Конспект НОД открытого мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Удивительное рядом»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Как максимально использовать пытливость и любознательность детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Ответ простой! Организуйте для него лабораторию с опытами!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_udivitelnoe_ryadom.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
открытого мероприятия
по опытно-экспериментальной деятельности
на тему: «Удивительное рядом»
Цель: формировать познавательный интерес у дошкольников к процессу экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха и воды;
- познакомить с понятием «статическое электричество»;
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь), а также мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий.
Предварительная работа:
Экспериментирование с водой: «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить», «Вода нужна всем», «Ходит капелька по кругу», «Куда делась вода?», «Как вытолкнуть воду?», «Чем пахнет вода?» и др..
Экспериментирование с воздухом: «Как увидеть воздух?», «Где спрятался воздух?», «Движение воздуха», «Что быстрее упадет?» и др..
Знакомство с электричеством.
Проведение наблюдений, обсуждений увиденных результатов, формулировка выводов, зарисовка схем.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий по темам.
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
Материал, оборудование:
- группа разделена на две части: в одной - расставлены стульчики (организационный момент), в другой – лаборатория;
- созданы 3 зоны для опытов с подготовленными столами;
- демонстрационный материал: стенды по темам «Воздух», «Вода», «Электричество», карточки-схемы;
- раздаточный материал для экспериментирования (описан в каждом опыте);
- магнитофон (для прослушивания звуков воды и электричества);
- халаты белые.
Используемые образовательные технологии:
Игровая, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная,
познавательно - исследовательская деятельность, информационно – коммуникативная, ИКТ.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно – эстетическое развитие.
- Познавательное развитие.
Методы и приемы:
Организационный момент
Художественное слово
Уточнения, опросы, игровые приемы
Схемы для составления модели этапов деятельности
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Ход НОД:
Организационный момент
Воспитатель (обращаясь к пришедшим гостям): Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашей удивительной и полной чудес лаборатории «Хочу все знать»!
Воспитатель (обращаясь к детям): Дорогие ребята скажите, пожалуйста, а что делают в лаборатории? (ответы)
- Правильно, проводят опыты.
-А какие опыты бывают? (опасные и безопасные)
-В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Назовите их, пожалуйста (соблюдать тишину, не перебивать друг друга и др.).
- Давайте мы представим, что вы приехали из разных городов на международную конференцию, чтобы поделиться своими знаниями и в нашей лаборатории провести новые опыты.
- Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).
- Я приглашаю вас в лабораторию, которая ведет к открытиям. (Дети надевают халаты).
- Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.
- А чем мы с вами сейчас займемся, нам расскажет китайская пословица:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
- Поэтому сейчас я вам буду показывать, мы будем с вами пробовать, запоминать и всегда сможем рассказать другим.
- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь за первым столом. Ребята, опыты – это всегда какие-то чудеса, загадки, удивление, а вы, наверное, и не догадываетесь, что удивительное находится с нами рядом.
- Послушайте внимательно и отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
-Коллеги, что вы знаете про воздух? (отвечают, используя схему).
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»
- Возьмите со стола целлофановые пакеты. Какие они? Попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он, воздух? Вы его видите? (ответы детей)
- Хорошо! А теперь я возьму иголочку и осторожно проколю мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него рукой. Что вы чувствуете? (ответы)
- Сделаем вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать!
Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»
- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)
- А мы проверим сейчас ваши версии.
- Внимание коллеги! Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика кладем совершенно сухую салфетку, тщательно её прижимаем к дну.
- Итак, наш стакан и салфетка отправляются в подводное путешествие! Переворачиваем стакан вверх дном, держим прямо вертикально и опускаем в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
- Как вы думаете, может ли наша салфетка выйти из воды совершенно сухой? (ответы)
- Затем стакан вынимаем из воды. Посмотрим, намокла ли салфетка? Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой? (Она сухая)
- Почему? Как вы считаете?
- Сделаем вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане, и он не пустил туда воду!
Эксперимент №3 «Волшебная бутылочка»
- Необходимы воздушные шарики, бутылки, сода и уксус.
- Вот самые обыкновенные воздушные шары. Как их можно надуть? (предположения детей)
Но ведь опыты - это волшебство и надуть их можно и иным способом.
-Давайте поднимем склоненный шарик над бутылкой и понаблюдаем за волшебством.
Произнесем волшебные слова: Раз, два, три, четыре, пять,
Будем шарик надувать!
-Что мы видим? Наши шарики наполняются воздухом и надуваются! Но в чем, же секрет нашего опыта? В основе этого метода лежит химическая реакция, которая происходит в процессе соединения таких веществ, как сода и кислота. И выделяемый углекислый газ помогает шарику надуться.
- Воспитатель: Ой, ребята я принесла сегодня часы, чтобы было удобно работать, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не ходят. Не слышно, чтобы они тикали, да и стрелки стоят на месте. Что же с ними такое?
(Варианты ответов: завод кончился, нет батарейки, батарейка села, и т.д.)
Осматриваем часы, выясняем, что нет батарейки.
Воспитатель: Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах стали двигаться? Верно, через батарейку к часам пошел электрический ток и они заработали. Что же за сила скрывается в батарейке? Как вы думаете? (предположения детей.) Молодцы, это электричество. Что же такое электричество?
- Сейчас мы с вами перейдем ко второму столу, где будем изучать электричество. Электрический ток в проводах очень опасен, а вот статическое электричество не опасно. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать.
Эксперимент №1 «Бумагосос»
- У меня есть мелкие кусочки бумаги. Мы попробуем сейчас заставить их двигаться без помощи рук.
- Натрите край шарика шерстяным лоскутком и поднесите к бумаге.
Воспитатель: Что происходит с бумажными кусочками? (Они зашевелились) Почему они зашевелились?
