Проектная деятельность "Как прекрасна осень в России"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Головко Лариса Вячеславовна

Цель проекта : создание условий для приобщения детей к истокам русской народной культуры через знакомство с осенним праздником Днём народного единства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_prekrasna_osen_v_rossii.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

Тема: «Как прекрасна осень в России!»

Возраст – подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Срок реализации – краткосрочный (4 недели)

Продукт проекта – коллективная композиция «Мы вместе»

Составили:

Воспитатели:

Головко Л. В.

Янеева Т. А.

Санкт-Петербург 2022 г.

Содержание

1.

Паспорт педагогического проекта для детей старшего дошкольного возраста

Стр. 3

2.

Методическое оснащение проектной деятельности

Стр. 7

3.

План – конспект непосредственной образовательной деятельности

Стр. 12

Паспорт педагогического проекта для детей старшего дошкольного возраста:

Тема проекта

 «Как прекрасна осень в России!»

Вид проекта

Исследовательский, творческий, информационный

Цель проекта

Создание условий для приобщения детей к истокам русской народной культуры через знакомство с осенним праздником Днём народного единства.

Задачи проекта

Задачи для детей:

1.Образовательные

 - формирование у детей умений и навыков 

наблюдения за природными явлениями и объектами;

- формирование умения видеть красоту, изменчивость окружающего мира;

- продолжать знакомить детей с понятием «Родина»;

- познакомить с историей возникновения праздника «День народного единства».

2. Развивающие

- развитие интереса, любознательности детей к познанию природы своего города, его красоте;

- развитие связной речи детей;

- развитие умения использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний;

- развитие познавательной активности детей.

3. Воспитательные

- воспитание у детей бережного отношения к природе, желания её оберегать, охранять;

- воспитание чувства гордости за Россию.

Для родителей:

Привлечение родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи через совместные с детьми прогулки по осеннему городу, через совместное с детьми чтение и заучивание стихотворений».

Для педагогов:

Обмен опытом между педагогами по организации проектной деятельности.

Педагогические методы

Беседа, рассказ педагога, наблюдение, демонстрация наглядных пособий, целевая прогулка по территории детского сада, чтение художественной литературы.

Продукт проекта

Коллективная композиция «Мы вместе»

Сроки реализации

Краткосрочный проект (4 недели)

Участники

Дети, родители, воспитатели

Идея

Цикл проектной деятельности для реализации долгосрочного проекта «Патриотическое воспитание в дошкольной образовательной организации»

Практическая значимость

Формирование представлений об осени и природных богатствах родного города.

1 этап – мотивационный

Целевая прогулка по территории детского сада.

Проблемная ситуация.

- Ребята, сегодня я вас приглашаю на прогулку. Как вы думаете, куда? Почему? (По территории детского сада. Потому что сейчас территория особенно хороша и красива).

- Что можете сделать вы, чтобы осталась память о прекрасной поре – золотой осени?

2 этап – основной

Режимные моменты

Индивидуальная работа

Работа с родителями

РППС

1.Экскурсия по территории детского сада

Цель: мотивирование детей к проектной деятельности.

2. Беседа «Золотая осень»

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

3. Дидактическая игра «Этот листочек - чей сыночек?»

Цель: развитие умения дифференцировать деревья по их листьям.

4. Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»

Цель: формирование умения составлять 

короткий рассказ на заданную тему.

5. ХЭР Рисование

«Осень в моём городе»

Цель: развитие уме

ния видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности.

6. Разучивание стихотворения «Что мы Родиной зовём?» В. Степанов

Цель: оказание помощи детям в запоминании и эмоциональном чтении стихотворения.

7. Коллективная аппликация. Картина из листьев «Золотая пора»

Цель: формирование умения составлять аппликацию из высушенных листьев.

8. Восприятие художественной литературы

 «День народного единства» Н. Майданник.

Цель: формирование положительного отношения к поэзии.

9. Ситуативный разговор «Чем богата осень в России?

Цель: формирование познавательного интереса к стране, в которой мы живём.

10. Коллективная композиция «Мы вместе»

Цель: формирование понятия о дружбе.

