Конспект НОД открытого мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Удивительное рядом»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Родионова Светлана Юрьевна

Как максимально использовать пытливость и любознательность детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Ответ простой! Организуйте для него лабораторию с опытами!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_udivitelnoe_ryadom.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

открытого мероприятия

по опытно-экспериментальной деятельности

на тему: «Удивительное рядом»

Цель: формировать познавательный интерес у дошкольников к процессу экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:
-
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах  воздуха и воды;
-
познакомить с понятием «статическое электричество»;
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь), а также мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать  социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий.

Предварительная работа:

Экспериментирование с водой: «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить», «Вода нужна всем», «Ходит капелька по кругу», «Куда делась вода?», «Как вытолкнуть воду?», «Чем пахнет вода?» и др..

Экспериментирование с воздухом: «Как увидеть воздух?», «Где спрятался воздух?», «Движение воздуха», «Что быстрее упадет?» и др..

Знакомство с электричеством.

Проведение наблюдений, обсуждений увиденных результатов, формулировка выводов, зарисовка схем.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий по темам.

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

Материал, оборудование:

- группа разделена на две части: в одной - расставлены стульчики (организационный момент), в другой – лаборатория;

- созданы 3 зоны для опытов с подготовленными столами;

- демонстрационный материал: стенды по темам «Воздух», «Вода», «Электричество», карточки-схемы;

- раздаточный материал для экспериментирования (описан в каждом опыте);

- магнитофон (для прослушивания звуков  воды и электричества);

- халаты белые.

Используемые образовательные технологии:

Игровая, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная,

познавательно - исследовательская деятельность, информационно – коммуникативная, ИКТ.

Интеграция образовательных областей:

-  Социально-коммуникативное развитие.

-  Речевое развитие.

 - Художественно – эстетическое развитие.

 - Познавательное развитие.

Методы и приемы:

Организационный момент

Художественное слово

Уточнения, опросы, игровые приемы

Схемы для составления модели этапов деятельности

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Ход НОД:

Организационный момент

Воспитатель (обращаясь к пришедшим гостям): Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашей удивительной и полной чудес лаборатории «Хочу все знать»!

Воспитатель (обращаясь к детям): Дорогие ребята скажите, пожалуйста, а что делают в лаборатории? (ответы) 

- Правильно, проводят опыты.

-А какие опыты бывают? (опасные и безопасные)

-В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Назовите их, пожалуйста (соблюдать тишину, не перебивать друг друга и др.).

- Давайте мы представим, что вы приехали из разных городов на международную конференцию, чтобы поделиться своими знаниями и в нашей лаборатории провести новые опыты.

- Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).

- Я приглашаю вас в лабораторию, которая ведет к открытиям.                                        (Дети надевают халаты).

- Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

- А чем мы с вами сейчас займемся, нам расскажет китайская пословица:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».    

- Поэтому сейчас я вам буду показывать, мы будем с вами пробовать, запоминать и всегда сможем рассказать другим.

- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь за первым столом. Ребята, опыты – это всегда какие-то чудеса, загадки, удивление, а вы, наверное, и не догадываетесь, что удивительное находится с нами рядом.

  • Послушайте внимательно  и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.    (
Воздух)

-Коллеги, что вы знаете про воздух?   (отвечают, используя схему).

Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

- Возьмите со стола целлофановые пакеты. Какие они? Попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он, воздух?  Вы его видите?   (ответы детей)

- Хорошо! А теперь я возьму иголочку и осторожно проколю  мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него рукой. Что вы чувствуете? (ответы)

- Сделаем вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать!

 Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»

- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

- А мы проверим сейчас ваши версии.

- Внимание коллеги! Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика кладем совершенно сухую салфетку, тщательно её прижимаем к дну.

- Итак,  наш стакан и салфетка отправляются в подводное путешествие! Переворачиваем стакан вверх дном, держим прямо вертикально и опускаем в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

- Как вы думаете, может ли наша салфетка выйти из воды совершенно сухой? (ответы)

- Затем стакан вынимаем из воды. Посмотрим, намокла ли салфетка? Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой? (Она сухая)

- Почему? Как вы считаете?

