Познавательное развитие"Гончарное ремесло казаков»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей, формирование у подрастающего поколения основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, приобщение дошкольников к культурному наследию.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из фактором, помогающим людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории казачества.
В условиях благоприятного развития нашей области, изучение истории и культуры Оренбургского казачества является важной составляющей воспитания и образования дошкольников: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество. Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: гончарное ремесло.
Формирование представления о видах ремесел оренбургских казаков осуществляется через познавательно-исследовательскую деятельность.
В процессе занятия, дошкольники знакомятся с народными традициями и с ремеслами казачьих умельцев, осваивают одно из традиционных ремесел казачества ,как гончарное дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
remeslokazakov_konspekt_m.docx | 54.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1»
города Сорочинска Оренбургской области
Сценарий занятия
совместной специально организованной образовательной деятельности
педагога с детьми
Тема: «ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО КАЗАКОВ»
Образовательная область:
познавательное развитие.
Старшая группа
Составила: Тамулина Ольга Геннадьевна
Воспитатель :
МАДОУ «Детский сад №1»
Сорочинск 2022
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 7 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 12 |
III. | Список литературы | 13 |
Пояснительная записка
Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей, формирование у подрастающего поколения основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, приобщение дошкольников к культурному наследию.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из фактором, помогающим людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории казачества.
В условиях благоприятного развития нашей области, изучение истории и культуры Оренбургского казачества является важной составляющей воспитания и образования дошкольников: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество. Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: гончарное ремесло.
Формирование представления о видах ремесел оренбургских казаков осуществляется через познавательно-исследовательскую деятельность.
В процессе занятия, дошкольники знакомятся с народными традициями и с ремеслами казачьих умельцев, осваивают одно из традиционных ремесел казачества ,как гончарное дело.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | |||
1. | Тема образовательной деятельности | «Гончарное ремесло казаков» | ||||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | ||||
2. | Виды деятельности детей | Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Музыкальная деятельность (прослушивание фонограммы песни «гончарные круги!») Восприятие научной литературы (получение новой информации «Гончарное ремесло») Игровая деятельность (создание игровой ситуации «Гончарная мастерская»), Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование с глиной, моделирование посуды казаков) Двигательная деятельность (физкультминутка «Гончары») Изобразительная деятельность (лепка из глины - посуда казаков «глэчек») Самообслуживание | ||||
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | |||||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: Беседа о казаках (обращение к раннее изученному материалу). Создание проблемной ситуации, появление объекта (письмо, сундук) Рассказ воспитателя о видах ремесел казака. Практический метод: рассматривание объекта (глэчек, макитра, кувшин,) совместные действия воспитателя и ребенка в ходе практической деятельности, самостоятельная продуктивная деятельность. Методы стимулирования и мотивации деятельности: Наглядность (просмотр презентации «Гончарное ремесло), показ посуды казаков из сундука ( глэчик, макитра, кувшин), рассматривание глины, сопровождаемые объяснением взрослого, показ способов действий на гончарном круге. метод оценки и самооценки: тест «выбор кувшина». | ||||
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Приветствие с целью включения каждого дошкольника в деятельность, создания благоприятной атмосферы на занятии. Просмотр презентации с целью вызвать интерес к видам ремесел казаков. | ||||
3. | Интеграция образовательных областей | Речевое развитие: (обогащение активного словаря; развитие диалогической речи в процессе беседы) Социально-коммуникативное развитие (формирование отзывчивости, умения уважать мнения партнера, навыков самодисциплины) Художественно-эстетическое (эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного материала, прослушивание фонограммы песни «гончарные круки»,) Физическое развитие(проведение физ. минутки «Гончары») | ||||
4. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | ||||
