Конспект НОД открытого мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Удивительное рядом»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Родионова Светлана Юрьевна

Как максимально использовать пытливость и любознательность детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Ответ простой! Организуйте для него лабораторию с опытами!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_udivitelnoe_ryadom.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

открытого мероприятия

по опытно-экспериментальной деятельности

на тему: «Удивительное рядом»

Цель: формировать познавательный интерес у дошкольников к процессу экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:
-
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах  воздуха и воды;
-
познакомить с понятием «статическое электричество»;
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь), а также мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать  социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий.

Предварительная работа:

Экспериментирование с водой: «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить», «Вода нужна всем», «Ходит капелька по кругу», «Куда делась вода?», «Как вытолкнуть воду?», «Чем пахнет вода?» и др..

Экспериментирование с воздухом: «Как увидеть воздух?», «Где спрятался воздух?», «Движение воздуха», «Что быстрее упадет?» и др..

Знакомство с электричеством.

Проведение наблюдений, обсуждений увиденных результатов, формулировка выводов, зарисовка схем.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий по темам.

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

Материал, оборудование:

- группа разделена на две части: в одной - расставлены стульчики (организационный момент), в другой – лаборатория;

- созданы 3 зоны для опытов с подготовленными столами;

- демонстрационный материал: стенды по темам «Воздух», «Вода», «Электричество», карточки-схемы;

- раздаточный материал для экспериментирования (описан в каждом опыте);

- магнитофон (для прослушивания звуков  воды и электричества);

- халаты белые.

Используемые образовательные технологии:

Игровая, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная,

познавательно - исследовательская деятельность, информационно – коммуникативная, ИКТ.

Интеграция образовательных областей:

-  Социально-коммуникативное развитие.

-  Речевое развитие.

 - Художественно – эстетическое развитие.

 - Познавательное развитие.

Методы и приемы:

Организационный момент

Художественное слово

Уточнения, опросы, игровые приемы

Схемы для составления модели этапов деятельности

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Ход НОД:

Организационный момент

Воспитатель (обращаясь к пришедшим гостям): Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашей удивительной и полной чудес лаборатории «Хочу все знать»!

Воспитатель (обращаясь к детям): Дорогие ребята скажите, пожалуйста, а что делают в лаборатории? (ответы) 

- Правильно, проводят опыты.

-А какие опыты бывают? (опасные и безопасные)

-В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Назовите их, пожалуйста (соблюдать тишину, не перебивать друг друга и др.).

- Давайте мы представим, что вы приехали из разных городов на международную конференцию, чтобы поделиться своими знаниями и в нашей лаборатории провести новые опыты.

- Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).

- Я приглашаю вас в лабораторию, которая ведет к открытиям.                                        (Дети надевают халаты).

- Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

- А чем мы с вами сейчас займемся, нам расскажет китайская пословица:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».    

- Поэтому сейчас я вам буду показывать, мы будем с вами пробовать, запоминать и всегда сможем рассказать другим.

- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь за первым столом. Ребята, опыты – это всегда какие-то чудеса, загадки, удивление, а вы, наверное, и не догадываетесь, что удивительное находится с нами рядом.

  • Послушайте внимательно  и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.    (
Воздух)

-Коллеги, что вы знаете про воздух?   (отвечают, используя схему).

Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

- Возьмите со стола целлофановые пакеты. Какие они? Попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он, воздух?  Вы его видите?   (ответы детей)

- Хорошо! А теперь я возьму иголочку и осторожно проколю  мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него рукой. Что вы чувствуете? (ответы)

- Сделаем вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать!

 Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»

- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

- А мы проверим сейчас ваши версии.

- Внимание коллеги! Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика кладем совершенно сухую салфетку, тщательно её прижимаем к дну.

- Итак,  наш стакан и салфетка отправляются в подводное путешествие! Переворачиваем стакан вверх дном, держим прямо вертикально и опускаем в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

- Как вы думаете, может ли наша салфетка выйти из воды совершенно сухой? (ответы)

- Затем стакан вынимаем из воды. Посмотрим, намокла ли салфетка? Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой? (Она сухая)

- Почему? Как вы считаете?

