими семьями. Они строят муравейники
Воспитатель: Из чего строят муравейники?
Дети: Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок.
Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом.
У них есть уборщики, добытчики, солдаты.
Муравьи полезные насекомые. Они уничтожают вредных насекомых.
Воспитатель: Каких вредных насекомых уничтожают муравьи и чем они питаются?
Дети: муравьи едят гусениц, бабочек, жучков и других насекомых, раненых мелких животных.
Муравьи помогают птицам очищать перья муравьиной кислотой.
Прыгает пружинка
Зеленая спинка
С травы на былинку
С ветки на тропинку(кузнечик)
Воспитатель: Что вы знаете о кузнечике?
Дети: Он зеленого цвета, в траве его не видно, он издает стрекотание, когда трет лапкой о крылышко.
Питается кузнечик лисьими растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки (божья коровка).
А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Какая она? (Красная, яркая)
- Значит и мы и птицы могут ее заметить.
- Как же она защищается от врагов? (Выделяет горькую, желтую жидкость)
- Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом.
- А что означает красный цвет божьей коровки?
(Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!)
- Какую пользу приносит божья коровка? (Она уничтожает тлю)
- Верно, она поедает маленьких букашек - тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Что вы знаете о бабочке?
Дети: У бабочки есть хоботок. Она питается соком растений, нектаром. Бабочку ловить нельзя, потому что можно поранить крылышки, и бабочка не сможет летать. Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Бабочку можно сравнить с цветком. Крылья у бабочки яркие, легкие, большие. У не четыре крыла.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется (игрушечная) гусеница, ворчит, очень недовольна:
- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
Воспитатель:
-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку(на доске висят картинки превращения гусеницы в бабочку). Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
Воспитатель проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
- Бабочка откладывает яйца.
Воспитатель:
- Кто появляется из яйца? Ответы детей:
- Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель:
- Что делает гусеница? Ответы детей:
- Она питается листьями и растет.
Воспитатель:
- В кого она превращается? Ответы детей:
- Гусеница превращается в куколку.
Воспитатель:
- Кто выходит из куколки? Ответы детей:
- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель:
- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Рассказы детей по цепочке:
Бабочка отложила яички на цветке.
Потом появилась гусеница.
Гусеница питалась листьями и росла.
Потом гусеница превратилась в куколку.
Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель: каких насекомых вы знаете ещё?
(дети называют насекомых , педагог вешает картинки на доску)
Ребята посмотрите на полянке лежат какие то конверты, давайте посмотрим, что в них.
(в конвертах разрезные картинки насекомых)
Упражнение «Собери картинки»
Дети собирают картинки насекомых, называют их.
Педагог: А теперь назовем насекомых ласково.
Игра «Назови ласково»
Стрекоза - стрекозка, муравей - муравьишка, пчела – пчёлка, комар – комарик, жук-жучок……..
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
А вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, их нужно беречь, любить и охранять.
Ребята, посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по травке кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым. А нам пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Насекомые"
На занятии в игровой форме расширяются и уточняются представления детей о характерных особенностях и условиях жизни насекомых....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"
Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Насекомые"
Комплексное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в страну насекомых»НОД тема: «Путешествие в страну насекомых»(средняя группа)Цель: Формирование экологической куль...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые» (старшая группа)
Метадическая разработка Конспект занятия по ознакомлению с окружащим миром " Насекомые" (старшая группа)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «НАСЕКОМЫЕ»
Продолжать знакомить детей с представителями живой природы: насекомыми. Установить отличия и сходства у бабочки и жука. Развивать зрительное внимание и любознательность. Воспитывать доброе отношение к...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Насекомые"
Цель:Уточнить и расширить знания детей о насекомых. их внешнем виде.образе жизни, и вреде, приносимой природе....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые» Старшая группа
Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.Задачи:Образовательные -расширять и уточнять зн...