- Сделаем вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане, и он не пустил туда воду!

Эксперимент №3    «Волшебная бутылочка»

- Необходимы воздушные шарики, бутылки, сода и уксус.

- Вот самые обыкновенные воздушные шары. Как их можно надуть? (предположения детей)

Но ведь опыты - это волшебство и надуть  их можно и иным способом.  

-Давайте поднимем склоненный шарик над бутылкой и понаблюдаем за волшебством.

Произнесем волшебные слова:         Раз, два, три, четыре, пять,

                                                             Будем шарик надувать!

-Что мы видим? Наши шарики наполняются воздухом и надуваются! Но в чем, же секрет нашего опыта?  В основе этого метода  лежит химическая реакция, которая происходит в процессе соединения таких веществ, как сода и кислота. И выделяемый углекислый газ  помогает шарику надуться.

  • Воспитатель: Ой, ребята я принесла сегодня  часы, чтобы было удобно работать, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не ходят. Не слышно, чтобы они тикали, да и стрелки стоят на месте. Что же с ними такое?

(Варианты ответов: завод кончился, нет батарейки, батарейка села, и т.д.)

Осматриваем часы, выясняем, что нет батарейки.

Воспитатель: Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах стали двигаться? Верно, через батарейку к часам пошел электрический ток и они заработали. Что же за сила скрывается в батарейке? Как вы думаете? (предположения детей.) Молодцы, это электричество. Что же такое электричество?

- Сейчас мы с вами перейдем ко второму столу, где будем изучать электричество. Электрический ток в проводах очень опасен, а вот статическое электричество не опасно. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать.

 Эксперимент №1  «Бумагосос»

- У меня есть мелкие кусочки бумаги. Мы попробуем сейчас заставить их двигаться без помощи рук.

- Натрите край шарика шерстяным лоскутком и поднесите к бумаге.

Воспитатель: Что происходит с бумажными кусочками? (Они зашевелились) Почему они зашевелились?

- Когда мы натирали шарик шерстяным лоскутком, он зарядился статическим электричеством, поэтому кусочки задвигались и притянулись к шарику. Чтобы снять электрический заряд, шарик надо сбрызнуть водой.

Воспитатель. Попробуем другие предметы сделать «волшебными»?

Эксперимент №2  «Порхающие цветы»

- Древние римляне верили, что бабочка - это оживший цветок, который оторвался от своего стебелька. В Японии бабочка символизирует все самое лучшее в жизни человека, и увидеть бабочку – к счастью.

(Воспитатель показывает бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагает детям взять пластмассовые палочки и прикоснуться к ним).

-  Что происходит? (Бабочки лежат спокойно)  Как вы думаете, что будет с бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? (ответы детей) 

- Предлагаю сделать эти палочки «волшебными» - электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.

- Натираем вместе пластмассовые палочки. Медленно подносим их к бабочкам и потихоньку поднимаем их, бабочки поднимаются вслед за палочками, потому что получили электрический заряд.

Эксперимент №3  «Поможем Золушке»

- В тарелке рассыпаны соль и перец. Нам придется с вами сейчас все это перебрать, как пришлось однажды перебирать Золушке (в одной сказке - просо от мака, а в другой - фасоль и горох).

- Как вы думаете, какое вещество легче: соль или перец? (ответы детей) Сейчас проверим. Натираем шар, подносим к тарелке и что мы видим? К  шару притягивается более легкий перец, а соль осталась.                                           (Дети выполняют опыт)

- Вот так мы помогли нашей сказочной героине.

Эксперимент №4  «Смешарики»

Воспитатель: А сейчас немножко отдохнем и сделаем смешной электрический опыт.

- Натираем шарики шерстяной материей и прислоняем к волосам. Шары притягиваются, потому что волосы становятся наэлектризованными.

  • Воспитатель: Теперь перейдем к третьему столу.

Загадка:            Она – и туча, и туман.

                          Она – ручей и океан.