- Сделаем вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане, и он не пустил туда воду!

Эксперимент №3    «Волшебная бутылочка»

- Необходимы воздушные шарики, бутылки, сода и уксус.

- Вот самые обыкновенные воздушные шары. Как их можно надуть? (предположения детей)

Но ведь опыты - это волшебство и надуть  их можно и иным способом.  

-Давайте поднимем склоненный шарик над бутылкой и понаблюдаем за волшебством.

Произнесем волшебные слова:         Раз, два, три, четыре, пять,

                                                             Будем шарик надувать!

-Что мы видим? Наши шарики наполняются воздухом и надуваются! Но в чем, же секрет нашего опыта?  В основе этого метода  лежит химическая реакция, которая происходит в процессе соединения таких веществ, как сода и кислота. И выделяемый углекислый газ  помогает шарику надуться.

  • Воспитатель: Ой, ребята я принесла сегодня  часы, чтобы было удобно работать, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не ходят. Не слышно, чтобы они тикали, да и стрелки стоят на месте. Что же с ними такое?

(Варианты ответов: завод кончился, нет батарейки, батарейка села, и т.д.)

Осматриваем часы, выясняем, что нет батарейки.

Воспитатель: Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах стали двигаться? Верно, через батарейку к часам пошел электрический ток и они заработали. Что же за сила скрывается в батарейке? Как вы думаете? (предположения детей.) Молодцы, это электричество. Что же такое электричество?

- Сейчас мы с вами перейдем ко второму столу, где будем изучать электричество. Электрический ток в проводах очень опасен, а вот статическое электричество не опасно. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать.

 Эксперимент №1  «Бумагосос»

- У меня есть мелкие кусочки бумаги. Мы попробуем сейчас заставить их двигаться без помощи рук.

- Натрите край шарика шерстяным лоскутком и поднесите к бумаге.

Воспитатель: Что происходит с бумажными кусочками? (Они зашевелились) Почему они зашевелились?

- Когда мы натирали шарик шерстяным лоскутком, он зарядился статическим электричеством, поэтому кусочки задвигались и притянулись к шарику. Чтобы снять электрический заряд, шарик надо сбрызнуть водой.

Воспитатель. Попробуем другие предметы сделать «волшебными»?

Эксперимент №2  «Порхающие цветы»

- Древние римляне верили, что бабочка - это оживший цветок, который оторвался от своего стебелька. В Японии бабочка символизирует все самое лучшее в жизни человека, и увидеть бабочку – к счастью.

(Воспитатель показывает бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагает детям взять пластмассовые палочки и прикоснуться к ним).

-  Что происходит? (Бабочки лежат спокойно)  Как вы думаете, что будет с бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? (ответы детей) 

- Предлагаю сделать эти палочки «волшебными» - электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.

- Натираем вместе пластмассовые палочки. Медленно подносим их к бабочкам и потихоньку поднимаем их, бабочки поднимаются вслед за палочками, потому что получили электрический заряд.

Эксперимент №3  «Поможем Золушке»

- В тарелке рассыпаны соль и перец. Нам придется с вами сейчас все это перебрать, как пришлось однажды перебирать Золушке (в одной сказке - просо от мака, а в другой - фасоль и горох).

- Как вы думаете, какое вещество легче: соль или перец? (ответы детей) Сейчас проверим. Натираем шар, подносим к тарелке и что мы видим? К  шару притягивается более легкий перец, а соль осталась.                                           (Дети выполняют опыт)

- Вот так мы помогли нашей сказочной героине.

Эксперимент №4  «Смешарики»

Воспитатель: А сейчас немножко отдохнем и сделаем смешной электрический опыт.

- Натираем шарики шерстяной материей и прислоняем к волосам. Шары притягиваются, потому что волосы становятся наэлектризованными.