11. Прослушивание гимна России.

Цель: познакомить детей с главным музыкальным символом страны – гимном.

12. Беседа «День народного единства»

Цель: формирование чувства гордости к своей стране.

1. Рассматривание фотографий и иллюстраций г. Павловска.

2. Ситуативный разговор «Красавица - осень»

Цель: развитие умения называть приметы осени, изменения в природе.

3. Лепка «Листик превращается в дерево»

Цель: создание пластилином лепной картинки на картонной основе.

4. Сбор красивых листьев для аппликации.

5. Аппликация из тыквенных семечек «Золотые колосья хлеба»

Цель: изготовление объёмной аппликации с использованием тыквенных семечек.

1. Беседа с родителями «Проектная деятельность»

2. Консультация «Как сделать осеннюю прогулку полезной и содержательной»

3. Консультация для родителей «Что можно рассказать о дне народного единства»

4. Рекомендация для родителей по заучиванию стихотворения

«Что мы Родиной зовём?» В. Степанов

1. Организация выставки «Фантазия осени»

2. Оформление картины из листьев «Золотая пора»

3. Оформление коллективной работы «Мы вместе»

3 этап – заключительный

Оформление коллективной композиции «Мы вместе»

Цель: активация совместного творчества воспитанников для воспитания чувства коллективизма, сплочённости.

Методическое оснащение проектной деятельности:

 Методические рекомендации для проведения режимных моментов в рамках проектной деятельности «Осень моём городе – золотая пора»

  1. Экскурсия по территории детского сада.

Цель: мотивирование детей к проектной деятельности.

Двигаясь вперёд по дорожке к участку, хором проговариваем стихотворение:

Утром небо было хмурым,

И казалось всё понурым.

Осень очень любит плакать,

 Дождиком на землю капать.

Любит листьями шуршать,

И с деревьев их срывать. Л. Луканова

Наводящие вопросы:

- Что изменилось на территории нашего детского сада по сравнению с летом?

- Почему листочки поменяли цвет?

- Какое дерево самое красивое?

- Почему листочки летят на землю медленно?

- Почему листья деревьев, расположенные у макушек, осыпаются последними?

- Как называется явление, когда падают листья?

- Какие изменения вы видите на нашей клумбе?

- Почему растения меняются, а не цветут до самой зимы?

- Считается, что осенью погода переменчива, чем интересным можно заняться, чтобы не грустить?

           - Как можно украсить наш участок осенью? (Составить узоры из листьев)

            - Кто такие ловцы листьев? Мы сейчас превратимся в них. (Один ребёнок устраивает «салют» из листьев, остальные должны поймать как можно больше листочков.

- Какой листочек вам больше нравится? Возьмите его с собой, мы положим в книгу между страницами. Засушим и сделаем картину «Золотая Пора».

          2. Беседа «Золотая осень»

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Наводящие вопросы:

- Пришла без красок я, без кисти,

И перекрасила все листья. (Осень)

- Природа, как и мы живёт и меняется внешне со временем.

- Почему изменения произошли в жизни растений?

- Почему листья меняют окраску?

- Почему опадают листья?

- Почему отцветают цветы и трава становится сухой и желтеет?

- Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?

- Какие периоды осени вы знаете? (Ранняя, поздняя)

Игра «Осенние приметы»

Осенью растут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Часто-часто льют дожди?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнёзда вьют?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?

Все купаются в реке?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?

Сапоги всем обувать?

- Как можно интересно провести время осенью?

- Почему осень «золотая»?

3Дидактическая игра «Этот листочек - чей сыночек?»

Цель: развитие умения дифференцировать деревья по их листьям.

На прогулке собрать опавшие листья с деревьев. Показать детям, предложить узнать, с какого они дерева, найти сходство с неопавшими листьями.

4. Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»

Цель: формирование умения составлять короткий рассказ на заданную тему.

 Наводящие вопросы:

- Как бы вы назвали эту картину?

- Какие приметы осени вы видите на этой картине?

- Какое небо?

- Какой день изображён на картине: ясный или пасмурный?

- Есть ли на небе облака?

