Экологические игры
картотека по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Картотека экологических игр в средней группе
«Где, что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня, на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
«Третий лишний»
Цель: Закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры: Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.).
«Что, где растет»
Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – дети молчат.
Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т. д.
«Что лишнее?»
Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
«Насекомые»
Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход игры: Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т. д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.
«Цветы»
Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
Ход игры: Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры: Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д.
«Да или нет»
Цель: Закреплять знания детей о приметах осени.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?
Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,
Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?
А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -
Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?
«Расскажи без слов»
Цель: Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
«Живая и неживая природа»
Цель: Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход игры: «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).
«Узнай, чей лист»
Цель: Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.
Ход игры: Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
«Бывает – не бывает»
(с мячом)
Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
«Природа и человек»
Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа.
Ход игры: Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.
«Придумай сам»
(Вариант 1)
Цель: Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры: Предложить детям опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.
(Вариант 2)
Ход игры: Воспитатель назначает ведущего и задаёт тему: «Времена года», «Одежда», «Цветы», «Лес». Ребёнок придумывает слова и говорит их всем остальным, например: «Цветы, насекомые, раскрылись». Дети должны придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова.
«Не зевай»
(птицы зимующие, перелётные).
Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.
Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.
«Отгадайте, что за растение»
Цель: Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т. д.
«Природа и человек»
Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что – природой.
Ход игры: «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети отвечают.
«Закончи предложение»
Цель: Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
«Это правда или нет?»
Цель: Учить детей находить неточности в тексте.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»
Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть.
Виноград созрел у нас. зимой среди ветвей
Конь рогатый на лугу «Га0га-га, пел соловей.
Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ –
Поздней осенью медведь
Это правда или нет?
Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.
«Какое время года?»
Цель: Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.
Ход игры: Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
«Найди друзей»
Приготовьте парные карточки с изображениями животных из разных местностей обитания. Расскажите, что все животные собрались вместе, стали играть и потеряли своих друзей. Попросите ребенка помочь зверушкам найти друг друга. Малыш должен собрать пары животных, обитающих в одном месте – в лесу, в реке и т. п. Например: заяц – белка, рак- рыба, коза – корова.
«Прилетели птицы»
Цель: уточнить представление о птицах.
Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают.
Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают.
- прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"
Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...
Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов
Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...
Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"
Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...
Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...