  • Воспитатель: Теперь перейдем к третьему столу.

Загадка:            Она – и туча, и туман.

                          Она – ручей и океан.

                          Она летает и бежит

                          И стеклянной может быть. (Вода)       Включить звук воды

Опыт № 1  «Пенные пузыри»

- Потребуется: стаканчики с водой, трубочки, моющее средство.

Давайте будем дуть в трубочки и создадим много пены и хорошее настроение.

Опыт № 2  «Извергающийся вулкан»

Понадобится для вулкана: конус слепить из пластилина, внутри располагается банка, 2 ст. ложки соды.
Для лавы: стакан,  уксус 1/3 стакана, капля красной краски, капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился.

- Внутрь вулкана насыпаем соду. В стакан наливаем уксус, каплю краски и средства для мытья посуды (это делает воспитатель).

- Теперь начинается самое интересное! (Попросить ребенка влить внутрь вулкана содержимое стакана). Сейчас начнется настоящее извержение, смотрите!!! 

Сделаем вывод: При соединении соды и уксуса начинается бурная реакция с выделением углекислого газа.

Заодно можно рассказать ребенку о том, что такая модель применяется в весьма мирных целях – например, на кухне, когда мама замешивает тесто. При соединении кислоты со щелочью образуется углекислый газ – он-то и делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки. И делают это его старые знакомые – сода и уксус. 

Опыт № 3  «Смешивание тёплой и холодной воды»                               (проводит воспитатель)

- А сейчас мы узнаем, что у воды есть плотность.

Нам потребуется: четыре стакана,  два  красителя,  какая-нибудь перегородка - карточка, горячая и холодная вода.                                                                            

Что делаем:

- холодную воду подкрасим одним цветом, а горячую другим;
- накроем один стакан карточкой, и, придерживая ее рукой так, чтобы вода не вылилась, перевернем, да так, чтобы горлышки  соприкоснулись  друг с другом;                                                                                                                                    - убираем перегородку и наблюдаем за смешиванием воды разных цветов (или не смешиванием), в зависимости, оттого какой температуры вода находится в верхнем стакане.

Сделаем вывод: Холодная вода более плотная, чем теплая. А все, что имеет большую плотность - стремится вниз, а меньшую плотность - стремится наверх, вот и меняются жидкости местами.

- То есть, мы знаем что жидкость - это маленькие капли.  Холодные капли - тяжелые, теплые - легкие. Процесс смешения происходит, когда тяжелые капли, как и предметы, проваливаются вниз.

  • Заключение (рефлексия)

Воспитатель: Уважаемые юные коллеги вот и подошла наша конференция к концу. Вам понравилась работа в лаборатории?

Дети:

Это всё -  эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Собрались мы с вами вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнали.

Всё вы, гости, записали?

Воспитатель:  Уважаемые гости, мы благодарим вас за то, что вы посетили нашу лабораторию, были внимательны, принимали вместе с нами участие в опытах и экспериментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие по опытно-экспериментальной деятельности "Царица-водица" в подготовительной группе

25.02.2015  в МБДОУ «Детский сад № 26 «Жемчужинка» города Смоленска в рамках деятельности областной инновационной площадки по теме: «Организация сопровождения  процесса детской общности в ус...

Конспект мастер-класса для педагогов (рисование нетрадиционными техниками) Тема: «Удивительное рядом»

Мастер-класс для педагогов по рисованию нетрадиционными техниками "Удивительное рядом"...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Удивительное рядом» в подготовительной группе.

НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительное рядом» в рамках комплексно- тематической недели «Осенняя пора, очей очарованье!»Цель: развитие познавательной активности детей в процессе фо...

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Удивительные свойства воды»

Цель: Совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.Образовательные задачи:1). Закрепить знания детей о свойствах воды (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вк...

Конспект открытого мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы «Волшебная вода»

Конспект открытого мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей  средней группы(проводится с демонстрированием презентации «Волшебная вода»)...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Удивительная соль".

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития детей, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.В средней г...