- Как вы думаете, какое настроение у берёз? (Радостное, игривое, т. к. они гордятся своими золотыми платьями)

- Вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

- Попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу.

5. ХЭР Рисование «Осень в моём городе»

Цель: развитие умения видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности.

Рекомендации:

- правильно организовать рабочее пространство на столе для каждого ребёнка для выполнения индивидуальной работы;

- создать условия для детей, готовых к самостоятельной творческой деятельности, а также для детей, которым необходима помощь;

- подготовить наглядный материал;

- провести беседу с детьми о последовательности выполнения работы.

6. Разучивание стихотворения 

«Что мы Родиной зовём?» В. Степанов

Цель: оказание помощи детям в запоминании и эмоциональном чтении стихотворения.

Рекомендации:

- вызвать интерес к стихотворению и желанию его знать;

- добиться хорошего запоминания стихотворения;

- рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники.

7. Коллективная аппликация. Картина из листьев «Золотая пора»

Цель: формирование умения составлять аппликацию из высушенных листьев.

Провести беседу о правилах пользования клеем и кисточкой для клея.

Дети рассматривают разложенные на столе красивые осенние листочки, любуются, описывают их, вспоминают, как они гуляли по территории детского сада и собирали их.

- Сначала нужно представить себе картину, подобрать по цвету листочки, веточки и составить из этого осенний сюжет.

8. Восприятие художественной литературы:

«День народного единства» Н. Майданник.

Цель: формирование положительного отношения к поэзии.

Наводящие вопросы:

- Чему посвящено это стихотворение?

- В чём смысл праздника День народного единства? (в единстве, единении народа – это сила России)

9. Ситуативный разговор «Чем богата осень в России?

Цель: формирование познавательного интереса к стране, в которой мы живём.

Наводящие вопросы:

- Чем богата осень? (Урожаем, праздниками)

- Чем знаменательна осень для детей? (началом учебного года)

- Какие вы знаете праздники, которые отмечаем осенью?

10. Беседа «День народного единства

Цель: формирование чувства гордости к своей стране.

Наводящие вопросы:

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Какими словами мы можем сказать о нашей стране, какая она?

- Россия не сразу стала сильным государством. Постепенно возрастало могущество страны. В  начале 17 века на Руси царила смута.

- Как вы понимаете, что такое смута?

Народ голодал. Часть русских земель, в том числе и Москву, захватили польские захватчики. Но князь Дмитрий Пожарский и староста Кузьма Минин сумели созвать народное ополчение  и освободили столицу от врага. Так, российский народ, сплотившись вокруг двух предводителей, смог отстоять свою страну. Два месяца русский народ сражался с захватчиками. И вот в один день народ победил врагов. Поэтому день народного единства – это праздник героизма, мужества, сплочённости народа.

- Благодаря чему русский народ смог победить своих врагов?

11. Прослушивание гимна России.

Цель: познакомить детей с главным музыкальным символом страны – гимном.

Наводящие вопросы:

- Какие символы имеет каждое государство, включая и нашу страну? (Флаг, герб, гимн)

- Как вы понимаете, что такое гимн? (Главная музыка страны)

- Как нужно слушать гимн?

12.» Коллективная композиция «Мы вместе»

Цель: формирование понятия о дружбе.

- Как вы думаете, что у меня в руках? (Карта России)

- Нашу страну населяет большое количество людей.

- Есть то, что объединяет всех людей нашей страны. Что это? (желание сохранить её красоту, её богатство)

- Все люди нуждаются в тепле , любви, и наша страна тоже.

- Что нужно делать, чтобы сохранить нашу страну? (Нужно заботиться о нашей стране, беречь её). И делать это должен каждый человек. Чтобы сохранить нашу страну, необходимо всем людям помогать друг другу, не ссориться, дружить.

- Я предлагаю изготовить коллективную композицию, которую мы назовём «Мы вместе». Начнём с изготовления одного из символов России – берёзы. Их изготовим, используя технику обрывной аппликации. Прежде, чем начнём работать, вспомним правила при выполнении аппликации.

