НОД по опытно-экспериментальной деятельности " Голубая капелька"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель занятия:
-расширить знания детей о свойствах воды по средствам исследования;
-развивать внимание, логическое мышление, связную речь, наблюдательность, умение и желание самостоятельно делать опыты, делать выводы.
Задачи:
-формировать представления о свойствах воды
-учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
-формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
-стимулировать познавательную деятельность;
-воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
-развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
Материал:
Вода, сахар, пробирка, стаканчики стеклянные (по 3 штуки на каждого ребенка), ложки пластиковые, шприцы, акварельные краски, кисточки, фартуки
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.
Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)
Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)
Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)
Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)
Воспитатель: Давайте все друг другу улыбнёмся и подарим хорошее настроение.
Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле
Реб 1 Вы слыхали о воде: Говорят, она везде! В луже, море, океане, И в водопроводном кране,
Реб 2 Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит
Реб 3 Все, что нужно год от года, Нам дает сама природа. Это правда, что все мы Жить не можем без воды!
Реб 4 Мы привыкли, что вода Наша спутница всегда. Без нее нам ни умыться, Ни наесться, ни напиться Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!
Реб 6 Не умыться, не напиться Без воды. Листику не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек. И поэтому всегда Всем везде нужна вода
Ведущий: (показывает глобус) Ребята, а вы знаете, что это? Да, это глобус, макет нашей земли. Каким цветом на нем изображена вода? (синим). Много воды на нашей планете? (воды на нашей планете очень много). Посмотрите есть большие пятна — это океаны, поменьше — моря и озера, а синие ниточки — это реки. Вода в них разная. Одна вода пресная, а другая солёная. В морях и океанах вода на вкус горько — солёная. Эта вода не пригодна для питья и сельского хозяйства. Но моря и океаны необходимы людям.
Для чего? (По морям и океанам ходят корабли. В морях и океанах живут морские животные и растения)
Для жизни человека, растений и животных нужна пресная вода, она есть в реках, озерах, родниках, прудах. И ее не так много, как соленой воды.
Воспитатель: Давайте сравним какой же воды на планете больше: пресной или соленой?
Дети: ( ответы детей) соленой
Воспитатель: Раз мы уже узнали что пресной воды меньше на земле, то как мы должны к ней относится?
Дети: беречь воду.
Воспитатель: А как мы ее будем беречь? (1 слайд)
Дети: Не включать сильно кран, закрывать ее при умывании, не оставлять воду без присмотра, когда поливаем цветы,не загрязнять реки и озера.
Воспитатель: А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой (2 слайд); реки загрязняются, высыхают (3слайд), исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. (4слайд)
Шумит он в поле и саду,
А в дом не попадёт.
И ни куда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь) (5слайд)
Драгоценным ожерельем
Спать ложится на деревья,
Без труда отыщет кров
Среди веток и стволов. (Снег)
У нас под самой крышей
Белый гвоздь растет,
Но как солнышко взойдет,
Гвоздь растает, упадет. ( Сосулька)
Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — (Роса)
Воспитатель: молодцы, дети! Вы отгадали все мои загадки. дети, подумайте и скажите, как можно сказать одним словом про дождь, туман, снег, сосульку, росу, что всё это? Это природное явление. А что их объединяет?
(ответы детей)
Да, это всё вода. Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница.
- А как вода поступает в реку? (6слайд)
- Ребята, давайте с вами вспомним что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей) - Дети, когда солнце нагревает поверхность водоёма, вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Я Вам сейчас ребята покажу наглядно , как вода превращается в пар.
Опыт 1 «Превращение воды в пар»
В электрическом чайнике кипит вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струей.
Вы видите, как из чайника выходит пар, Откуда он взялся?
Реб: Пар появился потому, что вода стала нагреваться и превратилась в пар.
Совершенно верно, вода при нагревании превратилась в пар. А теперь смотрите у меня в руках холодное зеркальце, я подношу его к струе пара, немного подержу, а теперь посмотрите, что произошло с зеркалом?
Реб: На зеркале появились капельки воды
Воспит: Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолтно чистым, сухим.
Реб: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.
Умничка! Садись. Какое природное явление , это вам напомнило.?
А сейчас ребята я объявляю перерыв, нам надо немного отдохнуть
Физминутка «Виноватая тучка»
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию, чтобы узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?
Дети: Проводят опыты.
Воспитатель : А чтобы у нас всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
1. внимательно слушать воспитателя.
2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
4. - аккуратно пользоваться емкостями с водой, чтобы не разбить их
Опыт2 «Вода не имеет форму»
Ребята посмотрите у меня на столе лежат кубик и шар. Какой формы эти предметы?
Дети: Куб имеет квадратную форму, а шар - круглую.
Воспитатель: В любом случае они не меняют форму, а есть ли форма у воды? Для этого возьмем стакан с водой и перельём в узкую бутылку помощью воронки, а потом в блюдце, чашку. Помогайте налить водичку. Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем в бутылочку? Какую форму она приняла?
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, блюдце?
Лина: вода приняла форму того предмета, в которой её наливали.
Что же нам показал опыт?
Элина: Вода не имеет собственной формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт3 «Радуга в стакане»
Воспитатель. Продолжаем нашу работу на окрашивание воды.
Я раздала вам памятки, Каждому лаборанту необходимо насыпать в стаканчик столько сахара сколько указанно на схеме и окрасить воду в цвет который показан и т.д. Теперь в каждый стакан добавляем по 3 ложки воды и тщательно перемешиваем (дети и взрослые выполняют). Далее смотрим на памятку и закрашиваем воду в указанный цвет. (дети и взрослые выполняют)
Воспитатель. В чем же секрет? Раствор сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше тяжелее вода и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
Воспитатель: Какое свойство воды мы с вами доказали экспериментальным путем?
Воду можно окрашивать в разные цвета. Вода может иметь разную плотность
Воспитатель. Мне, ребята, очень понравилось работать с вами в лаборатории. На этом наше занятие заканчивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda.pptx | 735.97 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...