                          Она летает и бежит

                          И стеклянной может быть. (Вода)       Включить звук воды

Опыт № 1  «Пенные пузыри»

- Потребуется: стаканчики с водой, трубочки, моющее средство.

Давайте будем дуть в трубочки и создадим много пены и хорошее настроение.

Опыт № 2  «Извергающийся вулкан»

Понадобится для вулкана: конус слепить из пластилина, внутри располагается банка, 2 ст. ложки соды.
Для лавы: стакан,  уксус 1/3 стакана, капля красной краски, капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился.

- Внутрь вулкана насыпаем соду. В стакан наливаем уксус, каплю краски и средства для мытья посуды (это делает воспитатель).

- Теперь начинается самое интересное! (Попросить ребенка влить внутрь вулкана содержимое стакана). Сейчас начнется настоящее извержение, смотрите!!! 

Сделаем вывод: При соединении соды и уксуса начинается бурная реакция с выделением углекислого газа.

Заодно можно рассказать ребенку о том, что такая модель применяется в весьма мирных целях – например, на кухне, когда мама замешивает тесто. При соединении кислоты со щелочью образуется углекислый газ – он-то и делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки. И делают это его старые знакомые – сода и уксус. 

Опыт № 3  «Смешивание тёплой и холодной воды»                               (проводит воспитатель)

- А сейчас мы узнаем, что у воды есть плотность.

Нам потребуется: четыре стакана,  два  красителя,  какая-нибудь перегородка - карточка, горячая и холодная вода.                                                                            

Что делаем:

- холодную воду подкрасим одним цветом, а горячую другим;
- накроем один стакан карточкой, и, придерживая ее рукой так, чтобы вода не вылилась, перевернем, да так, чтобы горлышки  соприкоснулись  друг с другом;                                                                                                                                    - убираем перегородку и наблюдаем за смешиванием воды разных цветов (или не смешиванием), в зависимости, оттого какой температуры вода находится в верхнем стакане.

Сделаем вывод: Холодная вода более плотная, чем теплая. А все, что имеет большую плотность - стремится вниз, а меньшую плотность - стремится наверх, вот и меняются жидкости местами.

- То есть, мы знаем что жидкость - это маленькие капли.  Холодные капли - тяжелые, теплые - легкие. Процесс смешения происходит, когда тяжелые капли, как и предметы, проваливаются вниз.

  • Заключение (рефлексия)

Воспитатель: Уважаемые юные коллеги вот и подошла наша конференция к концу. Вам понравилась работа в лаборатории?

Дети:

Это всё -  эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Собрались мы с вами вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнали.

Всё вы, гости, записали?

Воспитатель:  Уважаемые гости, мы благодарим вас за то, что вы посетили нашу лабораторию, были внимательны, принимали вместе с нами участие в опытах и экспериментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие по опытно-экспериментальной деятельности "Царица-водица" в подготовительной группе

25.02.2015  в МБДОУ «Детский сад № 26 «Жемчужинка» города Смоленска в рамках деятельности областной инновационной площадки по теме: «Организация сопровождения  процесса детской общности в ус...

Конспект мастер-класса для педагогов (рисование нетрадиционными техниками) Тема: «Удивительное рядом»

Мастер-класс для педагогов по рисованию нетрадиционными техниками "Удивительное рядом"...

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Удивительные свойства воды»

Цель: Совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.Образовательные задачи:1). Закрепить знания детей о свойствах воды (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вк...

Конспект открытого мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы «Волшебная вода»

Конспект открытого мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей  средней группы(проводится с демонстрированием презентации «Волшебная вода»)...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Удивительная соль".

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития детей, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.В средней г...

Конспект СОД открытое занятие по экспериментальной деятельности Дополнительной программы «Удивительное рядом» для детей подготовительной группы Тема: «Зеркало и предметы с отражающей поверхностью»

Конспект СОД открытое занятие по экспериментальной деятельности Дополнительной программы «Удивительное рядом» для детей подготовительной группыТема: «Зеркало и предметы с отражающей ...