Конспект природоведческой экскурсии для старшей группы ДОУ "Осень в парке"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В интегрированном конспекте вы найдете решение задач экологического развития дошкольников, а также решение задач по всем областям: познавательное, математическое, социально - коммуникативное, художественно - эстетическое, физическое развитие и развитие речи старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_osen_v_parke.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Природоведческая экскурсия для старшей группы.
Тема «Осень в парке»
Цель: -- Обобщение и закрепление знаний детей о живой и не живой природе, и сезонных явлениях осенью, конкретизировать представления детей о парке в период «золотой осени».
Задачи:
Оздоровительные:
-- Повысить эмоциональный настрой детей, доставить им чувство радости от встречи с парком, природой.
Образовательные:
-- Активизировать и расширить словарь детей о характерных признаках времени года.
-- Обогащать представления детей о типичных явлениях осени с помощью наблюдений.
Развивающие:
-- Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.
-- Развивать умение устанавливать связь между изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных к этим изменениям.
Воспитательные:
-- Воспитывать умения слушать и слышать звуки природы.
-- Воспитывать у детей любовь и доброжелательное, бережное отношение к природе.
Методы и приемы: Наглядный. Информационно - рецептивный - совместная деятельность педагога и ребенка, исследовательский. Словесный – рассказ, пояснение, загадка, художественное слово, рассматривание, сравнение.
Предварительная работа:
- Беседы о растениях, птицах и животных, об осени и ее проявлениях.
- Чтение рассказов и заучивание стихов про осень, отгадывание загадок по теме осень.
- Повторение правил поведения на улице, на природе.
Ход экскурсии.
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Его весной и летом все видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Дети: Дерево
Воспитатель: правильно, дерево. И пока наши деревья не сбросили свои рубашки, я приглашаю вас в парк, полюбоваться их нарядами и посмотреть, как им живется в нашем парке. Чтобы попасть в парк, нам с вами надо будет перейти улицу. Чтобы с нами ничего не случилось, давайте вспомним правила поведения на улице, на природе и бережном отношении к ней, (вспоминают, проговаривают).
В парке.
Воспитатель: -- Сейчас наступило самое красивое время года. Какое?
Дети: -- Осень
Воспитатель: -- Посмотрите вокруг, как все меняется. На деревьях листочки были зеленые, стали цветными: зеленые, красные, желто-золотые, а травка еще зеленая и даже цветут цветы. Как же называют такую осень?
Дети: -- Золотая осень
Воспитатель читает:
Повязала осень пестрый фартук,
И ведерко с красками взяла.
Ранним утром проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
Воспитатель: -- Ребята, давайте подышим чистым воздухом, ароматом берез, хвои елок, сосен, постоим тихо- тихо и прислушаемся к природе. Что слышите?
Дети: -- Ветер шумит, листья шуршат.
Воспитатель: -- А вы знаете, что у каждого цветка, кустика, дерева есть своя песенка. Как вы думаете, о чем они сейчас поют нам? Давайте еще тихо послушаем.
Дети слушают и рассказывают, что услышали.
Воспитатель: А я услышала, листочки мне напели -- «Покружитесь, полетайте с нами – листочками…»
Проводится подвижная игра «Осенние листочки».
Основная часть:
Воспитатель: вот мы полетали, покружились, почувствовали себя листочками, а теперь посмотрите вокруг и скажите, что вы видите? По каким признакам вы определили осень?
Дети: холодно стало, часто дожди идут, листья желтые падают – листопад…
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами представим этот парк, как большой, огромный, трехэтажный дом. Что же будет находиться на первом этаже? Дети (с помощью воспитателя): наверно: трава, цветы и все насекомые, животные, которые живут на земле и в земле. На втором этаже – кустарники, а на третьем – деревья, птицы, животные (белки).
Я предлагаю вам стать юными исследователями и определить, какие изменения произошли в парке на каждом его этаже. Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть изменения, а самое главное — ответить на вопрос: почему эти изменения произошли?
Дети проводят наблюдения за растительным миром парка.
Воспитатель: что изменилось на самом верхнем этаже парка?
Дети: пожелтели листья на деревьях, деревья начали сбрасывать листву, начался листопад.
Воспитатель: да, главный признак осени – это листопад.
Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Посмотрите вокруг внимательно, сколько разных деревьев смотрят на нас.
Воспитатель читает:
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – Рябине,
Фартук розовый – Осине
Зонтик желтый – Тополям,
Фрукты осень дарит нам. (И. Винокуров)
-- Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть. Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они меньше всего защищены от ветра.
Воспитатель: -- А сейчас я вам буду загадывать загадки, постарайтесь их отгадать.
Загадки о деревьях – Рябина, Клен, Ель, Береза, Дуб...
Воспитатель: А сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете деревья. Давайте поиграем в игру.
Проводится подвижная игра «К названному дереву беги».
