Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые» Старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

Задачи:

Образовательные

          -расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

          -обобщать представления о многообразии насекомых,  о приспособлении к  условиям жизни;

-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-продолжать учить отгадывать загадки.

Коррекционно - развивающие

-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

-активизировать и расширять словарный запас;

-развивать связную речь.

Воспитательные

          -прививать бережное отношение ко всему живому;

          -замечать красоту окружающей природы;

-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_okruzhayushchiy_mir.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

«Насекомые»

Старшая группа

Воспитатель: Бондаренко И.Н

Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

Задачи:

Образовательные

-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;

-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-продолжать учить отгадывать загадки.

Коррекционно - развивающие

-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

-активизировать и расширять словарный запас;

-развивать связную речь.

Воспитательные

-прививать бережное отношение ко всему живому;

-замечать красоту окружающей природы;

-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

Предшествующая работа

Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».

Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».

Наглядно - дидактический материал

Предметные картинки - карточки ( животные, птицы, насекомые), , иллюстрации насекомых (бабочка, , божья коровка, муравей, кузнечик), интерактивная доска видео

« Насекомые», лупы, пазлы,перчатки , микроскоп .

Ход занятия:

Воспитатель - Сегодня, я хочу вас пригласить в клуб Почемучек и Любознаек. В котором мы будем исследовать ,узнавать новое, интересное. Работать с вами будем в командах. А в каких , мы сейчас узнаем . Предлагаю вам взять по 1 фишке разного цвета. ( на подносе)

-Вот вы и распределились по командам ( конверт у воспитателя с пазлами)

-У меня в руках 4 конверта для каждой команды. На столах квадраты с соответствующие вашим фишкам , займите места у столов.

-Ваше 1 задание.

-В конвертах лежат картинки с заданием.

-А теперь каждая команда потихонечку собирайте картинки.

-Кого каждая команда собрала?

- А как можно всех назвать одним словом.

-Молодцы!

-Вот мы с вами сейчас и поговорим , о каждом насекомом.

-Следующее ваше задание.

-А сейчас вашим командам предлагаю обсудить как вы можете представить ваше насекомое. Решите кто из вас будет рассказывать о нем.

-Что вы интересного знаете о них.

-Как они выглядят , где живут, чем питаются?

- А для того , чтобы вам легче было рассказать о них на столах у вас лежат подсказки.я вам даю минуту на обсуждение , после обсуждения один представитель команды расскажет нам о вашем насекомом.( напомнить потом детям об окончании времени обсуждения)

- Рассказ воспитателя о божьей коровке.

- Божья коровка – симпатичный маленький жучок. У неё выпуклое овальное тело, ярко –красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками . Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать.

Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей.

Птицы знают , что насекомое с такой окраской несъедобное, и не клюют её. Потому что божья коровка при первой опасности выделяет желтую неприятную жидкость. Но божья коровка и приносит пользу : она уничтожает множество вредителей растений-

Тлю.

- Следующая команда ваше насекомое какое? ( Кузнечик) Расскажите о нем, представитель вашей команды ваш рассказ о кузнечике.

-Молодцы!

-А знаете ли вы, где находятся у кузнечика уши?

-Представьте себе – на ногах! Тонкая щель на голенях передних ног –уши кузнечиков.

-А вот поют кузнечики с помощью крыльев. Кузнечик трёт одно крыло о другое и слышится стрекотание. А вот усы кузнечика длиннее самого кузнечика. Питаются кузнечики соком растений , нектаром цветов, насекомыми. Да, да кузнечики – хищники. От врагов кузнечики спасаются благодаря защитной окраске и своей ловкости.

- Давайте посмотрим это на видео.

Физкультминутка «Кузнечики» (на ковре)

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!
Прыг – скок, прыг – скок, сели,
Травушку покушали, тишину послушали,
Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!

-Следующая команда ваше насекомое. Представитель команды расскажите о вашем насекомом. ( Муравей)

-Кто самый сильный на земле?

-Думаете слон или бегемот . А вот и нет!

-Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести , в 50 раз тяжелее ,чем сам муравей. Вот такой сильный малютка-муравей! Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».-Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по лесу , то там , то здесь видишь высокие терема муравейников.

-Муравейный терем-это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нём находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты.

- муравейник с одной стороны выполненный в виде купола, имеет пологий склон, с другой стороны – более крутой.

Игры « Четвёртый лишний»

Я буду назвать слова , а вы определите какое из насекомых лишнее и почему.

- жук, пчела, муравей, кошка.

- слон, бабочка, шмель, гусеница.

- стрекоза, кузнечик, муха, вертолёт

Игра « Угадай кто?»

Стрекочет-кузнечик

Бегает- муравей

Ползает-гусеница

Звенит-комар

Собирает нектар-пчела

Жужжит-жук

Порхает-бабочка

Игра «Назови ласково»

Муравей-муравьишка

Гусеница-гусеничка

Комар-комарик

Пчела –пчёлка

Стрекоза-стрекозка

Игра «Побери признаки»

Бабочка- красива, разноцветная, лёгкая

Муха-вредная, надоедливая, противная

Пчела – жёлтая, трудолюбивая, полезная.

Кузнечик- зелёный, быстрый, прыгучий, стремительный

Возвращаемся за столы.

- Следующая команда ваше насекомое .( Бабочка)

-Чем покрыты крылья бабочек?

- У бабочки две пары крыльев, покрытые мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосинками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. -Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки – её рот. Когда бабочка пьет капельки нектара , хоботок разворачиваются , а потом опять сворачивается спиралью.

-Ребята, я вам напоминаю что трогать бабочек руками нельзя. Крылья у бабочек покрыты специальными чешуйками, которые легко стираются при прикосновении пальца. Бабочки с такими повреждениями не смогут летать и погибнут. Поэтому при наблюдении за бабочками , мы только подносим лупу к ним и просто наблюдаем. Что вы увидели через лупу , рассмотрели бабочку. Расскажите нам.

- На столе стоит микроскоп

- помощью микроскопа можно рассмотреть самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть обычным глазом. Микроскоп – это оптический прибор (механизм) для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооруженным глазом.

-Ребята, а вы заметили , что у всех насекомых лапки мохнатые – покрытые волосками.

-А как вы думаете зачем им они нужны?

Предлагаю вам эксперимент , ребёнок одевает перчатку на одну руку. . После этого на столах стоит поднос с пыльцой. Давайте опустим руку на поднос и придавим руку сильно к пыльце.

У Алины перчатка из резины , сколько на неё прилипло пыльцы?

У Артёма перчатка из шерсти . Сколько пыльцы прилипло там?

Вывод : У насекомых лапки покрыты ворсинками. Которые помогают им в сборе пыльцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Насекомые"

Комплексное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в страну насекомых»НОД тема: «Путешествие в страну насекомых»(средняя группа)Цель: Формирование экологической куль...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые» (старшая группа)

Метадическая разработка Конспект занятия по ознакомлению с окружащим миром " Насекомые" (старшая группа)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «НАСЕКОМЫЕ»

Продолжать знакомить детей с представителями живой природы: насекомыми. Установить отличия и сходства у бабочки и жука. Развивать зрительное внимание и любознательность. Воспитывать доброе отношение к...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Насекомые"

Цель:Уточнить  и расширить знания детей о насекомых. их внешнем виде.образе жизни, и вреде, приносимой природе....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Насекомые" старший дошкольный возраст

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ) «НАСЕКОМЫЕ» Подготовила воспитатель Фатеева Ольга НиколаевнаЦель: Расширять представление дошколь...