5. | Цель | Формирование представления о видах ремесел оренбургских казаков через познавательно-исследовательскую деятельность. | ||||
6. | Задачи | Планируемые результаты | ||||
6.1 | Формировать представления о гончарном ремесле казаков, интерес к гончарному искусству. | Знают гончарное ремесвыло казаков, проявляет интерес к гончарному искусству. | ||||
6.2 | Развивать навыки в работе с гончарным кругом, изготавливать посуду из глины | Умеет работать с гончарным кругом и изготавливать посуду из глины. | ||||
6.3 | Воспитывать уважение к казачьим обычаям и традициям. | Уважительно относится к казачьим обычаям и традициям. | ||||
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||||
Затруднения | Способы преодоления | |||||
Затруднение в работе с гончарным кругом и лепки из глины посуды казака | Показ, разъяснение | |||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Необходимые материалы для проведения занятия Изобразительный ряд: презентация «Гончарное ремесло Музыкальный ряд: фонограмма песни «гончарные круги !» Материалы и оборудование: сундук, кувшин, глэчек, макитра, глина, вода, гончарный круг, салфетки, фартуки, ёмкость для мусора. | ||||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | 1.Рассматривание иллюстраций о казачьем быте, изготовление и режиссёрские игры с макетом «Казачий курень»; 2.Беседы о народном прикладном искусстве; 3.Лепка посуды из пластилина; 4.Чтение и рассматривание детских книг, энциклопедий о быте и традициях казаков от древности до наших дней. |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание | |
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему Актуализация ранее приобретенных знаний | Организационный момент. Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно, что вы увидели необычного в группе? (Дети смотрят и находят сундучок) Воспитатель: Как вы думаете, что может быть в сундучке? Ответы детей: игрушки, книги, игры Присаживайтесь на стульчике Воспитатель: Ребята, смотрите здесь мешочек с глиной, какая- то старинная посуда! На ней надпись есть! Интересно, для чего она нужна? (выкладываю на стол : мешочек с глиной, глэчек, макитра, кувшин) Воспитатель: Смотрите ребята, а здесь лежит письмо! Воспитатель: А давайте, я вам прочитаю письмо, может быть, потом мы узнаем, кто, же нам прислал сундучок | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | «Здравствуйте, ребята! Пишет вам, Атаман. Я хочу вам рассказать, об одном из старейших промыслов казаков. Гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. Казаки в ручную начали изготовлять посуду из глины. Но посуда, сделанная просто руками не всегда получалась ровной и красивой. И вот тогда люди изобрели гончарный круг, при помощи которого можно было, гораздо больше сделать посуды и получалась она более гладкой ровной и красивой. Сегодн , я предлагаю вам познакомится с посудой» Воспитатель: А-а! Значит вот от кого эти горшки. Это изделие гончаров. Давайте рассмотрим посуду, которую изготовляли казаки. | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Познакомится с ремеслами казаков. | ||
II. | Основная часть: | |||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Воспитатель: Особенное место среди глиняной посуды казаков занимал кувшин. Он был почти в каждой семье. Воспитатель: Как вы думаете? Что в него наливали казаки? Ответы детей: напитки Воспитатель: Да, в кувшин наливали напитки. Даже в самую сильную жару напитки в кувшине оставались прохладными Воспитатель: Демид повтори, пожалуйста, как этот глиняный горшок назывался? Ответы детей: Кувшин Воспитатель: Вот горшок с высоким горлом «глэчек». Что же в него наливали казаки? Как вы думаете? Ответы детей: молоко, воду, кефир Воспитатель: В таких глэчеках молоко долго хранит прохладу и не портится. Воспитатель: Илья повтори, как этот глиняный горшок назывался? Ответы детей: «глэчек». Воспитатель: А это, ребята, «макитра» – более крупный сосуд. А вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей) Воспитатель: В них казачки хранили соленья, варенье. Воспитатель: Мирослава повтори, как этот глиняный горшок назывался? Ответы детей: «макитра» Воспитатель: Вот какую разную глиняную посуду изготавливали казаки на гончарном круге. Воспитатель: Давайте посмотрим, как же гончары изготовляли посуду. Просмотр видио ролика гончарное ремесло с гончарным кругом) Воспитатель: Как называется человека-мастера по изготовлению глиняной посуды? Ответы детей: гончар | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Воспитатель: А вы бы хотели, тоже побыть сегодня в роли гончаров? Воспитатель: Тогда давайте, организуем свою гончарную мастерскую. Гончары работали на настоящих старинных кругах, потом появились электрические, а мы с вами будем работать на детских гончарных кругах. Проходите за столы. ( проходят за столы) Воспитатель: Одеваем фартуки. (фартуки висят на стульчиках) Воспитатель: Пред работой, давайте разогреем руки. Физкультминутка «Гончары» Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём. Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала. Нежно их погладим, и слова такие скажем: Ручки, ручки помогите, нам посуду вы слепите Воспитатель Занимайте свои рабочие места, работать будем в паре. Договаривайте, между собой, кто из вас будет начинать лепить, а кто будет помогать. А затем поменяетесь. (Дети подходят к столам, на которых в чашечках лежит глина.) Дети под отрывок фонограммы песни выполняют работу «гончарный круг» Воспитатель: Вот из этих комочков глины, мы сделаем с вами горшочек, я буду лепить глэчек. Выберите, самостоятельно, какай из горшочков, вы будите лепить. Вначале придадим комочку глины округлую форму и прижмём его к центру круга. Смачиваем ладошки водой. Запустим запускаем круг, и ладонями придерживаем комочек глины. Затем большим пальцем немного давим на середину, а ладошки так же придерживают комочек. Видите, как ваш кусок глины меняется? Края сосуда аккуратно заглаживаем пальцами Воспитатель: в ходе самостоятельной работы, вспомним русские пословицы. Дети: Ксюша «Поспешишь- людей насмешишь», Настя «Без труда, не вытащишь рыбку из пруда», Тихон «Дело мастера боится», Воспитатель Как называется ваш глиняный горшок? Воспитатель: Молодцы! (Самостоятельная работа детей, контроль, показ воспитателя, помощь при снятии изделия с круга) Воспитатель: Давайте покажем и расскажем, друг другу, что у нас получилось.(ответы детей) Воспитатель: Молодцы! Теперь нашу посуду, необходимо высушить. Когда ваша посуда высохнет, вы её сможете расписать, чтобы она стала ещё красивее. Мы обязательно сделаем с вами выставку глиняной посуды. | ||
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей) Воспитатель: С каким ремеслам казаков мы с вами сегодня познакомились? Ответ детей: гончарным ремеслом Воспитатель: Какое ремесло мы сегодня попробовали с вами освоить? Ответ детей: гончарное Воспитатель: Что мы лепили, как называется наша посуда? Воспитатель: Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. а теперь оцените себя. - Если вы возьмете синий кувшин, значит, вы все запомнили, у вас все получилось, вам все понравилось. - Если вы возьмете желтый кувшин, значит, вам все понравилось, удавалась , но вы испытывали затруднение. - Если, вы взяли красный кувшин вам вообще ничего не понравилось |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Чтение художественной литературы; | Б.Алмазов «Казачьи сказки»,П.Лебеденко «Сказки Тихого Дона» | |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривает альбомы «Ремесла казаков», «Быт и традиции казачества», «Одежда казаков», рассматривание макета «Казачья курень» |
Список литературы
1.Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
2.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.
3. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Войнавский Б.П. «Оренбургский казак» Харбат- 1937.
5. БондарьН.И, С.А Жиганова «Фольклор и традиции Оренбургских казаков». – Краснодар 2009
6. Бухарин Н.К. «Очерки прилинейской жизни Оренбургских казаков» Хивинка- 1892.
7.Гаранина Т.П. «Традиции казачества». - Мн., 1983.
8. Ганин А, Левченко А, Семенов В «История 1-го Оренбургского казачьего полка» Харьков- 2007.
9. Енборисов Г.В. «От Урала до Харбины» Оренбургского казачье войско. Оренбург – 2014г
10.Журнал «Родина». Спец. выпуск 2004 г. № 5 посвящен теме «Казаки». «Родина» выпуск 2004 №9; 1997 №8.
11.Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.
12.Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.
13.Казачество»: энциклопедия / гл. ред. А.П. Федотов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.
14. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002.
15. Куприна Л.С.Знакомство детей с бытом казаков СПб: Детство – Пресс, 2003.
16.Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
17. «Наш дом –Урал»: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.
18. Мякутин А.И. «Песни Оренбургских казаков I. Песни исторические» Оренбург – 1904.
19.Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков.- Краснодар, 2005.
20. Фролов П.З. Православие и казачество.- Краснодар, 2005.
21. Фролов П.З. По казачьему следу. — Краснодар, 2005.
22. Чебыкин А.Ф. Наследники казачьей славы.- Краснодар, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия с презентацией " Гончарное ремесло Египта"
конспект с презентацией для занятия по окружающему миру в подготовительной группе в рамках пилотного проекта между г. Москвой и Юнеско...
Ознакомление с гончарным ремеслом на Кубани
. Приобщать к народным ремеслам посредством изготовления посуды из глины....
Ознакомление с гончарным ремеслом на Кубани
Занятие позволит дать представление детям о гончарном ремесле на Кубани....
Презентация проекта “Гончарное ремесло на Кубани”.
Формирование интереса к культуре и традициям казачества у детей дошкольного возраста через знакомство с гончарным ремеслом на Кубани....
Конспект в старшей группе детского сада " Ознакомление с гончарным ремеслом"
Какие профессии были в Древней Руси...