Воспитатель: что изменилось на втором этаже (кустарники)?
Дети: на кустарнике также появились желтые листья, они, как и деревья, начинают сбрасывать листву.
Воспитатель: как вы думаете, почему листья становятся желтыми? Вот посмотрите на этот листочек (Рассматривают лист клена, в котором есть зеленый и желтый с красным пигменты). В листьях содержится зеленое и желтое вещество. Его называют пигментом. С наступлением осени, когда заметно холодает, зеленое вещество в листьях разрушается. Однако желтому веществу холод не страшен, поэтому листья постепенно меняют свою окраску с зеленой на желтую, а иногда вместо желтой окраски появляется красная или малиновая, как у рябины.
Обратите внимание: каких листьев больше на деревьях и кустиках, а каких на земле — зеленых или желтых?
Дети: на деревьях больше зеленых листьев, а на земле – желтых, потому что желтые листья уже уснули и больше не могут держаться на ветках.
Воспитатель: давайте поиграем с листьями? Я буду показывать вам листочки, а вы называть с какого они дерева.
Проводится игра «От какой ветки детки».
Воспитатель: а какие изменения произошли на самом нижнем этаже парка?
Дети: трава увядает и засыхает, покрывается желтыми опавшими листьями.
Воспитатель: посмотрите, как много желтых листьев на земле – это называют ковром. Но почему называют не просто ковром, а золотым ковром? Дети: потому что листья желтого цвета, похожие на золото.
Воспитатель: давайте сравнить траву под деревьями и траву на полянке, чем они отличаются.
Дети: траву не видно, она покрыта листьями, под ними трава пожелтела. А на лугу трава зеленая и есть немного желтой травки, а листьев мало.
Воспитатель: так происходит, потому что под деревьями трава засыпана листьями, ей нет света, и она засыхает и увядает; на лугу меньше листьев, траве достаточно света и тепла, поэтому она стоит еще зеленая.
Окончание основной части:
Воспитатель: ну вот, мы с вами рассмотрели все этажи. И сейчас вы можете погулять по парку, собрать материал для поделок: букет из листьев, желуди, каштаны, ягодки и т.д.
Воспитатель читает детям:
«Осенний букет».
Больше нет цветов в бору
И в лесу раздетом.
Желтых листьев соберу
Пышные букеты.
Я домой их принесу,
Ими стол украшу.
И нарядно, как в лесу
Станет в доме нашем!
Заключительная часть.
Дети гуляют, общаются друг с другом и воспитателем: задают вопросы, радуются, удивляются увиденному и собирают материал для поделок.
Воспитатель обращает внимание детей на общую картину осеннего парка.
Воспитатель: Ребята, вот и подошла наша прогулка по парку к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Сегодня вы много узнали о растениях, узнали, что им нужна любовь и забота человека. Давайте по прощаемся с нашим парком и на прощание сделаем фото. Мы обязательно не раз еще придем в гости сюда, проведать обитателей парка и каждый раз будем отмечать, какие изменения произошли в природе, будем фотографировать их, а в конце года сделаем большой альбом о природе в разные времена года.
Дети прощаются и благодарят парк за подарки (листья, желуди, приятные эмоции и т.д.
- В группе проводилась беседа о прогулке, чтение худ. литературы про осень, занятие – рисование на тему «Я в осеннем парке»
- Через 2-3 дня, в группе проводилось худ.-эстет. занятие, на котором использовался природный материал, собранный детьми в парке, тема работ: «Воспоминания об осеннем парке».
- Создается коллективная работа – изготовление фотоальбома с фотографиями прогулки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы. Тема: «Весенний лес»
Экскурсии в природу имеют важное значение в воспитательном отношении. Только на экскурсии дети приучаются смотреть на природу как на друга, убеждаются в необходимости активной ее охраны. Воспитать гум...
Конспект природоведческой экскурсии в парк « Здравствуй, лето!»
Сценарий природоведческой экскурсии в парк для детей старшей группы детского сада поможет организовать экологическое воспитание дошкольников в летнее время....
Конспект экологической экскурсии детей старшей группы
Конспект экологической экскурсии детей старшей группы...
Конспект природоведческой экскурсии для детей старшего дошкольного возраста "Течет Коломенка, речушка милая..."
Конспект экскурсии к реке Коломенка, которая протекает рядом с селом Лукерьино Коломенского района Московской области....
Конспект природоведческой экскурсии для старшей группы ДОУ "Зима в парке"
В конспекте природоведческой экскурсии решаются задачи экологического, познавательного и речевого развития старших дошкольников....
Конспект проведения экскурсии в старшей группе «В гости в парикмахерскую»
Дано подробное описание проведения экскурсии, используются методы и приёмы работы по развитию речи у детей с ТНР...
Конспект виртуальной экскурсии в старшей группе игровой образовательной ситуации детей раннего дошкольного возраста.
Тема: «Кто выпекает вкусный хлеб»....