Конспект НОД по экологическому развитию для детей средней группы "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Какоулина Виктория Владимировна

Материал для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_ekologicheskomu_razvitiyu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие: развитие экологических представлений»  в средней группе

Тема«Путешествие в осенний лес»

Цель: расширение представлений  детей о характерных признаках осени с использованием условных обозначений (заместителей)

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить представления детей о сезонных изменениях осенью в природе, жизни растений и животных;
  2. Освоение действий замещения объектов и явлений природы условными обозначениями;
  3. Закрепить умения соотносить название животных и их детенышей.

Развивающие:

  1. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы;
  2. Развивать диалогическую речь, логическое мышление, воображение, слуховое восприятие;
  3. Расширять словарный запас;
  4. Совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание;
  5. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
  2. Учить испытывать радость от возможности  помочь другу.

Предварительная работа: Работа с моделью «Времена года»; беседы об осени; рассматривание иллюстраций по теме «Осень»;наблюдения за осенними явлениями на прогулках; проведение дидактических игр по признакам осени; чтение худ. литературы.

Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, фонограмма «Звуки леса», книга с рассказами о животных, разноцветные листочки.

Ход НОД

  1. Организационно- мотивационный  этап

Дети заходят в группу, встают в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, я смотрю, у вас хорошее настроение. Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. И улыбнёмся нашим гостям.

(дети смотрят на гостей и улыбаются)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие, но при одном условии – если вы сможете отгадать мою загадку. Её отгадка и есть то место, куда мы с вами отправимся. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель:

Ждет нас в гости друг осенний,

Ждут деревья и кусты,

Травы птицы и цветы,

Небывалой красоты.

Сосны, ели до небес

Угадайте – это…. ЛЕС!

  1. Основной  этап

Воспитатель: Да, я хочу предложить вам отправиться со мной в лес. Ребята, а что такое лес?

Дети: Лес — дом для растений, животных и птиц.

Воспитатель: Но, прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним с вами правила поведения в лесу. А помогут нам в этом картинки. 

Правила поведения в лесу:

Какое самое главное правило поведения в лесу вы знаете?

  • (Не шуми в лесу, не пугай животных).

Какое правило изображено на этой картинке?

  • (Не лови  животных, не уноси к себе домой, их дом в лесу).

Какое правило изображено на этой картинке?

  • (Не оставляй мусор в лесу, животные могут пораниться; если все будут бросать мусор, в лесу будет грязно и нам негде будет отдыхать, дышать чистым воздухом).

Какое правило изображено на этой картинке?

  • (Не оставляй в лесу зажжённый костёр, случится пожар, погибнут животные).

Воспитатель: Вы готовы отправиться в путь?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда не будем терять время, закроем глаза и скажем волшебные слова:

«Повертелись, покружились

И в лесу мы очутились»

(Дети кружатся, на экране появляется картина леса и Лесовичок).

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу, сам хозяин леса – Лесовичок нас встречает.

Он говорит, что в лесу беда! Злая колдунья заколдовала лес. Лесовичок просит нас помочь ему – расколдовать лес. Для этого нам надо вспомнить и назвать приметы осени. И если мы расколдуем лес, то нас в группе будет ждать сюрприз. Поможем Лесовичку?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, какое время года в лесу?

Дети: Осень.

Воспитатель: Как мы осень обозначаем на нашей модели? Какие приметы осени вы знаете?

Дети: (Работа с моделью)

  1. Всегда пасмурно.
  2. Солнце светит мало, прячется за тучи.
  3.  Часто идет дождь.
  4. Листочки опадают с деревьев.
  5. Травка пожелтела.

Воспитатель: Ребята что-то тихо в лесу, не слышно пение птиц. Почему? Как вы думаете? 

Дети: Птицы улетают в теплые края

Воспитатель: Правильно уже середина осени и  птицы улетели. Давайте с вами выберем, каким значком мы обозначим эту примету осени. Для этого покажите, как птички летают.

Воспитатель: Вот ребята  птицы улетели и лес наш опустел, ни кого не осталось. От этого очень грустно.

Дети: Нет, остались животные.

Воспитатель: Как мы называем животных, которые живут в лесу? Почему они называются дикими?

Дети: Потому что они сами добывают себе пищу.

Воспитатель: Я с вами согласна. Дикие животные живут в лесу, сами заботятся о себе и своём потомстве.

Воспитатель: Сейчас мы с вами узнаем, как животные готовятся к зиме.

На экране появляются поочерёдно животные

Воспитатель: Кто это?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно. 

Воспитатель: Где дом лисы в лесу?

Дети: В норе. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе. 

Воспитатель: Как называют детёнышей лисы?

Дети: Лисята.

Аналогично:

  • заяц – под кустом в норе; Осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от волка!
  • медведь - в берлоге, медвежата; Медведи осенью тоже готовится к зиме.  Они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить как можно больше подкожного жира, чтобы зимой выспаться. Перед тем, как лечь  и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы. Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. 
  • белка – дупло, бельчата;  Как готовит себе корм на зиму белка, знают почти все дети, ведь во всех мультфильмах показано, как она развешивает на ветках деревьев грибы, сушит их на пнях. А еще она собирает орехи, желуди, шишки. Куда же белочка их прячет? Под пни, под корни деревьев, в дупла, в мох. К зиме белки готовят и свои дома. Дом у белок называется «дупло». Внутри дупла белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Дупло белки находится очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался. Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег. А летом – рыжая.

Работа с моделью.

Воспитатель:

Посмотрите, к нам на полянку прилетело много красивых, разноцветных листьев!  Воспитатель: Какого цвета листочки?

Дети: желтые, красные, коричневые.

Воспитатель: А я предлагаю поиграть в игру «Листопад»

Возьмите листочек. Пока звучит музыка, вы кружитесь, летаете, а как музыка закончится, вы должны собрать букет по цветам своих листиков  (в красный обруч собираются красные листочки, в зеленый обруч собираются зеленые листочки, а в желтый обруч – желтые листочки)

Давайте соберем букет из всех осенних листьев.

Воспитатель: Молодцы, ребята!   Посмотрите, как в лесу стало светло. Как ярко засияло солнце. Но нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

«Повертелись, покружились и в детском саду мы очутились»

Воспитатель:

Рисование значков.

  1.      Заключительный  этап

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Воспитатель: А зачем мы отправились в лес?

Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей) Что нового узнали сегодня?

Дома вместе с родителями нарисуйте то, что вам больше всего запомнилось на занятии, принесите рисунки в садик, и мы в группе сделаем выставку ваших рисунков.

Воспитатель: Ребята, вы все сегодня молодцы.  Спасибо. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы по теме: «В гости к осени».

Цель: Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.Задачи:Развивать любознательность, слуховое и зрительное восприятие.Закреплять знания о характерных п...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическое развитие) для детей средней группы детского сада «Красавица осень»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическое развитие)для детей средней группы детского сада«Красавица осень» Задачи:- Формировать знан...

Конспект по познавательно – речевому развитию для детей среднего возраста «Осень»

Развитие детьми умения последовательно запоминать и рассказывать стихотворение....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Осень, осень в гости просим»

Цели: продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе, находить различия в природе между сезонами....