- Приступаем к изготовлению поделки. Берём белую полоску, складываем в трубочку, склеиваем края. Из чёрной полоски обрываем небольшие полоски и приклеиваем на ствол. Из жёлтой полоски обрываем небольшие части, подкручиваем и приклеиваем на крону дерева.

- Чтобы берёзки не стояли одиноко на опушке, вокруг них мы создадим хоровод дружбы из фигурок русских красавиц. Для этого нам нужно из круга большего размера изготовить туловища, а из круга меньшего размера – руки. Приклеиваем голову, украшаем сарафан предложенными украшениями.

- Чему сегодня научились? Что нового узнали?

План – конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: Картина из листьев «Золотая осень»

Педагогические технологии: аппликация с элементами рисования (технология интегрированного занятия)

Образовательная область: интеграция (познавательное развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое развитие)

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)

                                                         

                                                                                     

                                                                                Подготовили воспитатели:

                                                                                                  Головко Л. В.

                                                                                               Янеева Т. А.

Санкт – Петербург 2022

Цель: формирование умения составлять аппликацию из высушенных листьев.

Задачи:

  1. Образовательные – обобщение и систематизирование представлений детей об осени как времени года.
  2. Развивающие – развитие связной речи детей, коммуникативных навыков, познавательной активности.
  3. Воспитательные – воспитание бережного отношения к природе, вызывать желание сохранять её красоту.

Предварительная работа: целевая прогулка по территории детского сада, сбор осенних листьев, наблюдение за изменением природы, за явлениями природы.

Материалы: иллюстрации, осенние листья, фланелеграф, ватман, клей ПВА, кисточки для клея, розетки для клея.

План занятия:

1 часть – мотивационная

Проблемный вопрос.

- Что будет, если осень не придёт? Если после лета сразу наступила бы зима. Что бы было?

- Что будет, если осенью деревья не сбросят листву?

2 часть – основная

Дидактическая игра «Подбери много слов о листьях»

- Встаём в круг, кому из вас дам листик, тот подбирает слова, какие могут быть листья. И передаём лист по кругу.

- Я хочу подарить вам сегодня по листочку. Выбирайте себе, какой вам больше нравится. Рассмотрите внимательно свой листик, на что он похож, что он может изображать, если из листьев создать картинку?

- С листьями ещё можно и чудеса творить. Давайте сначала попробую я, а затем и вы. (Выкладываю узор из листьев на фланелеграфе)

Физкульминутка «Мы листики осенние»

- Так хочется запомнить эти яркие краски надолго, чтобы зимними холодными вечерами они согревали нас своей красотой. Что же нам с вами сделать? (Попробуем сохранить яркую память об осени и создадим картину, составленную из сухих листьев).

- Мы сейчас станем маленькими волшебниками и превратим эти листья в чудесную картину.

- Как будем наносить клей на листья? (Аккуратно, потому что засушенные листья хрупкие).

- А теперь я предлагаю вам приступить к созданию композиции из осенних листочков. Разложим все детали на заготовке и приклеим каждый лист на место.

3 часть – заключительная

Подведение итогов

Рассматривание с детьми получившейся картины. Обсудить, где в группе мы можем расположить работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность " прекрасный мир балета"

Проектная деятельность " прекрасный мир балета"...

Сценарий осеннего утренника в средней группе «Прекрасна осени пора, встречать ребят спешит она»

Сценарий осеннего утренника в средней группе «Прекрасна осени пора, встречать ребят спешит она»...

Занятие по художественно-эстетическому развитию Аппликация: «Осень в России так прекрасна!»

Задачи: Закрепление приемов вырезания симметричных предметов из бумаги сложенной пополам.Познакомить детей с декоративными оформительскими техниками (мозаика) и вызвать интерес к аппликации в стилисти...

Сценарий осеннего бала в средней группе «Прекрасна осени пора, встречать ребят спешит она»

Сценарий осеннего бала в средней группе «Прекрасна осени пора, встречать ребят спешит она»...

Проектная деятельность "Как прекрасна осень в России!"

Вид проекта: Исследовательский, творческий,нформационный.Цель проекта: Создание условий для приобщения детей к истокам русской народной культуры через знакомство с осенним праздником Днем народного ед...