- Когда мы натирали шарик шерстяным лоскутком, он зарядился статическим электричеством, поэтому кусочки задвигались и притянулись к шарику. Чтобы снять электрический заряд, шарик надо сбрызнуть водой.
Воспитатель. Попробуем другие предметы сделать «волшебными»?
Эксперимент №2 «Порхающие цветы»
- Древние римляне верили, что бабочка - это оживший цветок, который оторвался от своего стебелька. В Японии бабочка символизирует все самое лучшее в жизни человека, и увидеть бабочку – к счастью.
(Воспитатель показывает бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагает детям взять пластмассовые палочки и прикоснуться к ним).
- Что происходит? (Бабочки лежат спокойно) Как вы думаете, что будет с бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? (ответы детей)
- Предлагаю сделать эти палочки «волшебными» - электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.
- Натираем вместе пластмассовые палочки. Медленно подносим их к бабочкам и потихоньку поднимаем их, бабочки поднимаются вслед за палочками, потому что получили электрический заряд.
Эксперимент №3 «Поможем Золушке»
- В тарелке рассыпаны соль и перец. Нам придется с вами сейчас все это перебрать, как пришлось однажды перебирать Золушке (в одной сказке - просо от мака, а в другой - фасоль и горох).
- Как вы думаете, какое вещество легче: соль или перец? (ответы детей) Сейчас проверим. Натираем шар, подносим к тарелке и что мы видим? К шару притягивается более легкий перец, а соль осталась. (Дети выполняют опыт)
- Вот так мы помогли нашей сказочной героине.
Эксперимент №4 «Смешарики»
Воспитатель: А сейчас немножко отдохнем и сделаем смешной электрический опыт.
- Натираем шарики шерстяной материей и прислоняем к волосам. Шары притягиваются, потому что волосы становятся наэлектризованными.
- Воспитатель: Теперь перейдем к третьему столу.
Загадка: Она – и туча, и туман.
Она – ручей и океан.
Она летает и бежит
И стеклянной может быть. (Вода) Включить звук воды
Опыт № 1 «Пенные пузыри»
- Потребуется: стаканчики с водой, трубочки, моющее средство.
Давайте будем дуть в трубочки и создадим много пены и хорошее настроение.
Опыт № 2 «Извергающийся вулкан»
Понадобится для вулкана: конус слепить из пластилина, внутри располагается банка, 2 ст. ложки соды.
Для лавы: стакан, уксус 1/3 стакана, капля красной краски, капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился.
- Внутрь вулкана насыпаем соду. В стакан наливаем уксус, каплю краски и средства для мытья посуды (это делает воспитатель).
- Теперь начинается самое интересное! (Попросить ребенка влить внутрь вулкана содержимое стакана). Сейчас начнется настоящее извержение, смотрите!!!
Сделаем вывод: При соединении соды и уксуса начинается бурная реакция с выделением углекислого газа.
Заодно можно рассказать ребенку о том, что такая модель применяется в весьма мирных целях – например, на кухне, когда мама замешивает тесто. При соединении кислоты со щелочью образуется углекислый газ – он-то и делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки. И делают это его старые знакомые – сода и уксус.
Опыт № 3 «Смешивание тёплой и холодной воды» (проводит воспитатель)
- А сейчас мы узнаем, что у воды есть плотность.
Нам потребуется: четыре стакана, два красителя, какая-нибудь перегородка - карточка, горячая и холодная вода.
Что делаем:
- холодную воду подкрасим одним цветом, а горячую другим;
- накроем один стакан карточкой, и, придерживая ее рукой так, чтобы вода не вылилась, перевернем, да так, чтобы горлышки соприкоснулись друг с другом; - убираем перегородку и наблюдаем за смешиванием воды разных цветов (или не смешиванием), в зависимости, оттого какой температуры вода находится в верхнем стакане.
Сделаем вывод: Холодная вода более плотная, чем теплая. А все, что имеет большую плотность - стремится вниз, а меньшую плотность - стремится наверх, вот и меняются жидкости местами.
- То есть, мы знаем что жидкость - это маленькие капли. Холодные капли - тяжелые, теплые - легкие. Процесс смешения происходит, когда тяжелые капли, как и предметы, проваливаются вниз.
- Заключение (рефлексия)
Воспитатель: Уважаемые юные коллеги вот и подошла наша конференция к концу. Вам понравилась работа в лаборатории?
Дети:
Это всё - эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Собрались мы с вами вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнали.
Всё вы, гости, записали?
Воспитатель: Уважаемые гости, мы благодарим вас за то, что вы посетили нашу лабораторию, были внимательны, принимали вместе с нами участие в опытах и экспериментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие по опытно-экспериментальной деятельности "Царица-водица" в подготовительной группе
25.02.2015 в МБДОУ «Детский сад № 26 «Жемчужинка» города Смоленска в рамках деятельности областной инновационной площадки по теме: «Организация сопровождения процесса детской общности в ус...
Конспект мастер-класса для педагогов (рисование нетрадиционными техниками) Тема: «Удивительное рядом»
Мастер-класс для педагогов по рисованию нетрадиционными техниками "Удивительное рядом"...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Удивительное рядом» в подготовительной группе.
НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительное рядом» в рамках комплексно- тематической недели «Осенняя пора, очей очарованье!»Цель: развитие познавательной активности детей в процессе фо...
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Удивительные свойства воды»
Цель: Совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.Образовательные задачи:1). Закрепить знания детей о свойствах воды (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вк...
Конспект открытого мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы «Волшебная вода»
Конспект открытого мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы(проводится с демонстрированием презентации «Волшебная вода»)...
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Удивительная соль".
Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития детей, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.В средней г...
- Мне нравится (1)